Современный гуманизм: динамика ценностей
Говоря непосредственно о процессах трансформации ценностных систем необходимо привести цитату П. Дракера: «Каждые несколько сотен лет в западной истории мы пересекаем черту. В течение нескольких коротких декад общество перестраивает себя: свое мировоззрение, свои базовые ценности, свои социальные и политические структуры, свои ключевые институты. Пятьдесят лет спустя это новый мир. И люди, рожденные в это время, не могут представить себе мир, в котором жили их бабушки и дедушки и в котором родились их родители»[51].
Информационно-технологические инновации, сопровождавшиеся возникновением новых социально-философских концепций в контркультурных кругах, ускорили вступление человеческой цивилизации в новый этап, характеризующийся серьезными мировоззренческими изменениями. Среди них можно назвать и поиски новой религии, и переосмысление старой, и создание «новой этики»[52], в рамках которой развивалась концепция обновленного гуманизма или, другими словами, неогуманизма. По мнению некоторых авторов, начал формироваться феномен информационного человека[53]. Фиксируется возрастание интереса к внелогическому, недискурсивному знанию, стремление к целостному восприятию мира[54]. Вместо узко рационально понимаемого научного мировоззрения рождается целостное мировосприятие.
Процесс активного развития новых мировоззренческих идей, убеждений и стилей поведения в Западном обществе, оказавший серьезное влияние и на другие страны мира, является в свою очередь следствием целого ряда факторов. К таким факторам можно отнести:
· фундаментальные научные исследования, возникновение новых наук, таких как кибернетика, экология, генная инженерия, бионика и др.;
· развитие идей неогуманизма, постгуманизма, постмодернизма и их активное влияние на социально-культурные институты общества;
· разработки новых телекоммуникационных и компьютерных технологий.
Анализируя, например, основные направления в общественной мысли США З.П. Трофимова показывает, что в американской научной среде ведется активная дискуссия о необходимости создания нового глобального морального сознания.[55] Особенно сильно, по мнению автора, эта тенденция проявилась на Х конгрессе «Международного Гуманистического и Этического Союза» в 1988 году. В резолюции конгресса «Декларация независимости: новая глобальная этика» подчеркивается, что для «спасения мира необходимо создать новые общие гуманистические ценности. Для этого необходимы: добрая воля, желание всех людей на планете, терпимость по отношению к взглядам других, справедливость. В то же время этому будут способствовать развитие политики, экономики, науки и культуры, также новая глобальная демократия и плюралистические институты, которые будут защищать права всех людей»[56].
В научном проекте Гуманистического института (Humanistic Institute) при Североамериканском комитете по гуманизму (The North American Committee for Humanism) «Глобализация и гуманизм» Дж. Ларю определяет основные принципы, на которых должна строиться система гуманистических ценностей XXI века:
· Гуманистические ценности XXI века должны быть секулярными, демократическими и плюралистическими.
· Гуманистические ценности XXI века должны быть глобальными.
· Гуманистические ценности XXI века должны быть основаны на этике общей семьи.
· Глобальные гуманистические ценности XXI века, основанные на этике общей семьи, должны включать в себя этику выживания.
· Глобальные гуманистические ценности выживания требуют отношения людей друг к другу, как к членам одной семьи, что означает заботу о благосостоянии всех и каждого.
· Глобальные гуманистические ценности должны отражать заботу о здоровье и благополучии всех членов человеческой семьи.
· Глобальные гуманистические ценности требуют общесемейной ответственности перед лицом проблемы ограничения рождаемости.
· Гуманистические ценности должны воспитываться.
· Глобальные гуманистические ценности должны быть ориентированы на обеспечение каждого члена человеческой семьи возможностями получения значимой работы, способствующей повышению благосостояния всего человеческого сообщества[57].
По мнению Ларю, данные принципы представляют собой основу для ценностного самоопределения, которая поможет реализовать идею планетарного мира и гармонии, мира, где человеческое многообразие уважается и воспринимается с толерантностью. Для создания этого идеального мира участники проекта «Глобализация и гуманизм» считают необходимым наличие демократического плюралистического общества, признающего права каждого индивида и запрещающего все виды дискриминации.