Верования экологического движения

1. Я верю в то, что вся природа священна и Единственна, и в то, что каждая форма жизни самоценна в космосе, где элементы, растения, животные и люди глубоко взаимосвязаны, необходимы для целого и зависимы от него.

2. Я верю в то, что каждый человек имеет право на здоровую, полноценную окружающую среду, и в то, что мы все нравственно обязаны работать для того, чтобы обеспечить это право для будущих поколений.

3. Я верю в то, что все живые существа имеют неотъемлемое право на сущес­твование, и в то, что вследствие нашего невежества и при помощи совре­менной науки мы нарушили равновесие жизни и стали причиной исчезно­вения огромного числа растительных и животных видов.

4. Я верю в то, что святость жизни требует практикования ненасилия, и в то, что разногласия должны разрешаться консультациями, а не конфликтами. Государства должны стремиться к полному разоружению и прекращению производства и продажи вооружений.

5. Я верю в то, что мы должны уйти от системы ценностей, основанной на материализме и потребительстве, трансформировать свои сердца и умы, произвести простые и конкретные перемены в нашем образе жизни и об­новить наши глубочайшие религиозные импульсы в ходе создания все­мирного общества.

6. Я верю в то, что человечество должно безотлагательно осознать значение бережливости, избегать ненужных расходов, внедрить устойчивые неза­грязняющие системы сельского хозяйства, промышленности и энергетики для блага будущих поколений. Простота жизни способствует как внутрен­ней свободе, так и внешней стабильности.

7. Я верю в то, что биологическое, культурное и религиозное разнообразие необходимо для жизни, и в то, что все виды жизни и все человеческие традиции, особенно туземные верования, должны охраняться.

8. Я верю в то, что нынешний экологический кризис является, в сущности, духовным кризисом человечества и доказывает важность уважения ко всем духовным традициям, особенно к тем, которые воспитывают чувство ответственности за окружающую среду.

9. Я верю в то, что демографический взрыв представляет одну из величайших угроз для природной среды и для качества жизни людей, и в то, что для создания устойчивого мирового сообщества мы должны пропагандиро­вать расширенную семью и уделять больше внимания женскому и детско­му образованию.

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

Фундаментализмом называют любое религиозное или философское движе­ние, отмеченное крайним догматизмом и нетерпимостью. Фундаменталист­ские деноминации имеются практически в каждой религии — в христианст­ве, иудаизме, исламе, буддизме, сикхизме и индуизме. Все они настаивают на буквальном понимании своего писания как исключительной истины, а своей религии — как единственного пути, по которому должны следовать все души, чтобы достичь спасения. В истории фундаментализм, особенно в сочетании с евангелическим пылом, часто приводил к агрессии и насилию над инаковеру-ющими.

ВЕРОВАНИЯ ФУНДАМЕНТАЛИЗМА

1. Я верю в то, что есть только одна приемлемая формулировка истины, и она

содержится в нашем писании; все те, кто не признают этой доктрины, идут по ложному пути, и им суждено вечное проклятие.

2. Я верю в то, что истинное возвестив было сообщено только однажды в истории, нашим мессией, единственным представителем Бога, и оно не нуждается в адаптации в зависимости от времени или обстоятельств.

3. Я верю в то, что сторонники нашей веры мистически призваны Богом и обязаны распространять Его святое слово по всему миру.

4. Я верю в то, что управление государством должно отображать и воплощать в жизнь верования моей религии, и даже неверующие должны твердо при­держиваться нашего религиозного закона как закона страны.

5. Я верю в то, что в этом мире идет война между истинно верующими, представляющими силы света, и неверными, представляющими силы тьмы, и в то, что в конце концов добро победит зло.

6. Я верю в то, что при необходимости следует путем насилия принуждать неверующих и инаковерующих принять истину нашей религиозной док­трины, и в то, что применение силы оправдано во имя Бога.

7. Я верю в то, что свободное размышление и сомнение в нашей религиозной доктрине есть первый шаг к ереси и должно пресекаться, и в то, что все современные вольности суть формы оправдания греховности.

8. Я верю в то, что наши моральные законы являются абсолютными божест­венными заповедями и не должны подвергаться изменениям, пересмотру и переистолкованию.

9. Я верю в то, что образование для детей должно представлять собой обсто­ятельное изучение нашего учения; всем другим формам мышления и веры должен быть поставлен непроходимый барьер.

