Практические занятия: темы и цели.
Таблица 5
№ п/п | Учебно-образовательный модуль. Цели практического занятия | Перечень практических занятий |
Модуль 1. Проблематика философии в ее историческом развитии. | ||
1. | Цель: освоить исторические и современные представления о предмете философии, круг философских проблем, структуру философского знания; значение философии в жизни человека и общества, ее роль в познании человеком мира, основное содержание функций философии; особенности философского мировоззрения, отличие от мифологии, религии, науки; история возникновение философии, основные этапы ее развития, их основные черты. | 1. Предмет и структура философского знания |
2. | Цель: знать круг философских проблем, основные школы и философские позиции ведущих учёных Древневосточной философии; знать периодизацию и характерные черты античной философии, основные школы и представителей. | 2. Философия Древнего мира. |
3. | Цель: рассмотреть основные этапы развития Средневековой философии, ее основные проблемы, и усвоить основные принципы философии Возрождения | 3. Философия Средневековья и Возрождения. |
4. | Цель: выделить круг философских проблем, основные достижения, идеи и направления философской мысли. знать основные проблемы, характерные для эпохи Нового времени и эпохи Просвещения. Усвоить основные проблемы немецкой классической философии, подходы в их решении, иметь четкое представление об идеях марксистской философии. | 4. Новоевропейская философия. |
5. | Цель: знать особенности развития философской мысли России, ее характерные черты, основные течения и направления, философские позиции ведущих философов. | 5. Русская философия |
6. | Цель: проанализировать особенности развития современной зарубежной философии, многообразие проблем и методов, основные течения и направления, философские позиции ведущих философов. | 6. Современная зарубежная философия |
Модуль 2. Философия бытия, сознания и познания. | ||
7. | Цель: усвоить различные трактовки бытия, основные типы бытия; иметь представление об основных картинах мира; смысле понятий субстанция и материя; а также знать содержание понятий движение, развитие, самоорганизация, основные концепции пространства и времени. | 1 Проблема бытия в философии |
8. | Цель: знать содержание понятий (развитие, прогресс, регресс), уметь выделить критерии прогресса; усвоить типы диалектики, основные модели развития и законы развития; иметь представление о сущности системного подхода и связанную с ним систему понятий, в том числе и синергетики; выделять особенности основных картин мира, их соотнесенность с историей человечества, основные концепции современной науки. | 2. Проблема развития в современной философии и науке |
9. | Цель: знать основные подходы в решении проблемы происхождение сознания и его сущности, его творческую природу, связь сознания с языком, структуру сознания, соотношение сознания и бессознательного, их роль в жизнедеятельности человека. | 1. Философские проблемы сознания |
10. | Цель: усвоить подходы к решению вопроса о познании мира, основные формы познания, соотношение знания и веры, понимание и объяснения; знать сущность классической и неклассической интерпретации истины, соотношение истины и заблуждения, критерии истины. | 2. Проблема познания в философии |
11. | Цель: овладеть спецификой научного знания; уровнями, формами и методами научного познания, пониманием традиций, новаций и революций в науке; знать основные критерии научного знания и его отличие от вненаучного знания; основные этапы развития науки, их характерные черты, основные концепции развития научного знания. | 3. Научное познание |
Модуль 3. Бытие человека в современном мире | ||
12. | Цель: развитие представлений о природе в истории философии, основные подходы в решении вопроса о происхождении человека, соотношение природного, социального и духовного в человеке, соотношение понятий человек, индивид, личность. | 1. Проблема человека в философии |
13. | Цель: знать основные подходы в решении проблемы человека, его происхождения, сущности. | 2. Проблема смысла человеческого существования |
14. | Цель: знать понятие и природу ценностей, мировоззренческие основания светских и религиозных ценностей и их роль в жизни человека и общества. | 3. Человек в мире духовных ценностей |
15. | Цель: усвоить содержание понятий общество, государство, цивилизация, основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. | 4. Общество как предмет философского осмысления |
16. | Цель: проанализировать роль науки и техники в общественном развитии, смысл научных и технических революций, позиции сциетизма и антисциетизма. | 5. Человек в информационно-техническом мире |
17. | Цель: усвоить содержание процессов глобализации, возникновение и сущность глобальных проблем и пути их решения. | 6. Проблемы и перспективы современной цивилизации |
Образовательные технологии
В освоении дисциплинарной философии используются следующие образовательные технологии:
- чтение лекций с использованием доски, видеоматериалов и средств презентации;
- практические (семинарские) занятия для обсуждения изученного материала, дискуссий и обмена мнениями;
- контрольные опросы (текущий контроль);
- консультации;
- самостоятельная работа студентов с учебной литературой и первоисточниками;
- подготовка и обсуждение рефератов (научно-исследовательская работа – НИР);
- работа с Интернет ресурсами;
- тестирование по основным темам дисциплины (текущий контроль);
- написание философских эссе на тему по выбору (научно-исследовательская работа – НИР);
- коллоквиумы по модулям (рубежный контроль);
- проведение деловых и ролевых игр, мастер-классов, круглых столов, дискуссионных заседаний, изучение дополнительной литературы при написании рефератов с их защитой
- экзамен (промежуточная аттестация).
