Характеристики типов личности и отношений

ИНТЕРТИПНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Мы проследили ряд закономерностей, влияющих на интертипные отношения (отношения между типами). Они заложены во взаимодействии людей на более тонких уровнях восприятия: на уровне подтипов, акцентов типа и т.д., с которыми вы также можете познакомиться в наших работах: http://ru.laser.ru/authors/meged_ovcharov/index.html и https://vk.com/docs-104940675?type=1 (подборка статей). Но сначала предлагаем вашему вниманию таблицу интертипных отношений А.Аугустинавичюте и наши краткие описания отношений.

Чтобы определить тип отношений с интересующим вас лицом, нужно найти условное буквенное обозначение данного вида отношений, кото­рое находится в таблице на пересечении наименований вашего типа личности (слева) и типа личности вашего партнера (вверху).

Условные обозначения типов отношений:

1. Т - тождественные (подобные)

2. Д - дуальные (дополняющие противоположности)

3. А - активация (тонизирующие)

4. З - зеркальные (взаимная коррекция)

5. Де - деловые (побуждающие к действию)

6. М - миражные (расслабляющие)

7. Сэ - суперэго (взаимный эгоизм)

8. Пп - погашение (погашение противоположностью мнений)

9. Квт - квазитождественные (параллельные)

10. К - конфликтные (отношения непонимания)

11. Ро - родственные (проблематичные)

12. Пд - полудуальные (неполное дополнение)

13. П - передатчик социального заказа (заказчик)

14. п - приемник социального заказа или контракта (исполнитель)

15. Р - ревизор (социальный контролер, воспитатель)

16. р - ревизуемый (подконтрольный, подотчетный)

характеристики типов личности и отношений - student2.ru   Тип партнера (он – мне)   Мой тип   Н о в а т о р П о с р е д н и к К о м м у н и к а т о р А н а л и т и к Н а с т а в н и к   А д м и и с т р а т о р Л и д е р   И д е а л и с т   П о л и т и к     Э к с п е р т   Э к с п е р и м е н т а т о р Т р а д и ц и о н а л и с т У п р а в л я ю щ и й   Г у м а н и с т В д о х н о в и т е л ь   М а с т е р  
Новатор Т Д А З п р Де М Сэ Пп Квт К П Р Ро Пд
Посредник Д Т З А р п М Де Пп Сэ К Квт Р П Пд Ро
Коммуникатор А З Т Д Ро Пд П Р Квт К Сэ Пп Де М п р
Аналитик З А Д Т Пд Ро Р П К Квт Пп Сэ М Де р п
Наставник П Р Ро Пд Т Д А З п р Де М Сэ пп Квт К
Администратор Р П Пд Ро Д Т З А р п М Де Пп Сэ К Квт
Лидер Де М п р А З Т Д Ро Пд П Р Квт К Сэ Пп
Идеалист М Де р п З А Д Т Пд Ро Р П К Квт Пп Сэ
Политик Сэ Пп Квт К П Р Ро Пд Т Д А З п р Де М
Эксперт Пп Сэ К Квт Р П Пд Ро Д Т З А р п М Де
Эксперментатор Квт К Сэ Пп Де М п р А З Т Д Ро Пд П Р
Традиционалист К Квт Пп Сэ М Де р п З А Д Т Пд Ро Р П
Управляющий п р Де М Сэ Пп Квт К П Р Ро Пд Т Д А З
Гуманист р п М Де Пп Сэ К Квт Р П Пд Ро Д Т З А
Вдохновитель Ро Пд П Р Квт К Сэ Пп Де М п р А З Т Д
Мастер Пд Ро Р П К Квт Пп Сэ М Де р п З А Д Т

1. Тождественные отношения

Это отношения во многом похожих людей, которые очень хорошо понимают друг друга. Построенные на доверии и сочувствии, они хо­роши для дружбы, но в браке могут возникнуть затруднения из-за не­возможности помочь друг другу в решении проблем. Партнерам трудно правильно оценить деятельность другого, поскольку у них одинаково развиты как сильные, так и слабые стороны. Эти отношения активны при наличии совместных дел, когда есть чему научиться у более опытного партнера. При недостатке поступления новой информации от другого, отношения могут быстро себя исчерпать. Взаимопонимание и непринужденность в общении сглаживают недоразумения. Партнеры снисходительно относятся к одинаковым недостаткам друг друга, а в некоторых случаях им удается критически посмотреть не столько друг на друга, сколько на самих себя со стороны.

