Тема: разрушение нисходящего канала.
В русском языке есть очень точное слово, выражающее стрельцовский архетип: разочарование. Была некогда идея, или музыка, или человек, которыми я был очарован, но вот теперь это очарование проходит — и где и с чем я остаюсь?
В самом принципе Стрельца заложено глубокое противоречие: он призван вдохновлять плотный план, в то же время разрушая его своими трансляциями и разрушаясь сам. Какое уж тут, казалось бы, вдохновение? Однако лишь совершенно инфантильное сознание, прочно фиксированное в фазах творения и осуществления и панически боящееся фазы растворения, способно не заметить того факта, что огромные, а порой и весьма утонченные природные силы направлены на откровенное разрушение: извергаются вулканы, сжигая и погребая под пеплом все живое на много километров вокруг, из океанских просторов приходят и обрушиваются на берег чудовищные волны цунами, в засуху горят леса и степи, в оледенение наползают арктические льды… В растительном и животном мирах царит какая-то оргия взаимного поедания, причем нередки случаи, когда мама (по рассеянности или проголодавшись — одному Богу известно) закусывает собственными детенышами — и все это с крайней непринужденностью и нескрываемым энтузиазмом.
Но это, как считается, низшие формы жизни; однако точно такая же ситуация наблюдается и в антропогенной (сотворенной человеком) среде: политические деятели "едят" своих противников (хорошо еще, если в кавычках), конкурирующие фирмы доводят слабейших до банкротства, телевидение вытесняет кино, которое в свое время чуть не довело до инфаркта театр, эстрадная музыка, питаясь народной, уничтожает последнюю… Лев Николаевич Толстой, на склоне лет проповедовавший непротивление злу насилием, писал явно не о нашей планете и не для нее — или недостаточно четко объяснил, что именно он понимает под злом и что — под насилием. Ибо основным направленным на любое живое существо злом является хороший аппетит окружающей его среды, и если оно этому аппетиту активно не противостоит, то будет быстро и энергично съедено — все его тонкие и плотные тела без исключения.
Разрушение как тонкого, так и плотного планов так же естественно, как и их создание, рождение; вопрос, как обычно, заключается в том, что разрушение может происходить на различных уровнях, например, грубо, дико, варварски или тонко и культурно, оно может быть подготовленным и своевременным или совсем наоборот.
В связи с этим возникает вопрос: в каком порядке идет разрушение двупланового объекта, что страдает и повреждается первым: тонкий его план или плотный? По идее, так как объект все же один, оба процесса идут параллельно, но повреждения плотного плана виднее — хотя, с другой стороны, их легче ошибочно отнести к восстановимым дефектам фазы осуществления. Опыт показывает, что при деструктивных процессах в сложных системах первыми часто страдают системы связи — в данном случае это нисходящий и восходящий каналы.
Первым признаком включения стрельцовского архетипа является плохая (по сравнению с фазой осуществления, то есть со Львом) работа нисходящего канала: он хуже, чем это хотелось бы тонкому плану, снимает его напряжения, неадекватно переводит их на собственный язык, а с него — на язык плотного плана и в довершение всего дает последнему в принципе не выполнимые задания, в результате чего плотный план отравляется и разрушается. Хорошая иллюстрация — часто используемая схема увольнения высокопоставленного сотрудника фирмы, неугодного начальству, но занимающего в ней достаточно прочное место. Его переводят (возможно, с повышением) командовать безнадежным участком работы и дают задание его восстановить. Несмотря на все его старания, выполнить задание не удается, после чего его увольняют уже с полным основанием. "Но это же подло!" — воскликнет неискушенный в служебных интригах читатель. Возможно, но зато довольно эффективно, поскольку срисовано с великого архетипа Стрельца.
Впрочем, иметь что-либо не всегда хорошо, так же как и терять не обязательно плохо. Объект в фазе растворения уже утомлен сам собою, как бы устал от собственного существования, так же, впрочем, как устала от него окружающая среда, и его распад воспринимается с чувством большого облегчения и освобождения. Особенно отчетливо этот эффект проявляется в ситуации серьезного обучения.
