Детрит(от лат. детритус – истертый) – мелкие частицы разложившихся организмов – растений, животных, грибов, содержащиеся в водоеме, наземной среде. Термин «Д.»часто используют как синоним термина «перегной».

Детритная пищевая цепь–пищевая цепь, первым звеном которой является мертвое органическое вещество, поедаемое детритофагами (см.), служащими в свою очередь, пищей для хищников.

Детритофаги(от детрит и греч. фагос – пожиратель) – животные, питающиеся детритом. К Д.относятся дождевые черви, личинки некоторых насекомых, а также линь, бычки и др.

Дивергенция (от лат. дивергере – расхождение) – расхождение признаков у близкородственных организмов в процессе их эволюции.

Динамика численности популяций – изменение численности особей популяции, обусловленные различными биотическими и абиотическими внешними и внутрипопуляционными факторами.

Диплоиды(от греч. диплос – двойной и эйдос – вид) – особи, в клетках которых содержится два набора хромосом.

Диссимиляция(от лат. дис – разделение, отрицание и ассимиляцио – уподобление) – сторона обмена веществ, связанная с окислением органических веществ до минеральныхс высвобождением энергии.

Дифференциация(от лат. диференциация –различие) – расчленение единой системы на части, появление различий между ними. Например, разделение клеток тела по функциям с образованием тканей и органов, разделение единого вида на подвиды и т.п.

ДИФФУЗИЯ – проникновение веществ через клеточную мембрану из области, где их концентрация выше. в область, где их концентрация ниже.

ДНК(дезоксирибонуклеиновая кислота) – высокомолекулярное органическое соединение, мономерами которого являются четыре типа нуклеотидов (А, Т, Г, Ц), состоящее из двух цепей, соединяющихся между собой водородными связями. Нуклеотиды двух цепей размещаются друг против друга по принципу комплементарности: А одной цепи напротив Т другой цепи, Г одной цепи против Ц другой цепи. Молекулы ДНКотвечают за хранение и передачу дочерним клеткам наследственной информации.

Доминантные виды(от лат. доминантус – господствующий) – наиболее многочисленные виды в сообществе. Например, в еловом лесу среди деревьев Д.в.–ель, среди травянистых растений – кислица.

Доминантный признак–признак, проявляющийся у гибридных особей и подавляющий проявление рецессивного признака. Например, у гороха желтая окраска семян доминирует над зеленой.

Дрейф генов–случайное изменение концентрации аллелей в популяции, один из элементарных факторов эволюции. Д.г.эффективен в малочисленных популяциях.В результате Д.г.в популяции могут быть утрачены наиболее редкие и ценные аллели.

Дробление – процесс деления зиготы путем митоза на отдельные бластомеры. Д.–увеличение числа бластомеров без их роста.

Дупликация(от лат. дуплекс – двойной) – хромосомные или генные мутации, связанные с удвоением отдельных участков хромосом или отдельных нуклеотидов.

Дыхание клеточное–совокупность процессов окисления органических веществ в клетках организмов, идущих с высвобождением энергии, которая запасается в виде АТФ. Д.к.у большинства организмов идет с использованием кислорода (аэробное дыхание); конечными продуктами клеточного дыхания являются оксид углерода (IV) и вода. Анаэробные организмы (бактерии, некоторые грибы) осуществляют клеточное дыхание без участия кислорода (анаэробное дыхание).

Естественный отбор–процесс преимущественного выживанияи последующего размножения особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями признаков. Роль отбирающего фактора играют условия внешней среды. Е.о.–движущая сила эволюции, определяющая направленность эволюционного процесса.

Жгутики–органоиды, служащие для передвижения у многих одноклеточных протистов, а также зооспор и сперматозоидов.

ЖЕЛТОЧНАЯ ОБОЛОЧКА – первичная оболочка яйцеклетки, которая является производной цитоплазмы.