2.Дуальные отношения (полное дополнение или единство противоположностей)

Самые комфортные и необходимые человеку взаимоотношения в семье, дружбе, сотрудничестве: в чем слаб один - силен другой. Партнеры видят трудности, задачи и проблемы друг друга. Взаимопо­мощь очень эффективна при условии, если правильно распределить обязанности. Это происходит естественно и без лишних споров. В этих отношениях нет лидера. Лидерство в каждый момент переходит к тому, кто лучше разбирается в аспектах ситуации. Партнеры охотно откликаются на предложения и просьбы друг друга, постоянно оказы­вая взаимную помощь в затруднительных ситуациях как духовного, так и материального плана. Это - непринужденные, приятные отношения, которые никогда не надоедают. Споры, возникающие из-за разницы в стилях мышления, носят воспитательный характер и оживляют общение. Со временем приятная расслабленность приводит к созерцательности и сосредоточенности друг на друге. Легкие ссоры и быстрые примирения могут оказывать тонизирующий эффект.

3. Отношения активации

Вначале - это тонизирующие отношения, партнеры активизируют друг друга во всех начинаниях. Они стремятся к взаимопомощи в де­лах, но совместная деятельность не ладится. При совпадении интере­сов и общей цели, способы ее достижения не устраивают обоих. Парт­неры начинают предъявлять друг к другу повышенные требования. Это приводит к бесполезным спорам и взаимному разочарованию. Проблемы по-прежнему приходится решать каждому самостоятельно. Наступает эмоциональное, а затем и физическое переутомление и усталость от общения. Необходим периодический отдых друг от друга. Эти отноше­ния хороши для проведения досуга, когда можно расслабиться, снять плохое настроение, стрессовое состояние. Присутствие посторонних оказывается благотворным и помогает отвлечься от недоразумений. Партнеры довольно быстро забывают обиды. Переключение внимания или перерыв в общении нормализуют отношения.

4. Зеркальные отношения

Партнеры позитивно оценивают творчество, труд, сомнения и претензии друг друга. В таком взаимодействии хорошо проверять пра­вильность высказываний каждого, появляется желание учиться у парт­нера тому, чего не умеешь сам. В этих отношениях недостает тепло­ты. Оба стремятся поучать и изменять другого, навязывать свое мне­ние. Они так похожи и вместе с тем отличаются друг от друга, что обоим хочется устранить это различие. Обычно дискуссии носят мир­ный характер и не ухудшают отношений. При сближении дистанции мо­жет возникнуть раздражение из-за невозможности переубедить партне­ра. К тому же люди слишком понятны друг другу, чтобы быть постоян­но интересными. Они способны на сочувствие и помощь. Однако, взаи­мопомощь не всегда эффективна. У них нет дополнения по слабым ка­чествам. Отношения могут быть эффективны при обсуждении и решении тех проблем, которые по силам обоим, но если при этом возникнет дискуссия, каждый останется при своем мнении.

5. Деловые отношения

Такие отношения эффективны, когда необходимо организовать но­вое дело, преодолеть трудности, справиться с экстремальной ситуа­цией или победить в конкурентной борьбе. Но эти отношения могут измениться, если общие рассуждения или творческие дискуссии начнут преобладать над реальными действиями. В таких случаях эффективная взаимопомощь будет затруднена из-за разных подходов к одной и той же проблеме. Несмотря на то, что партнеры могут правильно оценить результаты труда друг друга и способны понять собеседника, они стараются навязать другому свое понимание сути происходящего. Та­кие споры в дальнейшем могут привести к выискиванию недостатков и охлаждению отношений. Вместе с тем разница их мировоззрений под­держивает интерес друг к другу. Возможен поиск компромисса, обмен просьбами и предложениями. Общая цель и активные действия значи­тельно улучшают отношения.

