Глава 4. Ведущий блок психотипа
Теперь давайте поговорим о второй сильной функции каждого психотипа. Здесь мы можем опираться только на опытные данные, которые свидетельствуют о том, что вторая функция указывает на ту область, в которой индивид ищет способ реализации главной, программной функции. То есть если программная функция определяет главные приоритеты конкретного человека, то вторая — способ реализации этих приоритетов. Поэтому вторая функция носит название реализационной, иногда ее также называют творческой.
Отметим, что в паре ведущих функций всегда оказывается так, что одна из функций экстравертна, в то время как вторая — интровертна. Это правило подтверждается практическими наблюдениями — так распорядилась Природа. Да это и понятно — трудно, в самом деле, представить себе хорошо адаптированного к жизни человека, который по двум ведущим функциям был бы, например, полностью интровертен, то есть опирался бы только на свои установки, не обращая никакого внимания на то, что происходит вокруг него. То же можно сказать и о полностью экстравертном (в обеих функциях) типе, поскольку это значит, что он следовал бы только, согласно определению Юнга, «непереваренному эмпирическому» материалу, без какого-либо собственного отношения к этому.
Теперь мы можем снова вернуться к схеме 1 и нарисовать все варианты пар сильных функций для Практиков, Исследователей, Социалов и Гуманитариев.
Из приведенной схемы мы видим, что получилось всего 16 вариантов различных сочетаний сильных функций разной вертности, что соответствует 16 психотипам. Каждая из четырех основных групп — Практики, Исследователи, Социалы, Гуманитарии — таким образом, распалась еще на четыре типа. Обратите внимание также и на то, что в каждой паре, кроме разной вертности, одна из функций — рациональна, в то время как другая — иррациональна. Поскольку первая функция — самая сильная, именно она определяет, к какому полюсу по рацио-иррациональности, а также экстра-интровертности относится соответствующий психотип.
Схема 2. 16 вариантов психотипов
ЧЛ-БС, ЧЛ-БИ, ЧЭ-БС, ЧЭ-БИ — рациональные экстраверты
БЛ-ЧС, БЛ-ЧИ, БЭ-ЧС, БЭ-ЧИ — рациональные интроверты
ЧС-БЛ, ЧС-БЭ, ЧИ-БЛ, ЧИ-БЭ — иррациональные экстраверты
БС-ЧЛ, БС-ЧЭ, БИ-ЧЛ, БИ-ЧЭ — иррациональные интроверты
Как мы уже говорили выше, первая, самая сильная функция — программная, именно она определяет приоритетное направление внимания человека соответствующего психотипа. Вторая, менее сильная функция указывает на тот способ, которым он добивается результата. Это наблюдение, которое постоянно подтверждается на практике, мы также можем проиллюстрировать примерами из жизни уже хорошо знакомых нам героев романа Толстого «Война и мир».
Начнем с Практиков. Мы установили, что два персонажа — старый князь Болконский и Николай Ростов — логики, только князь — интроверт, а Николай — экстраверт, следовательно, учитывая то, что они оба сенсорики и рациональны, схемы их психотипов, согласно нашим символьным обозначениям, таковы:
ЧЛ-БС, логико-сенсорный экстраверт — психотип Николая Ростова,
БЛ-ЧС, логико-сенсорный интроверт — психотип старика Болконского.
Проанализируем, действительно ли вторые функции таковы, как они изображены, то есть БС — реализационная функция Николая и ЧС — князя Болконского.
Вспомним, что Николай — экстравертный рациональный логик ЧЛ, все силы отдает хозяйственной деятельности, но какими средствами он достигает цели? Заботой о том, чтобы его работники жили в достатке, чтобы они были здоровы телом и духом — не случайно крестьяне соседских помещиков просят, чтобы он купил их, и долго еще помнят после его смерти о его рачительности и заботе о них. И эта забота носит отнюдь не эмоциональный характер, Николай понимает, что работник — главный элемент сельскохозяйственного производства и для этого «...нужен порядок, нужна строгость... И справедливость, разумеется, — прибавлял он, — потому что если крестьянин гол и голоден, и лошаденка у него одна, так он ни на себя, ни на меня не сработает».
Правда, иногда Николай наводит порядок у себя в хозяйстве и с помощью кулаков, если встречает нерадивость и лень, — такова привычка помещиков того времени, однако княжна Марья легко преодолевает эту привычку мужа, и он сдерживается. А теперь вспомним, что забота о здоровье, достатке, удобствах и жизненном благополучии действительно связана с интровертной сенсорикой, сенсорикой ощущений БС.
Совсем иначе ведет себя с окружающими старый князь Болконский. У него жесткий свод правил, определяемый его ведущей структурной логикой БЛ, и он не только сам следует им, но еще и волевым образом ЧСзаставляет окружающих жить по этим нормам и правилам. Будучи уверен в полезности математических знаний, он заставляет ежедневно заниматься решением задач свою дочь, княжну Марью, не особенно заботясь о том, нужно ли ей это самой. И по отношению к своему сыну, князю Андрею, старик также неумолим — настаивает на том, чтобы брак его с Наташей Ростовой был отложен на год. Андрей прекрасно знает, что настаивать на своем здесь бесполезно, поэтому даже не пытается этого делать. И все домочадцы усадьбы Болконских также вынуждены жить исключительно по тому жесткому режиму, который ввел старый князь. Таким образом, свою логическую программу человек этого психотипа проводит с жесткой уверенностью в исключительно собственной правоте, волевыми методами ЧС.
А вот еще одна хорошо знакомая нам пара интуитов: интровертный Пьер Безухов и экстравертный капитан Тушин. Их психотипы в символах функций Юнга выглядят так:
ЧИ-БЛ — интуитивно-логический экстраверт — психотип капитана Тушина,
БИ-ЧЛ — интуитивно-логический интроверт — психотип Пьера Безухова.
