Пространственно-временная структура мира. Понятие движения и развития в философии.
То или иное понимание пространство и времени складывается в зависимости от хар-ра взаимодей-я материи и движения, движения и покоя.Демокрит:вводит понятие пустого пространство для движения атомов как необходимого объективного усл-я;пространство Демокрита бесконечно и однородно,оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основой вечного движения;вся природа представлялась в вечном и неустанном движении. Пространство и время рассм-лись в кач-ве усл-й и причины её движения. Такой подход к пониманию пространство и времени был хар-н для мн.материалистов Др.Греции. Идеалисты:Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто вневременное, божественное, сверх-природное, совершенное.Аристотель:отвергал существо-вание пустого,однородного и бесконечного пространство.Оно у Аристотеля неоднородно и конечно.Время выражает число движений и течет равномерно.Ньютон:у него абсолютное пространство было демакритовой пустотой,оно неподвижно,однородно,непрерывно,бесконечно,трехмер-ное вместилище всех материальных тел и их движений.Время-чистое,однородное,равномерное, непрерывное, вечная и неизменная длительность,оно имеет одно направление и течет от прошлого через наст.к будущему и поэтому одномерно.Пространство и время не от чего не зависят.Такое понимание пространства и времени было хар-но для Лейбница, Декарта и др.Лейбниц:ни пустоты,ни чистой длительности, как самостоятельных начал бытия, - нет. Пространство – порядок взаиморасположения тел ,а время - порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел, т.е.пространство и время у него зависят от простейших субстанций,монад,к-ые активны, обладают движением,наделены способностью самодвижения.В тесных рамках идеализма,но глубоко диалектически пытался решить эту проблему Гегель:он считал,что только в движении пространство и время действительны,они неразделимы и определяют друг друга как ед-во противоположностей. Кант: считал пространство и время в качестве априорных,доопытных и врожденных св-в чел.созн-я как чистые формы созерцания,благодаря к-ым чел воспри-нимает явления внеш.мира в пространствое и во времени.Кант считает,что тела представляются нам как имевшие опред.геометрическую форму,протяженность,потому что так устроено созн-е чела.Мах:пространство и время-упорядо-ченные ряды ощущений.Диалектический материализм: пространство и время - формы или способы существования материи.
Св-ва пространства и времени.
1.Общие св-ва:1). объективность;2).абсолютность–движение,как и пространство и время,носит всеобщий хар-р;3).относительность–содержанием пространства и времени является движущаяся материя,поэтому пространство и время меняются в разл.частях света,на разных уровнях, в движущейся мате-рии;4).бесконечность–понимается в смысле бесконечности всеобщности бытия.2.Специфические св-ва:1).непрерывность и прерывность–св-во связано с движением пространства, и время прерывно, поск-ку в движении осущет-ся переход от одних пространственно-временных структур к другим;2) мерность–пространственно-временные отн-я м.б.описаны при помощи 3х пространственных отн-й и одного временного отн-я; существует понятие n-мерного пространство,т.е.добавляются др.хар-ки:t,p.3).Время одномерно–т.е.оно необратимо,это св-во обусловлено хар-ом причинно-следственных отн-й.
Пространство есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие
Время есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем как длительность, последовательность смены состояний.
Пространство-когда любой объект занимает место,т.е.обладает протяженно-стью,находится на каком-то расстоянии от др.объектов, т.е.взаимодей-ет с ними и обладает определенной кон-фигурацией.
Время–1)длительность явления;2)следова-ние сменяющих друг друга событий и явлений, имеющих одно измерение.
Пространственно-временная определенность мира составляет одну из важнейших характеристик Универсума. Центральными философскими категориями в описании данной характеристики являются категории «пространство» и «время». Понимание этих категорий возможно на основе реконструкции истории философских и естественнонаучных представлений о пространстве и времени. Для классической и неклассической философии и науки характерны субстанциальный и реляционный подходы к интерпретации пространства и времени.
Субстанциальная: пространство и время существуют независимо от материи. Можно убрать из пространста все тела, и все же пространство останется, а свойства его сохранятся. Время течет одинаково во всей Вселенной, и это течение ни от чего не зависит. Реляционная концепция зародилась в недрах диалектическй традиции, была отчетливо сформулирована в диалектическом материализме, а затем окончательно подтверждена теорией Эйнштейна. Простанство и время мыслятся не как особые отдельные от материи сущности, а как формы существования материи.
Свойства П.: трехмерность, симметрия, асимметрия, формы, размеры, местоположение, расстояние между телами, распределение вещества и поля.
Свойства В.: одномерность, асимметричность, необратимость, ритм процессов, скорость изменения состояния.
Единство материи, движения, пространства и времени: изучая материю в тех или иных формах ее проявления, мы непременно изучаем тем самым и пространство и время в их органической связи с движением и, наоборот, исследуя пространственно-временные параметры, мы неизбежно тем самым изучаем и материю в ее движении.
Человек и общество суть особая форма движения материи принадлежит к фундаментальным открытиям философии. Общество – не просто материя, а одухотворенная материя. Носителем социальной формы движения является человек как субъект истории. Социальная форма движения выражается в субъектно-объектных отношениях, т.е. в отношении человека, социальных групп, общества в целом к окружающему миру.
Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение,
системность. В истории философии 2 основные точки зрения на время и
пространство.
Под влиянием впечатляющих достижений физики ХХ в. в философию входит понятие о едином пространстве-времени как континууме отношений и разного рода взаимодействий между материальными образованиями. Таким образом, предметом пространственно-временного описания следует считать не объект сам по себе, а объект, определенным образом взаимодействующий с внешним миром. Характер взаимодействия тем самым детерминирует различные пространственно-временные отношения, соответствующие различным уровням структурной организации материального мира.