Глава 3. рациональность и иррациональность

В психике каждого человека так или иначе присутствуют все 8 функций, но их роль различна. Одна из функций — самая сильная, ведущая, она в наибольшей степени характеризует психологический тип человека, — именно по ней мы и определили выше героев романа Толстого. Эта функция носит название Программной, по этой ведущей функции Юнг описал 8 психологических типов — 4 экстравертных и 4 интровертных. Однако Юнг также отметил, что у каждого из 8 типов наблюдается по 2 различные ориентации в соответствии с тем, какой является вторая функция, определяющая тип, хотя она и менее сильная, чем первая.

Логики и этики могут одновременно обладать сенсорным или интуитивным свойствами, а сенсорики и интуиты — логическими или этическими. В самом деле, мы уже знаем, например, что Наташа Ростова кроме того, что является экстравертным сенсориком, также и этик, княжна Марья кроме того, что она — интровертный этик, еще и интуит и т. д. Пока мы не знаем, какую из этих функций считать программной, а какую — подчиненной. Ответить на этот вопрос мы сможем, если рассмотрим четвертую, последнюю альтернативу — рациональность и иррациональность.

Рациональные типы,по определению Юнга, это те, у кого ведущими функциями являются логика или этика (ЧЛ, БЛ, ЧЭ, БЭ),а иррациональные имеют ведущими сенсорику или интуицию (ЧС, БС, ЧИ, БИ).Обратите внимание на то, что здесь речь уже идет о том, что одна из альтернатив занимает один общий полюс (логика, этика), в то время как другая (сенсорика, интуиция) — другой. В чем же проявляются общие отличия этих альтернативных пар друг от друга?

В книге «Психологические типы» о паре логиков и этиков Юнг пишет: «Общим признаком обоих типов является то, что их жизнь в высокой мере подчинена разумному суждению. (...) Не абсолютная сила ощущений, например, является решающей для мотивировки поступка, но суждение».

А пару сенсориков и интуитов Юнг, соответственно, характеризует так: «Я называю оба эти типа иррациональными на том основании, что все их действия основаны не на суждении разума, а на абсолютной силе восприятия.., они основываются исключительно на опыте, даже в такой степени исключительном, что их суждение не может идти в ногу с их опытом».

Итак, рациональные типы — это те, кто отстранен от непосредственного восприятия разумным суждением. Это свойство натуры проявляется в том, что люди этих типов любят все заранее планировать, подчинять свою жизнь определенной системе и порядку. Поэтому им трудно бросить начатое дело, они стремятся довести его до конца. Среди знакомых нам героев романа Толстого в наибольшей степени такая черта характера присуща старому князю Болконскому: «Порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту».

Рациональны также и Николай Ростов со своею женою княжной Марьей. Николай планомерно и последовательно работает, восстанавливая разрушенные войной — усадьбу и долгами — имение. Жизнь супругов, как и в усадьбе Болконских, подчиняется определенному порядку: «Кроме того, четыре раза в год, в именины и рождения хозяев, съезжалось до ста человек гостей на один-два дня. Остальное время года шла ненарушимо правильная жизнь с обычными занятиями, чаями, завтраками, обедами, ужинами из домашней провизии».

К рациональным типам мы можем также отнести и князя Андрея Болконского, он действует продуманно в любых условиях и не совершает опрометчивых поступков. Приняв какое-то решение, князь его последовательно осуществляет — связано ли это с хозяйственной деятельностью, военной службой или семьей.

Что же касается другой четверки психотипов, которую мы рассмотрели выше, — то здесь ситуация обратная. Отец и дочь Ростовы, Пьер Безухов, капитан Тушин — люди иррациональные. Они, как правило, импульсивны и поэтому идут на поводу своих сиюминутных желаний, которые меняются произвольным образом. Вот, к примеру, характеристика этого качества Пьера Безухова:

«"Хорошо было бы поехать к Курагину", — подумал он. Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина.

Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него. (...) Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили Пьеру».

Понятно, что, в отличие от планомерных действий рациональных типов, для иррациональных характерна спонтанность, качество, в высокой степени присущее Наташе Ростовой. Мучаясь разлукой со своим женихом — князем Андреем, долгое время мечтая о том дне, когда они снова встретятся, Наташа неожиданно увлекается светским повесой Анатолем Курагиным:

«— Нет, Соня, я не могу больше! — сказала Наташа. — Я не могу скрывать больше от тебя. Ты знаешь, мы любим друг друга!.. Соня, голубушка, он пишет... Соня...

Соня, как бы не веря своим ушам, смотрела во все глаза на Наташу.

