БИЛЕТ 2 Методы психологического познания. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.
Им выделяются следующие четыре группы методов:
Организационные методы
сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.);
лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);
комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).
Эмпирические методы
наблюдение и самонаблюдение;
экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий);
психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);
анализ продуктов деятельности; биографические методы.
Методы обработки данных
количественный (статистический);
качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
Интерпретационные методы
генетический анализ материала в плане развития (динамики) с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов, переходов от одного уровня развития к другому, т. п.);
структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.
БИЛЕТ 3 Общие закономерности психического развития. Сущность психического развития в онтогенезе.
Л.С. Выготский выделил следующие законы психического развития:
1. детское развитие имеет логическую организацию во времени: свой ритм, который меняется в разные годы;
2. закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений (ребенок в отличии от взрослых не просто меньше знает и умеет, он обладает качественно отличной психикой);
3. закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития;
4. закон развития высших психических функций: ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения, затем становятся внутренними, индивидуальными функциями самого ребенка. Их признаки: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они образуются в результате овладения специальными орудиями, выработанными в ходе исторического развития общества.
Процесс развития психики идет по своим особым закономерностям:
1. Социализация. Человеческий ребенок развивается принципиально по-другому, нежели детеныш животного, который имеет жесткие видовые программы поведения – инстинкты.
2. Интериоризация – усвоение внешних социальных норм, в ходе которого ребенок усваивает средства деятельности и общения, на основе чего формируется его сознание и личность.
3. Общение – ведущая деятельность онтогенеза, специфический вид человеческой деятельности, в ходе которой происходит передача в концентрированном и адаптированном виде информация, которая поэтому легко усваивается и перерабатывается
4. Потребности и ведущая деятельность – источник развития психики.
5. Преемственность – это использование в психическом развитии достижений предшествующих стадий
БИЛЕТ 4 Л.С. Выготский. Культурно-историческая теория развития высших психических функций.
У человека есть 2 линии развития:
1) натуральная;
2) культурная (историческая).
Натуральная линия развития - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения.
При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.
1. НПФ - натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.
2. ВПФ - культурные, социальные; - результат исторического развития: абстрактное .мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.
ВПФ – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность.
ВПФ возникли при помощи знака. Знак - орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления СВОИМ поведением и поведением других.
Знак, как чисто культурное средство возник и употребляется в культуре.
История развития человечества - это история развития знака- Чем более мощное развитие знаков в поколениях, тем более развита ВПФ.
Живопись имеет знаковую систему (пример: наскальный рисунок, пиктографическое письмо - условный образ названного слова).
Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь - тоже знак.
ВПФ возможны первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, и впоследствии становятся индивидуальными (пример: речь - средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию)
Говоря о существовании натуральных и высших психических функций, Выготский приходит к выводу о том, что главное различие между ними состоит в уровне произвольности. Натуральными процессами нельзя управлять, высшими психическими функциями – можно.
Основной путь возникновения высших психических функций - интериоризация (перенос во внутренний план, «вращивание») социальных форм поведения в систему индивидуальных форм. Этот процесс не является механическим.
Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества и социального общения – и они же развиваются из примитивных корней на основе низших.
Выготский утверждал, что психическое развитие идет не вслед за созреванием, а обусловлено активным взаимодействием индивида со средой в зоне его ближайшего психического развития.
Движущая сила психического развития - обучение. Развитие и обучение - это разные процессы. Развитие - процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств. Обучение - внутренне необходимый момент в процессе развитая у ребенка исторических особенностей человечества.
БИЛЕТ 5 Человек как субъект, личность и индивидуальность
Человек - это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homo sapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств; явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным - способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает нас от животных), высокой обучаемостью, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации. Психология связывает достоинства человека как личности с присущими ему психологическими свойствами, качествами.
Личность - это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. Само понятие личность характеризует итог развития индивида и является выражением его социальной сущности. Особенность здесь в том, что если человеческими индивидами рождаются, то личностями становятся. Личность вырабатывается длительным процессом. Личность в психологии - системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей.
Субъект деятельности - человек в совокупности таких свойств, которые влияют, прежде всего, на его учебную, трудовую, игровую деятельность. Это преобразовательная активность, созидание своего жизненного пути, избирательность при восприятии информации, мотивы проявления поведения, самостоятельность.
Субъект - это человек на высшем уровне своей активности, целостности, автономности. Каждый человек должен уважать другого - его самостоятельность, собственное мнение, оригинальное выполнение деятельности (ритм, темп, объем). Субъектность студента проявляется в избирательности к познанию и миру, устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания.
Непременный и важный признак личности - индивидуальность, под которой понимается единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизической структуры (темперамента, физических данных, психических особенностей), интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта, социальных характеристик, способность быть ответственным за свой персональный облик, обладать в глазах общества ценностью и значимостью.
В человеке едины и взаимосвязаны его свойства как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Поэтому индивидуальность составляют все характеристики человека. Все его качества, врожденные и приобретенные, в личности едины. В ее целостной структуре можно только условно говорить о нейтральности биологических свойств при приобретении социальных качеств.
Билет 6 Возрастная периодизация: понятие, сущность, подходы. Социальная ситуация психического развития. Новообразования возраста. Сенситивные периоды.
Возрастная периодизация - разделение жизненного цикла человека на отдельные периоды и определения возрастных границ этих периодов.
Социальная ситуация развития была определена Л.С.Выготским как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.
Социальная ситуация развития - это сложившаяся система взаимоотношений ребенка со средой (со взрослыми) Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности.
Ведущая деятельность – деятельность ребенка, которую он осуществляет в пределах социальной ситуации развития.
Возраст, Л.С.Выготский определял как объективную категорию для обозначения трех моментов: