Информатика и информатика и компьютерная техника

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе
__________ О. Н. Каранда
"___" ____________ 20__ год

Методические указания

для самостоятельной работы

по предмету:

«Информатика и информатика и компьютерная техника»

для студентовспециальностей:

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»

09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»

13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)»

21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых"

13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

Рассмотрено и согласовано

на заседании цикловой комиссии компьютерных дисциплин

Протокол № ___ от ____________ 20___г.

Председатель ЦК ________ Прилипа Р.А.

2017 г.

Дисциплина «Информатика и информатика и компьютерная техника» является частью учебного плана по профессии / специальности СПО по специальностям 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет», 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)».

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл.

В результате освоения дисциплины «Информатика и информатика и компьютерная техника» студент долженуметь:

- использовать нормативную документацию и справочный материал

в своей профессиональной деятельности;

- использовать компьютерную технику в режиме пользователя.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- общие принципы построения вычислительной системы;

- базовый состав и организацию взаимодействия аппаратных средств IВМ-совместимых персональных компьютеров;

- структуру и назначение программного обеспечения;

- принципы работы в среде операционных систем;

- базовые понятия защиты и хранения данных;

- принципы работы, методики эффективного использования аппаратных средств и программного обеспечения для работы с электронными документами;

- основные механизмы обмена данными;

- базовые понятия компьютерных сетей;

- общие понятия и принципы эффективного поиска информации;

- принципы работы с основными сервисами сети Интернет.

Требования к оформлению самостоятельной работы

1. Самостоятельная работа выполняется на бумаге формата А4;

2. Самостоятельная работа должна содержать не менее 20 страниц рукописного текста или 15 страниц печатного текста;

3. Самостоятельная работа должна состоять из следующих частей:

- титульный лист;

- содержание;

- вопросы и ответы на них, выполненные задания;

- список в контрольной работе литературы;

- чистый лист для рецензии преподавателя.

4. Текст пишите черной пастой или набирайте на компьютере

5. Если работа не зачтена, надо в этой же работе выполнить работу над ошибками.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ №1

СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ

ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАТИКА И КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА

Раздел. Информация и информационные процессы

Тема: Основные подходы к понятию информации и измерению информации

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ИНФОРМАЦИИ.

Для решения задач нам понадобится формула, связывающая между собой информационный вес каждого символа, выраженный в битах (b), и мощность алфавита (N):

N = 2b

Пример решения задачи:


Дано:

В книге 100 страниц

На странице 60 строк

В строке 80 символов

Вычислить информационный объем книги.

Решение:

1. Количество символов в книге: 60 * 80 * 100 = 480 000.

2. 1 символ – это 1 байт, значит, в книге содержится 480 000 байт информации.

3. 480 000 / 1024 = 486,75 Кб ~ 0,46 Мб.

Ответ: Информационный объем книги – 0,46 Мбайт.

ЗАДАНИЯ:

Задача 1:

Алфавит содержит 32 буквы. Какое количество информации несет одна буква?

Дано:

Мощность алфавита N = 32

Какое количество информации несет одна буква?

Задача 2:

Сообщение, записанное буквами из 16 символьного алфавита, содержит 10 символов. Какой объем информации в битах оно несет?

Дано:

Мощность алфавита N = 16текст состоит из 10 символов

Определить объем информации в битах.

Задача 3:

Информационное сообщение объемом 300 бит содержит 100 символов. Какова мощность алфавита?

Дано:

Объем сообщения = 300 бит

текст состоит из 100 символов

Какова мощность алфавита?

Задача 4:

Объем сообщения, содержащего 20 символов, составил 100 бит. Каков размер алфавита, с помощью которого записано сообщение?

Дано:

Объем сообщения = 100 бит
текст состоит из 20 символов

Какова мощность алфавита?

Задача 5:

Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 8 символьного алфавита, если объем его составил 120 бит?

Дано:

Мощность алфавита N = 8

Информационный объем сообщения 120 бит

Основные понятия темы

Цифра – это символ, используемый в записи числа.

Система счисления – это способ записи (изображения) чисел.