— А Болконский? — сказала она.

— Ах Соня, ах, коли бы ты могла знать, как я счастлива! — сказала Наташа. — Ты не знаешь, что такое любовь... Мне никого не нужно, я никого не люблю, кроме его. (...) Соня, уйди, я не хочу с тобой ссориться, уйди, ради бога уйди: ты видишь, как я мучаюсь, — злобно кричала Наташа сдержанно-раздраженным и отчаянным голосом. Соня разрыдалась и выбежала из комнаты.

Наташа подошла к столу и, не думая ни минуты, написала тот ответ княжне Марье, который она не могла написать целое утро. В письме она коротко писала княжне Марье, что все недоразумения их кончены, что, пользуясь великодушием князя Андрея, который, уезжая, дал ей свободу, она просит ее забыть все и простить ее, ежели она перед нею виновата, но что она не может быть его женой. Все это ей казалось так легко, просто и ясно в эту минуту».

Непредсказуемость поступков проявляется и в поведении капитана Тушина, это же относится и к графу И. А. Ростову, который просто старается плыть по течению жизни, огораживая себя, по возможности, от всяких неприятностей.

Таким образом, программными функциями рациональных типов героев романа являются ЧЛ, БЛ, БЭ и ЧЭ:

старик Болконский — БЛ и Николай Ростов — ЧЛ, — логики;

княжна Марья — БЭ и князь Андрей Болконский — ЧЭ, — этики;

а программными функциями иррациональных героев, соответственно, являются ЧС, БС, БИ и ЧИ:

Наташа Ростова — ЧС и граф Ростов — БС, — сенсорики;

Пьер Безухов — БИ и капитан Тушин — ЧИ, — интуиты.

Именно так мы и определили ведущие, программные функции названных героев, следовательно, вторые сильные функции в их психике играют иную роль, но об этом — в следующей главе.

Сделаем одно существенное замечание. Оказывается, что свойство рациональности—иррациональности может проявляться по-разному для логиков и этиков. Действительно, эмоциональность этиков часто приводит к тому, что они, даже будучи рациональными типами, все же могут идти к поставленной цели не прямо, а «зигзагами». Эмоции их постоянно «заносят» в сторону, в связи с чем их поступки выглядят хаотичными. Такое поведение, на первый взгляд, может показаться иррациональным. Поэтому здесь необходимо проявлять особую внимательность. Хрестоматийно-рациональные типы — это логики, и в особенности — интровертные рациональные логики. Рациональные этики также, как правило, достигают намеченной цели, в отличие от иррациональных типов, которые могут вообще забыть, куда они первоначально направлялись.

Интересно, что свойства рацио-иррациональности можно часто заметить также во внешности людей. Такое впечатление, что фигуры большинства рациональных типов очерчены более остро и определенно, чем фигуры иррационалов.

Рациональные типы кажутся более скованными, чем иррациональные. Походка рационального типа несколько резкая, спина прямая или зажатая. Иррациональный — как бы «плывет», двигается плавно, «струится» в пространстве, или катится, чем-то напоминая мяч.

Садясь на стул, рациональный тип чаще продолжает сохранять прямую спину, в отличие от иррационала, который каким-то неведомым образом вписывается в то сидение, которое он занял, полностью повторяя все его изгибы.

Возможно, эти особенности для читателя станут более наглядными, если он вспомнит известных киноактеров:

Н. Михалков, Г. Тараторкин, В. Лановой, Л. Филатов, Л. Федосеева-Шукшина, В. Шукшин, С. Ротару, Л. Вайкуле, Е. Леонтьев, Ю. Соломин, — это все рациональные типы;

Е. Леонов, О. Табаков, А. Калягин, Е. Соловей, И. Чурикова, Л. Ахеджакова, В. Соломин — типы иррациональные.

Подведем итоги.

Рациональный:

— предпочитает заранее знать, что предстоит сделать, чтобы организовать все свои дела наилучшим образом;

— стремится жить в размеренном ритме;

— производит впечатление обязательного, пунктуального человека;

— тяжело переносит состояние неопределенности, поскольку в такой ситуации нельзя ничего заранее запланировать;

— стремится довести начатое дело до конца.

Иррациональный:

— спонтанен, способен пойти на рискованное дело, не очень заботясь о том, чем это может кончиться;

— его угнетает необходимость подчиняться заранее запланированному порядку;

— на его обещания не всегда можно положиться, может о них забыть, если его что-то отвлекло;

— предпочитает быть свободным от обязательств и делает то, что предложит случай;

— может бросить начатое дело, увлекшись чем-то другим.

Наши рекомендации