Есть ли свобода выбора или все предопределено?
Можем ли мы вершить свою судьбу? С точки зрения Вед, свобода человека мала, так как он совершает действия, руководствуясь своими мыслями, потом совершенные поступки оказывают влияние на его мысли и так далее. Подобно песку в песочных часах, карма прошлой жизни становится мотивацией настоящею и затем, как последствия совершенных поступков, перетекает в будущее. Тогда о какой свободе может идти речь? Гороскоп показывает настоящее, один из его домов - прошлое, а другой - будущее, которое тоже предначертано.
Мудрецы и святые говорят: «Измени себя, и окружающий мир изменится». И это - наш единственный выбор: мчаться как белка в колесе, воображая, что двигаешься вперед, или постараться изменить свое сознание, мысли и мотивации поступков.
Джйотши имеет дна основных раздела: Хора и Самхита. Хора >ю иострое- ние и трактовка гороскопа человека, а Самхита - составление и трактовка гороскопов для стран, государств, городов.
В Хоре используются только семь основных планет: Солнце. Луна. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, а также лунные узлы - теневые планеты Раху и Кету. Считается, что они полностью описывают индивидуальную карму человека. Самхита. кроме этих плане г, еще псполь пет Нептун и Уран, но в основном для предсказания таких стихийных явлении, как наводнение, землетрясение, пунами, смерчи и так далее. Плуюн никогда не считался планетой в джйотише. и о нем нет упоминаний в древних трактатах.
Каждая планета в Хоре, астрологии личности, рассматривается как карака, показатель определенного пласта индивидуальной кармы. Например, Солнце рассматривается как питрн-карака, показатель кармы, связанной с отцом. Луна - как матри-карака. показатель кармы, сязанной с матерью. Венера - как каяатра-карака, показатель супружеской кармы, Юпитер - путра- карака. показатель кармы, связанной с детьми, и так далее.
Расположение планет в знаках зодиака и ломах гороскопа приоткрывает завесу тайны поступков человека, рассказывает о его судьбе в прошлом, настоящем и будущем.
ГЛАВА 2
ПЛАНЕТЫ – ХРАНИТЕЛИ СУДЬБЫ.
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Но прежде чем приступить к изучению положения планет и гороскопе, необходимо познакомиться с бокши планет, Деватами.
Веды дают личностное мировосприятие, учат за формой (физическим телом) видеть сознание. С этой точки зрения планеты - не просто небесные тела, это форма высокого сознания и особых личностных качеств.
Ведические писания, такие как Пураны и Упанишады, описывают различные истории, связанные с богами планет. Не следует воспринимать их как вымысел или фантазии, это - след другой Реальности, позволяющий познать законы соответствия, это - «мифологемный» способ познания мира.
СУРЬЯ, БОГ ПЛАНЕТЫ СОЛНЦЕ
В даниие времена у мудреца Кашьяпы Праджапати, прародителя человечества, и его жены Адити родилось двенадцать богов, получивших по имени своей матери общее имя Адитьев. Одним из них был Сурья. дарующий свет этому миру. У Сурьи много имен: «Вана-парва» приводит 108 его имен. Пураны в основном упоминают два имени: Мартанда - «Рожденный из мертвого яйца» и Вивасван - «Лучезарный».
Предание гласит, что однажды к дому Адити пришел Чан- дра, бог Луны. Адити была беременной и не смогла быстро встать, чтобы приветствовать гостя. Не промедление Чандра принял за признак неуважения и в гневе воскликнул: «Пусть ребенок в твоем чреве умрет!» Слова Чанлры безмерно опечалили Адити, и, видя непрерывные слезы своей жены, Кашья- па спросил о причине ее горя. Адити поведала мужу о проклятии Чандры. но Кашьяпа благословил жену, сказав, что ребенок в лоне Адити вернется к жизни. Так сын Адити получил
во чреве матери имя Мартанда. а после рождения стал известен как Вивасван*.
СУРЬЯ И САНГЬЯ
Пураны описывают, как Вивасвап женился на Сангье. дочери зодчего богов Вишвакармы. Их первым ребенком был Ваи- васвата Many, от которого берет свое начало Солнечная династия. У Сангьи и Втшсиана было сто двое детей: сын Яма, который стал богом смерш и справедливости, и дочь Ями.
Сангья не смогла вынести постоянный жар. исходящий от супруга, и тайно ушла к отцу, оставив вместо себя свою тень. Чхаю, в которую вдохнула жизнь. Вишвакарма не одобрил поступок дочери, и чтобы искупить свой грех. Сангья приняла облик кобылицы и ушла на священное поле Куру предаваться аскезе.
