Хорошие манеры - залог успеха.
Г.
Год Быка в эпоху быдла
Как вы знаете, умный человек он всегда скажет то, что нужно, кому нужно и когда нужно. И вот в нарушение всех этих правил, наверное, совершенно не вовремя и не к месту мне засвербило поговорить о воспитанности. Да, да, не о воспитании, а о воспитанности. Ну, скажите, разве это сейчас актуальная тема? Кому сейчас нужны наша деликатность, сдержанность, светские манеры, в конце концов? Ведь сейчас какой слоган (ух, слово-то какое!) самый-самый? «Бери от жизни все!» А что можно ухватить, деликатничая и проявляя свои высокие душевные и даже духовные качества? Ведь в процессе вхождения в образ воспитанного человека хватательный рефлекс как-то сам собой отмирает. И уже как-то больше хочется отдавать, чем выхватывать и даже (нонсенс какой-то) больше нравится дарить, чем получать подарки.
Значит так, пройдите сами небольшой тест: если вы больше любите дарить, чем получать, значит, я пишу для вас. Нас таких может и не очень много, но ничего. Бум объединяться. А то вот все время социологи сетуют, что почему-то плохие люди имеют такую хорошую тенденцию к объединению, а хорошие наоборот, все норовят в одиночку по домам сидеть и никак не желают нести свет людям и облагораживать наше такое, прямо скажем, сейчас неблагородное общество.
Вот, знаете, дорогие читатели, меня иногда люди, отягощенные поиском смысла жизни, спрашивают, а что такое духовное развитие и как вообще я могу принести пользу людям? А всё в жизни очень просто. Духовное развитие – это рост духа, его господство над нашими плотскими желаниями и утехами. А принести пользу полудемократическому нашему обществу, да и вообще любому обществу, мы с вами можем только одним способом: измени себя сам и мир изменится вокруг тебя.
Так что задача для каждого из нас, пришедшего в этот мир с одной стороны скромненькая и простенькая, а с другой стороны объемная и подчас неподъемная: работать надо не с кем-нибудь, а с собой. А это, согласитесь, не всегда хочется.
Люди, которые бывают за границей, с восторгом и удивлением рассказывают мне, что там за границами нашей страны, а может быть и за границами нашего понимания, поголовно население воспитанное. Вот там, - говорят, - если ты кому на ногу наступил, то тот человек перед тобой же и извинится. Мол, извините, что я свою дурацкую ногу прямо под вашу подсунул. А если, - говорят, - там на кого посмотришь, то человек тебе в ответ дружелюбно улыбнется. И так при этом все мечтательно вздыхают: вот у нас бы так! Вот у нас показать свою воспитанность проще простого, в общественном транспорте, если будешь перед всеми извиняться и кланяться, кто тебе на ногу наступил, то голова у тебя будет болтаться, как у китайского болванчика. Устанешь кланяться. Но вот что интересно, все сетуют на невоспитанность других граждан, но как-то вот не на свою.
Давным-давно у нас в Ленинграде провели опрос молодых людей. В опроснике было несколько вопросов, но экспериментатора интересовали два. Их так разместили, чтобы они особо в глаза среди других не бросались. И вот какие это были вопросы. Первый звучал приблизительно так: каких качеств не хватает окружающим вас людям? Догадались каких? Ну, конечно, доброты и терпения. Второй вопрос, упрятанный в опроснике, выяснял, а каких качеств не хватаем нам? А вот нам, как раз наоборот, не хватает умения постоять за себя, твердости в достижении собственной цели.
То есть нам с вами очень хочется, чтобы все вокруг были добрыми и терпимыми, а мы хваткими и напористыми. И кто б когда пожаловался на свою невоспитанность? Как-то на приеме у меня была женщина 50-ти лет. В разговоре мы с ней пришли к выводу, что назвать ее воспитанным человеком не то, чтобы рука не поднимается, а даже язык не поворачивается. Вы думаете, её это озадачило, и она решила за отпущенные ей дни и годы исправить положение? Отнюдь. Она мне объяснила, что ей некогда было заниматься самовоспитанием, потому что сначала надо было воспитывать детей, а теперь вот и внуки подросли. Не до себя ей, потому что не эгоистка она, а в полной мере альтруистка, всё о других печется.
Задавать вам вопрос, можно ли воспитать хорошие манеры, если ты сам о них не имеешь представления, или даже если имеешь представления четкие, но соблюдать не собираешься, - я не буду, ответ настолько очевиден, что вопрос становится неуместным.
