III. Социально-политическое учение.

1. Организация классовой борьбы и руководство ею во имя революционного преобразования общества – содержание деятельности коммунистов

Собственное движение масс как социальная основа деятельности коммунистов. Общая конечная цель коммунистов– преобразование капиталистической общественно-экономической формации в коммунистическую. А поскольку капитализм, будучи антагонистическим строем, неизбежно заключает в себе борьбу противоположных классов между собой, из него, указывают создатели марксизма-ленинизма, не может быть иного выхода, кроме классовой борьбы. Думать иначе, болтать о социальном мире, могут только «социальные» попы и оппортунисты. Коммунисты же исходят из идеи не социального мира, а классовой борьбы. И не потому, что им так субъективно нравится: такова объективная действительность. Где классовую борьбу хотят упразднить как нечто непривлекательное и грубое, там в качестве основы нового общества остаются лишь пустые фразы об «истинном человеколюбии» и «справедливости». Отрицание или прикрытие классовой борьбы есть худший вид лицемерия в политике[46]. Коммунисты должны всю свою многообразную деятельность поставить на ее почву.

Причем саму классовую борьбу нельзя отождествлять с действиями оторванных от масс одиночек или узких групп. Поскольку подлинным творцом истории, решающей силой общественных перемен является народ, то фундаментальное положение марксизма-ленинизма гласит: освобождение трудящихся от эксплуатации и угнетения есть дело самих трудящихся [47]. Не действия, пусть и героические, одиночек или узких групп, а самостоятельное движение масс – единственный путь осуществления марксистско-ленинских идеалов. История показывает, что добиться в классовой борьбе временного успеха можно и не имея поддержки масс. Прочная же победа без них невозможна.

Поэтому коммунисты должны быть всегда теснейшим образом связаны с массами и действовать там, где есть масса. Им необходимо в известной мере слиться с массой, знать ее вдоль и поперек, уметь безошибочно определять в любой момент по любому поводу ее настроения и стремления, повышать ее сознательность и организованность, поднимать на широкие действия. Без сознательной, организованной, широкой деятельности масс, особо отметил Ленин, никакого серьезного изменения к лучшему осуществить нельзя [48].

Пролетариат – самый революционный класс общества. Наиболее передовую часть трудящихся марксизм-ленинизм увидел в рабочем классе, пролетариате. Этот вывод базировался тогда на следующем[49]:

1. По мере утверждения основы капиталистического хозяйства, крупной промышленности, все прочие классы приходили в упадок и уничтожались. Пролетариат же был ее собственным продуктом. Его численность с развитием крупной промышленности неуклонно росла, и он нес главную долю заботы по содержанию общества. Поэтому от позиции и действий пролетариата в первую очередь зависели судьбы буржуазного строя в целом.

2. Пролетариат представлял собой единственный класс, лишенный средств производства и, чтобы жить, вынужденный продавать свою рабочую силу. Поэтому с буржуазным обществом его ничто не связывало. Он объективно был заинтересован в замене частной собственности на общественную, преобразовании капитализма в иной строй.

3. На каждом шагу пролетариат сталкивался лицом к лицу со своим главным врагом – капиталистом. Противостоя ему, он стихийно становился коммунистом, осознавал необходимость уничтожения существующих порядков. Это формировало в пролетариате ненависть к угнетателям, побуждало открыто вступать с ними в схватку.

4. Характер труда на крупных предприятиях объединял пролетариат в большие коллективы, воспитывал в нем сплоченность и дисциплину, порождал дух солидарности. Это придавало пролетариату стойкость, позволяло ему создавать свои массовые организации, облегчало его просвещение.

5. Коренные интересы пролетариата объективно совпадали с коренными интересами остальных категорий трудящихся. Негативные жизненные условия последних наиболее полно концентрировались в его положении. И, следовательно, борясь за собственное освобождение, пролетариат тем самым боролся за освобождение всех трудящихся. Это позволяло ему привлекать к себе трудящихся в качестве союзников.

6. Лучшие представители пролетариата испытывали презрение к обывательщине, мещанству и филистерству, процветавшим в средних слоях буржуазного общества – в мелкой буржуазии, в интеллигенции и оказывавшим на них разлагающее воздействие. Это препятствовало проникновению данных черт в пролетарские ряды.

7. Условия жизни, борьбы и освобождения пролетариата были в главном едины для всех стран. Это делало его глубоко интернациональным классом. Пролетарский интернационализм позволял преодолевать национальные барьеры и обеспечивать международную солидарность рабочих.