Алфавит системы счисления – это множество всех символов (знаков), используемых для записи чисел в данной системе счисления.

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 – алфавит десятичной позиционной системы счисления

Системы счисления:непозиционные системы счисления, позиционные системы счисления.

Любое десятичное число можно представить в виде суммы произведений значащих цифр числа на степени десятки. Такое представление называется развернутой формой записи числа.

15525510 = 1 ·105 + 5 ·104 + 5 ·103 + 2 ·102 + 5 ·101 + 5 ·100

2534,6510 = 2 ·103 + 5 ·102 + 3 ·101 + 4 ·100 + 6 ·10-1 + 5 ·10-2

Эти примеры показывают, что в развернутой форме показатель степени десяти зависит от позициисоответствующей цифры в записи числа. Позиция цифры в записи числа называется разрядом числа.Цифра в разряде единиц умножается на 100 = 1; цифра в разряде десятков умножается на 101 и т.д. Дробные разряды умножаются на отрицательные степени десяти: 10-1, 10-2, 10-3 и т.д.

II. Перевод в десятичную СС

Данное десятичное число делится с остатком на основание системы. Полученный остаток – это младший разряд искомого числа, а полученное частное снова делится с остатком на основание системы и т.д. Так продолжается до тех пор, пока частное не станет меньше делителя (основания системы). Это частное – старшая цифра искомого числа.

Перевод дробного десятичного числа в другую систему счисления производится путем последовательных умножений на основание новой системы с выделением цифр целой части произведений в качестве искомых.

Вертикальная черта отделяет целые части от дробных частей. Подчеркиванием отмечены искомые значения цифры дробного числа. Умножение повторяется до тех пор, пока в дробной части очередного произведения не получится ноль или не будет обнаружен период повторяющихся цифр.

Вариант 1

1. Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

а) 949;
б) 994,125;
в) 523,25;
г) 203,82.

2. Переведите числа в десятичную систему счисления.

а) 1110001112;
б) 1001100101,10012;
в) 1001001,0112;
г) 335,78;
3. Выполните сложение чисел.

а) 11101010102+101110012;
б) 111101110,10112+1111011110,12;
4. Выполните вычитание чисел.

а) 10000001002-1010100012;
б) 1101000000,012-1001011010,0112;
5. Выполните умножение чисел.

а) 10010112*10101102;

Вариант 2

1. Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

а) 563;
б) 264;
в) 53,125;
г) 286,16.

2. Переведите числа в десятичную систему счисления.

а) 11000100102;
б) 100110112;
в) 10110111,012;

г) 14C,A16.
3. Выполните сложение чисел.

а) 101111112+1100100002;
б) 1100101002+10111000012;
4. Выполните вычитание чисел.

а) 10000010012-1111101002;
б) 11110001012-11001101012;
5. Выполните умножение чисел.

а) 1111012*10101112;

Вариант 3

1. Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

а) 279;
б) 281;
в) 800,3125;
г) 208,92.

2. Переведите числа в десятичную систему счисления.

а) 11001110012;
б) 100111012;
в) 1111011,0012;
г) 1601,568;
3. Выполните сложение чисел.

а) 10001000012+10111001102;
б) 11011100112+1110001012;
4. Выполните вычитание чисел.

а) 111100102-101010012;
б) 1101001010,12-1011101001,110112;

5. Выполните умножение чисел.

а) 10010012*1000102;

Вариант 4

1. Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

а) 737;
б) 92;
в) 934,25;
г) 100,94.

2. Переведите числа в десятичную систему счисления.

а) 10001002;
б) 110000100,0012;
в) 1001011111,000112;
г) 1601,568;

3. Выполните сложение чисел.

а) 111101002+1101000012;
б) 11011102+1010010002;
4. Выполните вычитание чисел.

а) 10000101012-1001010002;
б) 111111011,1012-100000010,012;
5. Выполните умножение чисел.

а) 10010002*10100112;

Вариант 5

1. Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

а) 763;
б) 234,25;
в) 413,5625;
г) 841,375;
2.Переведите числа в десятичную систему счисления.

а) 1000110112;
б) 1111000001,012;
в) 208,92.

г) 1601,568;

3.Выполните сложение чисел.

а) 101110102+100101002;
б) 1000000101,01012+1010000110,012;
4. Выполните вычитание чисел.

а) 10101111012-1110000102;

б) 1100110101,12-1011100011,012;

5. Выполните умножение чисел.

а) 1001012*10101112;

Тема. Принципы обработки информации компьютером

СОСТАВИТЬ ПЛАН-КОНСПЕКТ НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ТЕМУ, СОЗДАННЫЙ ПРИ ПОМОЩИ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА (ПО ВАРИАНТАМ).

1. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательных сферах

2. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

3. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов.

4. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения

5. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

6. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера

7. Алгоритмы и способы их описания. Компьютер как исполнитель команд

8. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях

9. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации

10. Работа с поисковыми системами

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ №2

СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ

Теоретические сведения.

Excel - самая популярная программа электронных таблиц, предназначена для экспресс-моделирования учетных, экономических, статистических, научных и других табличных расчетов. В то же время это грандиозная программа, что является универсальной системой обработки данных.

MicrosoftExcel выполняет любые табличные расчеты: суммы по столбцам и строкам, проценты, среднеарифметические величины, банковские проценты, дисперсию и корреляцию. В ней можно использовать большое количество финансовых, математических логических функций. Возможности форматирование текста в Excel такие же, как и в хорошем текстовом редакторе, позволяет выбирать любой шрифт, цветовую гамму, рамки, линейки. Excel строит по данным таблиц графики, диаграммы; работает с графическими объектами.

Рабочее поле Excel - это пустая таблица, состоящая из 256 колонок и 65 536 строк. Новому файлу Excel автоматически присваивается имя Книга 1 с расширением .xls. Книга состоит из листов, которых может быть до 255.

Внизу рабочего поля мы видим строку закладок или ярлыков (Лист 1, Лист 2, ...). С помощью ярлычков, можно перемещаться по листам книги. Эти операции можно выполнять с помощью мыши или комбинаций клавиш Ctrl + PgUp, Ctrl + PgDown.

Строки таблицы нумеруются цифрами, а столбцы обозначаются буквами латинского алфавита. Каждая клетка Excel имеет имя, состоящее из имени столбца и номера строки, например первая клетка имеет имя А1. Для обращения в клетки А1 на листе 2, то записывают Лист 2! А1. Одна из большого количества ячеек является активной, она выделяется рамкой - табличным курсором.

В каждой клетке таблицы может быть число, текст, формула.

Теоретические сведения.

Система управления базами данных MicrosoftAccess 2003 продолжает линию Access предыдущих версий и имеет много общего с ними. Это означает, что Accessдоступна для широкого круга непрофессиональных пользователей персональных компьютеров. Для профессиональных пользователей поддерживается VBA (VisualBasicforApplications).

Access - это набор инструментальных средств для создания и эксплуатации реляционных БД.

Объектами базы данных являются таблицы, формы, запросы, отчеты, макросы, модули, страницы.

Таблицы предназначены для хранения информации базы данных, а также позволяют выполнять ввод, просмотр, корректировка информационных данных. Их считают главным объектом базы данных.

Формы применяют для ввода, просмотра и корректировки данных. Это необязательный элемент, но он добавляет удобства и упрощает эти операции.

Запросы - это производная таблица, в которой собираются данные с других таблиц и проводятся над ними различные операции. В запросе могут появиться вычислительные поля, то есть поля, значения которых являются функциями значений других полей. Запросы позволяют проводить групповые операции, то есть операции над группой записей, объединенных определенной общим признаком. С помощью запросов можно также составлять выборки из таблиц по определенным условиям.

Отчеты предназначены для формирования выходного документа и вывод его на печать.

Макрос - это набор специальных макрокоманд, который обеспечивает объединение разрозненных операций обработки данных в программу. Макросы автоматизируют выполнение определенной последовательности команд.

Модуль - это программа на языке VBA, которая используется для реализации нестандартных процедур при создании программы.

3. СОЗДАТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ БАЗУ ДАННЫХ.Тему выбрать согласно варианту (номер в журнале).

