Новейшие информационные технологии, научные коммуникации и проблема плагиата
Трансформация современного общества под влиянием инновационных технологий затрагивает все сферы жизни общества, в том числе и науку. Наука всегда являлась ключевой сферой развития инновационных технологий. В первую очередь это связано с тем, что интеллектуальный капитал, без которого невозможно какое-либо развитие, накапливается и развивается именно в научном сообществе.
Несомненно, инновационные технологии упрощают жизнь человеку, но в то же время влекут за собой различные трудности. Человечеству, оказавшемуся на волне информационной революции, необходимо качественно преобразовывать не только свой образ жизни, но и свое мировоззрение.
Это касается и привычных форм взаимодействия ученых в научном сообществе. С появлением новых инновационных технологий система научных коммуникаций качественно меняет свою структуру, происходит трансформация привычных форм коммуникаций. С появлением Интернет-технологий, система научных коммуникаций качественно меняет свою структуру, появляются новые формы научных коммуникаций, реализующиеся преимущественно в электронной среде.
Проведение он-лайн конференций, использование различных средств высокоскоростного общения, а также мультимедийных средств и программного обеспечения становятся базовыми методами успешной реализации исследований ученых, позволяет им выносить свои идеи на всеобщее обсуждение в научном сообществе. Стоит отметить, что использование современных форм научных коммуникаций позволило ускорить развитие научного познания, а также внедрение новых технологий в различные сферы производства.
Огромным преимуществом Интернет-технологий является открытый доступ к различным информационным ресурсам, позволяющим найти качественную научную информацию.
Рассмотрим некоторые основные черты современных форм.
1. Использование средств высокоскоростного общения.
Электронная почта в настоящее является основным средством обмена информацией между различными представителями научного сообщества. Она, по сути, полностью вытеснила традиционную почтовую переписку. Письмо, отправленное при помощи Интернет-технологий, достигает адресата, можно сказать, мгновенно. Кроме того, в электронном письме можно разместить различные графики и диаграммы при помощи мультимедийных средств программного обеспечения.
Также стоит отметить возможности он-лайн общения. Наиболее востребованным среди пользователей сети Интернет в настоящее время является программа Skype. При помощи данной программы можно совершить он-лайн звонок и лично высказать свои предложения и замечания коллеге по какому-либо вопросу.
2. Интернет-ресурсы информационного обеспечения.
В данном контексте речь пойдет преимущественно о научных библиотеках, как одном из основных средств получения авторитетной научной информации.
В современном информационном обществе поиск различной информации осуществляется преимущественно при помощи Интернет-ресурсов.
Наиболее приоритетным информационным ресурсом в данном случае являются именно научные электронные библиотеки. Одной из крупнейших электронных научных библиотек является Научная электронная библиотека Российского фонда фундаментальных исследований[210]. Это - одна из крупнейших электронных научных библиотек, не имеющая аналогов в России по числу пользователей (более 500 тысяч зарегистрированных читателей), объему и качеству предоставляемой научной информации.
В данном контексте необходимо отметить и различные научные блоги и форумы, где обсуждаются различные проблемы, в том числе и научные.
Следует сказать, что использование современных информационных ресурсов влечет за собой развитие не только позитивных моментов, но и негативных. Одной из основных проблем использования Интернет-ресурсов является проблема плагиата. Открытый доступ к информации влечет за собой бесконтрольное заимствование научных трудов. Для преодоления данной проблемы необходимо в первую очередь формирование правильной «культуры знания». В первую очередь здесь речь идет о соблюдении авторских правах и необходимости делать ссылки на использованные литературные источники.
3. Использование различных мультимедийных средств программного обеспечения в научных целях.
К мультимедийным средствам можно отнести использование форм дистанционного обучения, проведение различных Интернет-конференций.
Использование данных форм программного обеспечения для построения трехмерных моделей, а также таких программ как Power Point и Sony Vegas позволяет представить информацию в боле красочном и наглядном виде.
Научные библиотеки, Интернет-ресурсы, использование различных методов сверхскоростного общения, мультимедийных средств передачи информации упрощают доступ и поиск информации, позволяют более наглядно представить полученные результаты исследования.
В данном контексте необходимо отметить и появление негативных аспектов, таких как уже указанная проблема плагиата, которая приобретает глобальные масштабы, а также широкое распространение псевдонаучного знания, использование сети Интернет в безнравственных целях.
Для того чтобы минимизировать негативные аспекты влияния информационных технологий возможно использование следующих методов:
1. Использование авторитетных и надежных информационных ресурсов для поиска нужной информации (РГБ, ИНИОН и т.д.);
2. Использование упрощенного доступа к нужной научной литературе, так как зачастую на зарекомендовавших себя сайтах приходится проходить многоступенчатую регистрацию и таким образом информация, хранящаяся на сайте, бывает не всегда доступна.
3. Улучшить работу администраторов различных форумов и блогов, с целью исключения попадания некорректной информации на страницы обсуждения.
Немного подробнее поговорим о борьбе с современными формами плагиата.
Как известно, возможности открытого доступа к различным информационным ресурсам, представленным в открытом доступе в сети Интернет, повлекли за собой проблему бесконтрольного заимствования научных трудов.
Проблема плагиата существовала во все времена, но с появлением Интернет-технологий данная проблема приобрела огромные масштабы. Заимствования чужих трудов при использовании Интернет-технологий, получили название «киберплагиат». Кроме того, в современном научном сообществе заговорили об эпохе цифрового копипаста. Воспользовавшись словарем можно найти следующее толкование данного термина, копипаст – это не авторский текст, — а заимствование или плагиат. Это – текст, полученный путем механического копирования чужого текста в свой пост, комментарий или другое произведение, опубликованное под своим именем.[211]
Если обратиться к статистическим данным, предоставленным зарубежным сайтом Plagiarism.org, мы увидим шокирующую статистику. Проведенные исследования показывают, что 80% студентов признаются в заимствовании чужих научных трудов. Официальные представители Калифорнийского университета Беркли сообщают, что объем плагиата увеличился на 74%.
Использование технических возможностей для того, чтобы найти подходящий текст, скопировать его и выдать его за результат собственного труда в век информационных технологий доступно всем. Следствием этого является все более широкое распространение феномена плагиата.
К сожалению Россия также не находится в стороне от данных проблем. По данным Интерфакса, предоставленным главой РГБ из 15 тысяч проверенных диссертаций по истории в 10% работ, доля заимствований составила более 70%. «В 2012 году, когда мы проверяли диссертации, было 50% плохих работ на 50% хороших. В 2013 году стало 30% плохих работ на 70% хороших», сообщает глава РГБ. Статистика «воодушевляет», но не стоит забывать, что диссертации являются лишь вершиной айсберга. Можно с определенной долей уверенности утверждать, что доминирующее количество обучающихся используют возможности Интернет-технологий, не только для написания выпускных квалификационных работ, но и в повседневной работе при выполнении различных заданий, поставленных преподавателем.
Бесспорно, возникает вопрос, если безграничные возможности IT технологий предоставляют доступ к различным информационным массивам, неужели нет технологий для борьбы с таким порочным явлением как плагиат. Конечно, они есть. При помощи современных информационных технологий разрабатываются различные компьютерные программы, позволяющие проверить работу на предмет плагиата.
В настоящее время существует также большое количество сайтов для обнаружения плагиата.
· PlagiarismDetect.com – используется для проверки документов.
· TurnItIn – наряду с проверкой работы на оригинальность этот сайт подбирает подобные работы по тематике.
· Copyscape – позволяет обнаружить работу в Интернете, которая может являться плагиатом на вашу работу.
· Serivces Glatt – продает программное обеспечение для обнаружения плагиата.
Представленные выше сайты реализуются преимущественно за рубежом.
