Вопрос №7 Философское учение Платона. Его онтология, гносеология, педагогическое и социально – политическое воззрение

Платон синтезировал раннегреческую онтологию в своем учении об «идеях. Бытие, по Платону, есть совокупность идей — умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (т. е. текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между бытием и «безначальным началом» бытия (т. е. непостижимой основой, называемой им также «благом»). Онтология у Платона тесно связана с учением о познании как интеллектуальном восхождении к истинно сущим видам бытия.
На фоне политических смут и духовных брожений своего времени Платон по мере возможности попытался сформулировать важнейшие принципы и правила, ориентирующие на создание стабильногообщественного строя. С этой целью Платон опровергал гносеологический софистический релятивизм и доказывал возможность точного знания. Платон опирался на сократовскую диалектику, ориентированную на поиск единого и всеобщего многообразия явлений.

Учение Платона о государстве тесно связано с этикой и психологией. Основной идеей "Государства" Платона является идея справедливости, создание идеального политического строя. Существование человека вне общественно-политической жизни, по Платону, невозможно. Государство Платона состоит из сословий: правителей, стражей и так называемого третьего сословия, куда входят крестьяне, ремесленники, торговцы и т.д. По Платону, каждое сословие должно заниматься своим делом, в совершенстве владеть своим мастерством (techne). Основное разделение сфер деятельности определяется назначением каждого сословия. Так, философы-правители управляют, стража призвана охранять государство от внешних и внутренних врагов, а крестьяне и ремесленники должны производить материальные блага как для самих себя, так и для первых двух сословий. Соответствующими этическими добродетелями сословий являются мудрость, мужество и послушание. Гармоничное сочетание деятельности сословий и их добродетелей и создает справедливый государственный строй.

В истории античной педагогики Платону, его педагогическим теориям и его педагогической деятельности должно быть отведено видное место. Правда, в громадном литературном наследии философа нет специальных трактатов, посвященных вопросам воспитания, но безусловно верным представляется нам вывод Данту, утверждающего относительно Платона, что «son ceuvre tout enliere est d'ordre pedagogique»; это следует в частности сказать о «Государстве», «Пире» и «Законах». «Педагогический» характер первого был, впрочем, ясен уже для Руссо, предлагавшего, как известно, желающим получить понятие об общественном воспитании, читать именно это крупнейшее произведение Платона. Педагогическая работа являлась для Платона на протяжении всей его творческой жизни однимиз важнейших видов общественной деятельности. Суждения на педагогические темы, приобретая разные оформления, неоднократно высказываются им во многих его диалогах. Так, мы находим их уже в ранних сократических диалогах Платона «Лахете» и «Эвтидеме», и эти же заветные мысли получают развитие в одном из последних созданий философа – в его «Тимее». В данном случае не следует также забывать и собственной обширной педагогической деятельности Платона в той созданной им философской школе, Академии, которая просуществовала столетия.


Вопрос №8 Движение – способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь

В основе диалектико-материалистического понимания движения лежат следующие положения.

Во-первых, движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное свойство, способ существования материи.

Во-вторых, движение определяется как любое изменение.

В-третьих, движение представляет собой противоречие, а его источником взаимодействие противоположностей.
Рассмотрим более подробно эти положения. Итак, движение представляет собой необходимое, неотъемлемое свойство материи, без которого она не может существовать. Иными словами, движение есть атрибут материи.

Первое из рассматриваемых положений говорит о неразрывности материи и движения, что означает признание абсолютности движения. Если нет материи без движения, то движение абсолютно.
Второе же положение - положение о том, что движение есть любое изменение говорит об относительности, потому как конкретное изменение происходит относительно чего-то (перемещение одного тела можно определить лишь относительно положения других тел). Таким образом, движение является единством абсолютного и относительного. Все изменения, происходящие в неживой природе, в природе живой, в обществе, конечно же, представляют собой движение. Однако движение непросто однородный процесс, однотипное изменение. В связи с этим ученые выделяют три типа движения. Во-первых, движение может идти от простого ксложному, по восходящей линии. Во-вторых, движение может идти по нисходящей линии (например, процесс старения отдельного живого организма). При третьем варианте движения нет ни восходящих, ни нисходящих линий. Вместе с тем для каждого отдельного предмета движение такого типа возможно лишь в короткие промежутки времени, по прошествии которых осуществляется переход к движению либо первого, либо второго типа. Изменение, идущее по восходящей линии (от простого к сложному), называется развитие.