Обретение практически любого профессионального навыка связано с созданием и отработкой определенного нисходящего канала. Так или иначе любой профессионал занимается тем, что претворяет свой (тонкий) замысел в определенные (плотные) формы, и уровень мастерства в большой мере определяется качеством работы соответствующего нисходящего канала и знанием мастером его возможностей и особенностей, то есть границ своих умений и четких правил работы. (Сказанное относится к профессиям всех видов: как тех, где результат труда совершенно материален (плотник, каменщик, ювелир), так и тех, где он относится к миру идей: таков труд ученого-теоретика, писателя, философа.)
Ученик, подмастерье создают нисходящий канал и осваивают его; мастер работает с ним профессионально (в режиме Льва) — но в какой-то момент чувствует, что сильно от него устал. Это означает, что привычные формы труда по превращению замысла в "материальные" формы перестают радовать человека, кажутся ему малоинтересными, слишком рутинными и надоевшими. Однако просто так отойти от созданного канала он не может: как и все живое, канал прочно держит своего создателя, да и общество заинтересовано в его (канала) работе. Поэтому единственным реальным путем освобождения мастера является передача наработанного канала преемникам — другими словами, мастер становится учителем. Однако передать созданный им канал из рук в руки, как это происходит на базаре, мастер не может: канал слишком настроен лично на него, несет на себе слишком четкие следы его индивидуальности, чересчур "сшит по мерке" и ученикам не подходит или исковеркает их до неузнаваемости. Поэтому в глубоком, серьезном обучении (до него по понятным причинам допускаются лишь самые близкие ученики) происходит очень тонкий и интимный процесс разрушения мастерского канала и создания на образующейся при этом энергии похожих, но настроенных уже на учеников аналогичных каналов. После этого мастер теряет былую квалификацию, но испытывает очень глубокое чувство освобождения — и получает в качестве личных учеников несколько совершенно разных мастеров высокого уровня.
Каковы же характерные признаки включения архетипа Стрельца, то есть разрушения нисходящего канала? Первый из них уже упоминался — канал начинает плохо справляться со своими обязанностями, то есть адекватно снимать напряжение с тонкого плана и в приемлемой форме передавать энергию и информацию плотному. Другими словами, тонкий план Стрельцу не очень верит, а плотный как-то не так им вдохновляется, точнее не так, как это происходит у Льва. Стрелец — народный трибун, щедро разбрасывающий свои слова и энтузиазм в пространство, а уж понимает его каждый по-своему, кто во что горазд. Именно по поводу стрельцовских трансляций было сказано, что идея, попадая в массы, отчуждает себя, — однако далеко не всякая идея попадает в массы, а как раз находящаяся в фазе растворения, и попадает не в чистом виде, а пройдя через переводчиков — пропагандистов, газеты, телевидение, массовые презентации и т. д. Если львиный канал бережет энергетическую информацию из тонкого плана и старается донести ее до плотного без потерь, подобно тому, как рачительный земледелец аккуратно засевает пашню, то стрельцовский канал под видом популяризации и широкого охвата рассеивает свой энергоинформационный поток во все стороны, мало заботясь о его дальнейшей судьбе в плотном плане, подобно тополю, рассылающему свои пушистые семена с ветром на все четыре стороны и очень мало думающему об их дальнейшей судьбе.
Характерная черта Стрельца — растрата потенциала тонкого плана, накопленного в фазе осуществления, его десакрализация, рассекречивание и, по-видимому, безумно щедрое расходование прежде неприкосновенных запасов семян, большая часть которых впоследствии гибнет, а из остальных вырастет нечто непредвиденное. Так бывает, когда из добровольного или вынужденного подполья поднимается человек или узкая группа, наработавшие определенный потенциал, и предлагают его обществу. Если предлагаемый продукт (религиозное учение, целительская концепция, вокально-инструментальный цикл) оказывается социуму по вкусу, вокруг него возникает характерная стрельцовская шумиха: подробные интервью в газетах и на телевидении, встречи-демонстрации в больших залах, турне по разным городам и т. д. При этом то, что раньше под большим секретом и после долгой подготовки сообщалось лишь близким ученикам, а то и вовсе сохранялось в тайне, теперь спокойно сообщается незнакомым журналистам и уже в их интерпретации и с их комментариями отправляется в мир. Если Овен окликается голосом, а Лев пользуется телефоном, то любимые инструменты Стрельца — мегафон и печатный станок.
Как же происходит разрушение нисходящего канала? Один из вариантов — появление помощников, вызванное тем, что он перестает справляться со своей работой. Помощники осваиваются с возложенными на них обязанностями, берут их на себя, но понимают несколько по-своему, постепенно становясь незаменимыми… и через некоторое время выясняется, что от основного канала и его функций мало что осталось. Типичный пример — передача духовного учения или уникального профессионального мастерства.
Бывает так, что после долгих усилий или в результате Божественного откровения человек получает особый дар религиозного или профессионального характера, который оказывается возможным (хотя это и очень трудно) передать другим. В течение всей жизни этот человек — основатель традиции — несет Божественную волю и благодать людям сам, а уходя, передает свой дар единственному ближайшему ученику, который тем самым становится держателем линии передачи, и в конце своей жизни передает ее единственному ближайшему ученику. Такая передача идет под архетипом Льва и может сохраняться в течение тысяч лет. Когда же передача ослабевает, она может просто ослабеть и затухнуть, а может перед своим естественным концом дать кратковременное пышное цветение, завершающееся финальным увяданием. Такое предсмертное цветение получается, когда у очередного держателя линии естественно возникает не один, а много близких учеников. Тогда передача происходит уже не подо Львом, а под Стрельцом, и дар теряет свою чистоту и высоту, то есть профанируется, становясь доступным широким эзотерическим массам. Они радостно на него бросаются и растаскивают на мелкие кусочки, воспринимая и осваивая как часть общей оккультной и религиозной культуры общества.
Следующая стрельцовская тема — это очищение нисходящего канала, то есть разрушение и ликвидация прижившихся в нем паразитных сущностей, мешающих его работе. Впрочем, с точки зрения самих этих сущностей, происходит их несправедливое и преждевременное устранение, а ведь они могли бы с пользой для себя и других жить и работать еще долго.
Однако прежние друзья и помощники, отставая от развития объекта, становятся ненужным и тормозящим, иногда даже отравляющим его балластом и подлежат истреблению или, по крайней мере, изгнанию, — таковы по-видимому жестокие, но исполненные некоторой высшей (и не всегда доступной человеческому уму) мудрости законы эволюции.
В качестве примера можно привести такой механизм человеческой психики, как чувство долга и совесть. И то и другое суть субъективные переживания нисходящих трансляций из тонкого тела в плотное, а говоря точнее — имена определенных конструкций (механизмов) в нисходящем канале, имеющих целью трансформацию ценностей (буддхиальных напряжений) в конкретные поступки и переживания человека, то есть в его каузальное и более плотные тела. При этом человек низкого уровня развития плохо и лишь в редких случаях слышит сугубо индивидуальный голос совести, но хорошо воспринимает и адекватно реагирует на групповое чувство долга, то есть буддхиальные трансляции своей семьи (рода, клана), коллектива, где он работает, неформальных объединений и т. д. Все это функционирует хорошо, пока жизнь человека достаточно проста и допускает четкое разделение по сферам: семья родителей, собственная семья, работа, хобби и т. д. Однако с повышением эволюционного уровня эти сферы усложняются, начинают перекрываться, и долг различных видов нередко буквально разрывает человека на части. Но в возникающем хаосе внутренних голосов и побуждений гораздо слышнее становится голос совести, трансформирующийся в чувство внутреннего долга человека перед самим собой, то есть перед своим высшим "я", которое и становится основным компасом практического поведения. Правда, этот внутренний долг нередко входит в прямое противоречие с долгом перед семьей, родом, работой и т. д., и человеку приходится с большим чувством ослаблять, а иногда и аннулировать позиции последних, подчиняя их первому, и эта работа также идет под покровительством Стрельца.
Везде долги: мужской, супружеский,
гражданский, родственный и дружеский,
долг чести, совести, пера,
и кредиторов до хера.
