Ибо Властелин входит в женскую душу и плоть как подавляющее и чуждое начало.

Властелин воспринимает женщину только как говорящий и стонущий предмет для наслаждения. Стихия женской душевности, которая может дать мужчине ни с чем не сравнимую целостность бытия, оказывается закрытой для него.

Для Властелина закрыто внутреннее естество женщины.

Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА

Властное отношение к женщине, которое так нравится многим из них, подавляет душевность женщины. Душевность покидает женщину через тоннель «ВЛАСТВОВАНИЕ — ПОДЧИНЕНИЕ».

И женщина становится лишь одушевленной вещью.

Властелин и обожает женщину за это.

Но он и презирает ее за это же. Отсюда растет его садистическое отношение к женщине и женскому. Властелин доходит в своей ревности к женщине до предельно жестоких состояний — вплоть до хладнокровного уничтожения. Но это садистическое отношение одновременно мазохистично или, точнее, ауто-садистично.

В глубине души Властелин переживает акт подавления и унижения женщины, дающий ему острое наслаждение, как самоподавление и самоунижение.

Властвование над женщинами еще более усиливает одиночество Властелина.

Он может пытаться выйти за пределы этого одиночества двумя путями — путем Эроса и путем Танатоса.

Первый предполагает изменение самой сущности бытия Властелина — выход за пределы скуки и обретение чего-то большего, чем воля к власти над миром. Это означает обретение воли к власти над самим собой. Более того, он означает переход воли во вдохновение.

На этом пути Властелин может превратиться прежде всего в Героя. Однако он может стать и Гением, и Святым.

Это возможно потому, что Властелин, в отличие от Обывателя и Хозяина, изначально пребывает не только в стихии скуки, но и в стихии тоски.

Жизнь Властелина распята между тоской и скукой. Такая располовиненность может породить чудовищный, нечеловеческий способ существования. Но именно она выводит Властелина из обыденности в то предельное бытие, откуда ему может открыться любовь, побеждающая любое одиночество.

Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ

Ему может открыться любовь как запредельное бытие, позволяющее преодолеть садистически-властное отношение к женщине, миру и самому себе, обретая волшебную целостность и полноту жизни.

Второй путь вызывает такое углубление воли к власти, когда она становится чужда Эросу и обращается к Танатосу. Страсть к женщине превращается в страсть к смерти. Эта страсть становится демонически-запредельной.

Двигаясь по такому пути, Властелин вообще отворачивается от женского; для него перестает существовать различие между полами.

Люди окончательно овеществляются. Словно механические игрушки, движутся они по поверхности бытия. И для того, чтобы добиться полноты в мире игрушечных людей, Властелину необходимо их разрушение. Властелин превращается в Демонического Властелина.

3. Демонический Властелин

Общение с бездной Смерти заслоняет от Демонического Властелина бездны скуки, сплетенные с безднами тоски во Вселенскую Плеть. Спрятавшись от этой Плети, на какое-то мгновение он даже получает сумрачную полноту и целостность.

Вместо Женщины Демонический Властелин соединяется со Смертью.

День жизни сменяет Ночь. Поднимается луна. Волны ледяного света заливают его и его Женщину.

Но оглянувшись, он видит свою одинокую тень. Совокупление со Смертью приводит Демонического Властелина к абсолютному одиночеству.

Одиночество подталкивает Демонического Властелина к безумию. Власть, заслонившая собой все и восторжествовавшая над Эросом, власть, превратившая Эрос в Смерть,

Н, ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА_____________________

всегда разрушает естественное отношение сознания и подсознания. Ибо безумец — это тот, у кого нарушено отношение сознания и бессознательного.

У Демонического Властелина сознание меняется местами с подсознанием.Все сознательное отправляется в подвал и становится подсознательным, все подсознательное вырывается на поверхность и занимает верхние этажи в Доме Психики.

В результате Демонический Властелин практически полностью вытесняет свободу из своего бытия.

Так было с Осмондом из «Талисмана» Стивена Кинга, так было с Ганнибалом Лектором из «Молчания ягнят» Томаса Харриса, так было с Волком Ларсеном из «Морского Волка» Джека Лондона...

