Доклассическая философия, или натурфилософия.

Этот период называют еще досократовским. Центрами развития философия в этот период являлись греческие колонии Элея, Милеет, Эфес и др. Особенность философии в это время – неразделеннсоть собственно философских и естественно-научных знаний. Первые греческие философы – досократики: Фалес(ок. 625-ок.547 гг. до н.э.), Анаксимандр(611-545 гг. до н.э.), Анаксимен, Гераклит (ок. 544 – ок. 483 гг. до н.э.), Демокрит (ок. 460-ок. 371 гг. до н.э.).

Главным вопросом учений этих философов был вопрос о первоначале мира. Так, Фалес считал первоначалом мироздания воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон (беспредельное, вечное начало, первовещество), Геракли – огонь, Демокрит – атом (мельчайшую неделимую частицу), Пифагор – число как символ гармонии мира. Крупными достижениями доклассической философии стали стихийно диалектический метод Гераклита и атомистическая теория Демокрита.

Гераклит полагал, что все мировые процессы возникают из борьбы противоположностей. Борьба – это способ достижения гармонии, способ существования всего. Движение, изменение, борьба, по Гераклиту, не прекращаются ни на мгновение: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», «Все течет, все изменяется».

Демокрит выдвинул идею о мельчайших, неделимых частицах – атомах, которые он считал первоосновами мира. Атомы находятся в постоянном движении, отчего и возникают все явления и процессы в природе. Увидеть атомы нельзя, их существование можно осознать разумом.

Зенон (ок. 490-430 гг. до н.э.) считал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, неистинно. Он создал целый ряд апорий (трудноразрешимых задач), направелнных против признания истинности движения. «Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет». В апории «Стрела» он отмечает, что путь движения стрелы состоит из суммы покоящихся точек, и в каждом пункте движения стрела находится в состоянии покоя. Как из ряда состояний покоя может возникнуть движение? – спрашивает Зенон. Он старается подвести к выводу об отрицании движения вообще.

Классический период связан с именами Сократа, Платона, Аристотеля. Центром философской мысли в этот период были Афины. Главная особенность классической философии – создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера.

Антропологическая проблематика впервые появилась у софистов – древнегреческих просветителей V-IV вв. до н.э., за деньги обучавших мудрости и красноречию. Самые известные софисты – Гиппий и Протагор.

Особенности философии софистов:

· Критическое отношение к окружающей действительности.

· Неприятие опыта прошлых цивилизаций.

· Отрицание старых норм, законов и привычек.

· Субъективизм в оценках и суждениях.

· Следование логике в практике и процессе познания.

Главная заслуга софистов – их критика окружающей действительности, а также просветительский характер их деятельности. Они учили не столько знаниям, сколько умению убеждать, доказывать свое мнение. «Обо всякой вещи есть два прямо противоположных мнения», - считали софисты. Следовательно, из них можно выбрать такое, какое требуется: критерий истинности находится в самом человеке. «Человек есть мера всех вещей», - отмечал Протагор.

В центре рассуждений Сократа(469-399 гг. до н.э.) также находится человека. Сократ впервые сделал предметом анализа понятия, а не саму действительность. При обосновании своих взглядов он пользовался методом искусного наведения вопросов, который он называл майевтикой – повивальным искусством. Основной принцип его философии – «Познай самого себя».

В учении Сократа как вопросы познания, так и проблемы этики. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание». Основные добродетели, по Сократу, - бескорыстие, преданность долгу, мужество, сдержанность, справедливость.

Платон(427-347 гг. до н.э.) – продолжатель идей Сократа. Его настоящее имя Аристокл, Платоном, т.е. «широкоплечим», его назвал Сократ.Среди его работ – диалоги «Софист», «Парменид», «Теэтет», «Государство». Методом философствования Платона был сократовский метод диалога с наводящими вопросами, метод анализа понятий. Платон – автор учения о триаде – все существующее состоит из трех субстанций – «единого», «ума» и «души».

Философия Платона состоит из 3 частей:

· Диалектика – учение о бытии.

· Физика – учение о природе.

· Этика – учение о нравственности.

Платон впервые ставит вопрос о соотношении бытия и мышления, материального и идеального, отдавая приоритет идеям и заложив тем самым основу идеалистической линии в философии.