Вивасван не заметил подмены, и Чхая родила ему еше троих детей. Одним из них был могущественный Шани. бог планеты Сатурн. Чхая баловала своих детей и не любила старших. Однажды Яма, не стерпев обиды, пнул мать ногой, и Чхая в гневе воскликнула: «Пусть отсохнет твоя нога!» Испуганный Яма поспешил к отцу и стал жаловаться: «Отец! Мать ненавидит нас. а любит только младших. Я ударил ее. это правда, но я осознал свою ошибку. Сжалься надо мной и скажи, как мне избежать ее проклятия». Вивасван ответил сыну, что не может отменить проклятия матери, может только смягчить его. Так Ямарадж стал хромым, а Вивасван догадался, что Чхая не была его настоящей женой, матерью его старших детей. Он обратился к Вишвакарме, и Небесный зодчий сумел уменьшить сияние Вивасвапа и сказал, где найти Сангью. Вивасван принял облик коня и вернул Сангью домой. Скоро у них родились Ашвини Кумары, два брата-близнеца в образе небесных коней, искусные врачеватели и целители богов. Утренняя и Вечерняя Заря. Они всегда сопровождают колесницу Сурьи. своим светом озаряя небеса.
Интересно отмстить, что в современной астрономии ecu. итоге >а о .шоипикс (о.иша - Черном карлике, о том. что искома Оо.шнс бы.м лноннон лю мои.
СУРЬЯ - ЦАРЬ ПЛАНЕТ
Из всех планет Солнце считается самой важной, потому что олицетворяет три Велы: Риг, Яджур и Сама. Пураны объясняют смену дня и ночи путешествием Сурьи на большой колесницы, запряженной семью конями, которые представляют семь размеров ведических гимнов: гаятрч, брихити, джигапт и другие. Вместе с Сурьей в его колеснице путешествую! по небу другие адшньн, мудрены, гиндхарвы. небесные девы, якши. змеи, которые сменяются каждый месяц и несу г тепло, холод и дождь в ге- чение тридцати дней.
Сурья занят постоянным служением и потому часто остается в стороне от распрей между богами и демонами. Веды говорят о том, что однажды могутест венный исур Ранана, завоевав три мира, достиг области Солнца. Он направил своего министра во дворец Сурьи с дерзкими словами: «Царь света! Выходи на битву, тебя вызывает царь гьмы!» Сурья ответил: «Передай своему повелителю, что у меня нет времени сражаться и мне все равно кто победит к этой бн гве». Услышав такой ответ, глупый и надменный Равана счал iокорить всем, что одержал победу над самим богом Солнца.
СУРЬЯ И ВИРОЧАНА
Могущество Сурьи пак велико, что его благословение может нарушить только сам Махавишну. «Ганеша-иурана» сообщает, что Сурья был очень доволен Вирочаной. сыном Прахлады Махараджа и отцом Бали, который хоть и родился демоном, был благочестии, соблюдал ритуалы Вел и оказывал покровительство брахманам. Сурья подарил ему венец, сказан, что смерть Вирочаны наступит только тогда, когда кто-нибудь сумеет снять с его головы этот венеп. После такого благословения Вирочана возгордился и возомнил себя бессмертным. Тогда Махавишну принял облик прекрасной женщины, соблазнившей Вирочану. снял с его головы венец и убил его.
Здесь было бы уместно вспомнить очень интересную историю о Вирочане, к которому гак благоволил Сурья. Упапиша- лы сообщают, что однажды боги и демоны обратились к Прад- жапати, стремясь узнать от него о Брахмане, Безличном Боге.
Пралжапати сказал им: «Атман, или дух - есть перпая таттва (сущность), безгрешная и печная, бесстрастная и непрслстави- мая здесь». Ни боги, ни демоны не смогли понять этих слов. Тогда боги избрали Индру. а демоны - Вирочану. и направили их к Пралжапати в ученики, чтобы познать Атман. Инлра и Вирочана несколько лет жили у Пралжапати. олнако он не смешил открыть им тайну Брахмана. Наконеи, желая испытать их, он сказал: «Ваше отражение, которое вы видите в зеркале или воде, и есть Атман, ваше истинное "Я"».
Боги не приняли эту философию, полагая за не мшу учение, согласно которому Атман. или истинное «Я», является сутью природы, независимой от материи и ума.
Вирочана, ошибочно приняв слова Пралжапати за истину, немедленно совершил священное омовение, облачился и дорогие одежды и украшения и. вега» рядом с водой, взмянул на свое отражение. Приняв увиденное материальное тело за истинное «Я», он распространил это убеждение среди демонов. С тех пор демоны признали материю за дух.
Возможно, потому Солнце в джйотише считается злонесу- шей, пагубной планетой, хотя и саттвичнои. благоегиой природы. Сильное Солние дает разни гое эго, гордость, сильное отождествление с телом, привязанность к материальному миру. Сагтвичная, благостная природа Солнца проявляется в способности осознания человеком своего внутреннего «Я», атмы. а также своего предназначения в жизни.