Последнее положение констатирует, что источником изменений является взаимодействие. Действие закона единства и борьбы противоположностей вызывает изменение, переход от одного состояния к другому, является внутренним импульсом совершающихся процессов, причиной самодвижения.
Диалектико-материалистическое учение о формах движения материи было разработано Ф. Энгельсом. Его идеи по данному вопросу отнюдь не устарели. Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи:
Механическое движение - пространственное перемещение объектов, но, нужно отметить сегодня, - не любое, а лишь характеризующееся наличием траектории, - распространение в пространстве полей, например, - это не механический процесс.

Физическое движение - теплота, электромагнетизм, гравитация...
Химическое движение - превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма движения материи имеет дело с образованием и разрушением молекул вещества

Биологическое движение - специфические для живого процессы. Последнее можно охарактеризовать так: "Жизнь представляет собой способ существования белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение и воспроизводство организмов
Социальное движение (с которым связано и мышление).
Следует подчеркнуть, что различные формы движения способныпереходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности - масса.


Вопрос №9 Философские взгляды Аристотеля. Его онтология, гносеология, общественно-политические взгляды

Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
Философские знания разделены Аристотелем на метафизику, логику, этику, физику, историю, эстетику.
Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя — самая необходимая для совместной жизни.

Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть нравственными качествами.
Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

–Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

– Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

– Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:
– Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

– Олигархия — блюдет выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.

– Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.


Вопрос №10. Познание. Чувственное и рациональное познание. Особенности рационализма и сенсуализма в гносеологии

Познание – это процесс приобретения и развития знания, который прежде всего обусловлен общественно-исторической практикой. Основными понятиями для обозначения разных аспектов познавательного процесса является знание и незнание.

В советской философской науке было принято выделять две ступени познания: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Вдальнейшем, когда стало выясняться, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями, или уровнями, познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное - это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. Некоторые авторы выделяют еще один уровень познания, принимаемый ими за исходный - живое созерцание, которое рассматривается не как познавательная способность, а как результат реализации этих способностей или сам процесс познания определенной стороны объектов.

В истории философии сложились различные взгляды и представления о проблеме соотношения чувственного и рационального познания. Существует три ведущих философских направления, пытающихся по-своему решить эту проблему - сенсуализм, эмпиризм и рационализм.

Понятием "сенсуализм" обозначается теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения. В древнем мире представителями сенсуализма были киренаики и эпикурейцы, в средние века сенсуализм был мало распространен. В Новое время основу сенсуализма заложил Д. Локк, который выдвинул положение, что нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве. Это положение разделяли Т. Гоббс и Д. Беркли. Систематическое обоснование сенсуализм получил у французских просветителей, в частности, Э. Кондильяк утверждал, что восприятие охватывает все духовные способности. Д. Юм добавил к "внешнему опыту", из которого исходили все прежние представители сенсуализма, "внутренний опыт".
Рационализм - это совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа с субъективной стороны -разум, мышление, рассудок, а с объективной стороны - разумность, логический порядок вещей. В древнем мире существовали лишь отдельные элементы объективистского рационализма. ВXVII - XVIII вв. складывается система субъективистского рационализма, ее представителями являются Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, X. Вольф. И. Кант попытался устранить противоположность эмпиризма и рационализма в высшем синтезе своего критицизма. И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель частично возвратились к объективному рационализму. Целиком рационалистичными являются исторический материализм, прагматизм и те направления современной филосбфии, которые зависят от философии рационализма и находятся под его влиянием: марксизм, неовитализм, логицизм, неореализм.
В марксистской гносеологии был сформулирован тезис о взаимодействии, взаимопроникновении чувственного познания, эмпирического опыта и понятийного рационального мышления. В ней чувственное и рациональное познание не рассматриваются как некоторые абсолютно самостоятельные, изолированные способности познающего человека, наоборот, утверждается, что в реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии.

Наши рекомендации