По Платону, есть вечные ценности бытия и принципы морали, постижимые умом. Доказывая это, он считал, что мир, в котором мы живем, есть мир становления, который не вечен, в нем все изменяется. Но есть и другой мир, мир бытия, или мир идей. Этот мир вечный и несотворимый. По-настоящему реален не материальный мир, мир чувственных вещей, а мир идей. Идеи, «эйдосы» - прообразу всех вещей, они существуют независимо от человека и от самих этих вещей. Они первичны. Материальные предметы вторичны, они являются подобием своих идеальных образов. Идеи совершенны. Материальные предметы постоянно меняются, а идеи вещей – неизменны, они существуют вечно.

Познать мир идей возможно, но не через ощущения, которые не дают достоверного знания, а через понятия и систему понятий, которые проверяются логикой. В мире идей существует «красота сама по себе», «доброта сама по себе», а в материальном мире они воплощаются в «красивую женщину», «доброго человека». «Красоту саму по себе», «добро само по себе» мы познаем умом с помощью диалектики, т.е. индуктивно-дедуктивным путем построения системы понятий. Значит можно обосновать суть бытия, правила морали, государственного устройства не через интуицию, а посредством ума.

Платон создал теорию идеального государства с философами в качестве правителей в нем.

Государство подобно человеку, а человек — государству. Нравственно совершенным человек может быть только в совершенном государстве. По Платону все существующие государственные устройства — извращение того, что должно быть и не потому что они основаны на социальном неравенстве, а потому, что их социальное неравенство не соответствует природному неравенству людей. Это несоответствие из одного государства делает два враждебных: государство власть предержащих и государство тех, кто ее лишен. Такое положение противоестественно. Оно ведет к противостоянию и ослаблению общества. Больше всех ослабляет общество государство демократии, где равные права получают люди, неравные от природы. В этом случае бал правит не умеренность, а страсти. Принципы нравственности обесцениваются и вот уже ученик учит учителя, а дети судят своих родителей. Платон говорит о «безумии большинства», которое «густой толпой» заседает и с превеликим шумом принимает или отвергает чьи-либо предложения или действия сплошь и рядом нарушая меру. Для философа демократия — это система анонимного большинства, исключающего персональную ответственность. Поэтому демократическое государство легко вырождается в тираническое, ибо чрезмерная свобода обеспечивает дорогу к чрезмерному рабству. Свобода «от» без свободы «для» — прямой путь к власти тирана. Но и тиран не может самореализоваться, будучи хозяином рабов. Он — последний раб из всех рабов. Страх потерять власть постоянно держит тирана в тисках несвободы и обреченности.
Концепция государства Платона явно претендует на модель кастового общества, где государство не предполагает счастье своих частей. Достаточно того, что оно счастливо в целом.
Идея рассматривать государство как инструмент обеспечения гармонии между индивидуальной добродетелью и общественной справедливостью была безусловно хороша, но предложенная модель государства отпугивала. Современников философа смущала общность собственности, отсутствие семьи, устранение индивидуальности.

Образец совершенного государства вскоре был подвергнут критике со стороны Аристотеля. Последний усомнился в том, что целое может быть счастливо, если все его части несчастливы.

Классический период философии античности продолжает Аристотель (384-322 г. до н. э.). Ученик Платона и учитель А. Македонского. Основатель школы – Ликей в Афинах. Среди его работ – «Метафизика», «Физика», «О небе», «Политика» и др. \ Систематизатор философского знания. Энциклопедист.

В философии Платона главным было учение об идеях (эйдосах), которые тождественны понятиям логики, и последние существуют сами по себе, самобытно и безусловно. Аристотель не приемлет такую позицию. Для него каждая вещь есть материя, каждая вещь имеет свою причину и целевое назначение. Что касается идеи (эйдоса), то она в своей самостоятельности есть всего лишь духовная причинно-следственная конструкция вещи, ее форма.
Другими словами, для Аристотеля понятие есть всего лишь инструмент (средство) познания существенных свойств исследуемого объекта. Независимость понятия от бытия вещей абсурдна, ибо понятие есть характеристика общего, а общее есть принадлежность чувственного мира.
Для характеристики единичного, конкретного бытия Аристотель вводит понятие «субстанция». Содержанием субстанции является взаимосвязь материи и формы, характеризующие страдательное и активное начало. В этом единстве материя отвечает за потенциальное бытие, форма — за возможное бытие, а вместе они обеспечивают реальное бытие. Кусок мрамора — это еще не статуя. Идея статуи в голове скульптора — еще не статуя. Но обработанный кусок мрамора, получивший определенную форму, становится статуей, произведением искусства.