СОЛНЦЕ В АСТРОЛОГИИ
Солнце в джйотише считается огненной, мужской планетой.
Солнце - атма-караки. показатель эго. индивидуальности, личностных качеств человека и его внешности (так как внешнее зависит от гонкого источника, от внутренних качеств человека). Солнце представляет стхула-шарира. физическое тело человека.
По силе С олнца в гороскопе сулят о силе личности, характера, о здоровье человека и его жизненных силах.
Кроме того, Сурья-питри-карака, пока за гель кармы в отношении огца, предков. По положению Сашка в гороскопе можно сулить о том, какую поддержку от предков получает человек, сулить о ею роде. Древние тексты говорят, что сильное Солнце в гороскопе приносит удачу от Бога, правительства и отца.
Солнце управляет дыханием, дает человеку прапу. жизненную энергию. Именно Солнце показывает самостоятельность человека, умение принимать решения, брать на себя ответственность.
Сильное Солнце в гороскопе говорит о способности самосознания, умении найти поддержку в себе, в Боге, который всегда с нами.
Люди, у которых в гороскопе сильное Солнце, будут иметь крепкое телосложение, сильное гело и хорошее здоровье, привлекательную внешность, большое круглое лицо и, как правило, средний рост, темные волосы и смуглый цвет кожи.
Кроме того, сильное Солнце дает четкие жизненные принципы, уверенность в себе, процветание, высокое общественное положение, популярность, качества лидера и умение вести за собой людей.
Сильное Солнце говорит об уважении окружающих, о чувстве собственного достоинства, гордости, великодушии, благородстве, щедрости и искренности, наделяет амбициями и талантами.
Если Солнце слабое или поражено аспектами негативных планет (Сатурна, Марса. Раху и Кету), то человек будет эгоистичен, чрезмерно горд, высокомерен, экстравагантен, будет стремиться доминировать над другими людьми и мечтать о власти. Такой человек не будет иметь поддержки своего рода, он будет скитаться и испытывать унижения от родственников.
Парашара Муни, один из основоположников джйотиш и один из семи махарииш, мудрецов Вселенной, хранителей всего знания, говорит о том, что нахождение Солнца в 10-м градусе Весов уничтожает все благоприятные результаты раджа-йоги, королевской комбинации планет.
Солнце управляет верхней частью спины, сердцем, правым глазом у мужчин и левым - у женщин. Солнце, как и Луна, представляет зрение. Солнце представляет витальность, общий запас сил всего организма.
Металл Солнца - золото, камень - рубин, день - воскресенье, цвет-оранжевый.
ЧАНДРА - БОГ ПЛАНЕТЫ ЛУНА
Бога Луны зовут Чандра, Сома, Инду.
Он был рожден от мудреца Ка- шьяпы и Анусуйи и является одним из восьми Васу, особых богов, хранителей трансцендентного знания.
«Деви-бхагавата» сообщает, что Тара, прекрасная жена Брихаспа- ти, наставника богов, однажды повстречала Чандру. Они полюбили друг друга с первого взгляда и стали жить, наслаждаясь супружеским счастьем. Так проходил день за днем. Брихаспати отправил к Чандре своих учеников, чтобы вернуть Тару домой. Но на их уговоры она ответила отказом. Брихаспати посылал учеников вновь и вновь, но Тара не возвращалась. Тогда он сам пошел в дом Чандры и сказал ему такие слова: «Чандра. ты знаешь, что убийца брахмана, вор золота, пьяница, тот, кто женится на чужой жене, и даже тот, кто общается с подобными грешниками, совершают пять величайших грехов мира. Уже поэтому ты не достоин жить на дева-локе, в мире богов. Или ты вернешь мою жену, или я прокляну тебя!»
Но слова учителя не подействовали на Чандру. Он ответил своему наставнику, что Тара пришла в его дом по собственной воле и оставит его только по своему желанию. Разгневанный Брихаспати обратился за помощью к Инд ре, царю богов, который пригрозил Чандре войной, если он не отдаст Тару законному супругу. Но влюбленные не захотели расставаться, и тогда Индра стал готовиться к войне.
Слухи о разногласии между богами достигли асуров, и Шукра- чарья, наставник демонов и давний враг Брихаспати, встретился с Чандрой и предложил ему помощь в случае войны с Индрой. Он также настоятельно советовал Чандре не отказываться от Тары.
И вот началась война. Во Вселенной воцарился хаос.
Тогда вмешался Брахма и призвал Чандру и Шукру остановиться. Они не посмели ослушаться Брахму, творца Вселенной, и прекратили сражение. Чандра возвратил Тару законному супругу.