6. Миражные отношения

Комфортность этих отношений сравнительно неплохая, пока парт­неры проявляют внимание друг к другу и взаимное сочувствие. Игно­рирование взглядов и интересов партнера может привести к конфлик­там по мелочам, которые, как правило, быстро забываются. Общение носит расслабляющий или отвлекающий характер. Споры бывают редко и обычно заканчиваются компромиссным решением. Партнеры стремятся к моральной поддержке и взаимопомощи, но непонимание мотивов, целей и поступков другого оказывает тормозящее влияние на их совместную деятельность и подчас делает ее невозможной. Очень трудно выбрать способ действий, который устраивал бы обоих. Временами отношения становятся хорошими, даже теплыми, когда партнеры вместе отдыхают или обсуждают посторонние темы. Расхождения во взглядах и неэффек­тивность взаимопомощи компенсируется приятным эмоциональным харак­тером отношений, когда партнер кажется не таким уж далеким от иде­ала.

7. Квазитождественные (параллельные) отношения

Хорошие отношения для товарищества и сотрудничества, но не очень благоприятные для более близких отношений. Есть желание по­нять партнера, помочь ему, дать совет. Взгляды и методы другого непривычны и интересны. Это порождает много дискуссий и разногла­сий, но есть желание найти компромисс. При сближении, особенно когда затрагиваются личные интересы, даже небольшая ссора может быстро разрушить эти отношения. Появляется трудность во взаимопо­нимании и неумение считаться с интересами другого. В совместной работе разница подходов приводит к желанию отдалиться от партнера и делать все по-своему. Партнеры проявляют интерес к одним и тем же вещам, но рассматривают их с разных точек зрения. Каждый пред­почитает идти своим путем, не оглядываясь на мнение и опыт друго­го. Из-за этого оба ощущают некоторую ненадежность партнера, спо­собность бросить в трудную минуту, хотя эти подозрения обычно нео­боснованны.

8. Конфликтные отношения

Самые трудные из отношений. Происходит взаимное навязывание собственных взглядов и подходов в работе и нежелание принять жиз­ненные ценности другого. Это приводит к постоянному подавлению друг друга. Партнеры замечают малейшие недостатки друг друга, не­редко преувеличивая их. Они часто спорят, не соглашаются, не слу­шают другого либо не признают его доводов. Даже шутки и комплимен­ты воспринимаются неправильно. Все это не способствует проявлению чуткости, взаимопомощи, внимания к потребностям и интересам друго­го. Со временем напряженность в отношениях из-за способности обострять любые ситуации и постоянные обиды вызывают желание отда­литься. Такие отношения трудны как в личной жизни, так и в сов­местной работе. В начале знакомства, когда конфликтеры находятся еще на расстоянии, они часто симпатизируют друг другу, восхищаются сильными сторонами другого, с интересом обмениваются мнениями. При переходе к более частым и близким контактам возникает взаимное раздражение и непонимание. Желательно придерживаться сложившихся традиций и обо всех переменах предупреждать заранее. Только береж­ное отношение друг к другу может спасти эти отношения.

9. Отношения погашения / полной противоположности (дискуссия противоположных мнений)

Это отношения, при которых трудно достичь полного взаимопони­мания. Несмотря на взаимный интерес и общность взглядов, партнеры часто спорят из-за мелких противоречий, которым склонны уделять слишком много внимания. Выпячиванием недостатков и неумением под­держать инициативу другого они гасят его активность в любой дея­тельности. В лице такого партнера трудно встретить ощутимую под­держку в делах, но всегда интересен обмен мнениями, просьбами и предложениями. Им лучше работать раздельно, так как они постоянно обращают внимание на мелкие промахи партнера. Это особенно непри­ятно в присутствии посторонних. Поэтому третий партнер нарушает неустойчивое равновесие еще больше. Если затронут личный интерес, эти отношения могут разрушиться. Они более терпимы на некотором расстоянии. При более близком и длительном контакте наступают ус­талость и раздражение вследствие затяжных споров.

