Философия эпохи Возрождения (ХV – ХVI вв.).
Эпоха Возрождения (Ренессанса) получила свое название из-за начавшегося в этот период возрождения важных принципов духовной культуры античности. Эта эпоха в целом была ориентирована на искусство, и центральное место в ней занимает культ художника – творца. Художникам подражает не просто созданиям бога, но самому божественному творчеству. Человек начинает искать точку опоры в себе самом – в своей душе, в своем теле (культ красоты – Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль).
В Средние века, в силу определенного социального и хозяйственно-политического уклада, основывающегося на сельском хозяйстве, предпочтение отдавалось не человеку, а Богу. По мере перехода к городскому образу жизни и развитию промышленности выявляется особая значимость человека, его творческая активность. В центре внимания философии Возрождения оказывается человек (антропоцентризм).
Технические изобретения и научные открытия обогащали труд новыми, более эффективными способами действия (самопрялка, ткацкий станок, доменная металлургия). Применение пороха и создание огнестрельного оружия совершили переворот в военном деле, книгопечатание способствовало развитию гуманитарной культуры в Европе. Использование компаса привело к расширению мореплавания. Таким образом, основными предпосылками для возникновения философии и культуры эпохи Возрождения являлись кризис феодализма, совершенствование орудий труда и производственных отношений, развитие ремесел и торговли, повышение уровня образованности, кризис церкви и схоластической философии, географические и научно-технические открытия.
Началась эпоху становления опытных наук, их роль признается как единственная, дающая истинное знание о природе. В эту эпоху было выработано новое философское мировоззрение благодаря таким философам, как Николай Коперник (1473-1543), Николай Кузанский (1401-1464), Джордано Бруно (1548-1600), Галилео Галилей (1564-1642), Пико дела Мирандолла (1463-1535), Томмазо Кампанелла (1568-1639), Томас Мор (1478-1535), Никколо Макиавелли (1469-1527) и др.
Николай Кузанский – представитель пантеистической философии эпохи Возрождения. Он сближает Бога с природой, творца с творением, приписывая природе божественные атрибуты. Для него Земля не является центром мира. Он обосновал понятие научного метода и проблему творчества. Он утверждал, что возможности человека в области познания безграничны. Его воззрения оказали огромное влияние на взгляды последующих философов этой эпохи.
Джордано Бруно – отбросив все церковные догмы, и развил гелиоцентрические идеи Коперника, открыл существование множества миров. Он отрицал Бога, диктующего свои законы миру. Его Богом была вся Вселенная. Человек, для Бруно, - часть природы. Любовь к познанию и сила разума возвышают его над миром.
Галилео Галилей – призывал изучать природу только опытным путем на основе математики и механики. Он считал, что к истине могут вести только научные методы, включающие в себя эксперимент. Научная методология Галилея определила его мировоззрение как механистический материализм. Бог у Галилея – это перводвигатель, сообщивший движение планетам. Дальше «механицизм» в природе заработал самостоятельно, и стал обладать закономерностями, которые должна изучать наука. Галилей сформулировал одним из первых деистический взгляд на природу.
Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни. Родоначальником идеологии гуманизма считается поэт Франческо Петрарка (1304-1374). Своеобразным проявлением гуманизма становится рационализм, утверждающий примат разума над верой. Человек может самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы. В эпоху Возрождения были созданы антисхоластические картины мира: гелиоцентрическая картина Николая Коперника и картина бесконечной Вселенной Дж. Бруно.
Во взглядах на природу в философии эпохи Возрождения господствовал пантеизм – учение, отождествляющее природу и Бога. Самым главным достижением эпохи Возрождение было то, что была сломлена диктатура церкви. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют взаимоуважение и любовь.
Направления в философии эпоху Возрождения:
1. Гуманистическое (ХIV – ХV вв.) – решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы церкви (Ф. Петрарка, Л. Валла);
2. Неоплатоническое (ХV – ХVI вв.) – с позиций идеализма пытались познать явления природы, Космос, проблемы человека, развивали учение Платона (Н. Кузанский, П. Мирандолла, Парацельс);
3. Натурфилософское (ХVI – ХVII вв.) – опираясь на научные и астрономические открытия, сделали попытку изменить представление об устройстве вселенной, Космосе и основе мироздания (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей);
4. Реформационное (ХVI – ХVII вв.) – попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Ж. Кальвин, М. Лютер, Т. Мюнцер);
5. Политическое (ХV – ХVI вв.) – связано с проблемами управления государством (Н. Макиавелли);
6. Утопическо-социалистическое (ХV – ХVII вв.) – поиски идеального общества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собственности (Т. Мор, Т. Кампанелла).