Вообще-то, наверное, мы все мечтаем пожить среди воспитанных людей, где говорят спасибо и пожалуйста, подают пальто и не лезут нахально без очереди. Дмитрий Сергеевич Лихачев, питерский эталон всего нашего питерского, сказал, что больше всего ценит в людях воспитанность. Особенно, наверное, приятно, когда тебя дома окружают воспитанные деликатные люди, как вы думаете? Приятно-то приятно, да только не всем. Мне одна женщина раздраженно жаловалась на своего мужа: «Представляете, - говорит, - например, обращается к дочери за столом с простой просьбой передать ему солонку. Нет, чтобы просто сказать, так он обязательно приплетет: будь любезна и если тебе нетрудно. Подумаешь, какой Версаль!». Я спросила: «А сыну вашему и дочери такое обращение не претит, не вызывают раздражение такие словесные украшения?». Нет, - говорит, - им это очень нравится. Вот ведь как бывает, и пойми кто тут прав, а кто напротив совсем ничего не понимает.
Ну, вот мы с вами вдоволь поговорили о воспитанности и воспитанных людях и, наверное, уже пора как-то определиться, а кто ж они такие эти воспитанные люди? Кого мы можем назвать человеком не только разумным, но и воспитанным? И вот тут, пожалуй, мы с вами и забуксуем. Потому что кроме определения А.П.Чехова, который так хорошо сказал про разлитый соус, вспомнить еще что-нибудь вразумительное будет очень трудно. Я напомню вам эту фразу: «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой». Но у нас, вероятно, эту фразу понимают буквально, и может быть про разлитый соус и не скажут. Но вот Антон Павлович на чем хотел наше внимание обострить: чтоб мы не делали замечаний, не поучали других, не читали нотаций, когда нас об этом совершенно никто не просит. Но для людей нашего постсоветского общества это никак невозможно. Может быть с молоком матери или с молоком «домика в деревне» мы впитываем неодолимое желание сделать окружающих нас людей лучше, выше, совершеннее. И воспитываем их, не покладая рук, причем заметьте, совершенно бесплатно. Стою я в сберкассе в очереди вносить ежемесячную квартплату. Стоять неподвижно мне, холерику, трудно. А очередь длинная, пожаловаться некому и мне остается только тихонько вздохнуть. Подчеркиваю, вздыхаю я тихонько, не напоказ, а так, для себя. Тут же ко мне оборачивается впереди стоящая мадам и яростно шипит на меня: «Не сбрасывайте на меня свою негативную энергию!» Интересно это, и кто на кого негативную энергию сбросил?
Куда у нас не пойдешь, везде тебя воспитывают. В церкви, и то спасения от воспитателей нет. Пришли в Храм Божий две молодые пары со своими родителями крестить малышей. Дело это торжественное, ведь это почти второе рождение ребенка. Молоденькие мамы очень готовились и постарались выглядеть как можно лучше. Все-таки это таинство и священнодейство. В этот торжественный момент к ним резво вылетел не старый еще священник и сразу же налетел на молодых мам: «Вы куда пришли, - начал их грозно отчитывать, - на танцы в клуб или в Храм Божий? Ишь, как размалевались, губы накрасили, ресницы». Молодая мама, сама еще совсем девочка, часто-часто заморгала накрашенными ресничками и из глаз ее потекли слезы. За девушку решил вступиться ее отец. Он также грозно спросил священнослужителя: «Скажите, мы куда пришли, и как же можно терпеть в церкви такое хамство?» Показательно, что священнослужитель, почувствовав достойного противника, как-то сразу сник и стал оправдываться, что вот, мол, он тут был вынужден отпевать некрещеного покойника, потому рассердился и расстроился и, конечно, по его мнению, имеет право особо не сдерживаться. Да, молодые мамы, наверное, были не правы, что в таком разукрашенном виде явились в церковь, но ведь у них были самые благие намерения. Они шли на праздник, на торжество и хотели, как и на любом празднике, выглядеть соответственно. Кто нас с вами, испокон этого века атеистов, просветил, в каком виде следует являться в церковь? Ведь священник мог бы поступить иначе, если бы он был воспитанным человеком. Можно было попросить какую-нибудь послушницу в Храме подойти к девочкам до начала церемонии и попросить их убрать слишком яркую косметику. А лучше бы при записи на крестины, заранее предупредить молодых людей, каков внешний вид будет соответствовать их внутреннему благочестию.