10. Отношения суперэго (борьба противоположностей)

Это - отношения соперничества партнеров. Каждый старается произвести впечатление на другого, доказать ему свою значимость или приоритет в чем-либо. Трудность взаимопонимания приводит к по­тере чувства доверия и надежды, что ты будешь правильно понят. Приходится приспосабливаться друг к другу, искать точки соприкос­новения, но равновесие в отношениях наступает ненадолго. Партнеры очень эмоционально воспринимают друг друга и могут невольно причи­нять боль. Иногда кажется, что другой делает все назло. Взаимное раздражение может перерастать в острые конфликты, особенно при бо­лее близких отношениях или столкновении личных интересов. Взаимная глухота проявляется в отсутствии должного внимания к интересам другого и навязывании своей точки зрения. Требуется отдых от обще­ния, после чего отношения иногда восстанавливаются. На расстоянии это могут быть довольно приятные товарищеские отношения с интерес­ным обменом мнениями. Недостаточное взаимопонимание и отсутствие поддержки в делах со временем приводит к охлаждению.

11. Родственные отношения

Это хорошие отношения для совместного обсуждения общих тем, но сложные при более близких отношениях. Партнеры хорошо понимают мотивы другого и имеют общие цели, но поскольку подход к решению проб­лем у них обычно разный, они советуются друг с другом, стараясь найти компромисс. Если этого не происходит, может возникнуть вза­имное недоверие и, как следствие - разногласия и конфликты. Возни­кает потребность в самостоятельности и свободе друг от друга. Из-за обостренного видения недостатков другого, партнерам не хва­тает должного такта при оценке его деятельности. Они могут оказы­вать эмоциональное давление друг на друга, требуя принятия того решения, которое им кажется единственно верным. Поступки партнера порой кажутся лишенными здравого смысла или непредсказуемыми для обоих. Им противопоказана рутина. Новые впечатления вносят в отно­шения неожиданную разрядку напряжения. В компаниях эти отношения улучшаются, потому что поведение партнера в контактах с другими людьми обычно нравится.

12. Полудуальные отношения (неполное дополнение)

Партнеры внимательны к трудностям и проблемам друг друга и отзывчивы к предложениям сотрудничать. Однако в совместной работе не хватает слаженности, проявляется индивидуализм и упрямство. Со­веты, жалобы и просьбы, как правило, воспринимаются правильно и создается впечатление, что партнер готов к их исполнению, но оно не всегда устраивает обоих. Каждый проявляет заботу прежде всего о своих интересах и удобствах и только после этого создает необходи­мый комфорт для партнера. Своим различием взглядов они могут вызы­вать взаимный интерес. Партнер кажется загадочным и непредсказуе­мым, его трудно понять. Это романтические отношения, при которых каждый что-то недоговаривает. При сближении из-за разницы миро­воззрений и частых споров возникает усталость от общения, но при­мирение наступает довольно быстро, как только партнеры отдохнут друг от друга.

Существует два вида наиболее сложных, асимметричных отноше­ний, при которых равенство позиций невозможно. Это - отношения, двигающие прогресс в обществе, но создающие, благодаря повышенному энерго-информационному обмену, излишнее напряжение в личной жизни. К ним относятся отношения социального заказа и социальной ревизии. Поэтому мы будем одновременно рассматривать по два вида отношений, объединенных общим названием, но неоднозначных по своей сути. В отношениях социального заказа, это отношения передатчика заказа (заказчика) с приемником заказа (исполнителем), и - наоборот, испол­нителя заказа с заказчиком. В отношениях социальной ревизии - от­ношения ревизора (контролера) с ревизуемым (подконтрольным) и ревизуемого (подконтрольного) с реви­зором (контролером). Рассмотрим эти двойственные отношения, которые могут дости­гать кратковременного неустойчивого баланса при взаимном лавирова­нии, более подробно.