Так было с Фридрихом Ницше, который повенчался с властью лишь в своей фантазии, но этого оказалось достаточно для безумия...

Так будет с каждым, кто пройдет по пути Демонического Властелина до конца.

4. Женщина скуки и ее власть: Самка и Проститутка

— Том, как ты женился?

— Я поймал ее за юбку, когда она хотела выскочить от меня в окно.

Александр Грин

Когда идешь к женщине, возьми с собой плеть.

Фридрих Ницше

Женщина скуки во многом похожа на мужчину скуки. Но в ней есть и нечто специфически отличное: это внешняя пассивность бытия. В отличие от мужчины, женщина скучает более неподвижно и вместе с тем более агрессивно.

2 Женщина в скуке напоминает хищную актинию, которая ожидает проплывающую рыбку-мужчину. Или иначе: жен-

____________________________________Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ

екая скука — это наживка, в которой скрыт сексуальный крючок.

Тайная агрессивность и меньшая — по сравнению с мужчиной — подвижность характерны для женского пола вообще. Однако в скуке они проявляются наиболее ярко. Мужчина скуки ищет развлечения сам, женщина скуки ждет, когда ее развлекут. Именно поэтому социум допускает эстетику женской скуки и отрицает возможность таковой для мужчины.

«Мужчины, мне скучно!» «Фу, какой ты нудный!» — восклицает жеманная красавица и все лица мужского пола на расстоянии слышимости должны отреагировать — подскочить со своими комплиментами и затеями.

Правила хорошего тона людей скуки предполагают женскую скуку как некий эротический вызов, который на самом деле является сексуальным вызовом. Ответ на него со стороны мужчины означает ухаживание.

4 Женщина цепляется своей скукой за мужчин.Ибо ее

скука — это особым образом украшенная скука. По большому счету это не скука, а игра в скуку. Это игровая или, точнее, игривая скука.

Безусловно, женщина может скучать на самом деле, но эта подлинная, неигровая скука охватывает большинство женщин, когда рядом нет мужчины. Отсутствие мужчины дарит женской скуке истинность.

Если скука в одиночестве охватывает женщину до самых глубин ее бытия, можно сделать вывод: перед нами женщина скуки,а не тоски.

Ибо игривая скука может быть характерна как для женщины скуки, так и для женщины тоски.

Однако в подобной ситуации все равно сохраняется их различие. Женщине тоски тяжелее дается игривая скука, она всегда асексуальна в ней. Игривая скука для нее становится наигранной скукой, и она всегда причиняет страдание как женщине, так и мужчине.

Женщина скуки, напротив, способна превратить скуку в

Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА_____________________

сексуальность. Она действительно привлекательна в своей игривой скуке. Она естественна в ней. Для нее —■ это способ заигрывать с бытием.

Женщина, игривая скука которой поймала мужчину, стремится поскорее выйти за ее пределы. Мужчина развлекает ее, и она из скучающей женщины превращается в развлекающуюся женщину. При этом она никогда не становится развлеченной женщиной— скука ненасытна и требует все новой пищи.

Однако при первом знакомстве все же возникает иллюзия завершенности. Женщина освещается; ее внутреннее лицо под социальной маской улыбается. Словно солнечный луч проникает в ее бытие. Ей кажется, что скука ушла, отступила. В такое мгновение женщина вообще не нуждается в ее игривом могуществе.

Но скука просто затаилась на время. Вскоре она поднимется вновь, безжалостная и многоликая. Пока же женщина пребывает в состоянии освобождения от скуки.

Это состояние дарует эйфорию и мужчине. Он представляет себя рыцарем, убившим чудовище, Орфеем, выведшим Эвридику из сумерек Аида. Сумев развлечь женщину при первом знакомстве, он утверждается в своем мужестве. Его самооценка возрастает. Его силы странным образом усиливаются.

И это действительно так. Однако женщина скуки может быть развлечена мужчиной только в том случае, если она увлечена им.Когда увлечение ослабевает, ослабевает и реакция на развлечение. Одновременно гаснет способность развлекать у мужчины — столь тесно связанная с женской увлеченностью.

