Страсть видит страсть издалека

Еще одно преимущество по-настоящему страстных лидеров – они могут распознавать неистовую страсть в других. Если Тони Коллинз думает, что я помешался на сервисе для клиентов, то я рад сообщить, что он и сам такой же.

Тони пришел в Virgin Trains в 1999 г. из компании, производившей для нас подвижной состав, а с 2004 г. он у нас «главный по железной дороге». Тони человек прагматичный, прямолинейный, из тех парней, которые режут правду-матку в глаза, и сердце радуется, когда видишь, как он бесстрастно и бескомпромиссно пытается сделать наше железнодорожное сообщение лучшим в своей области. Однажды я услышал, как он ловко перефразировал мое любимое выражение: «Тут надо говорить “К черту всё, берись и ломай, а после делай заново”».

Тони предан железной дороге до мозга костей и свято верит в то, что рядовые сотрудники, обеспечивающие обслуживание, и есть основа бизнеса. Он поддерживает их, доверяет им, прислушивается к их мнению, а взамен ожидает, что они отдадут Virgin все свои силы, как это делает он. Не каждый взялся бы за возрождение пришедшей в упадок системы, какой в течение многих поколений была British Rail.

Разор и запустение, которое досталось нам в наследство от British Rail, можно представить хотя бы по тому, что их машинисты однажды угрожали забастовкой из-за того, что руководство потребовало соблюдать расписание, ну хотя бы иногда отправлять поезда вовремя! Профсоюз утверждал, что в их коллективном договоре не предусматривается обязательное ношение часов машинистами, из чего следовало, что они не должны нести ответственность за несвоевременное отправление поездов. Если память мне не изменяет, фирма Timex в свое время неплохо заработала на очень крупном заказе наручных часов с гравировкой «Собственность British Rail». Я знаю, в это трудно поверить, но это правда. И такие люди, с отношением к работе «не хочу, не буду», перешли к нам от BR. Не знаю, помог тут бренд Virgin или нет, но то, что Тони и его команда сотворили с нашей «игрушечной железной дорогой», иначе как чудом не назовешь.

У Тони всегда за душой куча удивительных историй, но одна из них особенно врезалась мне в память. Решив как-то проехать с проверкой по маршруту, Тони обратил внимание на сотрудницу в униформе, которая очень по-доброму помогала пассажирам. Она не знала, что Тони наблюдает за ней, когда помогала пожилой паре найти свои места, раздавала газеты и, мило улыбаясь, оказывала другие услуги. Что особенно удивляло, она не была сотрудницей Virgin Trains – она работала в фирме Alstom, с которой мы заключили контракт на уборку поездов. Пораженный до глубины души, Тони представился и похвалил женщину за то, как замечательно она исполняла работу, выходящую за рамки ее обязанностей. Затем он спросил, не подумывала ли она о том, чтобы перейти к нам на другую должность. К удивлению Тони, оказалось, что она пыталась пару раз устроиться к нам, но не прошла тестирование при приеме на работу.

Разозлившись, Тони позвонил в отдел кадров и потребовал немедленно пересмотреть критерии найма, потому что, судя по тому, что он только что услышал, они явно отсеивали как раз таких людей, в которых мы отчаянно нуждались. Критерии пересмотрели, и через пару недель женщину из Alstom приняли на работу помощником проводника. Там она проработала недолго – в течение последующих четырех лет ее постоянно повышали, и теперь она менеджер по обслуживанию наших вокзалов в регионе. С тех пор у Virgin Trains четкие приоритеты в области найма: мы принимаем людей за отношение, а не за дипломы и сертификаты.

Ваше здоровье!

То, как Тони нашел человека с требуемым отношением к делу и страстью, происходило, наверное, тысячу раз в разных вариантах в разных компаниях Virgin. В конце концов, если твоя работа связана с обслуживанием клиентов и ты натыкаешься на человека с природными склонностями к этому делу, необходимо во что бы то ни стало заполучить его.