ЖЕЛТОЧНЫЙ МЕШОК – орган питания, дыхания и кроветворения у зародышей головоногих моллюсков, хрящевых и костных рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих; провизорный орган, обеспечивающий расщепление питательных веществ желтка и поступление их к зародышу. Ж.м.возникает на ранних стадиях развития обычно путем обрастания желтка энтодермой.

ЖИВОЕ ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ–совокупность всех живых организмов в биосфере, их биомасса.

Жизнь – способ существования открытых коллоидных систем, обладающих свойствами саморегуляции, воспроизведения и развития на основе биохимического взаимодействия белков, нуклеиновых кислот и других соединений вследствие преобразования веществ и энергии, поступивших из вне.

ЖИЗНЕННАЯ ФОРМА – внешний облик животных и растений (как систематически близких, так и далеких), отражающий их приспособленность к условиям среды.

ЖИРЫ, ТРИГЛИЦЕРИДЫ–сложные эфиры глицерина и одноосновных высших карбоновых кислот с четным числом ато­мов углерода (пальмитиновой, стеариновой, олеиновой, линолевой, линоленовой).

Загрязнение среды – поступление в природную среду физических, химических и биологических агентов, различных видов энергии, нехарактерных для нее или превышающих допустимые для живых организмов концентрации. Различают физическое (электромагнитное, шумовое, световое, тепловое, радиоактивное, ультрафиолетовое), химическое и биологическое загрязнение среды.

Заказник–территория,временно изъятая из хозяйственного пользования,на которой запрещены определенные виды деятельности человека, например, отлов определенных видов рыб, сбор некоторых видов дикорастущих растений и т.п.

ЗАКОН БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ГЕККЕЛЯ-МЮЛЛЕРА(от греч. биос –жизнь и генетикос –относящийся к рождению) – онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Закон сформу­лировал Э. Геккель на основе эмбриологических исследований Ф. Мюллера в 1866 г. в работе «Генеральная морфология». Уточ­нения в закон внес А. Н. Северцов: в ходе онтогенеза повторя­ются не стадии взрослых форм, а их зародышей.

Закон гомологических рядов В наследственной изменчивости (Н.И.Вавилов)–виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости. Таким образом, зная мутации у одного вида, можно получать подобные мутации у близкородственных видов.

Закон единообразия гибридов первого поколения (1-й зАКОн Г. Менделя) – при скрещивании двух особей чистых линий одного вида, отличающихся по оному признаку, гибриды первого поколения по данному признаку будут единообразными.

Закон зародышевого сходства К. Бэра–зародыши различных видов млекопитающих сходны между собой, причем наибольшее сходство прослеживается на ранних стадиях развития.

ЗАКОН ЛИНДЕМАНА – только часть (10 %) энергии, поступившей на определенный трофический уровень биоценоза, передается организмам, находящимся на более высоких трофических уровнях. Например, количество энергии, которая доходит до третичных плотоядных (пятый уровень) составляет 10 ДЕСТРУКЦИЯ (от лат. деструкцио – разрушение) – разрушение первичной структуры белков - student2.ru энергии, поглощенной продуцентами. Это объясняет ограниченное количество (5 – 6) звеньев (уровней) в пищевой цекпи независимо от рассматриваемого биоценоза.

Закон независимого наследования признаков (3-й зАКОН Г. Менделя)–при скрещивании особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

Закон расщепления (2-й зАКОн Г. Менделя)–при скрещивании гибридов первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление по альтернативным признакам в соотношении: 3 части особей с доминантным признаком к 1 части особей с рецессивным признаком.

ЗАКОН ТОЛЕРАНСТНОСТИ ШЕЛФОРДА – закон, согласно которому лимитирующим фактором процветания может быть как минимум, так и максимум экологического фактора, диапазон между которыми определяет величину толерантности (выносливости) организма к данному фактору. Открыт американским экологом В. Шелфордом (1913 г.) и расширяет правило минимума.