Война прекратилась, но вскоре возникла новая проблема - Тара родила необычайно красивого мальчика, и Брихаспати с Чандрой стали спорить, кто из них является отцом ребенка.
Спор нарастал и готов был вылиться в новую войну. И вновь вмешался Брахма - он явился в дом Брихаспати и спросил Тару, кто же отец ребенка. Тара назвала Чандру. Брихаспати по велению Брахмы отдал мальчика Чандре. Его назвали Будхой, и он стал богом планеты Меркурий.
«Харивамша» (4. 2) рассказывает, как однажды император Притху, чтобы обрести все ценности Вселенной, превратил Бху- мидеви, богиню Земли, в корову. Различные категории живых существ превращали своего представителя в теленка, чтобы получить от Бхумидеви то, что они желали. Демоны, мечтая о богатстве, выбрали Прахладу Махараджа, а мудрецы превратили в теленка Чандру, чтобы с его помощью получить ведическое знание. Благодаря Чандре, боги познали Веды, и Брахма короновал его как Царя звезд и лекарственных растений. С тех пор свет Луны питает лекарственные растения и придает им силу.
ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛИ ФАЗЫ ЛУНЫ
Согласно Пуранам, у Чандры двадцать семь жен, дочерей праджапати (прародителя) Дакши, олицетворяющих собой двадцать семь созвездий (накшатр), и четыре сына.
«Шалья-парва» сообщает, что из двадцати семи дочерей Дакши Чандра больше всех любил Рохини и никогда не расставался с ней. Остальные жены были недовольны и пожаловались отцу. Дакша призвал Чандру относиться ко всем женам одинаково, но тот не последовал его совету. Тогда отвергнутые жены снова обратились к Дакше: «Мы останемся в твоем доме и будем жить у тебя, так как Сома обделяет нас вниманием». Дакша разгневался и проклял Чандру, наслав на него кшая-рогу, чахотку.
Чандра совершил много различных жертвоприношений, но не смог избавиться от болезни. Рост лекарственных растений приостановился, и все живые существа стали болеть. Тогда боги стали просить Дакшу отменить или хотя бы смягчить проклятие.
Не в силах полностью отменить свое проклятие, Дакша посоветовал Чандре совершить омовение в священной реке Сарас- вати, чтобы избавиться от болезни на полмесяца. Чандра последовал совету Дакши, поэтому в течение пятнадцати дней Луна растет, и Чандра выздоравливает, а затем вновь чахнет.
ЗАГАДКА ЛУНЫ
Веды описывают, что Луна в два раза больше, чем Солнце, и в два раза дальше от Земли, чем Солнце. Мы же знаем, что Луна - спутник Земли, и современная наука рассматривает Луну как «плацдарм» для освоения космоса.
Что же тогда на самом деле Луна?
Веды говорят, что Луна, как и Солнце - высшая планета материального мира, дева-лока, планета, где обитают боги, стоят величественные дворцы, построенные зодчим богов Вишвакар- маном, растут кальпа-врикши, необыкновенные деревья, исполняющие желания. Но увидеть все это невозможно, если сознание не соответствует божественному плану.
Луна - это райская планета[1], и достичь ее можно не с помощью космических кораблей, а пребывая в божественном сознании.
Веды, и джйотиш вместе с ними, раздвигают горизонты нашего восприятия окружающего мира, показывают его неоднозначность, говорят о том, что все определяется в первую очередь сознанием.
ЛУНА В АСТРОЛОГИИ.
Луна в джйотише - женская, водная планета. В гороскопе растущая Луна считается благонесущей, убывающая - наоборот.
Луна - матри-карака, показатель кармы, связанной с матерью. По положению Луны можно судить о том, как будут складываться отношения с матерью, о ее здоровье и характере, а также о продолжительности ее жизни.
Луна управляет зачатием и рождением детей. Считается, что до 12 лет дети находятся под покровительством Чандры и не отвечают за свои поступки. Первые четыре года жизни ребенка показывают карму матери, вторые - карму отца, и с 8 до 12 лет проявляется собственная карма человека. После 12 лет ребенок считается достигшим «кармического совершеннолетия», и сам отвечает за свои поступки.
Луна - манас-карака, показатель ума, а также показатель «тонкого» тела, тела ума и эмоций. Луна показывает уровень развития сознания, степень духовного развития, духовный опыт предыдущих воплощений, самскары (привязанности, склонности) прошлой жизни.
Сильная Луна в гороскопе дает эмоциональность, сильные чувства, хорошую память, богатое воображение, восприимчивость и медиумизм. Хорошее положение Луны в гороскопе говорит о любви к природе, ко всему прекрасному, наделяет музыкальным талантом, любовью к дому, семье, родственникам.
В жизни людей с сильной Луной происходит много взлетов и падений. Сильная Луна дает сострадание, эмпатию, душевность, заботу о людях, склонность к гуманизму.