1. База данных Access "Автосалон"

2. База данных Access "Аптека"

3. База данных Access "Бар"

4. База данных Access "Библиотека"

5. База данных Access "Ветеринарная аптека"

6. База данных Access "Городской транспорт"

7. База данных Access "Гостиница"

8. База данных Access "Грузовые автоперевозки"

9. База данных Access "ЖД перевозки"

10. База данных Access "Зоопарк"

11. База данных Access "Кинотеатр"

12. База данных Access "Книжный магазин"

13. База данных Access "Компьютерный магазин"

14. База данных Access "Магазин обуви"

15. База данных Access "Магазин одежды"

16. База данных Access "Магазин стройматериалов"

17. База данных Access "Магазин цветов"

18. База данных Access "Мебельный магазин"

19. База данных Access "Отдел кадров"

20. База данных Access "Пассажирские перевозки"

21. База данных Access "Поликлиника"

22. База данных Access "Салон красоты"

23. База данных Access "Театр"

24. База данных Access "Турфирма"

25. База данных Access "Фитнес клуб"

База данных должна содержать 2-3 заполненные данными таблицы, схему данных, запрос, формы, отчеты.

Тема Представление о программных средах компьютерной графики, черчения, мультимедиа средах

Теоретические сведения.

HTML-теги – это команды. Браузер, видя эти команды, структурирует данные определённым образом.

Почти у всех тегов есть своя пара.

Структура HTML-документа

<html>

<head>

<title></title>

</head>

<body>

</body>

</html>

Тег <html> указывает браузеру, что начался HTML - документ. Между тегами head располагается служебная информация для поисковиков и заголовок title, Который отображается в верхней строке браузера и тоже нужен для поисковых машин. Всё, что написано между тегами как раз и будет отображаться в самом браузере. Обратите внимание на отступы, браузеру всё равно, есть они или нет.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету:

«Информатика и информатика и компьютерная техника»

Подготовил:

студент группы ________

______________________

(ФИО студента)

Проверил:

преподаватель Пакшина Е.А.

2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе
__________ О. Н. Каранда
"___" ____________ 20__ год

Методические указания

для самостоятельной работы

по предмету:

«Информатика и информатика и компьютерная техника»

для студентовспециальностей:

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»

09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»

13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)»

21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых"

13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

Рассмотрено и согласовано

на заседании цикловой комиссии компьютерных дисциплин

Протокол № ___ от ____________ 20___г.

Председатель ЦК ________ Прилипа Р.А.

2017 г.

Дисциплина «Информатика и информатика и компьютерная техника» является частью учебного плана по профессии / специальности СПО по специальностям 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет», 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)».

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл.

В результате освоения дисциплины «Информатика и информатика и компьютерная техника» студент долженуметь:

- использовать нормативную документацию и справочный материал

в своей профессиональной деятельности;

- использовать компьютерную технику в режиме пользователя.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- общие принципы построения вычислительной системы;

- базовый состав и организацию взаимодействия аппаратных средств IВМ-совместимых персональных компьютеров;

- структуру и назначение программного обеспечения;

- принципы работы в среде операционных систем;

- базовые понятия защиты и хранения данных;

- принципы работы, методики эффективного использования аппаратных средств и программного обеспечения для работы с электронными документами;

- основные механизмы обмена данными;

- базовые понятия компьютерных сетей;

- общие понятия и принципы эффективного поиска информации;

- принципы работы с основными сервисами сети Интернет.

Требования к оформлению самостоятельной работы

1. Самостоятельная работа выполняется на бумаге формата А4;

2. Самостоятельная работа должна содержать не менее 20 страниц рукописного текста или 15 страниц печатного текста;

3. Самостоятельная работа должна состоять из следующих частей:

- титульный лист;

- содержание;

- вопросы и ответы на них, выполненные задания;

- список в контрольной работе литературы;

- чистый лист для рецензии преподавателя.

4. Текст пишите черной пастой или набирайте на компьютере

5. Если работа не зачтена, надо в этой же работе выполнить работу над ошибками.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ №1

СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ПО ПРЕДМЕТУ

ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАТИКА И КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА

Наши рекомендации