Глава 5. ведущий как особая профессия

Еще раз о способностях

Каждый ли человек может выступать по телевидению так, чтобы зрители на него смотрели и слушали его? Понятно, что далеко не каждый. Но если мы посмотрим на тех телевизионных персон, которым это удается, то можно обнаружить: они настолько разные люди, что, кажется, между ними не может быть ничего общего.

Я как-то раз предложила слушателям назвать их кумиров из числа ведущих федеральных каналов. Какой разгорелся спор! Как негодовали одни и как настаивали другие! В результате на доске появлялись фамилии таких разных персон, как ведущий программы «Время» Сергей Борисов и рядом с ним Иван Ургант и ребята из Comedy Club. А еще Познер, Парфенов, Андреева, Ситтель. Я спросила: что объединяет всех этих людей? Вместе мы нашли ключевое слово. Это слово: «профессионализм». Если взять другие параметры, то сразу оказывается, что один ведущий умеет слушать, а другой – нет. Один активен и энергичен, а другой – нет. Профессионализм ведущего заключается в том, что он становится узнаваемым и при этом востребованным аудиторией. Человек на экране должен уметь предъявить себя таким, какой он есть. Но если мы попробуем поставить такое качество, как «искренность ведущего», в число непременных условий профессионального успеха, то проиграем. Познер – да, Ургант – да, Собчак – да, но Парфенов! Он даже не ставит перед собой такой задачи. Искренность не входит в число его приоритетов. И при этом именно этот ведущий подчас возглавляет рейтинги зрительских симпатий.

Профессиональный ведущий должен не просто предъявить себя зрителю, но предъявить себя так, как он считает нужным. При этом, естественно, надо учитывать страну, в которой мы живем, аудиторию, для которой мы работаем, жанр программы и даже модные тенденции, которые касаются не только стиля одежды, но и времени в целом. Мне кажется, если вы поставите перед собой такую задачу и только «через голову» постараетесь ее решить, то вряд ли получится что-либо хорошее.

Профессиональный ведущий эфира во многом руководствуется чутьем, интуицией. Иногда бывают такие ситуации, когда ведущий эфира, главный редактор программы или шеф-редактор по-разному представляют роль и стиль ведущего. Если совершать насилие над человеком, который работает перед камерой, вряд ли получится хороший результат. Интуиция – великая вещь, и общение со зрителем для ведущего телевизионного эфира, как ни странно, процесс интимный. Им со зрителем вместе легче решить, как надо и как не надо. Начальники здесь ни при чем. Как в той пословице: «Ученого учить, что мертвого лечить». Но будьте осторожны: иногда хваленая наша интуиция заводит нас в дебри профессиональных ошибок. Как ни странно, способные от рождения люди оказываются в этих дебрях чаще, чем те, кто знает свои недостатки и поэтому много, очень много, невероятно много работает над собой.

Возможно, все сказанное мною вам было известно раньше и вы ждете конкретных советов: с чего начинать? как понять, есть способности или нет? какие есть профессиональные приемы и правила? На такие вопросы всегда легче ответить конкретными примерами.

Ситуация первая

В большом областном центре популярная телекомпания объявляет набор ведущих для программы новостей. Конкурс – значит шквал звонков и электронных писем. В результате отборочной комиссии приходится проводить собеседование (теперь это называется телевизионным термином «интервью») не с десятками, а с сотнями претендентов. Опытный взгляд членов комиссии, в которую входят главный режиссер, главный редактор и опытный диктор, сразу позволяет отсеять тех претендентов, которые ничем не примечательны. Это значит, что они плохо говорят и, что еще важнее, мало думают и мало знают. Более чем из трехсот участников конкурса остаются 15–20 человек. Им удалось заинтересовать комиссию. Как? На что обращают внимание профессионалы? Прежде всего на индивидуальность, на знания и желание работать. Это идеальная формула. Смотрят и на внешность. Эпитет «красивая внешность» меньше подходит к телевидению, чем эпитет «интересная внешность».

Вполне возможно, что работу предложат не тому кандидату, который был самым ярким. Такое бывает. Дело в том, что перед комиссией стоит определенная задача: найти человека для новостей. А самый яркий конкурсант демонстрирует поведение и способности шоумена. В студии пока не планируется создание подобных программ. Может быть, они будут в будущем. У этого человека попросят все координаты, скажут ему комплименты и, возможно, даже посоветуют, куда обратиться с его данными. Умный и талантливый руководитель из числа менеджеров в случае с яркой персоной может организовать под этого человека новую специальную программу. Но так бывает редко. «Глаз» комиссии заранее настроен на поиск ведущего новостей, стиль которых известен заранее, значит, опять подойдет не каждый из тех, у кого получается.

Предположим, отобрали двоих. Их загримировали, одели в пиджаки и провели с ними пилотную запись. Оба справились неплохо. Оба не боялись камеры. Кого выберет комиссия? Есть люди, которые, появляясь на экране, испытывают особый драйв, кураж и счастье от этой работы. Им нравится быть в кадре, и это чувствует зритель. Но когда этот кураж обращен на самих себя – «Вот я какой! Ах, я какая!» – эти люди не для эфира. Кураж и счастье должны быть обращены не к себе в роли ведущего, а на процесс общения со зрителями. Если попробовать представить себе эмоции, которые должен демонстрировать настоящий ведущий, получится примерно следующее: «Наконец-то мы с вами опять встретились. Сейчас я постараюсь рассказать вам то, что вы должны знать. Я буду рассказывать, а вы постарайтесь послушать меня внимательно. Я верю вам и знаю, что вы верите мне. Это наши с вами личные отношения. И какое счастье, что есть у нас возможность разговаривать друг с другом».