Не знаю, как вам, а мне и раньше и сейчас постоянно приходится видеть, а главное слышать учителей, наставников и воспитателей, которые так озабочены воспитанием несчастного нашего населения, что им не до себя. Бывает страшно обычному человеку позвонить на почту. Решила одна моя знакомая узнать, будут ли выдавать пенсию третьего января? Человек она деликатный и воспитанный и вежливо и скромно поинтересовалась, будет ли работать почта в зимние каникулы? За что ее работница почтового отделения тут же вербально отбрила, наказала и в угол поставила. Раздраженным тоном с явной обидой на мою знакомую, она ей сказала: «Это у вас каникулы, а мы рабы, мы все эти дни работаем». Ну кто ж заставлял тебя, такую обиженную, идти работать с людьми?
Вообще у нас как-то принято в сфере обслуживания не отвечать прямо на вопрос, а обязательно, используя представившийся случай, использовать другого человека, как полигон для собственного самоутверждения.
А ведь согласитесь, всем нам так хочется воспитанности, вежливости, деликатности. Т.е. если мы перейдем в плоскость психологических понятий, хочется нам чувствительности к партнеру. Чтобы молодой человек не сидел рядом с нами в метро, раздвинув колени не только на ширину своих плеч, но перекрывая и наши плечи. Хочется нам, чтобы в дверях не растопыривались подружки-болтушки, а отошли бы куда-нибудь в сторонку. Чтобы на почте и в паспортных столах не доказывали нам, что мы ничего понять не в силах, когда уже начинаешь сомневаться, нормальную ли школу ты закончил? И далее по тексту нашей жизни. Но я не буду множить примеры, ведь в мою задачу не входит обличить и раскритиковать всех тех, кого мы уж точно назвали бы людьми невоспитанными. Да и какое нам дело до других? Давайте займемся собой, да и проведем ревизию своих «милых» привычек, манер. Но удастся ли на себя нам посмотреть со стороны? Мало вероятно. Потому испробуем другой прием: давайте вспомним, что нам в других людях жить мешает и делает нас «плохими»? Как мне замечательно сказала одна женщина: «Ужасно не люблю людей, которые заставляют меня быть плохой». И правда, это очень трудно с волками жить и не по-волчьи выть, даже такому, например, философу и мудрецу как Юрий Антонов. Очень надеюсь, что я его не обижу и не оскорблю, если приведу цитату из его интервью: «Знаете, я довольно спокойно отношусь ко всему на свете. Зачем напрягаться, принимать что-то слишком близко к сердцу? Хотя да, вот не люблю я наглых и невоспитанных людей! Потому что, когда общаюсь с такими людьми, сразу сам становлюсь таким же». Я согласна с замечательным композитором в том, что « свалившаяся на наши головы демократия» вместо того, чтобы способствовать (как в других демократических странах) развитию доброжелательного отношения друг другу, поспособствовала категорически другому: процветанию наглости. Вот потому я и полагаю, что мы хоть и вступили в год Быка, но живем мы в эпоху быдла. Лакмусовой бумажкой «культуры» (без кавычек это слово писать не могу) нашего общества являются манеры подростков. Почему, наверное, вам понятно. Дети демонстрируют наши «ценности» без всяких прикрас и прикрытий.
Кто ж тут виноват и что делать? Искать виноватых, как вы понимаете, дело хоть и занимательное, но пустое. Даже если найдем, наказать и исправить никак не сможем. Руки у нас коротки. Это надо понять и принять. Но повлиять на ситуацию мы можем, я могу. Как? Счас объясню. Уже говорила: только одним способом. Начни с начала, начни с себя. Я могу сделать из себя нечто такое, чему другим захочется подражать. Ведь механизм развития у природы только один – подражание.
Если и у вас вдруг возникнет непреодолимое желание стать человеком воспитанным, давайте набросаем легкий портретик человека воспитанного. О хамстве я говорить не буду, это ведь так заметно, а потому понятно. Я вот на чем хочу остановить ваше внимание. Для меня человек воспитанный, - это человек без настроения или человек всегда с хорошим настроением, это как вам будет угодно. В общем, антитеза «человека настроения». Знаете таких? С виду человек интеллигентный речь грамотная, да только это таблетка-обманка. Хорошее настроение у «человека настроения», и он лапочка и аристократ, а плохое… Тогда береги свои нос и уши, потому как и в нос получишь и по ушам поездит. Вот психологи и установили, что травматичнее всего для нас как раз общение даже и не с хамом, а вот с таким человеком настроения. Потому как ведь мы знаем, чего нам от хама ждать, идем к начальнику и знаем, что кроме грызни и трепки ничего и не будет. И надо сказать, что человек не свинья, ко всему привыкнуть может. А вот общаться с человеком, который считает, что имеет право хулиганить, если ему привезли некрещеного покойника, очень затруднительно. Потому что помимо нашей воли возникает обида. Обида ведь это всегда неоправданные ожидания. Я вот лично очень не уважаю «людей настроения» и прекращаю общение с ними при первых же специфических проявлениях и задатках. И если мне «накрутили хвоста» на службе и даже «спустили полкана», то пинать ногами свою собаку я не имею право.