Благодаря означенным особенностям, считали создатели марксизма-ленинизма, сила пролетариата в историческом движении неизмеримо больше, чем его доля в населении[50]. Он представляет собой единственный до конца революционный класс, выступает как гегемон революции[51]. Другие трудовые классы и слои, из-за присущих им особенностей, могут быть и бывают революционны лишь отчасти и при известных условиях. Они неизбежно остаются распыленными, колеблющимися, бессильными и без пролетариата на решительные, последовательные революционные действия не способны. Задача пролетариата – объединить эти массы и вести за собой[52]. Его всемирно-историческая миссия, повторим, состоит в том, чтобы сбросить с общества цепи эксплуатации, угнетения, уничтожить капитализм и создать новый строй[53].

Важно особо отметить, что вывод марксизма-ленинизма о пролетариате как гегемоне революции исходит не из субъективно-произвольных предпочтений, а всецело базируется на осмыслении его объективного положения в обществе, на учете качеств, которые в нем образуются независимо от желаний кого-либо, в том числе и самого пролетариата. «Дело не в том, – пишут Маркс и Энгельс, – в чем в данный момент видит свою цель тот или иной пролетарий или даже весь пролетариат. Дело в том, что такое пролетариат на самом деле и что он, сообразно этому своему бытию, исторически вынужден будет делать. Его цель и его историческое дело самым ясным и непреложным образом предуказываются его собственным жизненным положением, равно как и всей организацией современного буржуазного общества»[54].

Вместе с тем не менее значимо и то, что революционная сущность, роль гегемона пролетариата не способны проявиться автоматически, без сознательных усилий входящих в него индивидуумов. «Пролетариат, – отметил Ленин, – революционен лишь постольку, поскольку он сознает и проводит в жизнь эту идею гегемонии. Пролетарий, сознавший эту задачу, есть раб, восставший против рабства. Пролетарий, не сознающий идеи гегемонии своего класса или отрекающийся от этой идеи, есть раб, не понимающий своего рабского положения; в лучшем случае это – раб, борющийся за улучшение своего рабского положения, а не за свержение рабства»[55]. Отсюда требуется, чтобы пролетариат субъективно осознал свое объективное общественное положение и из «класса в себе» превратился в «класс для себя», образовал широкое, массовое, самостоятельное пролетарское движение.

Партия нового типа – коллективный политический руководитель пролетариата, трудящихся. Как показывает мировой опыт, сказанное возможно только в том случае, если у пролетариата будет своя партия. Создатели научного коммунизма о необходимости ее возникновения говорили с самого начала их деятельности. «Для того, – писал Энгельс, – чтобы пролетариат в решающий момент оказался достаточно сильным и мог победить, необходимо – Маркс и я отстаивали эту позицию с 1847 г., – чтобы он образовал особую партию, отдельную от всех других и противостоящую им, сознающую себя как классовая партия»[56]. Образования ее, указывал Маркс, следует добиваться всеми средствами, какие есть в распоряжении пролетариата[57].

Такая позиция обусловливалась тем, что для обретения способности бороться рабочие, трудящиеся массы должны непременно организоваться. Ибо организация является неотъемлемым свойством бытия всех биологических и социальных систем. Под нею понимается внутренняя упорядоченность частей данной системы, данного целого, позволяющая им нормально функционировать и развиваться. Чем выше уровень организации, тем совершеннее система, целое. Снижение же уровня организации неизбежно ведет к их деградации и распаду.

Создатели марксизма-ленинизма отмечали, что буржуазия основывает свое господство на адекватной себе национальной и международной организации жизни общества, стержень которой – система наемного труда со множеством поддерживающих ее структур. И этому рабочий класс должен противопоставить адекватную себе организацию, должен тоже организоваться в национальном и международном масштабах. У рабочего класса, особо подчеркивали создатели марксизма-ленинизма, нет более важного оружия в борьбе, чем организация. Без нее рабочий класс – ничто. Он распылен, бессознателен, всецело зависим от буржуазии и способен действовать на общественной арене лишь как ее придаток, как хвост буржуазных партий, как игрушка в руках власть имущих, отстаивая тем самым не свои, а чуждые себе интересы. Организованный же, рабочий класс – все. Организация многократно увеличивает его возможности, позволяет вырваться из-под влияния буржуазии, власть имущих и начать противостоять им на общественной арене как сила силе[58].

Практика показала, что рабочий класс может организовываться в различных формах. К ним относятся профессиональные, кооперативные, просветительные, спортивные общества, фабрично-заводские и стачечные комитеты, кассы взаимопомощи, больничные кассы, страховые товарищества и тому подобное. Однако эти образования, играя в рабочем движении известную полезную роль, полностью удовлетворить его организационные нужды неспособны. Ибо все они, во-первых, объединяют пролетариев не в целом, а только по каким-то отдельным признакам (например, – по профессиям). Во-вторых, их деятельность предполагает не уничтожение капитализма как строя, а лишь возможное улучшение жизни рабочих в его рамках. И, в-третьих, действуя в различных сферах общества и в отрыве друг от друга, они не могут обеспечить должную скоординированность и согласованность усилий всех пролетариев.