В России также уделяется большое внимание проблемам плагиата, особое внимание проблемам авторского права. Но, к сожалению, факты говорят о том, что нормативная база законопроектов не охватывает все ступени образовательного и научного процесса. В настоящее время в России реализуется проект, делающий обязательной проверку дипломных работ на предмет плагиата. Но остается большое количество других видов работ, проверка которых реализуется по желанию автора или редактора и не является обязательной.
Кроме того, стоит отметить, что в 2005 году на базе вычислительного центра РАН, был создан поисковик для проверки учебных работ. Позднее на его основе была создана программа «Антиплагиат». Она позволяет выявить процент заимствования в тексте работы, и становится вспомогательным инструментом преподавателя, который определяет, где автор работы приводит цитату и правильно ее оформляет, где включает в работу куски своих предыдущих исследований, а где откровенно выдает чужой текст за свой.
«Антиплагиат» получил широкое распространение. В настоящее время проверка работы при помощи данной программы является обязательным условием для защиты курсовых работ, диссертационных исследований и научных статей.
Также в России существует еще одна программа для борьбы с плагиатом – «Диссерент».
Программы «Антиплагиат» и «Диссерент» – это бесспорно хороший помощник, можно даже сказать базовый. Но проблема в том, что они применяются преимущественно для проверки трудов, выносимых на обсуждение: курсовых работах, дипломных проектов, научных статей. Что же делать с другими видами работ, которые не требуют оценки высококвалифицированных специалистов. Преподаватель остается один на один с огромным количеством разнообразных работ обучающихся, которые в большинстве случаев являются результатами плагиата.
Для борьбы с проблемой плагиата возможно, на наш взгляд, также использование следующих мер:
· Необходимо уделять более пристальное внимание вопросам законодательства в сфере авторского права при реализации образовательных программ, в частности, обучать студентов правильно делать ссылки на использованные ресурсы.
· Необходимо создавать банки электронных портфолио обучающихся.
Закон об образовании обязывает учебное учреждение осуществлять открытый доступ к информации о работе организации[212]. Можно сделать обязательным наличие у каждого из обучающихся личного электронного портфолио, находящегося в открытом доступе. Соответственно, все интеллектуальные труды и творческие работы, находящиеся в данном портфолио, будут обязательно проверены преподавателем, а также при помощи программы «Антиплагиат» на предмет заимствования. Мотивацией этому будет служить, в первую очередь, репутация образовательного учреждения.
В результате использования электронного портфолио будет сформирован огромный банк различных работ. Списывание в таком случае станет бессмысленным.
У студента появятся научные наработки, копилка его трудов, которые бесспорно будут ему полезны для написания и защиты выпускных квалификационных работ. У работодателя будет возможность познакомиться с трудами своего потенциального работника и объективно оценить его интеллектуальные способности.
· Необходимо ужесточение наказания в сфере изготовления и продажи готовых научных работ.
Несомненно, мы не сможем спрятать свои интеллектуальные труды в сундук под тяжелый замок. В таком случае они будут никому не нужны. Любой труд, в том числе и интеллектуальный, должен быть в свободном доступе и являеться общественным достоянием. Важно научиться правильно его использовать.
В настоящее время Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», на базе которого и была создана программа «Антиплагиат», реализует наиболее перспективную программу для борьбы с плагиатом. На политику, проводимую данным учреждением, необходимо, как нам представляется, равняться всем образовательным учреждениям.
Данная программа реализуется в следующем:
- Все письменные работы по желанию преподавателя проверяются на оригинальность, начиная от письменных домашних заданий, рефератов, эссе. При защите курсовых и выпускных проектов студенты самостоятельно проверяют свою работу при помощи программы «Антиплагиат». Предоставление итогов данной проверки является обязательной для успешной защиты работы.
- За нарушение академических норм в письменных работах применяются следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, отчисление.
- Студент в полном объеме несет ответственность за плагиат в своей работе.
Подводя итог нашему обсуждению, можно констатировать, что эффективное использование различных современных форм научных коммуникаций является необходимым условием успешного развития современной науки и системы образования.
Часть 2.