13-14. Отношения социального заказа (контракта)

Исполнитель заказа (приемник) в присутствии заказчика (передатчика) активизируется, старается ему в чем-то помочь. Он хорошо понимает потребности партнера, но взаимность бывает только в начале общения. Со време­нем гармония в отношениях нарушается из-за того, что заказчик не воспринимает доводы исполнителя, пытается ему навязать свою точку зрения, даже руководить его поведением. Вместе с тем исполнитель чувствует, что ему трудно отказать в чем бы то ни было такому ав­торитетному партнеру. Неравенство позиций в дальнейшем может при­вести к спорам и желанию исполнителя отдалиться от своего партне­ра. В производственных отношениях такое удаление позволяет испол­нителю заказа более эффективно выполнять свою работу, а в личной жизни приводит к напряженности и конфликтам.

Заказчик (передатчик) воспринимает своего партнера как человека, нуждающего­ся в его покровительстве и советах. Ему импонирует желание испол­нителя (приемника) понять его и помочь в трудных ситуациях, но эффективной помощи с точки зрения заказчика не получается, т.к. он невольно занижает способности своего исполнителя или предъявляет к нему повышенные требования. Заказчик может брать на себя часть обязанностей исполнителя, но со временем это приводит к переу­томлению заказчика, он теряет интерес к своему партнеру. У заказчика может воз­никнуть чувство раздражения из-за невозможности понять требования и претензии исполнителя. Последний, в свою очередь, пытаясь достичь взаимопонимания, начинает излишне драмати­зировать происходящее. Ему кажет­ся, что заказчик не считается с его интересами, он делает попытки пере­воспитывать партнера, но это оказывается бесполезным, тот по-преж­нему не понимает чего от него хотят.

Дело может закончиться разрывом отношений, если исполнитель не смирится с ролью ведомого и не перестанет придираться к своему партнеру вместо того, чтобы просто стараться помогать ему и без лишних слов делать общее дело. Именно дело сплачивает эту пару, тогда отношения становятся стимулирующими и продуктивными.

15-16. Отношения социальной ревизии (контроля)

Это один из самых сложных видов отношений, при которых ра­венства обычно не бывает. Сначала больше страдает ревизуемый (подконтрольный) от упрямства и бескомпромиссности ревизора (контролера), убежденного в своей пра­воте. Ему кажется, что партнер им недоволен и стремится его пере­воспитывать, навязывая свои ценности. В ответ другой начинает сле­дить за каждым промахом ревизора, доказывая ему, что он также не­безгрешен. Взаимные претензии и неуступчивость могут разрушить от­ношения.

В лучшем случае, партнеры ценят умение другого решить трудную для него проблему. В этих отношениях присутствует понимание до тех пор, пока ревизор (контролер) не проявит излишнюю принципиальность, чем больно ранит ревизуемого (подконтрольного). Тогда тот начинает избегать общения с ревизо­ром, или начинает в ответ придираться к нему. Ревизору партнер ка­жется непонятливым, либо сознательно избегающим своих обязаннос­тей. Возникает желание помочь ревизуемому, научить чему-то. Одна­ко, партнер не воспринимает советы и требования ревизора, вызывая тем самым недоумение и даже раздражение последнего. Выяснения от­ношений могут перерасти в конфликт. При этом обоюдные обиды и претензии кажутся другому необоснованными, а недостатки - преуве­личенными.

Если ревизор перестанет перевоспитывать ревизуемого и проявит склонность к компромиссам, а ревизуемый не будет копаться в недос­татках ревизора, эти отношения могут быть стимулирующими и плодот­ворными. Нужно только помнить, что задает тон в этих отношениях ревизор, отводя для партнера роль ведомого. Лидер должен быть гу­манным, но и ведомый не должен претендовать на роль лидера, чтобы сохранить отношения.

ИНТЕРТИПНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Мы проследили ряд закономерностей, влияющих на интертипные отношения (отношения между типами). Они заложены во взаимодействии людей на более тонких уровнях восприятия: на уровне подтипов, акцентов типа и т.д., с которыми вы также можете познакомиться в наших работах: http://ru.laser.ru/authors/meged_ovcharov/index.html и https://vk.com/docs-104940675?type=1 (подборка статей). Но сначала предлагаем вашему вниманию таблицу интертипных отношений А.Аугустинавичюте и наши краткие описания отношений.

Чтобы определить тип отношений с интересующим вас лицом, нужно найти условное буквенное обозначение данного вида отношений, кото­рое находится в таблице на пересечении наименований вашего типа личности (слева) и типа личности вашего партнера (вверху).

Условные обозначения типов отношений:

1. Т - тождественные (подобные)

2. Д - дуальные (дополняющие противоположности)

3. А - активация (тонизирующие)

4. З - зеркальные (взаимная коррекция)

5. Де - деловые (побуждающие к действию)

6. М - миражные (расслабляющие)

7. Сэ - суперэго (взаимный эгоизм)

8. Пп - погашение (погашение противоположностью мнений)

9. Квт - квазитождественные (параллельные)

10. К - конфликтные (отношения непонимания)

11. Ро - родственные (проблематичные)

12. Пд - полудуальные (неполное дополнение)

13. П - передатчик социального заказа (заказчик)

14. п - приемник социального заказа или контракта (исполнитель)

15. Р - ревизор (социальный контролер, воспитатель)

16. р - ревизуемый (подконтрольный, подотчетный)

характеристики типов личности и отношений - student2.ru   Тип партнера (он – мне)   Мой тип   Н о в а т о р П о с р е д н и к К о м м у н и к а т о р А н а л и т и к Н а с т а в н и к   А д м и и с т р а т о р Л и д е р   И д е а л и с т   П о л и т и к     Э к с п е р т   Э к с п е р и м е н т а т о р Т р а д и ц и о н а л и с т У п р а в л я ю щ и й   Г у м а н и с т В д о х н о в и т е л ь   М а с т е р  
Новатор Т Д А З п р Де М Сэ Пп Квт К П Р Ро Пд
Посредник Д Т З А р п М Де Пп Сэ К Квт Р П Пд Ро
Коммуникатор А З Т Д Ро Пд П Р Квт К Сэ Пп Де М п р
Аналитик З А Д Т Пд Ро Р П К Квт Пп Сэ М Де р п
Наставник П Р Ро Пд Т Д А З п р Де М Сэ пп Квт К
Администратор Р П Пд Ро Д Т З А р п М Де Пп Сэ К Квт
Лидер Де М п р А З Т Д Ро Пд П Р Квт К Сэ Пп
Идеалист М Де р п З А Д Т Пд Ро Р П К Квт Пп Сэ
Политик Сэ Пп Квт К П Р Ро Пд Т Д А З п р Де М
Эксперт Пп Сэ К Квт Р П Пд Ро Д Т З А р п М Де
Эксперментатор Квт К Сэ Пп Де М п р А З Т Д Ро Пд П Р
Традиционалист К Квт Пп Сэ М Де р п З А Д Т Пд Ро Р П
Управляющий п р Де М Сэ Пп Квт К П Р Ро Пд Т Д А З
Гуманист р п М Де Пп Сэ К Квт Р П Пд Ро Д Т З А
Вдохновитель Ро Пд П Р Квт К Сэ Пп Де М п р А З Т Д
Мастер Пд Ро Р П К Квт Пп Сэ М Де р п З А Д Т

1. Тождественные отношения

Это отношения во многом похожих людей, которые очень хорошо понимают друг друга. Построенные на доверии и сочувствии, они хо­роши для дружбы, но в браке могут возникнуть затруднения из-за не­возможности помочь друг другу в решении проблем. Партнерам трудно правильно оценить деятельность другого, поскольку у них одинаково развиты как сильные, так и слабые стороны. Эти отношения активны при наличии совместных дел, когда есть чему научиться у более опытного партнера. При недостатке поступления новой информации от другого, отношения могут быстро себя исчерпать. Взаимопонимание и непринужденность в общении сглаживают недоразумения. Партнеры снисходительно относятся к одинаковым недостаткам друг друга, а в некоторых случаях им удается критически посмотреть не столько друг на друга, сколько на самих себя со стороны.