Следовательно, требуется (помимо названных) еще такая форма организации рабочих, которая давала бы возможность сплотить их в единое целое и направить усилия этого целого по нужному руслу. Ею и является особая, самостоятельная, безусловно ни от каких других партий не зависящая, до конца принципиально выдержанная пролетарская партия. Постоянная ее задача – организация классовой борьбы пролетариата и руководство ею, а общая цель – завоевание политической власти и построение нового общества. Данная партия, указал Ленин, представляет собой высшую форму классовой организации пролетариата, его авангард, руководящую и направляющую силу[59]. (Подробно вопрос о партии рассматривается во втором разделе книги).

Социалистическая революция. Борьба между буржуазией и пролетариатом, трудящимися неизбежно ведет к социалистической революции. Все другие революции, будучи для своего времени прогрессивными, эксплуатацию и угнетение, однако, не устраняли, а лишь изменяли их форму. Задачу полного уничтожения эксплуатации и угнетения впервые призвана решить социалистическая революция. Она поэтому представляет собой высший тип социальной революции.

Одновременно в марксизме-ленинизме особо подчеркивается, что никакую революцию нельзя осуществить в любой момент, в любой стране только по одному желанию революционеров. Революции не делаются по приказу, заказу, соглашению. Они вырастают не из программ, а созревают в процессе исторического (подчас очень длительного) развития[60]. Чтобы революция стала возможной и победила, требуется наличие определенных общественных условий – объективных и субъективных предпосылок.

Исходную объективную экономическую предпосылку социалистической революции составляет, повторим, возникающий на определенном этапе и углубляющийся конфликт между производительными силами общества и буржуазными производственными отношениями. Порождаемые этим в экономике негативные тенденции являются внутренним источником революционного взрыва. Но для осуществления последнего одних объективных экономических предпосылок недостаточно. Ведь революцию делают не какие-то абстрактные тенденции, а живые люди, различные социальные и политические силы – классы, слои, их партии, организации, движения. И нужно, чтобы тенденции, которые возникли в экономике, соответствующим образом повлияли на данные силы, вызвали у них потребность бороться с существующим.

Значит, наряду с объективными экономическими предпосылками, для революции требуются еще и объективные социально-политические предпосылки. Под ними понимается глубокий социально-политический кризис общества, который Ленин назвал революционной ситуацией, выделив три ее признака[61]:

1. Верхи не могут управлять по-старому, а низы не хотят жить по-старому.

2. Ухудшение, по сравнению с обычным, положения большинства трудящихся.

3. Значительное повышение, вследствие первых двух причин, политической активности масс.

Наличие экономических и социально-политических объективных предпосылок свидетельствует, что общество созрело для радикальных перемен.

Однако история учит, что и такая зрелость далеко не всегда приводит к революции. Ведь трудящиеся могут желать революции, ибо к этому объективно толкает их жизнь. Но субъективно они к ней могут быть не готовы, могут не знать, как ее осуществить. И тогда революция или совсем не начинается, или, начавшись, в лучшем случае заканчивается буржуазными реформами, а то и направленной против народа реакцией.

Следовательно для победы революции, кроме объективных предпосылок, нужны еще и зрелые субъективные предпосылки. Согласно марксистско-ленинским воззрениям, они включают в себя следующие слагаемые:

1. Наличие у революционного класса, пролетариата, способности на массовые революционные действия. Заметим: речь идет не просто о существовании революционного класса, а о таком его состоянии, когда он уже способен на массовые революционные действия. Причем действия достаточно сильные, чтобы сломить старую власть, которая сама никогда, даже и в период кризиса, не упадет, если ее не уронить[62].

2. Наличие у революционного класса союзников[63]. Революция – исключительно трудна. И одному революционному классу ее не осуществить. Он может сделать это, если найдет себе союзников. Ими выступают все те слои буржуазного общества, кто в той или иной мере эксплуатируется капиталом. Сюда же обязательно следует отнести армию и другие силовые структуры. Их участники революции должны или привлечь на свою сторону, или, как минимум, нейтрализовать. Иначе правящий режим использует данные структуры для подавления народа. Революционный класс вместе со своими союзниками составляет движущие силы революции.

3. Наличие у движущих сил революции боевой авангардной партии, ориентирующейся на социализм[64]. Задача партии, как отмечено, состоит в том, чтобы организовать трудящихся, указать им правильный путь действий, поднять их на борьбу и возглавить ее.

Без зрелых объективных и субъективных предпосылок революция победить не может. Искусственное форсирование революционных событий, «экспорт революции», перенесение ее с помощью оружия из одной страны в другую несовместимы с марксизмом-ленинизмом. Люди, пытающиеся сделать это, по мнению Ленина, либо безумцы, либо провокаторы[65].

Наши рекомендации