Дэвид Тейт рассказал мне историю, очень похожую на рассказ Дэвида. Рядом с первым офисом Virgin Atlantic в ньюйоркском районе Гринвич-Виллидж располагался популярный бар, куда регулярно захаживали Дэвид, сотрудники и я, когда бывал в Нью-Йорке. Бармен по имени Фил всегда поражал Дэвида своим обращением с посетителями. Как бы ни был он занят и как бы ни грубы и требовательны были клиенты, он всегда быстро наливал нужные напитки, одновременно поддерживал разговор с несколькими собеседниками и с улыбкой утихомиривал спорщиков. Это был профессионал каких мало, и Дэвид разглядел в нем природный талант к работе с клиентами, который мы всегда выискивали. Он подумал, что Филу как нельзя больше подойдет место за стойкой в аэропорту.

Когда Дэвид наконец сделал Филу предложение, далеко не блестящее («Не хочешь ли подумать о новом месте, где не будет чаевых, но будет очень ненормированный рабочий день?»), тот не принял его всерьез. Однако через несколько дней, после уговоров Дэвида, он сказал, что согласен. Как и предполагалось, Фил Кейн был просто создан для роли агента по обслуживанию клиентов в аэропорту и начал быстро набирать обороты, дослужившись сначала до супервайзера, потом до дежурного менеджера и в итоге до начальника аэропорта. В этой должности он проработал около двадцати лет в различных аэропортах мира, куда летали самолеты Virgin Atlantic. Я частенько видел Фила в Ньюарке и однажды не удержался и спросил, как Дэвиду удалось уговорить его бросить прежнюю работу и прийти к нам. Он ответил: «Честно говоря, Ричард, он меня не уговорил». Потом, подмигнув, он признался, что, поскольку в то время он был холостым, на его решение повлияла мысль о стайках хорошеньких стюардесс, которых он будет видеть каждый вечер. Достойный мотив, я так думаю.

Бесчисленное множество таких людей, как Фил Кейн, денно и нощно отдают работе свою страсть в различных наших компаниях. Они приносят с собой знания, энергию, энтузиазм и мечту (что в совокупности и есть «страсть»), чтобы направить их на рождение собственной мечты или, что бывает чаще, внести свой вклад в общие усилия команды единомышленников – членов семьи Virgin.

Глава 14

PARTYйная жизнь

Маскарады и розыгрыши

«Все любят хорошие вечеринки» – была когда-то такая популярная присказка, и, похоже, актуальность она не утратила, хотя вечеринки стали устраивать гораздо реже, чем в старые добрые времена. А может, это меня стали реже приглашать.

Все стоящее в жизни обычно включает какой-то риск, а мы в Virgin никогда не боялись рисковать, чем бы ни занимались, будь то бизнес или веселье. Оторваться всем вместе? Да не вопрос! Я всегда считал, что возможность повеселиться после работы – очень важный ингредиент в той смеси, которая делает корпоративную культуру раскрепощенной, здоровой и беззаботной. Кроме того, ничто так не разрушает любое подобие иерархии, как вид финансового директора, которая с бутылкой пива в руке играет в лимбо.

Вечеринки, на фоне которых росли компании Virgin, можно причислить к самым душевным и масштабным за всю историю цивилизованного (ну почти цивилизованного) человечества. О наших ежегодных праздниках для сотрудников в студии звукозаписи Мэнор в оксфордширской глубинке слагали легенды. Начиналось все чинно и благородно, с однодневного пикника для всех сотрудников Virgin UK и их семей. Мы разбивали большие шатры на случай, если пойдет дождь (не припомню таких случаев), ставили надувные воздушные замки, брали побольше еды и напитков, приглашали оркестры, мастеров по фейс-арту, устраивали катание на пони для детей (и некоторых совершеннолетних), и все веселились от души. Одним из гвоздей программы был я. Я каждый год изображал ярмарочного канатоходца – в каждой руке держа по бокалу (исключительно для равновесия), неуверенно семенил по гребню самого большого, длиной 25 метров, шатра, а собравшаяся толпа дружно меня подбадривала. Я бы и сам рад понять, что это должно было значить и откуда пошла такая традиция, но не могу вспомнить. Не могу вспомнить и что положило ей конец – то ли владельцы шатра, то ли моя страховая компания, то ли трезвость.