Атеистические философии

В этом разделе мы рассмотрим верования четырех философий или мировоз­зрений, в которых исключается существование Бога: материализма, комму­низма, экзистенциализма и секулярного гуманизма. Конечно, здесь можно было бы перечислить еще много меньших «измов», но хватит и этих, самых распространенных. Их идеи и учения оказывают большое влияние по всему миру, особенно через западные университеты и западные средства массовой информации.

МАТЕРИАЛИЗМ

Материализм есть «мнение, что ничего не существует, кроме материи, ее дви­жения и видоизменений». На практике это означает «преданность матери­альным нуждам или желаниям при пренебрежении духовным; способ жизни, мнение или направленность, основывающаяся полностью на материальных интересах» (Oxford English Dictionary). Существует целый ряд философий, ос­нованных на материализме, в частности философия западной науки с ее де­терминизмом, т. е. мнением о том, что события всегда следуют естественному закону и результаты всегда будут однозначны.

ВЕРОВАНИЯ МАТЕРИАЛИЗМА

1. Я верю в то, что любые религиозные поиски — это пустая трата времени и энергии, что Бога нет и что так называемые паранормальные или пси­хические явления — плоды шарлатанства и суеверий.

2. Я верю в то, что нет такой вещи, как душа; смерть тела — это и смерть сознания, и нет никакого перерождения или посмертного существования.

3. Я верю в то, что материальная вселенная, управляемая естественными за­конами, в частности законами вероятности, является предельной и един­ственной реальностью, и в то, что все кажущиеся нематериальными субс­танции, например сознание, суть особые формы материи, к которым при­менимы те же законы.

4. Я верю в то, что наука является ключом к пониманию всех секретов вселен­ной, поскольку все явления суть результаты материальных процессов, уп­равляемых предсказуемыми, естественными законами.

5. Я верю в то, что свободная воля — это иллюзия; что каждое событие, будучи случайной комбинацией частиц и сил, может произойти только одним способом и, таким образом, является предопределенным (детер­министский материализм).

6. Я верю в то, что нет никакого объективного «высшего назначения» жизни, ни абсолютной основы для этики, ни возмездия за грехи или награды за добродетель. Искать удовольствия и избегать страданий — вот единствен­ные две цели, которые ставит перед собой рационально мыслящий чело­век. То, что удовлетворяет меня? — хорошее, то, что причиняет мне боль? — плохое (гедонистический материализм).

7. Я верю в то, что новые качества бытия происходят от изменения материальных условий, в то, что ментальная и духовная жизнь людей, их идеи и

мотивация отражают материальные условия их существования (диалек­тический материализм).

8. Я верю в то, что, хотя не все вещи состоят из материи или ее модификаций, все существующее можно удовлетворительным образом объяснить в ес­тественных терминах (модифицированный или натуралистический мате­риализм).

9. Я верю в то, что человек, высочайший и наиболее сложный из порождений эволюционных процессов во всей вселенной, может продолжать эволю­ционировать в даже еще более совершенное существо или в высший вид (утопический материализм).

КОММУНИЗМ

Коммунизм появился в начале XX века в России как «гипотетическая стадия социализма, сформулированная Марксом, Энгельсом, Лениным и другими, которая будет характеризоваться бесклассовым и безгосударственным обще­ством и равным распределением продуктов производства и будет достигнута революционными и диктаторскими методами, а не в ходе постепенного раз­вития» (Webster's New World Dictionary). Коммунизм как философия гордится Своим атеизмом и стремится освободить человечество от суеверий и «духов­ного рабства».

ВЕРОВАНИЯ КОММУНИЗМА

1. Я верю в то, что нет никакого Бога, что этот физический мир является единственной реальностью, физические существа — единственными ре­альными существами, а рациональное мышление — высшей способнос­тью человека.

2. Я верю в то, что религия есть «опиум для народа», буржуазное средство подавления, и должна быть искоренена, а ее ресурсы — направлены на улучшение жалких условий существования человечества.

3. Я верю в то, что мистицизм и религия примитивны и ошибочны, и в то, что современная наука, основанная на материализме и эмпирическом наблю-

дении, является единственным достойным уважения путем к полезному знанию.

4. Я верю в то, что у каждого человека — только одна жизнь, в которой он должен достичь всего того, что он считает стоящим, и проявить свои луч­шие качества на благо общества.

5. Я верю в то, что, как и природа, человеческое общество развивается по непрерывной линии от низших форм к высшим, от первобытно-общин­ного строя к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому, по­ка наконец не созреет до социализма, и в то, что крах капитализма и полное утверждение социализма приведет к утопической эпохе мира и благопо­лучия, когда государственное управление уже больше не понадобится.

6. Я верю в то, что все люди рождаются равными и по природе добры, и в то, что различия в поведении, мировоззрении и опыте обусловливаются толь­ко окружающей средой; поэтому для улучшения человечества необходимо улучшить среду.

7. Я верю в то, что взгляды, которых придерживались великие марксисты-ре­волюционеры, — это единственно правильное мировоззрение, и в то, что для установления нового порядка нельзя обойтись без свержения капита­листических режимов, — если понадобится, путем насильственной рево­люции.

8. Я верю в то, что все мировое богатство должно делиться поровну, и в то, что неравное распределение вследствие классовых различий является кор­нем всего социального зла и приводит людей к алчности, эгоизму и эксп­луатации. Экономическая необходимость есть основная движущая сила общества.

9. Я верю в то, что нет ничего, что свидетельствовало бы о наличии Про­видения, в то, что смерть приходит навсегда, Бог не существует, и в то, что высшая жизнь — это жизнь интенсивного сознания.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Экзистенциализм появился в Европе в середине XIX века. Он учит, что Бог не существует или не может быть познан, и утверждает индивидуализм и свобо­ду. Особое значение придается трансцендированию мирского опыта по­средством усиления воли. Подчеркивается бессмысленность бытия и отсут­ствие субстрата, на котором могут базироваться истины и ценности. Человек просто существует и свободен создавать свой собственный смысл жизни.

ВЕРОВАНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

1. Я верю в то, что нет никакого познаваемого провиденциального порядка ни в природе, ни в более высокой сфере существования или космосе.

2. Я верю в то, что человеческое бытие предельно бессмысленно, то есть че­ловек не знает, зачем он существует, и не может подняться к знанию о своей судьбе.

3. Я верю в то, что каждый человек является индивидуальностью и должен порывать со своей зависимостью от общества и полностью полагаться на свою жизнь, на свой дух, свою личность и свое мышление.

4. Я верю в то, что бессмертие не свойственно человеку. Смерть, если смот­реть реалистично, — это абсолютный конец и радикальный факт, который нельзя победить. Человек не должен питать никаких надежд на личное выживание.

5. Я верю в то, что гармонии и безопасности в человеческих отношениях достичь невозможно, и в то, что единственное удовлетворительное от­ношение к другим основывается на четком признании этого факта.

6. Я верю в то, что «зло — не иллюзия. Это не последствие страстей, от кото­рого можно излечиться, и не страх, который можно победить. Это не не­ведение, которое можно просветить. Зло нельзя искупить» (Ж.-П. Сартр).

7. Я верю в то, что Бог не существует.

8. Я верю в то, что самая высокая и лучшая жизнь проживается в интен­сивности полного осознавания жизненного опыта. Этот опыт неизбежно содержит проблемы, борьбу, страдания и конфликт. Это неизменная ре­альность человека, в которой его свободное творческое действие и выбор рождает полноту сознания, которое в противном случае омертвевает от безопасности и удовлетворения.

9. Я верю в то, что душа человека не полна без таких неприятных вещей, как смерть, беспокойство, вина, страх и отчаяние. Было бы крайне ошибочно отрицать существование этих эмоций или стараться устранить их навсег­да. Отрицание того факта, что человек есть существо беспокойное, служит причиной еще большего беспокойства.

СЕКУЛЯРНЫЙ ГУМАНИЗМ

Гуманизм — это «современное, нетеистическое, рационалистическое движе­ние, которое придерживается того мнения, что человек способен к самоосу­ществлению, этичному поведению и т. д. без обращения к сверхъестествен­ному» (Webster's New World Dictionary). Определяя себя как секулярное (светс­кое), это течение отмежевывается от теистического (христианского) гума­низма. Секулярный гуманизм появился в XVIII веке, на волне отрицания христианского откровения, одновременно с современной наукой и свободо­мыслием. Современные секулярные гуманисты осуждают и отрицают все свидетельства о божественных или паранормальных явлениях.

Наши рекомендации