7.
Различия философии античности, средневековья и Возрождения:
1. Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос. Здесь нет четкого деления на субъект и природу. В Средние века филсоофия подвергается трансформации: на место Единого Блага был поставлен Бог, а в соответствии с этим стали понимать Мировой Ум как Иисуса Христа, Мировую душу как святой Дух. В основе средневековой философии лежат два принципа: идея творения и идея откровения. В эпоху Возрождения Бога понимают как имманентного всему природному.
2. В античном мировоззрении господствует: универсализм, космоцентризм, политеизм. В средневековом мировоззрении доминирует теоцентризм и монотеизм. В эпоху Возрождения господствуют пантеистические идеи.
3. В эпоху Возрождения в гносеологии происходит разуршение религиозной парадигмы и формируется новая научная парадигма, которая должна была удовлетворить потребности зарождающихся новой материально-технической базы и новых общественных отношений. В этике имеет место переход от теоцентризма к антропоцентризму. В натурфилософии геоцентрическая концепция Вселенной сменяется гелиоцентрической.
Вопросы для самоконтроля:
1. Определите сущность, хронологические рамки и проблематику основных этапов средневековой философии.
2. Охарактеризуйте подход средневековой философии к Богу, человеку и природе.
3. В чем состоит смена акцентов в рассмотрении философской проблематики средневековья и Возрождения в понятиях теоцентризм и антропоцентризм?
4. Каковы основные проблемы и в чем своеобразие средневековой философии?
5. Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в средневековой философии?
6. В чем суть механико-материалистической картины мира Нового времени?
7. Охарактеризуйте учение Августина Аврелия. В каком произведении он рассуждает о двух царствах.
8. Перечислите пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского. Попробуйте опровергнуть аргументы Аквинского.
9. Можно ли рассматривать Средневековье как этап развития человечества или это этап временного регресса?
10. Объясните, в чем состоит переходный характер философии Возрождения.
11. В чем проявился гуманизм философии Возрождения?
12. Раскройте суть социально-политических учений эпохи Возрождения.
Тест для самоконтроля:
1. Онтологическим принципом средневековой философии является
а) рационализм;
б) креационизм;
в) откровение;
г) формализм.
2. «Ангельским доктором» назвали впоследствии средневекового мыслителя:
а) Фому Аквинского;
б) Августина Блаженного;
в) Аристотеля;
г) Марка Аврелия.
3. Гносеологическим принципом средневековой философии является:
а) историзм;
б) рационализм;
в) откровение;
г) креационизм.
4. «Отцом схоластики» называют средневекового мыслителя:
а) Фому Аквинского;
б) Августина Блаженного;
в) Пьера Абеляра;
г) Боэция.
5. В средневековой философии в споре об универсалиях номиналисты утверждали:
а) идея общего (понятие) предшествует вещи;
б) идея вещи не соответствует материальному воплощению;
в) реальны лишь единичные вещи, а «имена» - после вещей;
г) идея идентична вещи.
6. В средневековой философии ив споре об универсалиях реалисты утверждали, что:
а) идея общего (понятие) предшествует вещи;
б) идея вещи не соответствует материальному воплощению;
в) реальны лишь единичные вещи, а «имена» - после вещей;
г) идея идентична вещи.
7. С точки зрения Аврелия Августина, время - это только:
а) прошлое;
б) будущее;
в) настоящее;
г) вечность.
8. Задача средневековой философии с точки зрения схоластов состояла в том, чтобы:
а) исследовать социальную действительность;
б) исследовать природу;
в) найти рациональные доказательства веры;
г) сформировать христианскую философию в противовес языческой.
9. Термин «гуманизм» происходит от лат. Humanus, что означает:
а) божественный
б) человеческий
в) природный
г) животный
10. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в:
а) Нидерландах
б) Германии
в) Италии
г) России