Информатика и вычислительная техника
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Направления подготовки
Математика и механика
Физика и астрономия
Химические науки
Науки о Земле
Информатика и вычислительная техника
Присваиваемая квалификация –
Исследователь. Преподаватель-исследователь
Форма обучения ˗ очно/заочно
Сыктывкар ˗ 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая программа дисциплины……………………………………………..…3
1. Цель освоения учебной дисциплины…………………………………….5
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ………………...……….5
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины………………………………………………………………..5
4. Структура и содержание дисциплины…….……………………………..6
5. Образовательные технологии……………………………………………13
6. Критерии оценки формирования компетенций в рамках курса ………13
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………14
8. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………………………….14
9. Методические материалы
9.1. Методические указания и материалы к лекциям и практическим занятиям …………………………………………………………..…………….15
9.1.1. Темы коллоквиумов.……………………………………………….15
9.2. Методические указания к самостоятельной работе.……….…...........21
9.2.1. Требования к реферату по истории науки………………………..21
9.2.2. Методические указания по подготовке доклада / мультимедийной презентации / конспекта научной статьи…………………………………..23
10. Фонд оценочных средств ……………………………………….……….24
10.1Вопросы к кандидатскому экзамену………………………………24
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Блок дисциплин – Блок 1: Базовая часть (Б1.Б.)
Объем дисциплины – 4 з.е. (144 час.)
Форма текущего контроля – реферат по истории науки
Форма промежуточного контроля – кандидатский экзамен по истории и философии науки
Распределение объема часов по дисциплине
Семестр | Объем аудиторной нагрузки | Объем самостоя-тельной работы | |||
общий объем | лекции | коллоквиумы | Контроль (реферат) | ||
Очная и заочная форма обучения | |||||
Образовательные технологии
В курсе используется различные традиционные и интерактивные формы образовательных технологий:
· лекции по ключевым проблемам курса, коллоквиумы;
· поисковые и исследовательские технологии;
· проблемное обучение и т.д.
6. Критерии и средства оценки результатов освоения учебной дисциплины
Планируемые результаты обучения* (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) | Критерии оценивания результатов обучения | ||||
ВЛАДЕТЬ | Отсутствие навыков | Фрагментарное применение навыков | В целом успешное, но не систематическое применение навыков | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение навыков | Успешное и систематическое применение навыков |
УМЕТЬ | Отсутствие умений | Частично освоенное умение анализировать | В целом успешно, но не систематически осуществляемые анализ | В целом успешные, но содержащие отдельные пробелы | Сформированные умения |
ЗНАТЬ | Отсутствие знаний | Фрагментарные знания | Общие, но не структурированные знания | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания | Сформированные систематические знания |
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины «История и философия науки» предполагает наличие аудиторий СыктГУ.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины
Основная литература
1. История и методология науки: Феномен специализированного познания / Под ред. Б.И. Липского. СПб, 2004. 438 с.
2. Канке В. А. История, философия и методология естественных наук. М., 2015.
3. Степин В. Философия и методология науки. М., 2015.
Дополнительная литература
1. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1958.
2. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. Ч. 1. Наука. - М., 1981
3. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. – М., 1998. (Б-ка ИГХТУ).
4. Гайденко П.П. Эволюция понятий науки: формирование научных программ нового времени. М., 1987.
5. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: Итоги ХХ столетия. – М., 2000.
6. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. – М., 1985.
7. Лебедев С.А. Философия науки: Учебник для вузов. – М., 2005.
8. Лешкевич Т.Г. Философия науки. Тенденции и новации. – М., 2001.
9. Наука и научность в исторической перспективе. - СПб.: Алетейя, Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2007.
10. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998 (1.262.062);
11. Современная картина мира. Формирование новой парадигмы: Сб. статей. – М., 1997.
12. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.
13. Философия и методология науки. Ч. 1-2. – М., 1994. (Б-ка ИГХТУ).
14. Философия и методология науки/ Под ред. В.И. Купцова. – М., 1996.
15. Философия и методология познания: Учебник для магистров и аспирантов. – СПб, 2003.
Методические материалы
Философские проблемы физики
1. Квантовый компьютер и квантовые вычисления. Ижевск, 1999.
