Системный подход в дифференциальной психологии
Принципиальная схема построения исследования в психологии индивидуальных различий.
Системный подход в дифференциальной психологии
В дифференциальной психологии изучение индивидуальности осуществляется на базе системного подхода, который является методологической основой многочисленных исследований в различных областях современной науки.
Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство. В качестве общих характеристик любой системы выделяют следующие:
1. Целостность – несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого.
2.Структурность – связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом.
3. Взаимосвязь со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» (преобразующий среду и систему) характер.
4. Иерархичность. Каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, то есть каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы, и сам включать в себя другую систему.
5. Множественность описания. Каждая система, являясь сложным объектом, в принципе не может быть сведена только к какой-то одной картине, одному отображению. Это предполагает для полного описания системы сосуществования множества ее отображений [2, с.27].
Все перечисленные характеристики имеют прямое отношение к человеческой индивидуальности и принимаются во внимание при подборе конкретных методов ее изучения.
В рамках системного подхода в исследованиях структуры индивидуальности принимаются во внимание четыре измерения, которые соответствуют четырем иерархическим уровням: 1) телесный (организм), 2) индивидный (общие психические особенности), 3) личностный, и 4) интегральный (целостная индивидуальность).
Уровень организма предполагает изучение физических и физиологических свойств человека, таких как телосложение, биохимические особенности, нейродинамические свойства мозга, а также особенности функциональной асимметрии.
На уровне индивида рассматриваются особенности психических процессов и темперамента с учетом биологических (пол, возраст, раса) и социальных различий (культурная и профессиональная идентификация, социально-экономический статус).
К личностному уровню относят особенности, которые формируются в процессе взаимодействия индивида с социальной средой (психосоциальные свойства).
Интегративный уровень объединяет все предыдущие и свойства и позволяет представить индивидуальность как уникальный, целостный феномен – интеграл всех уровней внутреннего и внешнего взаимодействия, включающий в себя процессы интеграции и дифференциации.
Вопрос 8 Сравнительная характеристика психологических особенностей индивидов с доминированием правого и левого полушарий
Э.А. Голубева, изучая индивидуальные особенности памяти человека, выделила психофизиологические и психологические признаки, характерные для доминирования правого и левого полушария. Для правого полушария характерны сила и лабильность нервной системы; возбуждение (активированность); неспецифическое ориентировочное поведение; преобладание I сигнальной системы — невербальный интеллект. Личностные особенности характеризуются свойствами активности, экстраверсии, доминированием непроизвольной сферы регуляции.
Для левого полушария характерны инертность нервной системы, инактивированность, исследовательское ориентировочное поведение, преобладание II сигнальной системы — вербальный интеллект. На личностном уровне проявляются большая способность к саморегуляции и интроверсия.
Деятельностный подход к пониманию сущности и структуры характера. Сферы проявления характера.
Принципиальная схема построения исследования в психологии индивидуальных различий.
Системный подход в дифференциальной психологии
В дифференциальной психологии изучение индивидуальности осуществляется на базе системного подхода, который является методологической основой многочисленных исследований в различных областях современной науки.
Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство. В качестве общих характеристик любой системы выделяют следующие:
1. Целостность – несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого.
2.Структурность – связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом.
3. Взаимосвязь со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и систему) или «открытый» (преобразующий среду и систему) характер.
4. Иерархичность. Каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, то есть каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы, и сам включать в себя другую систему.
5. Множественность описания. Каждая система, являясь сложным объектом, в принципе не может быть сведена только к какой-то одной картине, одному отображению. Это предполагает для полного описания системы сосуществования множества ее отображений [2, с.27].
Все перечисленные характеристики имеют прямое отношение к человеческой индивидуальности и принимаются во внимание при подборе конкретных методов ее изучения.
В рамках системного подхода в исследованиях структуры индивидуальности принимаются во внимание четыре измерения, которые соответствуют четырем иерархическим уровням: 1) телесный (организм), 2) индивидный (общие психические особенности), 3) личностный, и 4) интегральный (целостная индивидуальность).
Уровень организма предполагает изучение физических и физиологических свойств человека, таких как телосложение, биохимические особенности, нейродинамические свойства мозга, а также особенности функциональной асимметрии.
На уровне индивида рассматриваются особенности психических процессов и темперамента с учетом биологических (пол, возраст, раса) и социальных различий (культурная и профессиональная идентификация, социально-экономический статус).
К личностному уровню относят особенности, которые формируются в процессе взаимодействия индивида с социальной средой (психосоциальные свойства).
Интегративный уровень объединяет все предыдущие и свойства и позволяет представить индивидуальность как уникальный, целостный феномен – интеграл всех уровней внутреннего и внешнего взаимодействия, включающий в себя процессы интеграции и дифференциации.