2.Дуальные отношения (полное дополнение или единство противоположностей)

Самые комфортные и необходимые человеку взаимоотношения в семье, дружбе, сотрудничестве: в чем слаб один - силен другой. Партнеры видят трудности, задачи и проблемы друг друга. Взаимопо­мощь очень эффективна при условии, если правильно распределить обязанности. Это происходит естественно и без лишних споров. В этих отношениях нет лидера. Лидерство в каждый момент переходит к тому, кто лучше разбирается в аспектах ситуации. Партнеры охотно откликаются на предложения и просьбы друг друга, постоянно оказы­вая взаимную помощь в затруднительных ситуациях как духовного, так и материального плана. Это - непринужденные, приятные отношения, которые никогда не надоедают. Споры, возникающие из-за разницы в стилях мышления, носят воспитательный характер и оживляют общение. Со временем приятная расслабленность приводит к созерцательности и сосредоточенности друг на друге. Легкие ссоры и быстрые примирения могут оказывать тонизирующий эффект.

3. Отношения активации

Вначале - это тонизирующие отношения, партнеры активизируют друг друга во всех начинаниях. Они стремятся к взаимопомощи в де­лах, но совместная деятельность не ладится. При совпадении интере­сов и общей цели, способы ее достижения не устраивают обоих. Парт­неры начинают предъявлять друг к другу повышенные требования. Это приводит к бесполезным спорам и взаимному разочарованию. Проблемы по-прежнему приходится решать каждому самостоятельно. Наступает эмоциональное, а затем и физическое переутомление и усталость от общения. Необходим периодический отдых друг от друга. Эти отноше­ния хороши для проведения досуга, когда можно расслабиться, снять плохое настроение, стрессовое состояние. Присутствие посторонних оказывается благотворным и помогает отвлечься от недоразумений. Партнеры довольно быстро забывают обиды. Переключение внимания или перерыв в общении нормализуют отношения.

4. Зеркальные отношения

Партнеры позитивно оценивают творчество, труд, сомнения и претензии друг друга. В таком взаимодействии хорошо проверять пра­вильность высказываний каждого, появляется желание учиться у парт­нера тому, чего не умеешь сам. В этих отношениях недостает тепло­ты. Оба стремятся поучать и изменять другого, навязывать свое мне­ние. Они так похожи и вместе с тем отличаются друг от друга, что обоим хочется устранить это различие. Обычно дискуссии носят мир­ный характер и не ухудшают отношений. При сближении дистанции мо­жет возникнуть раздражение из-за невозможности переубедить партне­ра. К тому же люди слишком понятны друг другу, чтобы быть постоян­но интересными. Они способны на сочувствие и помощь. Однако, взаи­мопомощь не всегда эффективна. У них нет дополнения по слабым ка­чествам. Отношения могут быть эффективны при обсуждении и решении тех проблем, которые по силам обоим, но если при этом возникнет дискуссия, каждый останется при своем мнении.

5. Деловые отношения

Такие отношения эффективны, когда необходимо организовать но­вое дело, преодолеть трудности, справиться с экстремальной ситуа­цией или победить в конкурентной борьбе. Но эти отношения могут измениться, если общие рассуждения или творческие дискуссии начнут преобладать над реальными действиями. В таких случаях эффективная взаимопомощь будет затруднена из-за разных подходов к одной и той же проблеме. Несмотря на то, что партнеры могут правильно оценить результаты труда друг друга и способны понять собеседника, они стараются навязать другому свое понимание сути происходящего. Та­кие споры в дальнейшем могут привести к выискиванию недостатков и охлаждению отношений. Вместе с тем разница их мировоззрений под­держивает интерес друг к другу. Возможен поиск компромисса, обмен просьбами и предложениями. Общая цель и активные действия значи­тельно улучшают отношения.

