Из русской литературы XIXвека

Содержание программы по литературе для 9 класса.

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и раз­витие творческой читательской самостоятельности.

Теориялитературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве».История открытия памят­ника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

История литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы XVIIIвека

Характеристика русской литературы XVIIIвека. Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов.Жизнь и творче­ство. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского лите­ратурного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Ве­личества государыни Императрицы Елизаветы Пет­ровны 1747 года».Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теориялитературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин.Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям».Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев.Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву».(Обзор.)

Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества.

Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия, его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теориялитературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин.Слово о писателе Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героев. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Александр Николаевич Островский.

«Бедность не порок».Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире.

Федор Михайлович Достоевский.Слово о писа­теле.

«Белые ночи».Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, не­счастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теориялитературы. Повесть (развитие поня­тия).

Лев Николаевич Толстой.Слово о писателе. «Юность».Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя по­вести, его стремление к нравственному обновлению Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победы добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форм., раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов.Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника».

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаиче­ских произведений XXвека, о ведущих прозаиках Рос­сии.

Иван Алексеевич Бунин.Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце».История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов про­изведения. Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в помести.

Теориялитературы. Художественная фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.

Рассказ «Судьба человека».

Из русской поэзии XXвека

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XXвека.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок.Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Об­разы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин.Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жа­лею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшен­ный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».Тема любви в лирике поэта. Народ­но-песенная основа произведений поэта. Сквозные об­разы в лирике Есенина. Тема России — главная в есе­нинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский.Слово о

поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (от­рывок) и другие стихотворения по выбору учителя и уча­щихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде по­эта.

Марина Ивановна Цветаева.Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Бло­ку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенно­сти поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в твор­ческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий.Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О кра­соте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обоб­щений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Бе­лаястая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNODOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Вес­на в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...».Философская глубина ли­рики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность поэзии. Приобщение вечных тем к совре­менности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский.Слово о по­эте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Рже­вом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теориялитературы. То­ническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Из зарубежной литературы

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь служить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций.Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...».Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.

Данте Алигьери.Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.

У.Шекспир.Слово о поэте. «Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

И..В.Гете.Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.

Содержание программы по литературе для 9 класса.

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и раз­витие творческой читательской самостоятельности.

Теориялитературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве».История открытия памят­ника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

История литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы XVIIIвека

Характеристика русской литературы XVIIIвека. Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов.Жизнь и творче­ство. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского лите­ратурного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Ве­личества государыни Императрицы Елизаветы Пет­ровны 1747 года».Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теориялитературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин.Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям».Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев.Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву».(Обзор.)

Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества.

Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия, его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теориялитературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин.Слово о писателе Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героев. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из русской литературы XIXвека

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIXвека. Поэзия, проза, драматургия XIXвека в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский.Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

«Море».Романтический образ моря.

«Невыразимое».Границы выразимого. Возможно­сти поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана».Жанр баллады в творчестве Жуковского: фантастика, фольклорное начало, атмо­сфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж,

роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения тради­ционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской пиры. Светлана — пленительный образ русской девуш­ки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теориялитературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов.Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума».Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии, критика о комедии (И. А. Гончаров.«Мильон терза­ний») Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин.Жизнь и творчество. (Обзор.)

( Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», « Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», « Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Поэма «Цыганы».Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоре­чие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Структура текста. Россия в ро­мане. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пуш­кина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленско­го и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зер­кале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская крити­ка начала XXвека; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери».Проблема «гения и злодейст­ва». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере

творчества.

Теориялитературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов.Жизнь и творчество

(Обзор.)

«Герой нашего времени».Обзор содержания. «Ге рой нашего времени» — первый психологический рома! в русской литературе, роман о незаурядной личности Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский)

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист»ее философско-композиционное значение.. Поэзия Лермонтова «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта»,««И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю..,

«Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...».Пафос вольности, чувство одиночест­ва, тема любви, поэта и поэзии.

Теориялитературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологиче­ский роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь.Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Мертвые души»— история создания.. Система образов. Мертвые и живые ду­ши. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной коме­дией» Данте, с плутовским романом. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эво­люция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволю­ции образа автора — от сатирика к пророку и проповед­нику. Поэма в оценках Белинского.

Наши рекомендации