Закон Харди-Вайнберга–в популяции устанавливается состояние равновесия, т.е. число особей с доминантными и рецессивными генами поддерживается на определенном уровне приследующих условиях: высокой численности особей в популяции; свободном скрещивании особей; отсутствии отбора;отсутствии миграции особей; одинаковой численности особей с разными генотипами. При несоблюдении какого-либо из этих условий равновесие в популяции нарушается, что приводит к изменению частоты встречаемости доминантных и рецессивных генов и особей с разными генотипами.

Заповедник – территория, навечно изъятая из хозяйственного пользования, где запрещены любые виды деятельности человека, за исключением научных исследований. Заповедники выполняют роль эталонов природы, где природные комплексы сохраняются в нетронутом человеком виде. В Беларуси два заповедника: Березинский биосферный и Полесский радиационно-экологический.

ЗАРОДЫШ, ЭМБРИОН– организм животных в ранний (эм­бриональный, зародышевый) период развития – от оплодотво­рения до выхода из оболочек или рождения.

ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ–слои тела зародыша многоклеточных животных, образующиеся в процессе гаструляции начало разным органам и тканям. У большинства организмов образуется три З.л.: наружный – эктодерма, внутренний – энтодерма и средний – мезодерма.

ЗАРОДЫШЕВЫЕ ОБОЛОЧКИ – оболочки у зародышей некоторых беспозвоночных и всех высших позвоночных, обеспечивающие жизнедеятельность зародыша и защиту его от повреждений – амнион, хорион и аллантоис.

Зигота(от греч. зиготес – соединенный вместе) – клетка, образующаяся в результате слияния гамет разного пола, оплодотворенное яйцо. При слиянии двух гаплоидных гамет в З. происходит восстановление присущего данному виду организмов диплоидного набора хромосом. ОбычноЗ.сразу начинает развиваться, иногда (у некоторых водорослей и грибов) она одевается плотной оболочкой и превращается в зигоспору.

Зоопланктон(от греч. зоон – животное и планктон – блуждающий) – совокупность животных, обитающих в толще воды и пассивно переносимых течением (ракообразные, личинки разных видов животных, медузы и др.).

Зооспоры(от греч. зоон – животное и спора – посев, семя) – клетки (спора) водорослей и некоторых грибов, снабженные жгутиками. При помощи З.осуществляется бесполое размножение.

ЗООФАГИ(от греч. зоон –животное и фагос –пожиратель) — плотоядные организмы, животные, питающиеся животными других или своего видов.

Зооценоз(от греч. зоон – животное и кайнос – общий) – совокупность животных, совместно обитающих приопределенных условиях; составная часть биоценоза.

Изменчивость– возникновение различий между особями вида. Различают генотипическую, или наследственную изменчивость (мутационная и комбинативная) и ненаследственную (модификацинная).

Изогамия (от греч. изос – равный и гомео – вступаю в брак) – тип полового процесса, при котором женские и мужские гаметы внешне не различаются; оба вида гамет обладают подвижностью (имеют жгутики). И.характерна для многих водорослей.

Изоляция(от франц. изоляцио – разобщение) – обособление особей или популяций. Различают географическую и биологическую изоляцию. Географическая изоляция обусловлена разделением популяций географическими преградами. Биологическая – разными срокам созревания особей, или их обитанием в разных биотопах (экологическая изоляция), несовпадением в морфологической конституции особей,строении копулятивных органов, или физиологическими различиями гамет (морфофизиологическая изоляция), несовместимостью половых клеток вследствие (генетическая изоляция), различиями в поведении особей (этологическая изоляция).

Иммиграция(от лат. иммиграре – вселяться) – процесс вселения и распространения организмов в области, где они ранее не обитали.

Инбридинг(от англ. ин – внутри и бридинг – разведение) – близкородственное скрещивание у растений и животных.

ИНВАНИГАЦИЯ (от лат. ин – в. внутрь и вагина – ножны, оболочка) – впячивание, один из способов гаструляции, а также образования зачатков некоторых органов в эмбриогенезе.

ИНВЕРСИЯ(от лат. инверсио – переворачивание) – хромосомная мутация, перевертывание на 180° отдельного участка хромосом. При этом число генов не изменяется, а изменяется последовательность их расположения.