6. Миражные отношения

Комфортность этих отношений сравнительно неплохая, пока парт­неры проявляют внимание друг к другу и взаимное сочувствие. Игно­рирование взглядов и интересов партнера может привести к конфлик­там по мелочам, которые, как правило, быстро забываются. Общение носит расслабляющий или отвлекающий характер. Споры бывают редко и обычно заканчиваются компромиссным решением. Партнеры стремятся к моральной поддержке и взаимопомощи, но непонимание мотивов, целей и поступков другого оказывает тормозящее влияние на их совместную деятельность и подчас делает ее невозможной. Очень трудно выбрать способ действий, который устраивал бы обоих. Временами отношения становятся хорошими, даже теплыми, когда партнеры вместе отдыхают или обсуждают посторонние темы. Расхождения во взглядах и неэффек­тивность взаимопомощи компенсируется приятным эмоциональным харак­тером отношений, когда партнер кажется не таким уж далеким от иде­ала.

7. Квазитождественные (параллельные) отношения

Хорошие отношения для товарищества и сотрудничества, но не очень благоприятные для более близких отношений. Есть желание по­нять партнера, помочь ему, дать совет. Взгляды и методы другого непривычны и интересны. Это порождает много дискуссий и разногла­сий, но есть желание найти компромисс. При сближении, особенно когда затрагиваются личные интересы, даже небольшая ссора может быстро разрушить эти отношения. Появляется трудность во взаимопо­нимании и неумение считаться с интересами другого. В совместной работе разница подходов приводит к желанию отдалиться от партнера и делать все по-своему. Партнеры проявляют интерес к одним и тем же вещам, но рассматривают их с разных точек зрения. Каждый пред­почитает идти своим путем, не оглядываясь на мнение и опыт друго­го. Из-за этого оба ощущают некоторую ненадежность партнера, спо­собность бросить в трудную минуту, хотя эти подозрения обычно нео­боснованны.

8. Конфликтные отношения

Самые трудные из отношений. Происходит взаимное навязывание собственных взглядов и подходов в работе и нежелание принять жиз­ненные ценности другого. Это приводит к постоянному подавлению друг друга. Партнеры замечают малейшие недостатки друг друга, не­редко преувеличивая их. Они часто спорят, не соглашаются, не слу­шают другого либо не признают его доводов. Даже шутки и комплимен­ты воспринимаются неправильно. Все это не способствует проявлению чуткости, взаимопомощи, внимания к потребностям и интересам друго­го. Со временем напряженность в отношениях из-за способности обострять любые ситуации и постоянные обиды вызывают желание отда­литься. Такие отношения трудны как в личной жизни, так и в сов­местной работе. В начале знакомства, когда конфликтеры находятся еще на расстоянии, они часто симпатизируют друг другу, восхищаются сильными сторонами другого, с интересом обмениваются мнениями. При переходе к более частым и близким контактам возникает взаимное раздражение и непонимание. Желательно придерживаться сложившихся традиций и обо всех переменах предупреждать заранее. Только береж­ное отношение друг к другу может спасти эти отношения.

9. Отношения погашения / полной противоположности (дискуссия противоположных мнений)

Это отношения, при которых трудно достичь полного взаимопони­мания. Несмотря на взаимный интерес и общность взглядов, партнеры часто спорят из-за мелких противоречий, которым склонны уделять слишком много внимания. Выпячиванием недостатков и неумением под­держать инициативу другого они гасят его активность в любой дея­тельности. В лице такого партнера трудно встретить ощутимую под­держку в делах, но всегда интересен обмен мнениями, просьбами и предложениями. Им лучше работать раздельно, так как они постоянно обращают внимание на мелкие промахи партнера. Это особенно непри­ятно в присутствии посторонних. Поэтому третий партнер наруш

Наши рекомендации