Из русской литературы XIXвека
Содержание программы по литературе для 9 класса.
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теориялитературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
История литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы XVIIIвека
Характеристика русской литературы XVIIIвека. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов.Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года».Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теориялитературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин.Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям».Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев.Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву».(Обзор.)
Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества.
Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия, его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
Теориялитературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин.Слово о писателе Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героев. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Александр Николаевич Островский.
«Бедность не порок».Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире.
Федор Михайлович Достоевский.Слово о писателе.
«Белые ночи».Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теориялитературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой.Слово о писателе. «Юность».Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победы добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форм., раскрытия психологии героя.
(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися индивидуальным заданиям учителя.)
Антон Павлович Чехов.Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника».
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XXвека, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин.Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков.Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце».История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в помести.
Теориялитературы. Художественная фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов.
Рассказ «Судьба человека».
Из русской поэзии XXвека
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XXвека.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок.Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин.Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский.Слово о
поэте.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева.Слово о поэте.
«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий.Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова.Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белаястая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNODOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак.Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...».Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский.Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теориялитературы. Тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Из зарубежной литературы
Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь служить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Гораций.Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...».Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.
Данте Алигьери.Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.
У.Шекспир.Слово о поэте. «Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»
И..В.Гете.Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.
Содержание программы по литературе для 9 класса.
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теориялитературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
История литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы XVIIIвека
Характеристика русской литературы XVIIIвека. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов.Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года».Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теориялитературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин.Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям».Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев.Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву».(Обзор.)
Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества.
Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия, его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
Теориялитературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин.Слово о писателе Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героев. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Из русской литературы XIXвека
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIXвека. Поэзия, проза, драматургия XIXвека в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский.Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море».Романтический образ моря.
«Невыразимое».Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана».Жанр баллады в творчестве Жуковского: фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж,
роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской пиры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теориялитературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов.Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума».Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии, критика о комедии (И. А. Гончаров.«Мильон терзаний») Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин.Жизнь и творчество. (Обзор.)
( Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», « Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», « Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Поэма «Цыганы».Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XXвека; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери».Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере
творчества.
Теориялитературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов.Жизнь и творчество
(Обзор.)
«Герой нашего времени».Обзор содержания. «Ге рой нашего времени» — первый психологический рома! в русской литературе, роман о незаурядной личности Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский)
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист»ее философско-композиционное значение.. Поэзия Лермонтова «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта»,««И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю..,
«Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...».Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теориялитературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь.Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Мертвые души»— история создания.. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюции образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского.