Тема: разрушение восходящего канала.
Водолей сам по себе загадочный знак; однако своим существованием он проливает свет на одну из самых таинственных загадок человеческого бытия, заключающуюся в видимом бессилии мудрости. Мудрость в ее обычном понимании синонимична работе восходящего канала: она есть продукт длительных наблюдений за плотным планом, выделения существенных черт его развития, правильного обобщения присущих ему качеств, абстрагирования от несущественных потребностей и т. д. Казалось бы, с накоплением мудрости и приобретением опыта не должно оставаться никаких проблем, — но реальность, увы, опровергает этот логический вывод. Как справедливо заметил поэт:
Никого еще опыт
Не спасал от беды.
А. Галич
И фаза растворения, наступая порой тихо и почти незаметно, а иногда и внезапно-катастрофически, разрушает с таким трудом и тщанием накопленный багаж совсем не "материального" содержания — и тем обиднее бывает не только с ним расставаться, но и признавать сам факт его гибели.
С наступлением фазы растворения восходящий канал начинает отчетливо плохо работать, и текущий ремонт, бывший достаточно эффективным в фазе осуществления, теперь уже не дает существенного облегчения: рядом с залатанными старыми дырами появляются новые, еще более устрашающих размеров. Дефекты в работе канала бывают трех видов, и в зависимости от обстоятельств проявляются по очереди или одновременно.
Во-первых, восходящий канал начинает хуже собирать и обобщать информацию от плотного плана. Частично "вина" здесь лежит на самом этом плане, так как он изменил свое состояние, перейдя в фазу растворения, и теперь собирать о нем существенную информацию нужно не так, как раньше, и, главное, теперь тонкий план интересуют совсем другие подробности и обстоятельства его жизни. Но, кроме того, разрушается и сам процесс сбора информации, являющийся частью восходящего канала: она поступает не столь четкая и подробная, регулярная и надлежащим образом оформленная, что-то скрывается, временами просачивается дезинформация и т. д.
Во-вторых, отчетливо изменяется реакция тонкого плана на трансляции восходящего канала. Если раньше (в фазе осуществления) содержание его сообщений не вызывало существенных нареканий или, в случае сбоев, выдавались четкие корректировочные указания, то теперь в тонком плане как будто (и это, как мы знаем, действительно так) что-то разлаживается: он не спрашивает или молча, но достаточно выразительно игнорирует ту информацию, без которой раньше не обходился, интересуется чем-то другим, но чем именно, выразить толком не может, его потребности становятся хаотичными и непредсказуемыми.
И в-третьих, начинает хуже работать сам канал: его язык оказывается плохо приспособленным для взаимодействий как с плотным, так и с тонким планами, во время трансляций происходит утечка информации и энергии и добавляются внешние шумы, что приводит к существенным искажениям в трансляциях. Мало того, вокруг появляются подозрительные "помощники", которые под видом бескорыстной помощи на самом деле норовят отобрать у канала существенную часть его работы и в конечном счете отправить его на свалку, при этом, что ужаснее всего, очень плохо ориентируясь в природе плотного плана и потребностях тонкого и тем самым фактически разрывая связь между ними.
Однако понижение качества работы восходящего канала в фазе растворения оправдано с эволюционной точки зрения. Дело в том, что его трансляции, проводись они в стиле Весов, то есть фазы осуществления, очень быстро разрушили бы тонкий план объекта до основания, гораздо быстрее, чем это предполагается по его карме. Растворяющийся тонкий объект уже не управляет плотным планом так четко, как это было в фазе осуществления, ему не нужна столь же подробная информация, и, если она появится, он не сможет ее адекватно ассимилировать. Так от стареющего дедушки семья по общему соглашению начинает утаивать некоторые подробности своей жизни, "чтобы его не волновать попусту", да и сам он постепенно отделяется от излишне напряженной, тревожно-эмоциональной жизни взрослых домочадцев, а также чересчур громких детских криков, топота и веселья: слабеют глаза, подводит каузальная память, особенно на текущие события (интересно, что воспоминания зрелости и юности нередко хранятся лучше, чем события месячной или даже недельной давности).
По своему основному смыслу Водолей принимает отчет плотного плана о прошедшей жизни, уже очевидно клонящейся к закату. В этот период работа, занимавшая объект в фазе осуществления, уже в основном выполнена, его миссия подходит к концу и обнажается ее смысл — и недоделанные тонкости. Именно этот ставший вдруг видимым смысл существования плотного плана, внезапно углубившийся и ставший как бы объемным, и должен оттранслировать восходящий канал — после чего рассыпаться на куски, которые будут радостно утилизированы окружающей средой, то есть пойдут на строительство и укрепление окружающих восходящих каналов.
Водолей приходит для того, чтобы свидетельствовать об умирании плотного объекта, воспринять не локальный, а именно глобальный, охватывающий все его бытие сокровенный смысл жизни объекта и утилизировать этот смысл, то есть передать его тонкому плану. Если смотреть глазами фазы осуществления, то Водолей — это просто неисправные или низкокачественные Весы, но фактически это, конечно, не так. Водолей передает очень тонкую информацию, совсем не такую, как Весы, хотя чисто внешне их деятельность может быть и похожа. Разница же заключается прежде всего в том, что Весы сосредоточены в основном на определенной функции, работе, которую выполняет (плотный) объект, а Водолей — на этом объекте самом по себе, на процессе его разрушения и обнаруживающейся при этом дополнительной, ранее неизвестной или непонятной информации о его жизни в целом, проливающей новый свет на его миссию и роль в судьбе тонкого плана. Кроме того, трансляции Весов поддерживают существование и равновесие тонкого объекта в целом, а водолейские передачи его дисбалансируют и в конечном счете разрушают, — но опять-таки в рамках кармы тонкого плана, то есть поддерживая уже действующую программу его самоуничтожения.
В водолейском жанре пишется духовное завещание стареющего деятеля науки, посвятившего всю жизнь изучению фольклора северных народностей СССР и теперь подводящего итоги своей полувековой деятельности. За это время ученый прошел длинный путь от наивного, но энергичного и обожающего народное словцо аспиранта филфака ЛГУ до маститого академика, обремененного государственными премиями и многочисленными учениками во всех регионах страны. Правда, страна теперь уже другая, и даже называется по-другому, от северных народностей в их первозданном виде мало что осталось, а их фольклор растворился под мощным нажимом массовой телевизионной культуры; что же до методов изучения и анализа, которыми в юности и позже пользовался академик, — длительная командировка в "поле", опросы населения, составление вручную картотек и их осмысление персональными мозгами без какого-либо участия компьютера, — то они (и методы, и мозги), конечно, безнадежно устарели, и ученый это прекрасно понимает. Но все же есть какая-то смутная недосказанность, незавершенность научного пути, которая заставляет стареющего академика вспоминать какие-то куски прошлой жизни, мелькавшие и забытые идеи, возможно перспективные, но не опробованные методики опроса… с ними, как на грех, смешиваются впечатления от местной природы, фауны, антропологических особенностей изучаемых народов, их интонаций, темпа речи, всплывают совсем уже конкретные и вовсе ненаучные воспоминания о разных людях, с которыми сводила судьба, — и все это кажется не просто "фактами биографии", а чем-то гораздо более значительным и для кого-то или для чего-то необходимым, а потому требующим оформления и передачи.
Под Водолеем происходят подведение окончательных итогов и финальная передача разрушающегося восходящего канала. Но если передача нисходящего канала — религиозной харизмы (благодати), профессионального мастерства — сравнительно отчетливо представленный в культуре момент (см. гл. 16 "Стрелец"), то передача восходящего канала представляет собой особый, совершенно не изученный процесс, который еще ждет своего постижения и адекватного оформления в определенных ритуальных формах.
Фундаментальный водолейский сюжет — исповедь умирающего человека, который пытается подвести итоги своей "земной" жизни так, чтобы их услышала его душа, — в частности, с тем чтобы облегчить ей посмертное путешествие. Такая исповедь — это не только покаяние, жалобы и сожаления об ошибках. Во многих случаях душа человека мучительно хочет что-то для себя понять, своим, особым способом ощутить прошедшие события, получить энергетическую поддержку своих ценностей и установок, которые человек в течение жизни мог вытеснять глубоко в подсознание и беспокоиться совсем о другом, — а сейчас все поверхностное, наносное отходит в сторону и происходит разрушающий каузальное тело самоотчет с позиций истинных, глубинных ценностей человека, о которых он, может быть, почти не подозревал; то есть как-то они, конечно, проявлялись, но не так откровенно, как теперь.
Понятно, что такие процессы и переживания не происходят легко, особенно если человек в прошлом не слишком задумывался о своей жизни с ценностной точки зрения, и помочь ему — задача тонкая и деликатная. Ее сложность заключается еще и в том, что принять такую исповедь означает частично воспринять и ассимилировать в своем существовании остатки разрушающегося восходящего канала человека, то есть стать как бы его преемником в способе осмысления и подведении итогов собственной жизни. Такая передача, то есть передача восходящего канала, не менее важна, чем передача нисходящего канала, но является более тонкой; обычно в таких случаях говорят о передаче традиции, подразумевая под ней не способ воздействия, а стиль восприятия и осознания.
Чем, например, определяется художественная школа? На первый взгляд, характерными особенностями выражения ее живописцами своих идей, мыслей, чувств: манерой писать, способами сочетания красок, компоновки линий и форм и т. д. Все это, безусловно, важно и определяет лицо, или фасад, школы; но у нее есть и более глубокие структуры, в частности, фундамент здания, и им всегда является способ видения, которому косвенно или явно обучают в школе и который является ее душой и сокровенной тайной.
Что же такое художественное видение? Это результат работы восходящего канала, который собирает линейную и цветовую информацию от предметного мира и переводит ее в мир определенных абстрактных форм и конкретного дискретного набора цветов, существующих в подсознании данного художника. Чем шире набор этих форм и спектр цветов, с которыми может работать художник, тем разнообразнее может быть его творчество, — но его мастерство и личный почерк зависят в первую очередь от способа видения, то есть способа соотношения наблюдаемого им мира с формами и цветами, которыми он профессионально владеет.
Передача ученикам своего способа видения, интерпретации — важнейшая задача учителя, и не только живописи или графики. Та же тема очень остро возникает при обучении астрологии. Как известно, астрология есть искусство перевода абстрактного символизма планет и знаков на язык человеческого характера, судьбы и конкретных событий. Однако у начинающих астрологов быстро возникает потребность освоить перевод в противоположную сторону — от черт характера и событий к знакам зодиака, планетам и домам. "А вот моя постоянная подавленность жизнью — это от Плутона или Сатурна?" "Вчера дома перегорела лампа — это Уран? В четвертом доме или же в восьмом? А он не сильно пораженный?" и т. д. Обычные ответы преподавателя звучат, например, так: "Сильное поражение Урана выразилось бы в том, что перегорела бы сразу целая люстра; а если она еще и падает вам на голову, то это уже Плутон". Такого рода перевод с языка обычных событий на астрологический не только полезное (и необходимое) упражнение в рамках освоения астрологического символизма — это еще и формирование определенного типа мировосприятия, свойственного данной астрологической школе и в большой мере определяющего ее фундаментальные черты.
Сильный Водолей склонен подменять другие зодиакальные архетипы — в первую очередь воздушные знаки (Близнецов и Весы), но при случае и Козерога, и Рыб; в истории зарегистрирован даже один случай подмены Водолеем Овна (вратарь, пропустив мяч в свои ворота, в горе сам бросился в атаку на чужие), но это все же исключение.
Подмена Водолеем слабого Козерога бывает в случае каузального нетерпения человека, который, не дождавшись реальных признаков окончания событийного сюжета, делает преждевременные выводы, например, делит шкуру медведя, еще лишь лицензированного на отстрел. При этом он не только вводит в заблуждение тонкий план, но и вносит сумятицу в плотный, не давая ему спокойно состариться и отойти в мир иной с пользой для среды: так в шовинистически настроенных крупных государствах насильственно ускоряют процессы ассимиляции малых народов и этнических групп, запрещая им национальный язык, обряды и т. п. и тем самым лишаясь ценнейшего для основного этноса культурного наследства, которое при более мягком подходе могло бы стать его органичной частью.
Не менее опасна подмена Водолеем слабых Рыб, когда, например, оттранслировав в тонкий план сообщение о развале плотного и оборвав восходящий канал связи между ними, человек считает, что тема существования тонкого плана закрыта. Реально последний может просуществовать в фазе растворения еще довольно долго, потом дать через нисходящий канал (Стрелец) трансляцию в плотный, разбудить его от, казалось бы, уже вечного сна, и тот, проснувшись на время, быстро частично восстановит восходящую связь с тонким и наделает еще, быть может, немало дел, подобно Наполеону, сбежавшему из первой ссылки на остров Эльба и шумевшему в Европе еще сто дней, вплоть до Ватерлоо.
Литературные жанры, тяготеющие к Водолею, — исповедь, некролог, надписи на могильных плитах, не всегда мрачные, но обязательно глубокомысленно-назидательные, как бы подводящие итог всей жизни человека. Так, на могиле знаменитого подводника в городе Одессе высечена следующая надпись:
"Всю жизнь стремившись в глубину,
Ты можешь спать спокойно, ну?!"
Заключение. ЗЕРКАЛО
(притча)
В давние, давние времена, когда и самого Времени еще не было, а Земля была черным пустынным шаром, на ней обитала только одна Душа, молодая и добрая, но неопытная. Она жила в полном одиночестве и была уверена, что на свете никого, кроме нее, нет. Но однажды перед ней неизвестно откуда появился Великий Волшебник.
— Хорошая ты Душа, но невежественная, — сказал Великий Волшебник, внимательно посмотрев на нее.
— Разве есть на свете что-нибудь, чего я не знаю? — удивилась Душа.
— Если есть, ты хотела бы это узнать? — спросил Великий Волшебник.
— Конечно, очень хочу, — ответила Душа, плохо понимая, о чем идет речь, но исполненная любопытства.
— Однако учти, это будет нелегко и довольно долго, — молвил Волшебник.
— А что значит "долго"? — спросила Душа, которая не знала, что такое время.
— Это тебе тоже предстоит узнать, — сказал Волшебник. И тут Душа увидела у него в руках большое зеркало.
— Смотри внимательно, — сказал Волшебник.
Душа посмотрела в зеркало и увидела свое лицо. Глаза у нее были голубые, круглые и плоские, и понять, какое у них выражение, она не могла. Волшебник молвил:
— Смотри на зеркало, а не на себя.
Но в какое бы место зеркала ни смотрела Душа, она видела только свое отражение.
— Достаточно, — сказал Волшебник, и Душа увидела, что они находятся высоко над черной Землей и видят ее всю. Волшебник поднял зеркало над головой и, размахнувшись, бросил его вниз. Душа увидела, как, упав на Землю, зеркало разбилось на неисчислимое множество осколков, которые разлетелись по всему пространству-времени и попали во все страны и все времена. Кусочки побольше превратились в моря и океаны, продолговатые — в реки, круглые — в озера, самые причудливые по форме — в животных и людей, а совсем крохотные пылинки стали травинками и растениями.
— Я надеюсь, ты хорошо запомнила свое зеркало, — сказал Великий Волшебник. — И, кроме того, на каждом осколке осталось твое изображение, так что ты их легко узнаешь. А теперь иди, собери их все и составь обратно. Когда ты это сделаешь, посмотри в зеркало снова, и ты поймешь, что такое мудрость.
Когда-нибудь Душа, собирающая по свету осколки зеркала, придет и к тебе, потому что и у тебя в сердце лежит такой осколок. Никто не знает, как это произойдет. Может быть, она придет к тебе в образе человека, который внимательно на тебя посмотрит и о чем-то попросит. Может быть, она привлечет твое внимание видом особенного цветка или дерева, которые словно чего-то от тебя захотят; или она предстанет обыкновенным стулом, который своим скрипом заговорит с тобой на непонятном языке.
Если ты почувствуешь, что это Душа разговаривает с тобой, и искренне улыбнешься ей, твое сердце раскроется и осколок зеркала вылетит из него и займет свое место в зеркале Души. А на его месте в твоем сердце появится кусочек счастья, который будет его согревать всю твою жизнь, и тебе никогда не будет трудно пожалеть другого или помочь человеку, попавшему в беду. А если ты не заметишь Души, которая тебя окликнула, или не сможешь ей улыбнуться, то осколок зеркала останется в твоем сердце, а Душа отправится дальше, в поисках других осколков, и вернется к тебе не раньше, чем ты научишься улыбаться и быть внимательным. А пока этот осколок будет у тебя в сердце, оно никогда не сможет раскрыться навстречу другому человеку, как бы тебе этого не хотелось, потому что кусочки стекла очень острые и больно колются при любом движении. Но Душа обязательно вернется к тебе снова, потому что ей очень нужно собрать свое зеркало, а без твоего кусочка это невозможно.
Москва, 1995-1996