Ну а теперь вкратце то, что я хотела сегодня сказать. Не учи, не воспитывай других, а займись лучше собой.
Если ты задумался о своем предназначении в жизни, то оно только одно: измени себя, и мир изменится вокруг тебя.
Развивай чувствительность к партнеру и не делай ему того, что тебе было бы больно, горько, неприятно.
Ну а теперь о моей заветной мечте, мне хотелось бы жить и общаться не только с людьми воспитанными, но еще и светскими. Ах, как меня пленяют манеры светского человека, как с ним легко и просто! И кто же он такой человек аристакратикус, где они водятся и как таким стать? Об этом в следующую нашу встречу.
Ну а пока, - пока. Г.Б.
Г.
О воспитанности 2
Г.
Секс, любовь, гомосексуализм и другие "изыски"
Когда один из фарисеев-законников спросил Иисуса Христа о наибольшей заповеди в Законе, Иисус Христос сказал ему: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь Закон и пророки" (Матфей 22,37-40).
Иисус Христос учил, что самое главное во время жизни на земле - учиться любить.
А чего там учиться любить? Учиться надобно, по мнению многих, совершенно другому – как влюбить в себя, как понравиться, как, в конце концов, удержать, кого любишь. Сколько сейчас таких учебников и таких «учителей»! А ведь мир наш устроен по соответствию: только любовь вызывает любовь, и только доверие вознаграждается доверием. Я сейчас представляю, сколько могу услышать возражений и даже негодований. Как же так, я так любил или любила, а меня предали! Но вот ведь в чем наша беда, - никто нас толком любить не учил. И мы сами, кто уж как умел, приобретали этот опыт, и редко кому этот опыт удавался. Впрочем, и черт бы с ним! В конце концов, как-то жизнь прожили и ничего: детей вырастили, дома построили, вон даже коммунизм пытались построить. Плохо без взаимной любви, без духовной и душевной близости, но ведь большинство так живут и, надо сказать, не очень-то и страдают. Три женщины-подружки в самом элегантном возрасте и, следует подчеркнуть, самом элегантном виде приобретали себе в специализированном магазине фалло-имитаторы. Их спросили: замужем ли они? Нет, ни одна из них в настоящий момент замужем не была. Тогда их спросили, а есть ли у них мечта встретить настоящего мужчину, выйти замуж, жить в любви и согласии, обрести духовную близость именно с мужчиной? От такой заманчивой перспективы все трое дружно отказались. Зачем им мужчина? Носки его стирать, обед готовить? А тут такие замечательные и такие разнообразные фалло-имитаторы, которые жрать не просят и носки по квартире не разбрасывают. А действительно, если рассматривать мужчину только как носителя фаллоса, то его запросто можно заменить.
Я недаром вам рассказала этот случай. В нем как в капле воды отразилась наша печальная действительность. Также как фалло-имитатор может заменить любимого, также зачастую секс заменяет любовь. И как это казалось Э.Фромму: «Секс все больше эксплуатируется для скрытия недостатка интимности». Вот ведь как. А мы ведь часто понимаем под интимностью именно сексуальные отношения, не любовные, нет, сексуальные. Даже когда людей спрашивают, а были ли у вас интимные отношения? Никто ведь не думает о любви между ними, а подразумевается только одно. Вот-вот, то самое, что и вы подумали. Но разве секс и любовь не слиты воедино? Да по-разному бывает. Духовная близость может быть тесно связана с близостью физической, может даже начаться с нее, да, и так бывает. Может подтверждаться ею снова и снова, и все-таки эти два вида близости не одно и то же. А потому мы с вами тоже отделим мух от котлет (что здесь мухи, а что котлеты, - каждый решает сам) и будем говорить отдельно о любви и о сексе.