Ингибиторы (от лат. инхибео – останавливать) – вещества различной химической природы, подавляющие каталитическую активность отдельных ферментов, и как следствие,замедляющие протекание химических реакций.

Индивид(от лат. индивидуум – неделимое) – отдельная особь, организм.

Индикаторные организмы–см. биоиндикатор

Индикаторы (от лат. индико – указываю, определяю) – физическое явление, химическое вещество или живой организм, наличие количества или перемена состояния (например, интенсивность цвета и др.) которых указывает на характер или изменение свойств среды.

Индуктор (от лат. индуктор – возбудитель) – вещество, стимулирующее выработку фермента.

ИНИЦИАЦИЯ (от лат. инициацио – совершение таинств) – начальный этап трансляции, при котором происходит связывание рибосомы с иРНК и поступление первой тРНК с аминокислотой метионином в пептидальный центр рибосомы.

Интеркинез(от лат. интер – между и греч. кинезис – движение) – период между первым и вторым делениями мейоза.

Интерфаза (от лат. интер – между ифаза) – активное состояние клеток в период между делениями.

ИНТРОДУКЦИЯ (от лат. интродукцио – введение) – 1) в растениеводстве – введение в культуру дикорастущих растений или введение культурных видов и сортов растений в районы, где они ранее не произрастали; 2) распространение животных за пределы естественного ареала и их приспособление к новым условиям.

ИНТРОНЫ (от англ. интрон – промежуточная последовательность) – неинформативные участки структурных генов эукариот, расположенные между экзонами. В ходе созревания иРНК интроны вырезаются и деградируют в ядре.

Информация генетическая (наследственная) – совокупность признаков и свойств данного организма, заключенная в молекулах ДНК (или РНК), передающаяся от родителей к потомкам.

Искусственный отбор – отбор, производимый человеком. Различают массовый и индивидуальный, стихийный и методический И.о.В результате И.о.создаются новые породы животных и сорта растенийс ценными для человека признаками.

Канцероген(от лат. канцер – рак и греч. генезис – происхождение) – вещество или физический агент, вызывающий злокачественное новообразование.

КАПСИД(от лат. капса – вместилище, ящик) – белковая оболочка вируса.

Кариогамия(от греч. карион – орех и гамос – брак) – слияние ядер половых клеток при оплодотворении или обмен ядрами приконьюгации у простейших.

Кариокинез(от греч. карион – орех и кинезис – движение) – деление клеточного ядра, устаревший синоним митоза.

Кариоплазма(кариолимфа, ядерный сок) – содержимое клеточного ядра, в которое погружены хроматин, ядрышки,а также различные внутриядерные гранулы.

Кариотип(от греч. карион – орех и типос – образец, форма) – совокупность признаков хромосомного набора (число, размер, форма хромосом), характерных для того или иного вида.

Каротиноиды(от лат. карота – морковь и эйдос – вид, форма) – пигменты красного, желтого, оранжевого цвета, участвующие в процессе фотосинтеза. Содержатся в хлоропластах и хромопластах.

Карта генетическая–см. генетическая карта хромосом.

Катаболизм(от греч. катаболе – сбрасывание, вниз) – совокупность реакций окисления органических веществ в клетках организма, сопровождающихся высвобождением энергии и запасанием ее в молекулах АТФ.

Катагенез(от греч. ката–движение внизи генезис – происхождение) – путь эволюции, связанный с проникновением организмов в более простую среду обитания и резким упрощением строения и образа жизни. Например, возникновение паразитических форм животных,сопровождающееся утратой пищеварительной системы, упрощением нервной системы; группа при этом находится в состоянии биологического прогресса.

Каталаза (от греч. катализис – разрушение) – фермент, катализирующий процесс разложения пероксида водорода; относится к классу оксиредуктаз.

КИНЕТОХОР – пластинчатая структура, имеющая форму диска и связанная тонкими фибриллами с телом хромосомы в области первичной перетяжки. К.является одним из центров организации микротрубочек митотического веретена деления.