Потом на сцене появился Virgin Atlantic, бизнес начал расти не по дням, а по часам, за год количество сотрудников выросло вдвое, и устройство большого ежегодного гулянья стало серьезной проблемой и практически, и логистически. В конечном счете мегавечеринки пали под тяжестью собственного успеха – разрослись настолько, что управлять ими уже было невозможно. Последняя растянулась на весь уик-энд, приехало, по нашим подсчетам (и подсчетам местной полиции, которой пришлось разбираться с пробками на дорогах) около 60 000 человек – сотрудники, их супруги и дети. На заре Virgin такого никогда не было – большинство людей еще не были обременены семьями и ничего не мешало им отрываться по полной, что, согласитесь, не слишком удобно на глазах у жен, мужей и детей.

Воздушные забавы

Вечеринки в Мэнор достойны были того, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Инаугурационный полет Virgin Atlantic в 1984 г. тоже мог бы найти в ней место – не потому, что был поставлен какой-то авиационный рекорд, а потому, что никогда еще столько шампанского не было выпито во время прямого перелета из Лондона в Нью-Йорк. Никогда, за всю историю воздухоплавания, со времен братьев Райт и до наших дней, никто и близко не подходил к нашему рекорду. Это была одна сплошная трансатлантическая вечеринка, начиная с того момента, как погасло табло «Пристегните ваши ремни», и до того, как оно снова зажглось при заходе на посадку в Ньюарке. Дэвид Фрост, ныне покойный телеведущий и журналист, который был в числе приглашенных в полет знаменитостей, славился тем, что летал через Атлантику по два раза в неделю. Перед самой посадкой он сказал мне: «Знаешь, Ричард, я, наверное, тыщу раз перелетал через Лужу, но это первый раз, когда я всю дорогу простоял с бокалом в руке!»

Из малоизвестных фактов о том инаугурационном полете в Нью-Йорк: первым пассажиром, ступившим на землю США, был нелегальный мигрант. В Ньюарке нас поджидала компания местных чиновников – подозреваю, им не терпелось посмотреть, что это за рок-н-ролльная авиалиния такая открылась. Всю предыдущую неделю нью-йоркские радиостанции рассказывали, что на самолете прилетит Бой Джордж, что нас будут встречать полицейские с натасканными на наркотики собаками и прочие глупости. Пока экипаж занимался передачей документов, я лихорадочно высматривал Дэвида Тейта, который занимался нашими делами в Америке. Он тем же утром летел в Америку на «Конкорде» и, как я надеялся, должен был обогнать нас над Атлантикой. Когда я наконец его увидел и встретился с ним глазами, я старательно, одними губами, произнес: «У – меня – нет паспорта!» Зная мою любовь к розыгрышам, Дэвид громко захохотал и заорал в ответ: «Как же, как же! Паспорта у него нет! Отличная попытка, Ричард!»

К сожалению, я не шутил. Утром я так спешил в аэропорт Гатвик, что забыл паспорт на кухонном столе. Когда бортпроводница-супервайзер со смехом сказала Дэвиду, что паспорта у меня и вправду нет (ей-то он поверил), он сумел уладить вопрос с главой иммиграционной службы, на мое счастье, стоявшим рядом. Представляю, какое неизгладимое впечатление произвел на высокопоставленных федеральных чиновников председатель совета директоров новой авиакомпании, умоляющий, чтобы его впустили в Америку без документов. На этом мои злоключения не кончились – на приеме, который в нашу честь устроили городские власти, я принял мэра Ньюарка за официанта и спросил, не может ли он раздобыть еще креветок. А впрочем, с кем не бывает…

Три наши авиакомпании – Virgin Atlantic, Virgin America и Virgin Australia по-прежнему считают открытие почти каждого нового маршрута поводом для вечеринки (или трех), и все компании группы Virgin по-прежнему любят повеселиться при первой подвернувшейся возможности. Пусть мегавечеринки в Мэнор ушли в прошлое, но мы вернулись к корням – более камерным, домашним праздникам, где каждый получает возможность увидеть «другую сторону» людей, с которыми работает, – включая меня, в тех случаях, когда я выпрошу приглашение.