2. Корнал Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М., 2003.
3. Латыпов Н.Н., Бейлин ВА., Верешков Г.М. Вакуум, элементарные частицы и Вселенная. М., 2001.
4. Поппер К. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000.
5. Пригожим И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. М, 1994.
6. Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме. М.,2002.
7. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.
8. Физика в системе культуры. М., 1996.
9. Философия физики элементарных частиц. М., 1995.
10. Формирование современной естественно-научной парадигмы. М., 2001.
11. Чернаеский Д.С. Синергетика и информация. М., 2004.
Философские проблемы химии
1.Азимов А. Краткая история химии. М., 1983.
2. Кембелл ДжА. Почему происходят химические реакции. М., 1967.
3. Кузнецов В.И., Печенкин АА. Концептуальные системы химии: структурные и кинетические теории // Вопросы философии. 1971. № 1.
4. Печенкин АА. Взаимодействие физики и химии (философский анализ). М., 1986.
Требования к реферату по истории науки
1. Реферат является письменной философско-методологической работой, которую выполняет аспирант или соискатель, готовящийся к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии. Без положительной письменной рецензии преподавателя кафедры философии и культурологи на реферат аспирант или соискатель к экзамену не допускается.
2. Целью работы над рефератом является углубленное изучение избранной философской проблемы, предполагающее творческое освоение современной философской литературы, оригинальных источников, монографий и журнальных статей, а также овладение навыками логически связного письменного изложения философских проблем.
3. Реферат должен быть самостоятельной философской работой, показывающей способность автора разбираться в философских вопросах, систематизировать теоретический материал по избранной теме, связно его излагать, творчески использовать философские идеи и положения для методологического анализа материалов науки, по которой специализируется аспирант или соискатель. Компиляция из источников, прямое заимствование без указания источников литературных текстов, а также пересказ и изложение материалов учебной и методической литературы недопустимы. Философские идеи, пересказанные своими словами, мысли других авторов и цитаты должны иметь указание на источник (ссылки в общепринятом порядке).
4. При выборе темы реферата следует пользоваться примерным списком тем, имеющимся в отделе аспирантуры, на кафедре философии и культурологии, советами преподавателей кафедры философии и культурологии и научного руководителя. Как правило, тема реферата должна освещать важнейшие философские методологические и мировоззренческие проблемы, связанные с научной специальностью или темой диссертации аспиранта или соискателя. Тема и содержание реферата должны быть согласованы с научным руководителем.
5. Реферат обязательно должен иметь содержание, введение, основную часть, заключение, а также список использованной литературы.
а) В “Содержании” указываются все перечисленные в п.5 структурные элементы реферата, с указанием страниц, с которых они начинаются. Основной текст реферата состоит из разделов, подразделов и пунктов. Все заголовки, встречающиеся в тексте реферата, должны быть включены в “Содержание”.
б) Введение - важнейший смысловой элемент реферата. Форма его произвольна, но в нем обязательно должны получить отражение следующие вопросы: обоснование выбора темы, оценка с точки зрения ее актуальности, указание ее места в существующей философской проблематике, оценка степени и характера разработанности темы, смысл философской проблематики, которую автор видит в этой теме, формулирование цели и задачи философского исследования в реферате, указание на связь избранной темы с научной специальностью автора (при наличии).
в) Основная часть реферата должна представлять собой самостоятельно выполненное исследование по проблеме, заявленной в названии реферата, или обобщение имеющейся философской литературы, или рецензирование новых работ по актуальной философской проблематике.
г) В заключении должно быть дано краткое резюме изложенного в основной части реферата или выводы, сделанные из этого изложения. Автор реферата должен акцентировать внимание на той части текста реферата, которая представляет результат самостоятельной работы автора.
6. Основной текст должен занимать 20-22 страницы машинописного текста через 1,5 интервала. Реферат должен быть сброшюрован и иметь титульный лист (см. образец). На кафедру философии и культурологии представляется первый экземпляр с личной подписью и датой сдачи. К реферату должен быть приложен отзыв научного руководителя. Текст должен отвечать требованиям научной публикации, аккуратно оформленным, с применением необходимой научной терминологии.