В своей «Физике» Аристотель развивает учение о движении. Он выделяет четыре основных вида:

-движение как увеличение или уменьшение;

-движение как качественное изменение или превращение;

-движение как возникновение или уничтожение;

- движение как перемещение в пространстве.

Справедливо отметив многообразие видов движения, мыслитель видит источник и первопричину движения только в Боге. Бог выступает перводвигателем космоса и его любой субстанции.

Аристотель — родоначальник логики как науки о мышлении и его законах. Для него логика не самоцель, а средство постижения истины. Сформулировав и объяснив законы противоречия, исключенного третьего и достаточного основания, Аристотель определил, что есть истина, суждение, умозаключение; исследовал виды доказательства; описал невольные и намеренные ошибки (паралогизмы и софизмы).

В учении об этике Аристотель развивает мысль о том, что жизнь является общим как для человека, так и для животного, но человек в отличие от животного делает себя сам, осуществляя свою меру добродетели, рассудочности и мудрости.

«Политика» Аристотеля как бы продолжает его «Этику». В ней рассматривается проблема практического разума, политической практичности и рассудительности. Политика призвана служить достижению общего блага в условиях законопослушания.
Государство — это особая форма общежития граждан, включенных во власть. Государству предшествует институт семьи, где прослеживаются три вида отношений: господина и раба: мужа и жены; отца и детей. Эти отношения обеспечивают (обусловливают) господскую власть и власть домохозяина. Эти две ветви власти и подготовили первую форму государственного правления — патриархальную монархию. Эта форма правления наиболее оптимальная, если субъектом власти является добродетельный, рассудочный и мудрый человек. Он бог среди людей, он — олицетворение закона. Все остальные формы правления, особенно тирания, противоестественны человеческой природе, ибо цель человеческого общежития не в том, чтобы жить, а в том, чтобы жить счастливо, приумножая добродетель и мудрость.
По мнению Аристотеля, общество должно придерживаться середины между излишеством и недостатком, ибо излишества порождают обожравшихся наглецов, а недостаток — опустившихся подлецов, а вместе они ставят под сомнение перспективу как развития общества, так и благополучия личности.
Достаточно беглый обзор философского наследия Аристотеля свидетельствует о том, что он сумел охватить и обобщить все наработанное до него, стать энциклопедистом античности. Содержательность и разработанность философской проблематики Аристотеля были столь впечатляющими, что последующие поколения длительное время определяли его как Философа с большой буквы.

Главные положения философии Аристотеля:

1. Главным предметом критики для Аристотеля стал платоновский разрыв между миром и его сущностью. Он считал, что идеи, конечно, являются причиной вещей, но вместе с тем идеи должны быть в самих вещах, а не в другом «мире идей».

2. Предмет науки – общее, постигаемое умом. Но умозрительно постигаемое знание не дано нашему уму от рождения и предполагает деятельность: собирание фактов. Таким образом, общее познается через индуктивное обобщение чувственно воспринимаемого мира.

3. Учение о категориях. Различные понятия не могут обобщены в едином общем роде, поэтому Аристотель выделяет десять категорий, основная из которых – «сущность», отождествляемая с бытием. Остальные – «качество», «количество», «отношение», «место», «время», «действие», «состояние», «страдание», «обладание». Они сводятся к категории «сущность».

4. Наука о законах мышления – логика. Формальная логика Аристотеля – силлогистика – тесно связана с учением о бытии, с теорией истины.

5. Учение о материи и форме, где материя – пассивная возможность, потенция становления, а форма – активное начало, сущность бытия, действительность, т.е. то, чем одна вещь отличается от другой. Форма превращает потенциальное существование в актуальное сущее.

6. Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека, но и у растений и животных. Растительная душа обладает способностью роста, питания и размножения, а животная еще и чувством. Душа человека есть разумная душа.