Люди с сильной Луной, как правило, бледны, имеют невысокий рост. Сильную Луну всегда можно узнать по глазам - красивым, привлекательным, с мягким, магнетическим и притягивающим взором.
Слабая или пораженная Луна говорит о чрезмерном стремлении к наслаждениям, злоупотреблении удовольствиями, питьем и едой, наделяет непостоянством, необязательностью, инфантилизмом.
Луна представляет жидкости в теле, управляет мозгом, грудью, желудком, левым глазом у мужчин и правым у женщин.
Металл Луны - серебро, камень - жемчуг и другие молочно- белые камни, день - понедельник, цвет - белый.
МАНГАЛА - БОГ ПЛАНЕТЫ МАРС
Бог Марса имеет разные имена: Мангала, Куджа, Ангара, Су- табхуми.
Пураны описывают различные версии рождения Мангалы. Одна из них гласит, что жена Шивы, прекрасная Сати, не смогла перенести оскорбления, нанесенного ее отцом, Дакшей, любимому ее супругу, и совершила самоубийство.
Шива, пораженный горем из- за смерти жены, начал суровое подвижничество. Со лба предававшегося тапасу Шивы упала капля пота, и Мангала был сыном, родившимся из этой капли. Шива ввел Мангалу в число девяти планет и сделал защитником жены человека и его земельной собственности («Шива-пурана», «Рудра-самхита», 1.10, «Сканда-пурана», 4.1.17).
Другая легенда, описанная в «Сканда-пуране» гласит, что некогда Шива женился на Викеши, дочери Хираньякши. В один из дней, когда они наслаждались друг другом, к Шиве пришел Агни, бог огня. Его приход разгневал Шиву, глаза бога вспыхнули, и капля горячей влаги упала с глаз Шивы на лицо Викеши. Став беременной от нее, через несколько дней Викеши поняла, что она не в силах удержать зародыш Шивы и сбросила его в Гималаи. Богиня Земли, Бхуми, усыновила ребенка Шивы и вскормила его своим молоком. Назвали его Мангалой, или Су- табхуми, сыном Бхуми.
«Деви-бхагавата» сообщает, что Мангала был сыном Бхуми- деви, богини Земли, и Варахи, воплощения Махавишну в облике вепря. В период Вараха-кальпы (явления Вишну в облике Ва-
рахи) все небожители - боги и гандхарвы - поклонялись Земле, Бхуми.
Иногда Пураны олицетворяют Мангалу с Картикеей, предводителем небесного воинства, сыном Шивы.
МАРС В АСТРОЛОГИИ
Согласно джйотишу, Марс - огненная, мужская планета.
Марс управляет амбициями, желаниями и способностью претворить эти желания в жизнь, чувствами и сексуальной потенцией у мужчин.
Марс является бхратри-каракой, показателем братьев. По его положению судят о карме, связанной с братьями и сестрами.
Марс -тарка-карака, показатель собственности (в том числе и жены для мужчины), амбиций и мужественности. По положению Марса можно судить о недвижимости и другой собственности человека.
Сильный Марс дает мужество, смелость, упорство, самоуверенность, независимость, выносливость, склонность к рискованным и героическим поступкам, воинственность, острый ум, умственную активность, воинственность, любовь к спорам, лидерство, хорошие организаторские качества и способности к практическому выполнению различных идей.
Люди с сильным Марсом будут иметь красноватый цвет лица, круглые глаза, высокий рост и атлетическое сложение. Как правило, «марсиане» - хорошие спортсмены.
Слабый или пораженный Марс дает безрассудство, опрометчивость, неосторожность, упрямство, стремление использовать грубую силу, сексуальную распущенность и склонность к употреблению наркотиков. Слабый Марс разрушает семейную жизнь, становится причиной аварий и привлекает к суду.
Марс управляет половыми органами, кровью, иммунной системой, мускулатурой, головой, лицом, левым ухом и чувством вкуса.
Металл - железо, камень - коралл, день - вторник, цвет - красный.
БУДХА - БОГ ПЛАНЕТЫ МЕРКУРИЙ
«Деви бхагавата» сообщает, что у Брихаспати, наставника богов, была красивая жена по имени Тара. Однажды она увидела прекрасного Чандру и влюбилась в него. Чандра, бог Луны, был учеником Брихаспати, и со стороны жены учителя было грешно испытывать влечение к последователю ее мужа. Но страсть ее была так велика, что чувства Чандры воспламенились, и он похитил Тару.
Узнав о случившемся, Брихаспати потребовал возвращения жены. Оба соперника готовы были вступить в смертельный бой, и ни один не хотел уступать. Тогда в их спор вмешались боги и заставили Чандру вернуть жену законному супругу.
К тому времени Тара уже была беременной от Чандры, но когда ребенок родился, Брихаспати, очарованный его умом и обаянием, признал его своим сыном. Его назвали Будхой.
Будха вырос очень красивым юношей. Его полюбила Ила, превращенный в женщину царь Судьюмна. От их союза родился прославленный Пуруравас, основатель Лунной династии. «Сабха-парва» говорит, что «сияющий великолепием Будха входит в состав собрания Брахмы».
Будха познал все ведические науки от Брихаспати, которого принял свои духовным учителем.
Будха - единственный вайшнав (слуга Верховного Бога) из Деватов, богов планет. Он покровительствует вайшнавам, тем, кто ищет любви Бога, практикует бхакти-йогу. Он покровительствует астрологам. Будха дает возможность осознать духовный, высший аспект знания, гьяну, и приводит к духовному учителю.
Меркурий олицетворяет ученичество и ученика.
МЕРКУРИЙ В АСТРОЛОГИИ
Согласно джйотишу, Меркурий управляет той частью интеллекта, которая отвечает за способности к обучению и культурному развитию.
Меркурий в астрологии - воздушная планета смешанной природы (не мужская, не женская).
Меркурий называют видъя-каракой, показателем знания. Меркурий показывает наблюдательность и способности к повторению, воспроизведению чего-либо, указывает на способности к адаптации, ловкость, проворство, мастерство, остроумие, чувство юмора и фантазию.
Сильный Меркурий в гороскопе говорит о приверженности к «слову» - лингвистических, ораторских и литературных способностях. «Меркурианцам» свойственно методичное, систематизированное и упорядоченное мышление. Они логичны, интеллигентны, впечатлительны, изобретательны, внимательны к деталям и наделены аналитическими и математическими способностями. Люди с сильным Меркурием буквально все «схватывают на лету», догадливы, умеют сопоставлять факты, хорошо обучаемы.
Хороший Меркурий наделяет логикой, эрудицией и благоразумием. Кроме того, сильный Меркурий дает интерес и способности к оккультным наукам, таким как астрология.
Слабый или пораженный Меркурий дает ум, но и хитрость и коварство. Меркурий - показатель речи, поэтому плохой Меркурий в гороскопе даст склонность ко лжи. Человек со слабым Меркурием в гороскопе будет поверхностным, несерьезным. Он может стать картежником, шулером, вором, попасть в зависимость от различного рода игр - от компьютерных до рулетки. Поражение Меркурия вызывает чрезмерную нервную активность тела и ума.
В гороскопе Меркурий представляет дядю.
На физическом плане Меркурий отвечает за нервную систему, солнечное сплетение, кишечник, руки, рот, язык и зрение.
Металл - ртуть, камень - изумруд или другие прозрачные зеленые камни, день - среда, цвет - зеленый.
БРИХАСПАТИ - БОГ ПЛАНЕТЫ ЮПИТЕР
Бога планеты Юпитер зовут Гуру, или Брихаспати. Пураны описывают его как добродушного и мудрого. Он имеет пропорциональное, но тучное телосложение. Он милосерден и сострадателен, искусен во всех областях знаниях.
Брихаспати - учитель богов. Все решения, которые принимают боги, подсказаны мудростью их учителя.
«Гуру» в переводе с санскрита означает «тяжелый». Планета Юпитер - самая большая и самая тяжелая из планет солнечной системы.
В писаниях сказано: «Гуру (духовный учитель) тяжелее Гималаев», ученика же называют лагху - легкий. Такой вес гуру придают его твердая вера и несокрушимые убеждения, и только тот, чья вера подобна Гималаям, становится гуру. Мировоззрение, убеждения - все приходит к нам через милость Брихаспати, Гуру.
Святые говорят: «О человеке можно судить по его идеалам: если идеал велик, то и человек велик». Высочайший идеал - это Бог, поэтому Юпитер силен в гороскопах святых, посвятивших свою жизнь служению Богу. Гуру, Юпитер - проводник высшего знания, знания о Боге.
Самые возвышенные мирские идеалы - патриотизм, служение людям - также даруются Гуру, Юпитером.
Юпитер олицетворяет закон Неба на Земле Он самая благоприятная планета - показатель благочестивой кармы человека в гороскопе его рождения.
УЧИТЕЛЯ СУРОВ И АСУРОВ
С незапамятных времен между девами и асурами (богами и демонами) была непрекращающаяся вражда.
Наставником и советником демонов был благочестивый и аскетичный брахман Шукра, бог планеты Венера. Духовным учителем богов был избран Брихаспати.
Учителя богов и демонов негласно соревновались друг с другом в искусстве побеждать. И однажды Шукра, наставник асу- ров, решил силой аскезы получить милость владыки Шивы. Он удалился в Гималаи и предался аскезам.
