Идеология, основанная на религиозно-мистическом учении А. Кроули
Оккультист XIX века А. Кроули объявил себя пророком новой эпохи (Эона), создал «священные тексты» и колоду «Таро Тота» (которую нарисовала по его инструкциям художница Фрида Харрис). В этой колоде использованы наработки ордена Золотой Зари, но в целом она представляет собой своего рода путеводитель по философской системе и практический инструмент для адептов учения, самого А. Кроули.
Это учение чрезвычайно близко к идеологии нью-эйдж, прежде всего свободой обращения с символике» других традиций и культур, идеями духовной эволюции беспрепятственным общением с сущностями иного мира и ориентацией на индивидуализм. Однако при всей близости нью-эйдж эта школа имеет выраженные особенности, среди которых:
– важность медитативных практик;
– отношение к гаданию как собеседованию с духом-хранителем;
– декларируемый отказ индивидуума от общепринятых этических норм и социальных правил, признание их относительности;
– важность формирования индивидуальной новой этики, которая предусматривает стирание границ между добром и злом, истинным и ложным, мужским и женским;
– неразличение человеческого и Божественного (человек по своей природе приравнен к Богу, а воля человека – к Божественной);
– идея избранности, подчеркнутое дистанцирование от «среднего человека», обывателя;
– использование терминов аналитической психологии К. Г. Юнга в контексте учения А. Кроули (это особенность трактовок характерна для О. Телемского);
– интеллектуальная игра со смыслом различных символов как псевдометод духовного совершенствования (символы разных эпох и традиций соотносятся так, как это принято в идеологии нью-эйдж, то есть достаточно произвольно);
– практика «инициации» и использование церемониальной магии, где арканы Таро связаны со смыслом процесса.
Синтез юнгианской психологии и европейского мистицизма
В наше время это течение представлено, например, школой интерпретации индивидуального мифа Г. Бедненко. Эта идеология предполагает ценность традиции и традиционных форм, с обязательным учетом исторического и культурного контекста. Используемые архетипы и системы символов признаются имеющими собственную почву, систему связей и внутреннюю структуру. Для практика это существенно ограничивает возможность индивидуальных искажений при работе с символикой — крайне гибкое и текучее индивидуальное восприятие неизменно соотносится с коллективным, с культурным фоном и традицией.
При формировании собственной картины мира практик также может включать в нее различные учения и традиции, по возможности избегая спрягать их между собой и вносить изменения, ориентируясь только на свои представления. Это объясняется тем, что культурные формы и символические системы в этой идеологии мыслятся устойчивыми образованиями и, соответственно, в индивидуальной картине мира не разбираются на части и не становятся пластилиновыми.
Такой подход позволяет отказаться от эклектики и* работать с различной символикой, не теряя глубины, учитывая культурные и исторические оттенки, не размывая смысла символа включениями из других систем и избегая только лишь индивидуального субъективного прочтения.
Особенности идеологии:
– теория и методика гадания объясняется, опираясь на такие понятия аналитической психологии, как «коллективное бессознательное» и «архетип»;
– астрологические и каббалистические соответствия в Таро признаются несущественными для Таро как символической системы, не являющимися ее частью;
– за счет отказа от заимствований оккультистов символика и образы Таро становятся более ясными, свободными от наслоений, а символическая система – самоценной;
– использование понятия «судьба» в противовес нью-эйджевскому понятию «карма» (судьба предполагает конкретное осознанное отношение к своей (текущей) жизни, в то время как, говоря о карме, мы мыслим человека качестве мелкого объекта, подчиненного неведомой силе (Мировому Разуму, Вселенской Гармонии и т.п.),
– ориентированность на поиск, выявление и формулировку личного вызова для человека в различных ситуациях его внешней и внутренней реальности; и восприятие этого вызова как ступени на пути индивидуации.