Надеюсь, вы понимаете, о чем я сейчас говорю? Ощущение взаимного доверия иногда возникает между слов – в паузах, во взглядах, таится в нюансах и в полуулыбках. Когда меня спрашивают, обязательно ведущему улыбаться или нет, я отвечаю только так: вы должны радоваться встрече со зрителем. Как вы будете это демонстрировать, я не знаю. Неискренняя, натянутая улыбка может все испортить. Никакой фальши и, конечно, внимание к содержанию. Ваши слова, ваша реакция уже на первой минуте общения со зрителем показывают: интересно вас слушать или нет? Вам простят ошибки, неудачные фразы и долгие паузы, если будет ради чего прощать.

Ситуация вторая

Никакого конкурса нет. Вы – студент третьего-четвертого курса технического университета. С детства вы чувствуете в себе особый дар быть в центре любой компании. Вам часто говорят об этом. Когда вы смотрите на известных телеведущих, сразу представляете себя на их месте и, если говорить честно, вам даже кажется, что вы могли бы это сделать лучше. Желание попробовать себя в эфире становится почти маниакальным. Проба на бытовую камеру оказывается очень успешной. И вот вы пытаетесь сами предложить себя. Это оказывается сложно. С вами никто не хочет говорить по телефону. Вы понимаете, что желающих много, все места заняты. Как быть? Я знаю огромное число прекрасных телеведущих, которые прошли через такое. Побеждали те, кто готов был на любую работу, а не просился сразу в эфир. Кстати, очень полезно поработать администратором, редактором, ассистентом режиссера, прежде чем стать ведущим эфира. Знание технологии телевизионного производства освобождает от многих ошибок и помогает наладить отношения с командой. Но если процесс от начала работы на телевидении до появления в кадре сильно затягивается, можно предложить тем людям, которым вы доверяете, посмотреть на вас со стороны. Если вас одобрили, то надо сделать следующий шаг – определить, какой именно жанр, какая программа нуждается в таком ведущем, как вы. Иногда вы видите, что нет такой программы. Значит, можно написать сценарий под себя, придумать новый проект, уговорить команду и начальство дать вам шанс. Многие яркие проекты на региональном и федеральном ТВ появлялись именно так.

Ситуация третья

Вас пригласили на телевидение, но вы об этом никогда не мечтали и не думали. Вы могли работать в газете, на радио, а может быть, вообще были далеки от журналистики. И вдруг однажды вам позвонили с телевидения и предложили вести новую рубрику или целую программу. При этом вы – состоявшийся человек и дорожите своей репутацией. Быть предметом всеобщего обсуждения и – Боже упаси! – предметом всеобщих насмешек вам совсем не хочется.

Принимать предложение или нет? Каждый волен решать самостоятельно. Но если что-то внутри вас подсказывает, что это предложение, от которогоне хочется отказываться, значит, надо пробовать. Я бы посоветовала поставить в качестве непременного условия создание пилотной программы. Если во время съемок вы не почувствовали себя комфортно, если не было никакого куража и, наоборот, все вокруг подавляло и раздражало, то это не ваше занятие. Будьте осторожны, часто человеку после неудачного эфира говорят, что все было прекрасно. Комплименты ведущему необходимы, особенно в случае творческой неудачи, от которых никто не застрахован и которые будут у каждого. Но старайтесь быть честными с самим собой и прислушиваться к тем, кто критикует. Это больно, но без этого нельзя.

Теперь самое главное. В чем заключается наркотик эфира? Почему одни люди не могут жить без этого, а другие, напротив, не могут выдержать это? Есть такое понятие «публичность». Это притягательно, но дано не каждому. Это умение и желание выставить себя напоказ, чтобы все смотрели и слушали. Смотрели именно на тебя и слушали именно тебя. Сотни, тысячи, миллионы людей. Желательно одновременно: чем больше, тем лучше.

Некоторые маленькие дети любят танцевать и читать стихи на большой елке рядом с Дедом Морозом. Они неохотно слезают с табуретки, освобождая место для следующего ребенка. А этот следующий ребенок забывает все слова и горько плачет. Иногда умение быть публичным становится заметным еще в раннем детстве. Иногда оно приходит во взрослом возрасте совершенно неожиданно для самого человека и окружающих.

Публичность – профессиональный атрибут не только телевизионных ведущих, но и политиков, артистов. Это не только радость и почет, но и тяжелый крест. Вы не имеете права вести себя как обычный человек, став публичным. Вы не можете появляться на людях пьяным и посещать заведения с плохой репутацией. В некотором смысле вы себе уже не принадлежите. Вы не только лицо компании, которую представляете на экране, вы пленник того образа, к которому привыкли зрители. Надо соответствовать.

В первой главе книги достаточно подробно говорилось о тех качествах и способностях, которые нужны телевизионному журналисту – это интерес к людям, природная любознательность, умение слушать, умение удивлять и удивляться, эрудиция, уверенность в себе, искренность, амбиции, фанатизм. Здесь же речь пойдет о более узкой специализации – о тех журналистах, которые имеют смелость и, если хотите, наглость появляться в кадре. Надо помнить, что профессиональный ведущий должен иметь абсолютно все только что перечисленные качества плюс желание и способность быть публичным человеком.

Кстати, в последнее время мне доводилось слышать мнение, что работа телеведущего – это непременно та планка, до которой нельзя дотянуться сразу. Требуется время, опыт, непрерывная работа над самим собой. Хорошо сказал Савик Шустер: «На телевидении как в армии. Надо сначала стать рядовым, потом лейтенантом, и лишь после этого можно претендовать на то, чтобы стать генералом». Телеведущий – это не профессия, это награда за труд и индивидуальность. И еще – это всегда удача для тех, кто умеет. И испытание для тех, кто не готов.

Наши рекомендации