Рок на крыше

В январе 2012 г. Virgin Money наконец приобрела Northern Rock – специализирующийся на оказании услуг частным клиентам британский банк, национализированный четырьмя годами ранее, и у нас появился отличный повод для праздника. После недолгого периода работы на правительство две тысячи сотрудников Northern Rock были явно рады войти в семью Virgin. Им не пришлось долго ждать, чтобы почувствовать вкус новой для них корпоративной культуры, – мы с генеральным директором Virgin Money Джейн-Энн Гадия устроили большую вечеринку под открытым небом, напротив штаб-квартиры Northern Rock в Ньюкасле-апон-Тайне. На вечеринке каждый получил возможность вести себя очень не по-банкирски. Это было своего рода боевое крещение для всех наших новых сотрудников – не думаю, что они когда-нибудь видели, как их боссы распускают галстуки, не говоря уже о шнурках от кошельков, чтобы закатить гулянку за счет банка.

К концу вечера я пожал, должно быть, тысячу рук и буквально не чувствовал пальцев. Мы с Джейн-Энн позировали на десятках групповых фотографий, и работники банка даже смогли пообщаться с местными звездами – футболистами «Ньюкасл Юнайтед», которых мы позвали на праздник. Virgin Money только что приняла решение стать техническим спонсором «сорок», как ласково называли выступающий в Премьер-лиге клуб «Ньюкасл Юнайтед», гордость и славу города. Похоже, часть энергии праздника передалась игрокам, и пару дней спустя на глазах восторженных болельщиков «сороки», впервые надевшие новые футболки с логотипом Virgin Money, вырвали у чемпионов «Манчестер Юнайтед» зрелищную победу 3–0 (к большому замешательству Джейн-Энн, поскольку она всю жизнь болеет за «Манчестер Юнайтед»). Так что, сами видите, ничто так не бодрит, как хорошая вечеринка! Должен, однако, признаться – понимая, что у нескольких наших компаний, включая и Virgin Money, солидная часть бизнеса приходится на Манчестер, я решил, что благоразумно будет написать в «Твиттере» «Ладно, согласен – мы везучие ублюдки!». Как бы то ни было, мы начали с хорошего старта, и с тех пор наши отношения с новыми друзьями-банкирами становятся все лучше и лучше.

Не так давно мы устроили еще один великолепный праздник по случаю открытия новой корпоративной штаб-квартиры Virgin Group в Лондоне. Мы устроили вечеринку на крыше нового здания – это был маскарад, все пришли в костюмах корсаров и флибустьеров. Горели факелы, ансамбль из Вест-Индии играл на стальных барабанах, было море ямайского пива Red Stripe и коктейлей с ромом. Я пришел с Джоан и детьми, дети привели с собой своих супругов, так что вся семья была в сборе. В какой-то момент я посмотрел вниз и понял, что, если приглядеться, за парком можно увидеть лодку, которая сорок с лишним лет назад, когда мы начинали наше дело, была мне домом и офисом. Когда мы затевали вечеринки для сотрудников на «Дуанде» (лодка до сих пор принадлежит мне), нас было двадцать, самое большее тридцать человек, но дружелюбие, которое мы генерировали, ничем не отличалось от сегодняшней атмосферы, когда на крыше офисной башни танцевали сотни человек. И, как бы глупо я ни выглядел в костюме капитана Моргана или на крыше полотняного шатра, я всегда верил, что праздники – неотъемлемая часть пути Virgin, и, к черту политкорректность, по-другому я не играю.

Наши рекомендации