И вот тут я хочу снова вернуть вас к словам Иисуса Христа, почему же так важно нам в земной жизни научиться любить? А что потом, там за порогом жизни земной нельзя наверстать упущенное? Неужели только здесь на Земле мы выбираем свой путь? Да, это так. Те, кем написано много книг на эту нематериальную тему, а среди них есть немало авторитетных мыслителей, уверяют, что только при жизни земной мы выбираем свою дорогу, а их всего две. Два пути и нет ничего посередине. Либо мы с вами идем по пути добра, любви, познания, либо выбираем путь вечного недовольства, злобы и даже ненависти. На Земле мы имеем волю выбора. Но только при жизни нашего тела. А когда его жизнь заканчивается, душа наша, как бы ни желала этого, свернуть с выбранного пути не сможет. Вот почему во всех религиях такое большое значение придается нашей земной жизни. Мы должны помнить, что имеем свободу выбора и эта свобода тащит за собой такую ответственность… Вообще-то Тот, по чьему образу и подобию мы созданы, ничего такого сверхъестественного от нас и не требует. Всего-то две задачи – любовь и познание. Не китайский язык и не высшая математика, любить-то чего уж проще. А в плане познания проще, чем в телевизионной игре «Кто хочет стать миллионером», - не надо много знать, зато нужно понимать. Правда, что тут проще, а что сложнее это еще бабушка надвое сказала.
Но о познании я сейчас говорить не буду, а вернусь к теме заявленной – к любви. Да, скажете вы, чего-то все о любви, а когда же о таком, о самом интересном для нас - о сексе? Но может о любви тоже будет интересно? Ведь когда любовь внутри души твоей теплом разливается, то ты живешь в блаженстве. Вот ведь как интересно, любовь внутри тебя, а вокруг тебя блаженство. Можно сказать, что ты постоянно в каком-то духовном оргазме пребываешь.
Ну, духовный оргазм, скажете вы, изыски какие-то. А вот физический оргазм это завсегда хорошо и приятно. А вот не торопитесь с утверждением. Я вам расскажу такую историю. Одна прехорошенькая девочка из престижной советской семьи еще в школе влюбилась в мальчишку. Он был немного старше ее и жил с одной мамой. Семья была у мальчишки нормальная и хорошая, но очень средняя. Детскую любовь не всегда открыто предъявляют партнеру, так и девочка всячески задирала мальчишку, и другими доступными ей способами пыталась выразить свою безграничную любовь, но мальчику трудно было поверить, что та, о ком мечтали и вздыхали все его друзья и знакомые, могла выбрать его. За что, разве он чем-то лучше других? Не поверил он в любовь девочки и женился на другой, хоть и нелюбимой, но простой. Такой же, как и он. В общем, выбрал ровню. Детская любовь нашей красавицы выросла вместе с ней и стала зрелой. Девушка посмела откровенно поговорить со своим любимым и единственным, и разговор этот сделал их трагически несчастными. Они были созданы друг для друга, но судьба развела их. Они не посмели ради собственного счастья сделать несчастными других людей. И расстались на долгие годы. Девушка вышла замуж, родила любимого ребенка, защитила диссертацию. У нее было много друзей, муж-профессор, интересная работа. Но любовь, ее детская любовь не покидала ее сердце. С мужем и даже другими мужчинами у нее были сексуальные отношения, но так, неизвестно для чего и без отдачи с ее стороны. Так вот, когда во время полового акта у нее был оргазм, она была самой несчастной женщиной на свете. Она уходила в ванную комнату и там тихо плакала, потому что ей было горько, что ее тело предавало ее душу. История эта закончилась воссоединением двух родных душ. Вырастив детей, «мальчик» и «девочка» на закате своих дней стали жить вместе.
Это хорошо, скажете вы, кому есть, кого любить, кто нашел такого человека, который вызовет у него такие высокие чувства. А как быть женщинам, которые подобно героине сериала про мужиков, которые все сво… понимают, что все они «сво», но говорят, что других на нашу планету не завезли? Как же эту или этого «сво…» любить? А если при этом еще и все, которые другого «полу» - сво…? Что делать, куда бежать, где, на какой планете искать того единственного или ту, единственную? Откуда такие трудности берутся? А это еще Э.Фромм объяснил. Все трудности проистекают из заблуждений. А скажите честно, давно ли вы освободились от заблуждения, что сначала нужно встретить того, единственного, или ту, единственную, а потом возникает любовь? Нам кажется, что встреча гарантирует нам влюбленность. Может быть. Но вот любви она гарантировать никак не может. Любовь не зависит от (простите, что так говорю о человеке) объекта, любовь наша с вами живет внутри нас и никаким образом внешним объектом управляться не может. У человека множество иллюзий, которые мешают понимать.