И. Губерман
Реальность, возникающая при сильном включении Стрельца, может увлечь человека, и он не заметит, как ситуация изменится, фактически перейдя под другой архетип; при этом наиболее типичны подмены Тельца, Овна и Льва.
Подмена сильным Стрельцом Тельца характерна для ситуации духовного учительства, когда учитель, видя у ученика определенные психические и этические тупики, достаточно энергично ему на них указывает, предлагая конкретные пути их преодоления. Здесь бы учителю и остановиться: получив от него благодетельный пинок в зад, ученик должен следовать по указанному пути на практике уже самостоятельно, на свой страх и риск разрушая определенные сложившиеся структуры в своей ежедневной жизни. Последнее, однако, и трудно, и опасно, и главное, не хочется, и ученик снова приходит к учителю: за уточнением, советом, с новыми, уже конкретными трудностями, препятствиями и разочарованиями. Общий смысл игры, предлагаемой учеником, таков: "Если уж ты за меня взялся, то доводи дело до конца; ответственность за мою жизнь теперь на тебе, и я не дам тебе спуску! А если у меня что-то не получится и ты не сможешь мне помочь — значит, ты не учитель вовсе, и придется мне в тебе разочароваться, сменив на другого". Если учитель, действительно ощущающий ответственность за ученика, включается в предлагаемую игру, он фактически должен сменить архетип, то есть инвольтировать Козерога клиента, но общая сложившаяся между ними ситуация идет все же под Стрельцом и не предполагает никаких замен, так что учителю приходится вести козерожьи программы клиента (выступать в роли колдуна-гадалки) на своей стрельцовской энергии, проваливая программы обоих архетипов сразу, то есть профанируя свою роль духовного учителя и внося в непосредственную жизнь ученика вместо помощи хаос и смуту.
Наоборот, слабый Стрелец искушает человека заменить его другими зодиакальными архетипами — в первую очередь огненными, то есть Львом или Овном, а иногда Рыбами или Козерогом. Подмена Стрельца Рыбами, даже очень сильными, нередко вызывает протест, который, однако, не всегда легко выразить точными словами: вроде бы человек говорит все правильно, обличает зло, не оставляя от него камня на камне, и вроде бы должен он совсем уж конкретно с ним сражаться (как Козерог), но чего-то все равно не хватает: чересчур абстрактно и отстраненно выглядит его поведение. Так неадекватно выглядит администратор, разглагольствующий перед подчиненными о недостатках в работе фирмы вместо того, чтобы принять конкретные меры, направленные на их устранение . (Автор приносит извинения читателю за употребленный канцелярский оборот, выделенный курсивом: он приведен как образец специального языка, вроде юридического, используемого для нужд нисходящего канала фирмы).
Яркий образец чисто стрельцовского литературного произведения — откровение Иоанна Богослова в Новом Завете, иначе именуемое Апокалипсисом. Основное его содержание — трансляция Божьего гнева на Землю, причем внимание автора привлекают именно процессы передачи разрушительной энергии, носителями которой выступают весьма экзотические существа тонкого мира: исполненные очами спереди, сзади и внутри шестикрылые животные, напоминающие льва, тельца, человека и орла, Агнец с семью рогами и семью очами, саранча, подобная коням, приготовленным на войну, и с человеческими лицами, и т. д. Специфика стрельцовской реальности заключена, однако, не только в разрушительном для плотной реальности энергетическом импульсе, но и в разрушении самого нисходящего канала и определенных структур тонкого плана, чего в Апокалипсисе нет, по крайней мере, в отчетливом виде: ни Бог, ни 24 старца, ни исполненные очей животные никак не меняются в ходе разрушительных для людей и Земли событий, никак не страдают даже всадники на рыжем и бледном конях, непосредственно несущие гибель населению; единственное указание на маленькую трещину в нисходящем канале — это упоминание святого Иоанна о семи ангелах, "имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия" (Откровение, 15:1).
Гораздо четче выражена идея разрушения нисходящего канала вместе с гибелью темного царства и одновременно смертью тонкого объекта (светлого, положительного героя) в знаменитой эпопее Дж. Толкиена "Властелин колец" — в финальной битве со злыми силами благородный хоббит Фродо теряет палец на руке, а к концу книги и вовсе лишается сил и здоровья и отплывает в туманную, но отчетливо потустороннюю область.