7. Реферат и отзыв на него рассматриваются экзаменационной комиссией. На экзамене автор защищает положения реферата. Оценка за реферат учитывается при оценке знаний аспиранта или соискателя на кандидатском экзамене.
8. Примерные темы рефератов смотри в приложениях.
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА РЕФЕРАТА
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»
(ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)
Кафедра философии и этики
Р Е Ф Е Р А Т
к кандидатскому экзамену по истории и философии науки
СТАНОВЛЕНИЕ ФИЗИКИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
Петрова Инна Евгеньевна
Направление подготовки 03.06.01 – физика и астрономия
направленность – физика конденсированного состояния
Научный руководитель
д.ф.-м.н., профессор А.А.Иванов
Сыктывкар 2015
9.2.2. Методические указания по подготовке доклада / мультимедийной презентации / конспекта научной статьи
В системе обучения особое значение приобретает Ваша самостоятельная работа. Поэтому следует обратить внимание на выбор научной литературы. Работать следует по учебникам, которые даны в разделе рабочей программы «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины». Обратите внимание на то, что к ряду источников можно получить доступ через электронно-библиотечную систему (ЭБС) «Университетская библиотека oнлайн» (логин и пароль выдается на абонементе библиотеки СыктГУ). В качестве вспомогательной литературы Вы можете также пользоваться при изучении отдельных тем или вопросов теми изданиями, которые представлены в дополнительной литературе.
Доклад
Требования к выполнению доклада
При подготовке доклада следует обращать внимание на содержательную часть: вВ докладе должна быть четко раскрыта суть научной проблемы, представляемой докладчиком. Несмотря на научный язык способ изложения доклада должен быть доступным для понимания. Доклад излагается устно (с опорой на подготовленный материал), при этом недопустимо полное дословное зачитывание текста.
Продолжительность доклада - 5-7 минут (не более 10 мин.).
Мультимедийная презентация
Требования к выполнению мультимедийной презентации
1) полнота раскрытия темы, соответствие содержания презентации поставленным целям и задачам (оптимальный объем презентации - 10-15 слайдов);
2) наличие и правильность оформления обязательных слайдов:
· на титульном слайде указываются данные автора (ФИО, название образовательного учреждения, номер группы), тема презентации, дата разработки;
· на последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты (в целях соблюдения авторских прав);
3) логичная структура презентации, рациональное расположение информации на слайде;
4) отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;
5) отсутствие грамматических, орфографических и речевых ошибок;
6) обоснованность и рациональность использования средств мультимедиа и анимационных эффектов;
7) использование единого стиля оформления, соответствие стиля оформления (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;
8) творческий подход к оформлению презентации и подаче презентационного материала.
Методические рекомендации по работе над конспектом научной статьи
Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.
Для работы над конспектом следует:
1) определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;
2) в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания оригинального текста — в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;
3) выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, "фактурой", заимствованной из других источников и т. п. (располагать все это следует на полях тетради для записей или на отдельных листах-вкладках);
4) завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общих выводов.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ВОПРОСЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИКИ
1. Проблема физической реальности
2. Закон как необходимая связь теоретических объектов
3. Философские проблемы специальной (частной) теории относительности.
4. Пространство и время как объективные и субъективные аспекты описания события.
5. Причинность, как условие модельной связности теоретического мира.
6. Философские проблемы общей теории механики.
7. Учение Платона о материи.
8. Учение о движении в физике и космологии Аристотеля.
9. От М. Фарадея к Дж.К. Максвеллу: генезис понятия и теории электромагнитного поля.
10. Научная революция в физике в первой трети ХХ века: структура и основные этапы.
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХИМИИ
1.Эволюционная химия и ее основные проблемы
2.Основная проблема химии. Варианты ее решения.
3.Эволюция понятия «структура» в химии
4.Каковы возможности и пределы структурной химии
5.Периодическая система и периодический закон Д.И.Менделеева
6.Взаимосвязи химии и физики
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Направления подготовки
Математика и механика
Физика и астрономия
Химические науки
Науки о Земле
Информатика и вычислительная техника
Присваиваемая квалификация –