Потому что нам кажется, что мы знаем. Ну, например, знаем, что счастье напрямую зависит от материального благосостояния, а потому разве можно быть в кризисе счастливым? Где тут думать о духовном, когда материального не хватает? А может как раз именно в этот «час пик» и стоит приподняться над всем бренным и задуматься о вечном? А что, - в моих словах есть особый смысл: ведь недаром людям заповедано поститься. Может это и правильно немножко о теле своем подзабыть, а к душе обратиться. А если к душе, то непременно к Богу. А если к Богу, то и к жизни вечной. А подготовка к жизни вечной, которая (я уверена) всех нас ждет, и верующих и неверующих, и дороги после выхода души из тела всего-то две. И вы все знаете, куда они ведут. Так вот, если мы с вами хотим оказаться «на том свете» в компании людей приличных, то наша с вами задача – научиться любить.
Но прежде поговорим о тех видах любви, которые сумели выделить еще древние греки и римляне. Греки говорили о том, что существует любовь эротическая. Так и хочется через запятую написать: любовь мужчины и женщины. Как бы не так! Греки (их мнение выражал некто Павсаний) считали, что есть два Эрота и две Афродиты, покровительницы любви. Так вот первая Афродита называлась небесной и вышла она из пены морской. И покровительствовала «небесная» любови к юношам. Она была причастна только к мужскому началу и под ее крылом расцветала любовь тех, кто выбирает юношей. И их выбор, по мнению греков, духовно выше. Так как юноши наделены большим умом и большей силой. Но и среди любителей мальчиков можно узнать тех, кем движет только такая «высокая» любовь. Ибо любят они не малолетних, а тех, у кого уже обнаружился разум, а разум появляется обычно с первым пушком. Те, утверждал Павсаний, чья любовь началась в эту пору, готовы никогда не разлучаться и жить вместе всю жизнь.
Младшенькую Афродиту называли «пошлой», и покровительствовала она любви мужчины и женщины. Правда, такие «ничтожные» люди (это не мое определение, а Павсания) могут любить и юношей. И даже в равной мере. Но любят они, по мнению греческого философа, не ради души, а ради тела. В общем, любят тех, кто поглупей. Так что апологеты гомосексуальных отношений появились задолго до сексуальной революции. Заметьте, что апологетика гомосексуализма появилась и расцвела прямо перед самым закатом тех культур и государств, где она и «культивировалась. У вас при этом никаких аналогий не возникает?
Греческий комедиограф Аристофан рассматривал эротическую любовь, любовь мужчины и женщины как стремление к изначальной целостности. Вы, наверное, слышали миф об андрогиннах? Это было одно существо на четырех ногах и с четырьмя руками и, понятное дело, с двумя лицами и со всем остальным, что имеется у двух полов. Андрогинны были уродливы и страшны своей силой и мощью. Зевс во избежание неприятностей взял да и разрезал каждого андрогинна пополам. И по милости Зевса мы теперь все маемся в поисках своей половинки. Но если повезет и встретишь свою половину, то Аристофан гарантировал, что половинки охватит удивительное чувство близости и любви. И это не просто влечение, это родство душ. На основе своей теории Аристофан объяснял, что любовью называется жажда целостности и стремление к ней. Каждый, мол, должен найти свою половинку, чтобы вернуться к своей первоначальной природе. Не знаю, не уверена, что хотела бы превратиться в то чудище, которое Аристофан называл андрогинном, но согласна с древними философами, что любовь – это соединение женского и мужского начала во имя целостности. Да, женского и мужского.