Существенным в образовательном плане являются: проблемное изложение философских вопросов и идей лектором; самостоятельное чтение студентами учебной, учебно-методической и справочной литературы и последующие свободные дискуссии по различным философским вопросам и проблемам, использование иллюстративных видеоматериалов (видеофильмы, фотографии, аудиозаписи, компьютерные презентации).
Текущий и рубежный контроль осуществляется в виде опросов, тестирования, подготовки и защите рефератов, выступлениях и докладах на семинарских занятиях.
Форма итогового контроля – экзамен.
Таблица 6.
Образовательные технологии, применяемые в процессе обучения
№ п/п | Учебно-образовательный модуль. Цели применения активных форм обучения | Темы, активные формы обучения и другие образовательные технологий |
Модуль 1. Проблематика философии в ее историческом развитии. | ||
1.1 | Цель: освоить исторические и современные представления о предмете философии, круг философских проблем, структуру философского знания; значение философии в жизни человека и общества, ее роль в познании человеком мира, содержание функций философии; особенности философского мировоззрения, отличие от мифологии, религии, науки; история возникновение философии, этапы ее развития, их основные черты. | 1. Предмет и структура философского знания – семинар. |
1.2 | Цель: знать круг философских проблем, основные школы и философские позиции ведущих представителей Древневосточной философии. знать периодизацию и характерные черты античной философии, основные школы и представителей. | 2. Философия Древнего мира – доклады. |
1.3 | Цель: рассмотреть основные этапы развития Средневековой философии, ее основные проблемы, и усвоить основные принципы философии Возрождения | 3.Философия Средневековья и Возрождения – обсуждение рефератов (НИРС) |
1.4 | Цель: выделить круг философских проблем, основные достижения, идеи и направления философской мысли. знать основные проблемы, характерные для эпохи Нового времени и эпохи Просвещения. Усвоить основные проблемы немецкой классической философии, подходы в их решении, иметь четкое представление об идеях марксистской философии. | 4.Новоевропейская философия – коллоквиум |
1.5 | Цель: знать особенности развития философской мысли России, ее характерные черты, основные течения и направления, философские позиции ведущих представителей. | 5. Русская философия- написание философских эссе на тему по выбору (НИРС) |
1.6 | Цель: проанализировать особенности развития современной зарубежной философии, многообразие проблем и методов, основные течения и направления, позиции ведущих философов. | 6. Современная зарубежная философия – семинар на тему: «Философия в современном мире» |
Модуль 2. Философия бытия, сознания и познания. | ||
2.1 | Цель: усвоить трактовки бытия, основные типы бытия; иметь представление об основных картинах мира; смысле понятий субстанция и материя; а также знать содержание понятий движение, развитие, самоорганизация, основные концепции пространства и времени. | 1 Проблема бытия в философии - философских эссе на тему по выбору (научно-исследовательская работа) |
2.2 | Цель: знать содержание понятий (развитие, прогресс, регресс), уметь выделить критерии прогресса; усвоить типы диалектики, модели и законы развития; представлять сущность системного подхода и связанную с ним систему понятий, в том числе и синергетики; выделить характерные особенности основных картин мира, их соотнесенность с историей человечества, основные концепции современной науки. | 2. Проблема развития в современной философии и науке - обсуждение рефератов (научно-исследовательская работа) |
2.3. | Цель: знать основные подходы в решении проблемы происхождение сознания и его сущности, его творческую природу, связь сознания с языком, структуру сознания, соотношение сознания и бессознательного, их роль в жизнедеятельности человека. | 1. Философские проблемы сознания – семинар |
2.4 | Цель: усвоить основные подходы к решению вопроса о познаваемости мира, основные формы познания, соотношение знания и веры, понимание и объяснения; знать сущность классической и неклассической интерпретации истины, соотношение истины и заблуждения, критерии истины. | 2. Проблема познания в философии – доклад на заданную тему. |