Типично стрельцовский жанр — повествование (сказка, легенда, повесть) о борьбе светлого и темного, высшего и низшего начал с акцентуацией на инструментах и орудиях этой борьбы и финальным поражением зла, но также и полной трансформацией (иногда гибелью) представителей добра и разрушением связи между тонким и плотным планами: зло уползает и до поры до времени прячется в своей берлоге, зализывая раны и готовясь к следующим битвам, добро тоже переходит к своему обычному скучноватому мирному бытию. В сказках нисходящий канал символизируется волшебными инструментами и помощниками, с помощью которых сказочный герой побеждает своего врага. Характерно, что к концу сражения они либо исчерпывают свою силу (три желания, которые исполняет джинн), либо незаметно отходят в сторону от героя сказки — очевидно, за ненадобностью.
Таким образом, существует большое количество литературных произведений, описывающих внешнюю ситуацию Стрельца, когда разрушаемый плотный план экстериоризирован в виде внешнего врага — этот жанр, можно, вероятно, назвать героикой. Что же касается внутренней, психологической стрельцовской ситуации, когда идет борьба между высшим и низшим началами в человеке, то она в литературе отражена значительно слабее. Духовная литература пишется в основном под Рыбами, то есть в ней описывается бытие тонкого плана, как бы жизнь чистой души, которая противопоставляется жизни "в грехе", но конкретные психотехники, реальные психологические инструменты, с помощью которых происходит расширение сознания и эволюционный рост, были, видимо, давно утеряны с угасанием эзотерической жреческой культуры, и сейчас должны воссоздаваться практически заново.
Именно по поводу стрельцовских ситуаций во многих восточных традициях говорится, что сами по себе книги мертвы, а оживить их и сделать полезными для ученика может только учитель — это связано с тем, что единожды отработав под Стрельцом, нисходящий канал разрушается или кардинально меняется, а текст книги остается неизменным, сколь бы древней и священной она ни была. Поэтому каждое время дает своих толкователей, а иногда пишутся и новые священные книги.
В жизни человека стрельцовский архетип чрезвычайно важен — он дает энергию, первичный импульс для развязывающихся конкретных жизненных ситуаций, когда для этого приходит время. Так иногда в регулярный каузальный сюжет, уже исчерпавший себя на тонком плане, то есть никому из участников по сути не нужный, но существующий в силу инерции и привычки, попадает некоторая щепка, небольшая, но ядовитая, и вызывает на удивление резкий эффект: сюжет распадается, и никто даже не пошевелится, чтобы его спасти и сохранить хотя бы частично.
К резким, дисгармоничным стрельцовским проявлениям относятся ситуации разрушения связи между душой человека и его плотным телом, то есть его повседневной жизнью и поведением. Это может закончиться смертью человека (убийство) или его зомбированием, когда на место души встает жесткий управляемый извне автомат, и жизнь человека теряет естественную для нее свободу воли. К мягкому, неполному зомбированию можно смело отнести современные политическую и поп-программу, транслирующиеся с экранов телевизоров, чьи тупые, но мощные и наглые архетипы программируют жизнь среднесоциального индивида тем сильнее, чем больше времени и душевных сил он отдает яркому калейдоскопу обрывков событий, лиц и фраз, осколков мыслей и чувств, унылых сериальных пародий на жизнь и судьбу.
Жестокое, но тоже довольно распространенное включение Стрельца характерно для отлучения человека от своего рода. Иногда оно оформляется быстро и откровенно (за неполноценный, с точки зрения семьи, выбор жены или профессии молодого человека лишают покровительства, дома, будущего наследства), а иногда происходит медленно и скрыто — тогда отношения с родительским кланом расходятся по мере того, как человек взрослеет и становится на ноги, но характерное ощущение молчаливого неодобрения его действий и холодного обесценивания всех успехов и достижений, сопровождающееся отчетливым душевным отделением, выдает стрельцовское влияние, отделяющее его от рода с кармической неизбежностью.
Глава 17. Близнецы