Как действует капитан Тушин? Он видит реальную возможность разбить противника ЧИ и тут же логически рассчитывает, как эту возможность наилучшим образом осуществить — умение просчитывать различные варианты как раз и входит в сферу действия интровертной логики — БЛ.
В описании жизни Пьера Безухова, многое пережившего в горящей Москве, мы находим недвусмысленное указание на то, как изменился Пьер в деловых вопросах ЧЛ: «В практических делах Пьер неожиданно теперь почувствовал, что у него был центр тяжести, которого не было прежде. (...)
Теперь, к удивлению своему, он нашел, что во всех этих вопросах не было более сомнений и недоумений. В нем теперь явился судья, по каким-то неизвестным ему самому законам решавший, что было нужно и чего не нужно делать.
Он был так же, как и прежде, равнодушен к денежным делам; но теперь он несомненно знал, что должно сделать и чего не должно».
Не всегда легко найти точное подтверждение деталей проявления той или иной функции в поведении каждого психотипа, — ведь не писал же Толстой, в самом деле, своих героев для иллюстрации соционики. Скорее, можно удивляться тому, насколько они, тем не менее, угадываются по общему стилю поведения в тех или иных своих действиях.
Интересно отметить также тот факт, что с годами черты психотипа в каждом реальном человеке проявляются более выпукло и уверенно. Это, по-видимому, связано с тем, что в детстве и в молодости каждый из нас подвержен сильному влиянию родителей, друзей, учителей. Многие в своем поведении просто пытаются подражать кому-то, надевают на себя маску, вырабатывают собственный имидж — все это может сильно затушевать истинный психотип. Замечательно, что Толстой и эти перемены угадал в своих героях. И Николай Ростов, и Пьер Безухов сильно меняются к концу романа, пройдя много испытаний и, в конце концов, обретают свою истинную, природную суть.
Однако продолжим изучение проявления вторых функций соционических психотипов. В романе мы уже частично проанализировали два сенсорных типа — Наташу Ростову и ее отца, графа Ростова. Мы можем теперь также записать их сильные функции в соционических символах:
ЧС-БЭ — сенсорно-этический экстраверт — психотип Наташи,
БС-ЧЭ — сенсорно-этический интроверт — психотип графа Ростова.
Вот перед нами Наташа. Ее жизненная активность, стремление немедленно получить причитающееся, неумение и нежелание ждать — эта позиция, эта программа ЧСпросматривается на протяжении всего романа, но как она добивается своего? Умением манипулировать, «дирижировать» чувствами людей, умением уловить нюансы их настроений:
«Несмотря на всю свою смелость (Наташа знала, как чувствительна была ее мать ко всему, что касается известий о Николушке), она не решилась за обедом сделать вопрос и от беспокойства за обедом ничего не ела и вертелась на стуле, не слушая замечаний своей гувернантки».
Ее отец, граф И. А. Ростов, менее чувствителен к оттенкам чувств, он просто старается миром утрясти все неприятности, сохранить и себе, и окружающим хорошее настроение и, если это не требует особых усилий, — создать его ЧЭ.
В заключение рассмотрим пару рациональных этиков. Перед нами — брат и сестра Болконские, экстравертный князь Андрей и интровертная княжна Марья. Следовательно, их психотипы таковы:
ЧЭ-БИ — этико-интуитивный экстраверт — психотип князя Андрея,
БЭ-ЧИ — этико-интуитивный интроверт — психотип княжны Марьи.
Князь Андрей эмоционален, он стремится к славе, к тому, чтобы его любили люди ЧЭ, и он ищет возможность завоевать эту любовь. В частности, он заранее фантазирует БИ, как поведет людей за собой, как с его помощью будет выиграна битва: «И ему представилось сражение, потери его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так давно ждал он, наконец представляется ему. (...) Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного при армии Кутузова, но делает все он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он...» — эти фантазии приводят его впоследствии к тому, что во время сражения, видя бегущих солдат, он поднимает знамя и поворачивает бегущих лицом к врагу.
Что же касается княжны Марьи, то свою программу приверженности нормам морали и нравственности БЭ она проводит в жизнь, занимаясь нравственным самоусовершенствованием, отказывает себе в простых радостях ради спокойствия своего отца. Мечтая выйти замуж за Анатоля Курагина, который приехал со своим отцом, чтобы сделать ей такое предложение, княжна, неожиданно увидев, что Анатоль ловеласничает с гувернанткой-француженкой, отказывает Анатолю. При этом она совершенно искренне верит в их любовь, не видя в этом простого легкомысленного флирта: «Мое призвание другое, — думала про себя княжна Марья, — мое призвание — быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования. (...) Я так буду счастлива, когда она будет его женою. Она так несчастлива, чужая, одинокая, без помощи! И боже мой, как страстно она его любит, ежели она так могла забыть себя...» И — никакого осуждения в адрес француженки, по существу, предающей свою госпожу, в чьем доме она живет. Вспомним, что интуиция возможностей ЧИ и подразумевает способность увидеть новые возможности в чем бы то ни было или в ком бы то ни было, в том числе и в себе. Княжна Марья предпочитает сделать еще один шаг в сторону ущемления своих интересов, она всегда настроена на возможность собственного нравственного усовершенствования. И преодоление себя в этом — скорее предмет ее гордости и удовлетворения, чем огорчения.
Хотелось бы только предостеречь читателя от буквального восприятия действия той или иной функции Юнга. Здесь приведены только конкретные примеры такого действия, и в каких-то других ситуациях проявления их могут оказаться иными. Этот вопрос мы постараемся обсудить более детально при подробном описании психотипов.