Боги знали Шукру как сурового аскета и очень тревожились, что милость Шивы и усердие бога Венеры сделают асуров непобедимыми. Они обратились за советом к своему гуру, Бхриха- спати. Он придумал хитрый план.
У Индры, царя богов, была необыкновенно красивая дочь, и боги решили направить ее в Гималаи, где исполнял свой обет Шукрачарья. Дочь Индры отправилась в Гималаи и разделила с Шукрой все тяготы его тысячелетней аскезы.
Получив от Шивы могущественную «Мрита-сандживани- мантру», способную оживлять мертвых, Шукра хотел было вернуться к асурам.
Но сначала он спросил, что хочет прекрасная женщина, что была рядом с ним на протяжении всего подвижничества. «Я хочу, чтобы ты взял меня в жены», - ответила дочь Индры. Шукрачарья не смог отказать ей, но, согласившись, выдвинул свое условие: «Мы будем вместе всего десять лет, и все это время никто не должен знать о нашем браке. Я - наставник асуров и должен возвратиться к ним».
БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ
Между тем Бхрихаспати, бог планеты Юпитер и духовный учитель богов, принял облик Шукры и явился к асурам. Демоны очень обрадовались возвращению своего наставника и устроили пир в его честь.
Таким образом, Бхрихаспати десять лет был учителем асуров. Он давал им такие наставления, что за десять лет искоренил у них привычку к злобе и зависти. Но вот явился настоящий Шукра, и демоны увидели перед собой двух одинаковых Шукр. Они пришли в недоумение и решили, что их настоящий гуру тот, кто учил их последние десять лет.
Шукрачарья разгневался на асуров за то, что те не признали его. Он воскликнул: «Раз вы не узнали своего учителя и не оказали мне должного почтения, я проклинаю вас, и с этих пор девы всегда будут одерживать над вами победу!»
Брихаспати, достигнув цели, принял свой настоящий облик и удалился. Асуры впали в отчаяние и стали молить Шукру о прощении. Они говорили: «Без тебя мы подобны овцам без пастуха, отмени свое проклятие». Шукрачарья смилостивился, но не смог вернуть сказанного. «Даже несмотря на “Мрита- сандживани-мантру", которую я получил от Шивы, боги всегда будут побеждать вас. Но в одну из эпох вы будете править этим миром!» - сказал Шукра своим незадачливым ученикам.
ВОЛЯ ВСЕВЫШНЕГО
Эта история показывает то, что даже боги подвластны воле Всевышнего. Если разобраться с точки зрения людской морали, то боги обманом смогли одержать победу над демонами. Они добились того, что учитель асуров, безупречный брахман, знаток Вед и великий подвижник, сам проклял своих учеников. Таков был сценарий Всевышнего, и все боги играли отведенные им роли.
Верховный Бог - всеблагой, и благо получили все: и демоны и боги. Те качества, которые Брихаспати сумел привить демонам, усмирили их зависть и дали им возможность увидеть другой мир, в котором нет места зависти и злобе.
Настоящий учитель руководствуется высшей целью служения Всевышнему. Его поступки находятся на трансцендентном уровне. Настоящий учитель вне двойственности этого мира и судит с точки зрения абсолютного блага. Преданный ученик должен знать о трансцендентном положении своего гуру и с верой принимать его наставления.
БРИХАСПАТИ И ХАНУМАН
У Брихаспати была служанка, Пуджиникастхали, которая однажды, гуляя вдоль озера, увидела гандхарвов, предававшихся любви. Она укрылась за деревом и наблюдала за ними. Брихаспати узнал об этом и проклял ее. Он сказал: «Ты совер
шила низкий поступок и в следующей жизни родишься обезьяной».
Так его служанка родилась обезьяной. Но она была необыкновенной обезьяной, и ее полюбил бог ветра, Ваю. От их союза родился Хануман - великий преданный Рамы, герой «Рамаяны».
Когда Хануман подрос и захотел получать наставления Вед, он обратился к Брихаспати, наставнику богов. Но Брихаспати отказал ему, сказав: «Я не могу давать уроки обезьяне. К тому же ты настолько беспокоен, что не можешь и секунды провести на одном месте». В ведических писаниях ум часто сравнивают с обезьяной, которая прыгает по веткам. Брихаспати объяснил Хануману, что в таком состоянии невозможно воспринять Веды.
Хануман опечалился, но, тем не менее, не оставил тягу к знанию. Он обратился к Сурье и попросил его стать наставником в изучении Вед.
Сурья находится в вечном движении, он не останавливается ни на секунду. Узнав о причине отказа Брихаспати, Сурья спросил Ханумана: «Смог бы ты постоянно двигаться и как бы ты это сделал?» Хануман ответил: «Я бы тогда постарался идти впереди Солнца».