У мужчины тоски происходит угасание реальной способности быть интересным для этой женщины и делать ее интересной. У него угасает способность дарить женщине полноту бытия.

У мужчины скуки обнажается его несостоятельность. Обнажает то, что раньше он казался интересным, а не был интересным. И те стереотипные развлекательные приемы, которые

Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ

в прошлом зажигали в женщине свет, теперь вызывают не игровую, а действительную скуку...

И два чуждых человека, некоторое время пережив одиночество вдвоем, отправляются на поиски новых иллюзий.

Власть женщины скуки заключается в ее естественной сексуальности. Эта сексуальность не омрачается трагически-тоскливым стремлением к эротической жизни — жизни, в которой телесные отношения полов полностью подчинены их духовным и душевным отношениям.

Женщина скуки, как правило, более целостна и завершена, чем женщина тоски, другое дело, что ее целостность и завершенность подчинены времени и разрушаются временем. Они существуют до первых морщин. Потом наступает ощущение выброшенности из бытия. Ибо с определенного возраста игривая скука может вызывать лишь насмешку.

Спасение от этого — выход за пределы скуки в личностную жизнь и дополнение секса эросом.

Женщина скуки может существовать в диаметрально противоположных формах. Она может быть Самкой и Проституткой.

Самка — это женщина скуки, у которой воля к продолжению рода доминирует над ее эротическими и сексуальными проявлениями, а отношение к детям подавляет отношение к мужчине.

Вместе с тем, Самка обретает себя лишь в присутствии мужчины и в лучах его воли. По отношению к ней абсолютно справедливы слова Шопенгауэра:

«Мужчина стремится во всем к непосредственному владычеству над вещами или посредством уразумения, или одоления и усвоения их. Женщина всегда и во всем обречена на посредственное господство, именно посредством мужа, каковым она только и может обладать непосредственно. Поэтому совершенно в натуре женщины смотреть на все как на средство к приобретению мужа...»

Самка пользуется мужчиной как средством для утвержде-

' Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы.— Л., 1991.— С.192.

Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА________________________

ния себя в бытии в качестве порождающего начала. Ее главная задача — продление рода, и эта задача говорит с ней могущественным голосом инстинкта.

Мужчина нужен Самке ровно настолько, чтобы зачать ребенка и обеспечить его выживание.

Все мужчины разделяются Самкой как Самцы и Помощники. Самцы — это существа, наполненные одними лишь эгоистическими сексуальными желаниями и бегущие от забот семейной жизни. Помощники — это семейственные мужчины, для которых сексуальность вторична или по меньшей мере равноценна ценностям воспитания детей и хозяйствования.

Женщина представляется Самке истинной главой семейства — именно ей должен помогать мужчина, а не она ему.

Страсть неотвратимо влечет женщину-Самку к мужчине-Самцу (которого она ощущает Властелином, не осознавая этого), но ее рациональность устремляет ее к Помощнику. И в жизни часто случается так: женщина-Самка начинает свою жизнь с мужчиной-Самцом, а завершает ее с Помощником. Типичен и такой сюжет: Самец в качестве любовника, Помощник — мужа.

Любопытно то, что Самка практически совсем не испытывает моральной ответственности перед мужчиной и любой обман, не затрагивающий благополучие детей, представляется ей оправданным. Предательство мужчины для Самки достаточно естественно. Поэтому естественно, что мужчина платит Самке тем же...

Понятно, что такое положение дел создает внутреннюю неустойчивость в семье Самки. Слепая привязанность к детям, привязанность вопреки своей индивидуальности и личности, нравственно ослепляет детей. Это ослепление усугубляется бездушным отношением Самки к мужчинам.

Когда дети вырастают, она часто оказывается глубинно одинокой. Природа, которая связала Самку с детьми за пределами Духа, развязывает их отношения...

Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ

Отчуждение от мужчины рано или поздно приводит женщину к отчуждению от детей.

Проститутка — это женщина скуки, у которой воля к независимости доминирует над волей к продолжению рода и даже над сексуальностью.