Клетка – элементарная живая система, основная структурная единица живых организмов, способная к самовозобновлению, саморегуляции и самовоспроизведению.

КЛЕТОЧНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ– метод конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации и реконструкции. При гибридизации искусственно объединяются целые клетки с образованием гибридного генома. Клеточная реконструкция связана с созданием жизнеспособной клетки из отдельных фрагментов разных клеток.

клеточная Оболочка–образование на поверхности плазматической мембраны у многих клеток прокариот, растений, грибов, многих протистов, состоящее из полисахаридов. к.о.защищает содержимое клетки и играет роль внешнего скелета.

Клеточная теория – одна из наиболее важных биологических обобщений, согласно которому все живые организмы имеют клеточное строение. Сформулировал Т. Шванн – немецкий зоолог в 1839 г.

КЛЕТОЧНЫЙ ЦЕНТР –органоид клетки, состоящий из двух цилиндрических телец – центриолей, расположенных перпендикулярно друг к другу и окруженных центросферой (совокупность микротрубочек). Отсутствует у большинства растений.

КЛЕТОЧНЫЙ ЦИКЛ, ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КЛЕТКИ– существование клетки от деления до следующего деления или смерти. У одноклеточных организмов К.ц. совпадает с жизнью клетки. В непрерывно размножающихся тканевых клетках К.ц. совпадает с митотическим циклом и сотоит из 4, следующих друг за другом периодов: пресинтетического, синтетического, постсинтетического и митоза.

Климакс(от греч. климакс –лестница) – заключительная стадия развития растительного сообщества, характеризующаяся устойчивостью, многообразием видов и пищевых связей. Примеры К.сообществ – степь, тропический лес, дубрава.

КЛИМАКСОВОЕ СООБЩЕСТВО–естественное устойчивое сообщество в климаксной фазе сукцессии.

КЛИМАТОП (от греч. клима – наклон земной поверхности к солнечным лучам и топос – место) – сочетание физических характеристик среды – воздушной или водной, сущесвтенных для населяющих эту среду организмов (их сообществ).

Клон(от греч. клон – побег) – генетически однородное потомство одной особи, возникшее путем бесполого размножения, или клетки, образующиеся в результате митотического деления одной клетки.

КЛОНИРОВАНИЕ ГЕНОВ (от греч. клон – побег, ветвь) – выделение и увеличение числа копий отдельных генов в реципиентных клетках.

КОДОМИНАНТНОСТЬ – (от лат. ко – с, вместе и доминантис – господствующий) – участие обоих аллелей в определении признака у гетерозиготной особи; частный случай доминантности. Примером К.является взаимодействие аллелей, определяющих группы крови в системе АB0. IV (AB) группа крови по АВ0-системе у человека определяется двумя доминантными аллелями I ДЕСТРУКЦИЯ (от лат. деструкцио – разрушение) – разрушение первичной структуры белков - student2.ru и I ДЕСТРУКЦИЯ (от лат. деструкцио – разрушение) – разрушение первичной структуры белков - student2.ru ; при этом в эритроцитах содержатся оба антигена А и В.

Кодон(от франц. код – сборник условных сокращенных обозначений) – дискретная единица генетического кода; участок информационной РНК, состоящий из трех последовательных нуклеотидов. Кодирует один аминокислотный остаток или служит сигналом для начала (инициирующий К.) или завершения (терминирующий К.) белкового синтеза. Термин употребляется в равной степени по отношению к соответствующей последовательности ДНК, которая транскрибируется, и РНК, а также по отношению к РНК тех вирусов, у которых РНК является генетическим материалом.

Комменсализм(от лат. ко – с, вместе и менса – стол, трапеза), сотрапезничество – форма симбиоза, при которой один из партнеров системы(комменсал) возлагает на другого (хозяина) регуляцию своих отношений с внешнейсредой, но не вступает с ним в тесные отношения. К. – такой тип межвидовых взаимоотношений, при котором один вид извлекает пользу от другого вида, не причиняя ему вреда (один вид предоставляет другому виду убежище или пищу). Например, гиены и шакалы являются нахлебниками у львов.