Замечательный психолог, философ и мудрец Эрих Фромм написал целый трактат о любви, о любви как специфически человеческого чувства. И для него любовь – это слияние женского и мужского, как и во всей нашей природе сочетание, соединение инь и ян. Вы скажете, ну, как же так, а если любовь людей одного пола? А вы обратите внимание, что и в гомосексуальных парах воспроизводится, «клонируется» сочетание женского и мужского. Так, например, тот же Павсаний, уже упомянутый, специально рассматривал вопрос ухаживания поклонника за своим возлюбленным, учил, как и когда нужно угождать. Вам этот «процесс» ничего не напоминает? В паре двух женщин одна из них чувствует себя настоящей женщиной, а вторая? Настоящей женщиной логично чувствовать себя рядом с настоящим мужчиной. Как может проявиться наша женственность? Только рядом с мужественностью. Любовь независимо от половой принадлежности партнеров, - это слияние, выявление, проявление женского и мужского, активного и пассивного. Ведь недаром существует и такое объяснение нетрадиционной сексуальной ориентации, как «вселение» женской души в мужское тело и наоборот. И хотя философы Просвещения полагали, что «душа не имеет пола», я с этим утверждением не могу согласиться. Попробуйте «заглянуть» в свою душу, почувствовать ее. Я, например, точно знаю, что у меня душа женщины и даже девочки, поэтому-то моей душе так уютно, так полноценно слитно с душой мужчины. С душой моей самой любимой женщины у моей души совсем другие отношения, пожалуй, параллельные, равные очень важные в моей жизни, не менее важные, чем с любимым мужчиной, но они качественно другие. И в них я и моя бесконечно любимая подруга раскрываемся совсем по иному. Все-таки инь и ян разлиты в природе и никуда человеку от этого не деться. Существует и противоположность мужского и женского и преодолевается эта противоположность только в соединении. З.Фрейд писал, что «Общепринятая теория полового влечения больше всего соответствует поэтической сказке о разделении человека на две половины – мужчину и женщину, стремящихся вновь соединиться в любви». Общеизвестно, что женщине с мужчиной не всегда легко, но и без него порой очень плохо. Почему? Журнал для женщин JOY (Германия) за октябрь 2008г. опубликовал результаты опроса женщин о том, зачем им нужен мужчина, и мужчин – зачем им нужна женщина. Ответы многих женщин были ошеломляющими. Например, нужен, потому что пока еще не изобрели вибратор с подогревом до температуры тела, нужен, потому что только он умеет обходиться со сложной электронной техникой в доме, нужен потому что только он приносит в семью деньги. Ответы мужчин были более романтическими: потому что она им восхищается, потому что она будит в нем инстинкт защитника, потому что рядом с ней он чувствует себя настоящим мужчиной.
Интересно, что Фрейд исходил из патриархальной установки, согласно которой сексуальность – по существу мужское начало. По мнению Фрейда, либидо имеет, как правило, «мужскую природу», независимо от того, у мужчины или женщины оно возникает. И вы знаете, я с этим согласна. За половое влечение и у мужчин и у женщин отвечает мужской половой гормон – тестостерон, который присутствует от рождения и у мужчин и у женщин. Мы с вами говорили все это время только об одном типе любви, а ведь уже древние греки, греческие философы, считали, что человек способен не только на романтическую любовь (эрос), в которой ведущими компонентами являются страсть, физическое влечение, восторженная влюбленность. Они первые заговорили об агапэ – возвышенной, в том числе божественной любви. Любви к ближнему, жертвенной любви. И вот уже у христианских авторов концепция эроса уступила место концепции агапэ. В основе такой любви не чувственное влечение (хотя оно может быть у любящих мужчины и женщины в полной мере), а уважение и даже дружба. Христианская любовь базируется на моральном принципе. Согласитесь, что это как-то очень даже приятно. Приятно чувствовать себя достойным человеком, а не кем-то, кто подвержен только животным страстям. Правда и греческий философ Платон ввел понятие «небесный эрос» - это человеческая любовь для Бога, и даже любовь человека к Богу. Но может быть такая «небесная» любовь и к человеку, и мы по имени Платона называем ее платонической. Родительскую любовь, семейную, родственную привязанность греки называли сторге. Но моему сердцу ближе всего и дороже то, что древние именовали как филия – любовь-дружба, основанная на уважении. Филия – это космическая сила притягивания, противоположная силе вражды. Как хорошо в душе, и как ей радостно, когда не испытываешь ты ни к кому вражды и ненависти, а одарил тебя Бог самым щедрым, самым благостным даром – даром любви. В Новом Завете любовь - самый щедрый дар. Как хорошо жить в любви! Но как же быть с сексом?
Вы все, наверное, слышали, что кроме Великой французской революции, нашей тоже Великой социалистической, двух индустриальных, и массой мелких государственных переворотов произошла еще революция, которая охватила все страны мира – революция сексуальная. Считается, что «спичку» поднес Зигмунд Фрейд. Да, Фрейд сделал великое дело, - он избавил человека от чувства вины. Потому что до него сексуальность и чувство вины «жили» в человеке слитно. Авторитарная этика провозглашала сексуальность греховной. А так как человеческие существа не могут избежать сексуальных желаний, то и чувства вины им не избежать. А мы теперь не только освободились от чувства вины, но заодно уж и от других, явно мешающих сексу чувств. Общество потребления, в которое мы так настырно стремимся влиться, все это дело подхватило, и наиболее шустрые его представители развили настоящую секс-индустрию. И как-то так получилось, что некоторые «наиболее продвинутые» особенно в шоу-бизнесе вместе с чувством вины расстались и с чувством стыда. Нравы из этих шоу и кинобизнеса плавно перетекают в нашу жизнь, и уже молодой человек рассматривает и оценивает традиционную сексуальную ориентацию как некий анахронизм, как золотые зубки. Старообразно это и не модно, и не престижно. А ведь срочно нужно стать крутым!
Мы с вами не будем морализировать на эту тему. Да и будет ли слышен наш голос в зычном хоре борцов за свободу? Только чего? Никого осуждать не будем, только пусть каждый задумается сам. Может быть вы, как и я, поверите Сведенборгу «что дух человека есть любовь, а духовное тело – не что иное, как любовь эта в человеческом образе»?
Россия сейчас вступает в светлый период жизни, возрождается духовно. Да, несмотря на кризис и даже вопреки ему. Может вам, как и мне, захочется внести свою каплю света, разума и тепла в этот грандиозный проект, поверив великим прорицателям Эдгару Кейси и Вангелии, что лидером в духовном возрождении всего мира будет наша с вами родина – Россия.
ГБ
P.S. Вот и закончился на сегодня наш с вами разговор о любви и о сексе. Тема бесконечная, но газетная полоса конечна. Прочитав все, что я написала вы вправе спросить: а как я сама отношусь к любви и сексу, к сексу с любовью или без, к сексуальной нетрадиционной ориентации, к сексуальным изыскам и излишествам? И изменилось ли мое отношение к этому трепетному вопросу, заставляющему трепетать каждое сердце, с возрастом?
Начну с последнего вопроса: нет, не изменилось. И у меня есть тому живые свидетели, знающие меня с детства. Как и всегда, как с самого рождения больше всего на свете я любила любовь. В детстве я готова была любить всех, с возрастом стала избирательнее. Но, как и раньше я считаю, что нет дружбы без любви и любви без дружбы.
Полноценные сексуальные отношения, одухотворенные любовью, когда слияние тел это и слияние душ, разве может быть еще другое счастье? Рай по свидетельству Сведеборга – это проживание в сообществе единомышленников. У меня и в земной жизни есть такие островки рая. Райская жизнь, где господствует любовь.
Наверное, мне следовало бы более определенно выразить свою позицию в отношении гомосексуализма. Я полагаю, что гомосексуальные отношения – это воспроизведение отношений гетеросексуальных людьми, у которых по каким-то причинам отношения с противоположным полом вызывают сильное неприятие, вплоть до отвращения. Причины могут быть названы самые разные. Так, например, Станислав Гроф (американский психиатр, психолог) предположил, что тяжелые для мальчика роды могут настолько сильно запечатлеться в его психике, что у него на всю жизнь останется страх перед вагиной. Называются и другие причины. Например, первое сильное сексуальное возбуждение у ребенка или юноши, когда у маленького человека еще не сформированы обществом сексуальные предпочтения. Могут быть и серьезные причины психологического характера.
Если гомосексуальная ориентация делает невозможным контакт с человеком противоположного пола, то такие люди, часто мученики, вызывают у меня глубочайшее сочувствие и я на их стороне.
Можно ли считать гомосексуализм нормой, или это отклонение от нормы? Об этом трудно, практически невозможно говорить, потому что очень трудно определить, что такое норма. Где та печка, от которой мы будем плясать? Если это физиология, то для полового акта должны быть соответствующие телесные органы. На соответствие мужских и женских половых органов указывают многие, считая, что нормой является соитие мужчины и женщины. Теологи тоже могут придерживаться такого мнения, потому что Бог сотворил мужчину и женщину и, как вы помните, дал им указания плодиться и размножаться.
Но у людей могут возникать не только неразрешенные, но и неразрешимые на сегодняшний день проблемы, которые делают невозможным близкий контакт с противоположным полом. Давайте будем к ним милостивы и поддержим их как сможем.
Но гомосексуализм, бисексуальность могут быть и следствием, во-первых, пресыщенности, а во-вторых, распущенности и в-третьих, как это не странно, моды. Гомосексуализм существовал и будет существовать как исключение из правил всегда. Но каждый из нас, по мере своих человеческих сил, может (если, конечно, захочет) противостоять распространению этого явления. Во имя сохранения нравственности на Земле и во имя будущего наших детей. Вы все, вероятно, знаете, что дети выросшие в неполных семьях, где одна мама или один папа не получают моделей поведения мужчины и женщины. Что влечет за собой проблемы в их взрослой, самостоятельной жизни. Не очень это хорошо, когда у ре<