Атмосферы Магического Театра.
(Глава написана при участии Екатерины Данкевич)
Что такое атмосфера?
В прямом смысле – это воздушная оболочка земли, воздух, которым мы все дышим, и который нас защищает от космического холода и жестких излучений звезд. Воздух для человека – питание поважнее еды, это - вся наша жизнь. Поэтому мы так часто и говорим: «Я не могу дышать без тебя», «он перекрыл мне кислород», «тяжело вздохнул», «вздохнул с облегчением». Через вдох и выдох у человека идет обмен с общей для всех атмосферой. Таким образом, атмосфера защищает, питает и связывает людей. Метафорически слово атмосфера употребляется очень часто: «встреча прошла в теплой атмосфере», «я живу в атмосфере ненависти», «праздничная атмосфера» и интуитивно оно понятно каждому. Мы же пытаемся сейчас вывести понятие «Атмосферы» применительно к Магическому Театру на слой осознания.
Обратимся к словам Михаила Чехова: «Дух в произведении искусства - это его идея. Душа - атмосфера. Все же что видимо и слышимо - его тело.» (М.Чехов , «Путь актера»). Тоже самое можно сказать и о Магическом Театре (далее МТ), тогда духом его будет - запрос, телом – действие и все то, что видно зрителю, а душой-атмосферой - способность устанавливать связь с архетипами.
У каждого человека есть некая символьная система. Она многовариантна. Любой объект окружающего мира может быть символически интерпретирован по-разному в зависимости от атмосферы. Так, например, на столе лежит красный карандаш. В атмосфере Ареса он символически свяжется с окровавленным оружием. А в атмосфере Афины с красными чернилами, исправляющими ошибки в школьной тетради. По этим символическим связям-каналам приходит энергия архетипа.
Когда определенная атмосфера сгущается и все связывается в ней и с ней, она становится инструментом групповой сонастройки и движет сама дальнейшим процессом.
При установлении атмосферы за счет образования огромного количества символических и энергетических связей система (группа МТ) становится на порядок более сложной. Защитная оболочка атмосферы не дает энергии рассеяться, и тогда система переходит на другой уровень, появляется то, что М.Чехов назвал «волей» атмосферы. Воля атмосферы побуждает волю к действию, к игре, правда, динамика не всегда очевидна, и, тем не менее, для тонко чувствующего Ведущего она имеется и здесь.
Архетипическая атмосфера питает энергией, связывает, защищает, обладает волей – она живет! И эта мощь жизни, эта сконцентрированная энергия направляется на решение запроса. При этом зачастую запрос параллельно переходит с уровня частного на уровень общий.
Тоже, то, что М.Чехов пишет про индивидуальные чувства актера и атмосферу, мы можем сказать и о чувствах Запросивца и архетипической атмосферой. Между ними (несмотря на то, что они одинаково относятся к области чувств) все же существует коренное различие. «В то время как личные чувства субъективны, атмосферу надо признать явлением объективным. Субъективные чувства в человеке и объективная атмосфера вне его настолько самостоятельны по отношению к друг другу, что человек, пребывая в чуждой ему атмосфере, все же может удержать в себе свое личное чувство.» (М.Чехов, «Путь актера») И такое мы часто можем наблюдать на МТ, что делает его особо острым и непредсказуемым. Чувства Запросивца противоречат атмосфере, они вступают друг с другом в борьбу, в такие моменты мы видим, как все фигуры будто ополчились против главного героя и он вынужден либо подчиниться атмосфере и сдаться, приняв свое поражение (после чего часто наступает катарсис) или каким-то образом переманить и убедить фигуры принять его сторону (что встречается гораздо реже).
Атмосферы на МТ могут быть разными, и каждая ощущается совершенно определенным образом. Присутствие архетипа чувствуется даже теми участниками, которые далеки от теории МТ и не участвуют непосредственно в действии, а находятся в роли зрителя. Далее мы подробно опишем атмосферы некоторых архетипов и возможные способы их активизации. Важно сказать, что здесь мы приводим лишь некоторые приемы работы с атмосферами, которые были выяснены нами в процессе архетипических бесед и практического опыта ведения МТ. Для ведущего важно выработать свои собственные приемы, так как они во многом зависят от его взаимоотношений с конкретным архетипом и глубины проникновения в суть архетипа.
Жизненный цикл атмосферы.
«Атмосфера не есть состояние. Но действие, процесс. Внутренне она живет и движется непрестанно», -М. Чехов, «Путь актера».
Как любая система высокого уровня организации, атмосфера архетипа на МТ имеет начало, период становления и роста, период зрелости, а затем - спад и распыление. Пассионарность (если воспользоваться термином Гумилева) действия имеет свой пик (или плато) во время которого часто происходит катарсис. В графической форме это может быть представлено, как кривая Гаусса.
В период пика (точка катарсиса) смена атмосферы даст сильный толчок «вверх». Даже если это будет «карлик, сидящий на плечах гиганта», увидеть можно будет многое. Если у Запросивца и группы сильный ресурс, то в этот период атмосфера может смениться спонтанно или - по ощущению Ведущего.
Возникновение внутри группы новых связей, инициированных новой атмосферой, без потери связей, наработанных в предыдущей атмосфере, возносит систему на следующий уровень сложности. Повышается энергетика и происходит оживление Души Запросивца и всех участников на более глубоких уровнях. Возникает «Сад расходящихся тропок».
Возвращаясь к нашему простому примеру, красный карандаш теперь ассоциируется одновременно и с Аресом и с Афиной. Не «или – или», а «и-и», что дает более глубокий и живой взгляд на мир.
Если Ведущий чувствует, что имеет смысл продолжить действо, хотя первоначальная атмосфера истощилась и «ушла», то возможно сменить атмосферу в точке спада. Тогда мы получим взгляд не вглубь, а вширь - как бы два Театра на один запрос один за другим. Связь атмосфер разных архетипов в этом случае возникает не как непосредственно переживаемый опыт, а знание: «с одной стороны… с другой стороны….». Такой метод тоже может быть полезен.