И одновременно ревность сама разрушает страсть.

Поэтому за ревностью проглядывает неизбывная тоска, призывающая выйти за пределы и скуки, и страсти, и ревности...

б. Инструменты тоски и инструменты скуки

Инструменты тоски — это разряд вещей, которые способны вызывать тоску и через ее усиление освобождать от тоски, направляя ее в конструктивное русло.

Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ

Инструменты скуки призваны развеивать скуку; это инструменты развлечения.

Музыкальные инструменты достаточно четко разделяются на инструменты тоски и скуки.

Так, например, ударные и медные духовые — инструменты скуки. Они изгоняют скуку своими жизнерадостными вибрациями, но эта жизнерадостность парадоксальным образом является питательной средой для новой скуки.

Почти все струнные — инструменты тоски. Из них выделяются скрипка и гитара. Еще большую тоску выражает виолончель. Ее печальные звуки ощупывают контуры тоски и указывают на ее пределы...

Рояль и фортепиано могут передать меланхолию, но не тоску. Этим инструментам не хватает запредельной углубленности в бытие. Они чужды трансценденции. К ним обращаются от скуки; они могут разогнать скуку и рассеять грусть, но они бессильны перед тоской. Вблизи от тоски они становятся жалкими и маленькими, такими же жалкими и маленькими становятся их голоса.

Главный инструмент тоски — орган, стремящийся унести в небо вместе со своими звуками весь мир.

В органе сосредоточена мистическая мощь тоски. Орган излучает волны тоски, которые колеблют устои мироздания.

Человек тоски тяготеет к холодному оружию, человек скуки —' к огнестрельному. Их глубинное различие может проявиться в этом простом отношении.

За редким исключением огнестрельное оружие — это оружие скуки. Огонь, выбрасывающий пули, обладает кратковременной жизнью, он лишен глубинного спокойствия и благородства. Огнестрельное оружие несет в себе момент слепой случайности, вызывающей тайный страх и презрение к нему...

Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА

Холодное оружие — оружие тоски. Оно практически не подвластно случайности и служит прямым продолжением воли. Именно поэтому холодное оружие выступает символом власти. Меченосец и карабинер — сколь глубокая разница лежит между этими словами и реальностями, скрывающимися за ними!..

Меч — инструмент тоски, служащий для устранения тоски. Это наиболее явный символ власти. Меч — как наиболее универсальное и благородное оружие — играет ту же роль в мире оружия, что и орган в мире музыки...

Вытеснение меча и шпаги ружьем и саблей означало вытеснение аристократического начала из сферы политической власти — вытеснение людьми скуки людей тоски.

Меч несет в себе благородство и обнажается не в скуке, а в тоске.

Истинно владеть мечом может лишь человек тоски. В его руках меч превращается в фаллос, который вступает в эротическое отношение с Бытием, очищая и оберегая его.

Но меч может стать демоническим фаллосом. Он может стать фаллосом, который пробивает себе влагалище в любой плоти, используя вместо семени кровь и вызывая смерть вместо рождения.

В этом чудовищном сексуальном действе тоска крово-смешивается со скукой.

Благородный Герой с мечом превращается в Демонического Властелина, которому меч заменяет живой фаллос, а тоска становится маской скуки...

7. Вытеснение и возвышение тоски и скуки

Тоска и скука могут быть вытеснены и возвышены, трансформированы.

Вытеснение означает попытку освободиться от тоски и скуки без изменения их сущности. Но тоска и скука всегда

Книга 2. ЛЮДИ ТОСКИ И ЛЮДИ СКУКИ

остаются при этом в человеческом существовании и рано или поздно возвращаются. Вытеснение тоски и скуки есть бегство от них в пространстве замкнутой психики. Эта замкнутость не оставляет никаких шансов бегущему.

Возвышение предполагает коренное преобразование тоски и скуки — такое преобразование, когда они переходят в совсем иное качество. Лишь в этом случае происходит действительное освобождение от тоски и скуки.

Тоска значительно сложнее, чем скука, подчиняется вытеснению. Всем своим бытием она призывает к трансформации. Вытеснение тоски может быть лишь кратковременным; утопленная в подсознании, она мгновенно всплывает вновь.

Вытеснение тоски и скуки происходит прежде всего в суете. Но паутина суеты бессильна удержать не только тоску, но и глубокую скуку. И тогда на смену суете приходят алкоголь, наркотики, путешествия, извращение секса и, наконец, вытеснение может привести в сумеречный лабиринт, в котором человек становится Минотавром по отношению к другому, а затем и к себе...

Вытеснение тоски и скуки характерно скорее для женщин, чем для мужчин. Ибо возвышение требует того духовно-творческого самоуглубления, которое род тормозит у большинства женщин.

На пути возвышения тоски и скуки мужчины часто восстают против рода и порывают с ним. Женская душевность-жалостливость не позволяет решительно отвергнуть род и обыденную жизнь, связанную с родом. В этом смысле душевность может парадоксальным образом разрушать личность женщины. Но именно женская душевность не допускает деструктивных последствий вытеснения тоски и скуки, которые столь часто уродуют личность мужчины.

Н. ХАМИТОВ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА

Возвышение скуки возможно только через переход ее в тоску. Освобождение от страдания человека скуки реально лишь через его вознесение к страданию в тоске. Человеку скуки необходимо сгореть в огне еще большего страдания, чтобы ступить за пределы страдания в скуке.

Лишь после этого он может перейти в бытие, очищенное от страдания.

Человек тоски и человек скуки есть люди, не способные до конца возвысить тоску и скуку. Это люди, довольствующиеся вытеснением и страдающие от него. Волны вытеснения омывают их бытие, но оно остается прежним. Волны грохочут, но вытеснение только усиливает тоску и скуку. Усиливает настолько, что в какой-то момент спасение может прийти только через возвышение тоски и скуки.

Ибо в волнах вытеснения можно и захлебнуться.

Человек скуки — это тот, кто не способен возвысить скуку до тоски.

Человек тоски — это тот, кто не может возвысить тоску до любви.

Наши рекомендации