Этот ответ очень понравился Сурье - Хануман выразил свое почтение и отметил достоинства Сурьи. Сурья стал учителем Ханумана.
Пураны рассказывают от том, как однажды демон Равана пленился красотой дочери Брихаспати и захотел украсть ее. Брихаспати разгневался и проклял Равану. Он сказал: «Ты, раненый стрелами любви, будешь убит стрелами Рамы».
Для исполнения этого проклятия сам Верховный бог пришел в этот мир как Рама, и Равана был не только ранен стрелами бога любви, но и погиб от стрел Рамы.
ЮПИТЕР В АСТРОЛОГИИ
Согласно джйотишу, Юпитер - мужская, огненная планета. Юпитер называют гьяна-каракой, показателем духовного зна
ния. Планета Юпитер в джйотише называется Гуру, так как именно по этой планете в гороскопе видно, какова карма человека по отношению к своему гуру, духовному наставнику.
Считается, что сильный Юпитер в гороскопе человека говорит о его тесной связи с духовным учителем, а также то, что сам человек может стать гуру. Он может сам распространять гьяну - духовное знание.
В джйотише Гуру считается самой благоприятной планетой. По положению Юпитера в гороскопе человека судят о его благочестивой карме. Циклы планеты Юпитер, или ее транзиты, приносят человеку плоды его благочестивой кармы. Это - периоды успехов и удачи, процветания и благополучия.
Китайская астрология построена на циклах планеты Юпитер. Года Собаки, Тигра, Петуха, Обезьяны и т. д. связаны с движением Юпитера по знакам зодиака. 12 лет - это цикл планеты Юпитер. Он находится один год в знаке, и за 12 лет он проходит полностью весь Зодиак. Поэтому периоды в 12 лет, 24, 36, 48, 60 лет и т. д. отмечены милостью Юпитера. Если Юпитер хорошо расположен в гороскопе человека, в эти периоды он может получить плоды своей благоприятной кармы. Если Юпитер слаб, тогда слабая благоприятная карма даст не слишком заметные плоды.
Не только двенадцатилетние циклы, но и транзиты Юпитера считаются очень важными. Именно Юпитер дает возможность проявиться благоприятной карме. Без его аспекта плоды благоприятной кармы не могут созреть и проявиться.
Юпитер - дхарма-карака, показатель благочестия и хорошей кармы.
Юпитер - путра-карака, показатель сына. Считается, что хорошая карма проявляется прежде всего в благочестивом потомстве.
Юпитер - дхана-карака, показатель богатства.
Юпитер представляет закон, юриспруденцию, духовного учителя, педагогов, высшее образование и дальние поездки.
Сильный Юпитер дает здоровье, склонность к полноте.
«Юпитерианцы» оптимистичны, веселы, общительны, почтительны к старшим, к духовным учителям и священным пи
саниям, сострадательны, справедливы, честны. У «юпитериан- цев» всегда найдутся сильные и могущественные покровители.
Имея логический, широкий ум, значительное самообладание, самоуверенность и решительность, «юпитерианцы» обычно вызывают доверие и занимают ответственные, важные позиции в обществе.
Пораженный и слабый Юпитер дает расточительность, чрезмерный оптимизм, экстравагантность, ложные надежды и пустые мечты, долги, споры, склонность к азартным играм, безрассудство и подорванную репутацию.
В гороскопе Юпитер указывает на духовного учителя, наставника, начальника и представителя закона.
В теле человека Юпитер представляет печень, вены, кровь, артерии и бедра.
Металл Юпитера - золото, камень - желтый сапфир и другие прозрачные желтые камни, день - четверг, цвет - желтый.
ШУКРА - БОГ ПЛАНЕТЫ ВЕНЕРА
«Махабхарата» пишет, что «...сыном великого мудреца и Праджапати, прародителя человечества, Бхригу Муни, был мудрый и ученый Шукра, божество планеты Венеры. Этот мудрый сын, по предписанию Са- мосущего, в виде планеты обходит мир ради поддержания жизни во всех трех мирах, для пролития и удержания дождя и для того, чтобы грозить опасностью миру и устранять ее. Учитель йоги, обладающий великим умом, давший и исполняющий твердый обет воздержания, мудрый Шукра был духовным наставником демонов и богов».
Шукра считается сильнейшим из семи сыновей Бхригу и его жены Пуломы. Другие имена Шукры - Кави, Ушанас.
Сострадательный Шукра стал духовным учителем демонов, потому как кто более этих несчастных нуждается в сострадании!
СПОСОБНОСТЬ ПОБЕЖДАТЬ СМЕРТЬ
Пураны описывают, как однажды Шукра, наставник асуров, удалился в Гималаи и предался суровой аскезе, чтобы снискать милость Шивы. Он дал обет п