Однако Проститутка точно так же несамостоятельна в своем бытии, как и Самка. Она точно так же зависима от мужчины. Но в отличие от Самки, она гораздо более эгоцентрична. У нее есть переживание значимости своей индивидуальности — то, чего лишена Самка.

Она захлебывается своей самозначимостью. Ее Я заслоняет от нее все другие Я. Ее сердце бьется так громко, что она не слышит биение других сердец.

Переживание значимости индивидуальности не доводится Проституткой до переживания значимости личности. Ее личность мучается под панцирем индивидуальности. Духовные и душевные ценности — все то, что дарует глубинную полноту жизни и Вечную Молодость — ускользают от нее...

Проститутка наполнена желанием нравиться мужчинам, но как и для Самки, для нее мужчины — лишь средство. Только если Самка использует мужчин как средство для достижения беременности — чадозачаточное и чадозащит-ное средство,— то Проститутка пользуется мужчинами как средством для достижения независимости.

Проститутка органически неспособна наращивать деньги вместе с мужчиной. Она наполнена желанием разорять мужчин, находящихся рядом с ней, но она практически всегда стремится копить деньги для себя. Она всегда желает создать фонд своей будущей независимости.

И в этой независимости любви находится так же мало места, как и свободе.

Свобода илюбовь в жизни Проститутки поглощаются одиночеством. Тем одиночеством, которое рождено расчетом и волей к независимости, вырастающими на почве неверия в любовь и свободу...

Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА

Проникновение 5

ВОЙНА ЛЮДЕЙ ТОСКИ И ЛЮДЕЙ СКУКИ

Не прояснить проклятого вопроса

и грешники грядущие упрямо

из мокрых хлопьев и с морковным носом

наивно лепят снежного Адама...

Игорь Барби

\ '

Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ

1. Человек тоски и человек скуки в роде, цивилизации и культуре

Люди тоски и люди скуки приходят в мир из стихии рода — океана человеческих отношений, связанных с порождением и воспитанием новой жизни. Они выходят из океана рода на материк социальности, и тут их пути круто расходятся.

Человек скуки навсегда остается земноводным — он живет раздвоенный между родовой и социальной действительностью. Эта раздвоенность помогает ему преуспеть в обыденности, но совершенно не дает углубляться в себя.

Человек тоски покидает родовую стихию своего детства. Он не может смириться с Вечным Повторением рода, которое так и не становится Вечным Обновлением. Но он не может удовлетвориться и социальной жизнью. Ему мало твердой почвы под ногами. Взгляд его устремляется в небо. Человек тоски жаждет трансцендирования и из рода, и из социальности. Он точно так же раздвоен, как и человек скуки, но если человек скуки раздвоен в рамках обыденности, то человек тоски раздвоен между обыденностью и запредельным миром.

Принципиально разная раздвоенность человека тоски и человека скуки приводит к тому, что живут они в принципиально разных мирах.

Человек тоски живет в культуре — мире духовного творчества, наполненного вдохновением, и стремится выйти за пределы культуры в нечто сверхкультурное. Человек скуки оказывается в цивилизации — мире материально-экономической жизни, пронизанном токами воли к власти.

Безусловно, человек тоски и человек скуки одновременно пребывают и в культуре, и в цивилизации — уже потому, что они люди. Однако речь идет о глубинном пребывании, пребывании во всеполноте бытия. Здесь уместно говорить о пребывании либо в культуре, либо в цивилизации.

Это означает, что человек тоски и человек скуки по-разному относятся к познанию и творчеству.

Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА

2. Познание и творчество от тоски и от скуки

На первый взгляд очевидным представляется утверждение о том, что скука приводит человека к познанию, а тоска — к творчеству. Однако при более глубоком размышлении и вживании в бытие человека тоски и человека скуки мы можем увидеть, что и для того, и для другого характерны как познание, так и творчество.

Мы можем говорить о познании-от-тоски и познании-от-скуки.

Мы можем говорить также о творчестве-от-тоски и творчестве-от-скуки.

Эти реальности противостоят друг другу. Их бытие разделено горизонтом.