2.5 | Цель: овладеть спецификой научного знания; уровнями, формами и методами научного познания, пониманием традиций, новаций и революций в науке; знать основные критерии научного знания и его отличие от вненаучного знания; основные этапы развития науки, их характерные черты, основные концепции развития научного знания. | 3. Научное познание – семинар. |
Модуль 3. Бытие человека в современном мире. | ||
4.1 | Цель: развитие представлений о природе в истории философии, основные подходы в решении вопроса о происхождении человека, соотношение природного, социального и духовного в человеке, соотношение понятий человек, индивид, личность. | 1. Проблема человека в философии - коллоквиум. |
4.2 | Цель: знать основные подходы в решении проблемы человека, его происхождения и сущности. | 2. Проблема смысла человеческого существования – философское эссе |
4.3 | Цель: знать понятие и природу ценностей, мировоззренческие основания светских и религиозных ценностей и их роль в жизни человека и общества. | 3. Человек в мире духовных ценностей – семинар. |
4.4 | Цель: усвоить содержание понятий общество, государство, цивилизация, основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь | 4. Общество как предмет философского осмысления – обсуждение рефератов (НИРС) |
4.5 | Цель: проанализировать роль науки и техники в общественном развитии, смысл научных и технических революций, позиции сциетизма и антисциетизма. | 5. Человек в информационно-техническом мире - философские эссе на тему по выбору (НИРС) |
4.6 | Цель: усвоить содержание современных процессов глобализации, возникновение и сущность глобальных проблем и пути их решения. | 6. Проблемы и перспективы современной цивилизации – доклады. |
5. Виды и содержание самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов является важным компонентом образовательного процесса, она формирует личность студента, его мировоззрение, развивает способность к самообучению и стремление расширять кругозор, повышать свой профессиональный и культурный уровень.
Самостоятельная работа должна быть нацелена на формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии.
Организационно самостоятельная работа включает изучение тем дисциплины по рекомендуемой учебной литературе, подготовку к практическим занятиям, тренингам, деловым играм, написание рефератов и (или) контрольных работ, подготовку к текущему и рубежному (модульному) контролю и подготовку к промежуточной аттестации – экзамен. При этом следует руководствоваться программой курса, методическими указаниями и учебно-практическим пособием (в УМК) облегчающими самостоятельную работу.
Таблица 7.Виды и трудоёмкость самостоятельной работы студентов по модулям.
№ п/п | Учебно-образовательные модули дисциплины | Трудоёмкость СРС, зач.ед./часы | Виды самостоятельной работы студентов |
Модуль 1.Проблематика философии в ее историческом развитии. | ОФО 0,35/13 | 1. Изучение тем лекций | |
2. Подготовка к практическим занятиям | |||
3. Подготовка к тестированию | |||
4. Подготовка к деловой/ролевой игре | |||
5. Подготовка к рубежному контролю | |||
Модуль 2. Философия бытия, сознания и пзнания. | ОФО 0,35/15 | 1. Изучение тем лекций | |
2. Подготовка к практическим занятиям | |||
3. Подготовка к тестированию | |||
4. Подготовка к деловой/ролевой игре | |||
5. Подготовка к рубежному контролю | |||
3. | Модуль 3.Бытие человека в современном мире. | ОФО 0,33/16 | 1. Изучение тем лекций |
2. Подготовка к практическим занятиям | |||
3. Подготовка к тестированию по модулю | |||
4. Подготовка к деловой/ролевой игре | |||
5. Подготовка к рубежному контролю | |||
6. Подготовка к промежуточной аттестации – экзамену | |||
Всего: | ОФО 1,03/44; |
К самостоятельной исследовательской работе студента можно отнести написание реферата (обычно предлагается студентам очной и очно-заочной форм обучения) или контрольной работы (для заочной формы обучения). Методические рекомендации по подготовке рефератов и контрольных работ изложены в учебно-методическом комплексе по дисциплине Философия в разделе «Методические указания по организации самостоятельной работы студентов».