Комплекс Гольджи–см. Аппарат Гольджи

Комплементарность (от лат. комплементум – дополнение) – принцип, в соответствии с которым объединяются две полинуклеотидные цепи в молекуле ДНК (когда против А одной цепи всегда стоит Т другой цепи, и против Г одной цепи – Ц другой цепи). По принципу комплементарности осуществляется синтез всех типов РНКна молекулах ДНК, а также синтез полипептидов по иРНК в рибосомах.

Конвергенция (от лат. конвергер – приближаться) – возникновение в ходе эволюции сходства между видами, не являющимися близкородственными вследствие обитания их в сходных условиях. Например, сходная форма конечностей крота и медведки, крыла бабочки и летучей мыши, форма тела акулы и касатки и т.п.

Конкуренция(от лат. конкурро – сталкиваться, сбегаться) – тип взаимотношений между особями одного и разных видов со сходными потребностями при ограниченных ресурсах. Различают трофическую (за пищевые ресурсы), топическую (за территорию) и репродуктивную (за партнера)конкуренцию.

Консументы (от лат. консумо – потребляю) – организмы, питающиеся готовыми органическими веществами других организмов. К. являются растительноядные,хищные животные и сапротрофы.

Коньюгация(от лат. коньюгацио – соединение) – процесс сближения гомологичных хромосом в ходе мейоза; перенос генетической информации от одной бактериальной клетки к другой; половой процесс у некоторых водорослей и грибов, в ходе которого сливаются две вегетативные клетки; половой процесс у инфузорий, заключающийся в обмене мигрирующими ядрами.

Копрофаг(от греч. копрос – помет и фагос – пожиратель) – животное, поедающее экскременты (например, жуки-навозники, личинки двукрылых, многие грызуны и зайцеобразные).

Копуляция (от лат. копуляцио – соединение) – половой акт у животных, имеющих копулятивные органы, а также соединение при половом размножении двух особей, не имеющих копулятивных органов (например, дождевых червей). К.также называется процесс слияния двух половых клеток (или особей).

Космополиты (от греч. космополитес – гражданин мира) – виды, распространенные повсеместно. Например, комнатная муха, серая крыса, городской воробей, крапива двудомная, виды ряски, рдестов и др.

КОСНОЕ ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ– по В.И. Вернадскому, вещество, образуемое процессами, в которых живые организмы не принимают участия (продукты тектонической деятельности, метеориты и др.). Часто вместо К.в.б. употребляют терминв «минеральные эжлементы», «неорганические вещества», «абиогенное (абиологическое) вещество».

Кофактор–небелковый компонент, входящий в состав фермента и необходимый для проявления его каталитических свойств. К кофакторам относятся неорганические ионы и коферменты.

Коферменты(от лат. ко – вместе иферменты) – органические соединения небелковой природы, входящие в состав активного центра некоторых ферментов. Соединяясь с апоферментом (белковым компонентом сложных ферментов), К.образует каталитически активный комплекс. К.легко отделяются от белковой молекулы и служат переносчиками отдельных атомов или групп атомов, отщепляемых ферментами от субстратов (например, НАД, НАДФ, ФАД, кофермент А и др.). Прочно связанные с белком К.называются простетической группой. Большинство К.–производные витаминов, поэтому отсутствие некоторых из них в пище человека и животных приводит к недостаточной активности ферментов и вызывает нарушения обмена веществ.

Красная Книга – официальный документ, содержащий перечень редких и исчезающих видов растений, животных, грибов и лишайников. К.к.содержит информацию о прошлом и современном распространении видов, их численности,причинах ее сокращения, особенностях воспроизводства, методах охраны вида.

Кризис экологический–резкое ухудшение качества природной среды в результате деятельности человека. Современный К.э.связан с исчерпанием ряда природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, вырубкой лесов, осушением болот, опустыниванием.