Учение Аристотеля содержит материалистические положения. Сущность вещей, по Аристотелю, в самих вещах, хотя форма – главенствует над материальным содержанием.

Эллинистический период.

Особенность этого этапа в развитии философии заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни. Эта проблематика особенно ярко проявилась в деятельности ведущих школ и направлений эллинистического периода – киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков.

Школа киников (циников) – от названия холма в Афинах, где занимался с учениками основатель школы Антисфен – проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известными чертами кинизма были пренебрежение общественными нормами. Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы.

Эпикуреизм получил название от имени своего основателя – Эпикура(341-270 гг. до н.э.). Основные положения их философии:

· Реальность поддается осмыслению человеческим разумом;

· В реальности есть место для счастья;

· Счастье – это вытеснение страдания и беспокойства;

· Для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя;

· Для этого также излишни государство, богатство и даже боги.

Они сторонники атомистической теории Демокрита и считают, что источник движения атомов в них самих. Естественной характеристикой человеческой природы, по их мнению, выступает принцип наслаждения. То, что способствует наслаждению, является добром, а то, что приносит страдание, является злом. Философия предназначена для познания путей к наслаждению и счастью. Знание освобождает человека от страха перед природой , богами и смертью. Человек должен иметь убеждения, ценить любовь и дружбу, всячески избегать отрицательных страстей и ненависти.

Стоицизм во многом отличается от эпикуреизма. Они не принимали атомистической теории эпикурейцев, по которой человек есть сцепление атомов. И они не принимали их теорию наслаждения ради наслаждения. Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жизни человека, но счастье, по их мнению, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Благо – то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло – то, что направлено на его уничтожение. Все, что способствует сохранению двуединой сущности человека, является ценным. У стоиков возникает важное понятие – долг, под которым они понимают морально совершенное поведение, опирающееся на рациональное следование природе, знание ее законов. Стремление же к собственному самосохранению есть условие ненанесения вреда другому.

Скептицизмбыл основан Пирроном из Элиды. Их главный принцип – принцип относительности всего окружающего, наших мыслей и действий. Поэтому познание космоса невозможно. Не следует стремиться познать мир, надо жить, не высказывая никаких претендующих на истину суждений и сохранять внутреннее спокойствие.

Римский период развития древнегреческой философии характеризуется тем, что многие положения стоиков, скептиков и эпикурейцев нашли свое продолжение. Среди представителей – эпикуреизма – Тит Лукреций Кар, стоицизма – Марк Аврелий, скептицизма – Секст Эмпирик.

Тит Лукреций Кар (99-55 г. до н. э.). Если судить по сохранившейся поэме «О природе вещей», то это был высший взлет материализма античного мира. По мнению Лукреция природа собственной силой богата и от нас не зависит. Цель философии в том, чтобы обеспечить каноны формирования невозмутимого и безмятежного существования.

Неопределенность бытия снимается просвещением, осмыслением своего ничтожества и могущества природы.

Адептами стоицизма были Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий и др. Своими усилиями они приблизили идеал стоика к практической жизни[8]. Представители римского стоицизма разделяют тезис о том, что все в мире подчиняется власти строгой необходимости. Посему, вся этика стоицизма базируется на принципах согласия с природой и подчиненности Судьбе, ибо Судьба ведет того, кто идет и тащит за шиворот того, кто упирается.
Ключевой ценностью о философии стоиков является внутренний мир человека. Смысл жизни заключается в достижении душевного покоя, в преодолении страха перед смертью, в совершенствовании себя. «Чтобы хорошо жить и однажды хорошо умереть, надо жить своей жизнью». Изменить окружающий мир человек не в состоянии, а посему не следует к этому стремиться. «Не желай, чтобы все происходило, как ты хочешь,— отмечает Эпиктет,— но желай, чтобы все происходило так, как происходит, и будет тебе хорошо в жизни». Еще более отчетливо позицию согласия с природой и подчиненности Судьбе сформулировал Марк Аврелий: «Если не можешь изменить обстоятельства, то измени к ним свое отношение».