Познание-от-тоски — это познание внутреннее, самопознание; творчество-от-тоски есть устремленность к самоизменению, к личностному преобразованию себя. Такое познание и такое творчество порождают мифологию, религию и философию, а также мифософию1 как попытку их синтеза.

Познание-от-скуки — это внешнее познание, познание окружающего, вещественного, объектного мира. Точно так же творчество-от-скуки есть просто овеществление своих состояний ряди снятия невротического напряжения.

Творчество-от-скуки — это всплывшие на поверхность нереализованные желания и комплексы.

Познание и творчество от скуки не ведут от внешнего и вещественного к духовному и личностному. Это познание, замкнутое в пределах частных наук, и творчество, имеющее своей целью материальное преобразование мира.

С конца эпохи Возрождения и до XX века такое познание и такое творчество развивались безумными темпами, их воз-

1 Подробнее см.: Хамитов Н. Пределы мужского и женского.— К., 1997.

Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ

можности представлялись безграничными, но экологический кризис наших дней — природный и духовный — очертил их пределы. Безумный бегун остановился и открыл глаза...

Познание-от-тоски, познание-от-скуки, а также соответствующие им формы творчества, безусловно, могут соединиться в одной личности.

Однако такие случаи достаточно редки. Окружающий мир вновь и вновь убеждает нас, что люди разделяются на познающих-творящих преимущественно от тоски и познающих-творящих преимущественно от скуки.

И между ними вновь и вновь разыгрывается война.

Война людей тоски и людей скуки в областях познания и творчества есть война культуры и цивилизации. Это война людей духовных ценностей и ценностей материальных. Это война людей, которые видят в познании и творчестве глубинный смысл жизни — актуализацию личности, и тех, кто воспринимает познание и творчество в качестве средства для укрепления социальной роли и обретения власти. Это война людей, желающих в поиске открытий выйти за узкие границы профессионализма, и людей, охраняющих эти границы.

Познание и творчество человека тоски стремится выйти за пределы объективированного познания и творчества в самотворение. Такое стремление порождает Гения и окружает его трагической аурой.

Гений выходит за пределы культуры. Деятельность Гения созидает метакультуру — мир гениальных произведений, который не вмещается в культуре, ибо является жизненным миром.

В своих наиболее глубоких формах война людей тоски и людей скуки приводит к противостоянию метакультуры как цивилизации, так и культуре.

Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА

3. Сексуальная война. Сражение первое: мужчина тоски и женщина скуки

В наиболее яркой форме война людей тоски и людей скуки проявляется в сексуальной сфере. Сексуальная война свирепствует во всем пространстве и времени человеческой жизни.

Достаточно типичным является сражение мужчины тоски и женщины скуки. Оно описано во множестве произведений искусства. Архетипическими в этом плане являются отношения Пьера Безухова и Элен Курагиной из «Войны и мира» Толстого, Рупрехта и Ренаты из «Огненного ангела» Брюсова, Мартина Идена и Руфи из одноименного романа Джека Лондона.

Сражение мужчины тоски и женщины скуки вызывается любовью-страстью. Любовь-страсть означает телесное тяготение людей, а также их личностное тяготение. Но если телесное тяготение мужчины тоски и женщины скуки может реализоваться более или менее полно, то личностное тяготение является чахлым и иллюзорным. Рано или поздно в отношениях мужчины тоски и женщины скуки личностное тяготение становится личностной тяжестью.

Иллюзорность личностного тяготения и единства приводит к тому, что и телесные отношения тяжелеют, превращаясь сначала в животные, а затем и в демонические отношения. Секс огрубляется, становясь механически-изощренным и эгоистичным.

И бесконечное страдание обрушивается на мужчину и женщину.

Это страдание разрушает прежде всего мужчину. Если его страсть достаточно сильна и опутана детьми, он может смертельно заболеть — как физиологически и психически, так и нравственно. Здесь уместно высказать одно парадоксальное утверждение: для мужчины тоски достаточно часто лучшим исходом является неразделенная любовь к женщине

____________________________________Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ

Наши рекомендации