Скептицизм отрицает возможность и нужность всякого познания, ибо оно не только сомнительно, но и разрушительно. Знания приносят вред. Они нарушают душевный покой, выводят из равновесия. Нужно жить по обстоятельствам, ничего не доказывая и ничего не опровергая, достойно принимая свою Судьбу.

В содержании концепций отмеченных школ отразился кризис античного мира и беспомощность индивида каким-либо образом влиять на обстоятельства. Вероятно, этим объясняется появление на римской земле еще одного направления — эклектизма.
Основоположник эклектизма Марк Тулий Цицерон (106-45 г. до н. э.) отождествляет всю философию с этикой, как наукой о регламенте общественных отношений. Поскольку каждая из известных философских школ дает свои рекомендации воспитания добродетели, то, стало быть, надо их объединить в единую систему.
По мере углубления кризиса античного общества, место философии, как рациональной формы освоения мира занимает иррационализм Плотина. Он полагал, что основой всего существующего является сверхъестественный и сверхразумный божественный принцип «Единое», обуславливающий содержание и существование души и природы. В своей эманации Единое напоминает источник, питающий реки, но при этом ничего не теряющий. Единое рождает многообразие мира Бытия, оставаясь самим собой. Оно — потенция всех явлений и процессов мира и в этом смысле Единое есть все и ничто.
Акцент на духовном выливается в проповедь аскетизма и добровольного отказа от разрешения противоречий бытия, как мнимой реальности мира. Подлинной реальностью является Бог, познание которого возможно только в рамках чистого мышления (экстазы).
Даже неполный анализ отмеченных школ свидетельствует, что они подготовили средневековую философию, сблизили восточное недеяние и активность античного философствования, заострили внимание на духовном начале, подвели теоретическое основание под христианство.

Вопросы для самоконтроля:

1. Объясните, почему проблема первоначала носит философский характер?

2. Опишите философские взгляды на основу мира Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Анаксагора, Демокрита, Пифагора и Парменида.

3. В чем главная особенность классической философии?

4. Почему «узники пещеры» принимают за истину тени проносимых мимо предметов? Что, по-вашему, хотел сказать этим Платон?

5. Что подразумевает Аристотель под сущностью? Какие два начала заключены в сущностях? Какое из начал является активным, а какое пассивным?

6. Назовите 4 вида причин по Аристотелю.

7. Назовите основные идеи этического рационализма Сократа.

8. Назовите основные философские школы периода эллинизма?

9. Чем характеризуется римский период в древнегреческой философии?

Тест для самоконтроля:

1. Высказывание «В одну и ту же реку дважды не войдешь» принадлежит античному философу:

а) Пифагору;

б) Гераклиту;

в) Платону;

г) Фалесу.

2. Кто из философов утверждал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно:

а) Эпикур;

б) Сократ;

в) Зенон;

г) Аристотель.

3. Кто из философов впервые ставит в центр философии проблему человека как морального существа?

а) Протагор;

б) Платон;

в) Сократ;

г) Зенон.

4. Платон по своему мировоззрению был:

а) объективным идеалистом;

б) субъективным идеалистом;

в) скептиком;

г) материалистом.

5. Кто из философов создал науку логику?

а) Протагор;

б) Платон;

в) Аристотель;

г) Зенон.

6. Свобода и управление своими чувствами – главные принципы философской школы античности:

а) софистов;

б) стоиков;

эпикурейцев;

г) киников.

7. По мнению этого философа, знание – высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности (умеренности), мужества и справедливости. Кто этот философ?

а) Пиррон

б) Сократ

в) Хрисипп

г) Диоген

8. Скептик говорит по поводу познания вещи:

а) «Я думаю, что она такая-то и такая-то, но я не уверен»

б) «Я не узнаю о ней ничего, и никто никогда не сможет узнать»

в) «Я не знаю, какова она, но я надеюсь это узнать»

г) «Я, возможно, и смогу узнать о ней что-то, но мне это не нужно»

9. Сократ говорил: «Язнаю, что ничего не знаю, но...»

а) знать все и невозможно

б) знания увеличивает скорбь

в) знать что-то вовсе и не нужно

г) другие не знают и этого.

10. По Аристотелю, человек - это:

а) двуногое существо без перьев

б) нравственное существо

в) душа в темнице тела

г) политическое животное

Наши рекомендации