Средняя оценка и зоны выраженности свойств темперамента

Экстраверсия   Ригидность   Эмоциональная возбудимость   Темп реакций   Активность  
22-26   16-23   18-20   20-22   24-26  
очень   очень   очень   очень   очень  
высокая   высокая   высокая   быстрый   высокая  
17-21   12-15   14-17   14-19   21-23  
высокая   высокая   высокая   быстрым   высокая  
12-16   7-11   8-12   9-13   14-20  
средняя   средняя   средняя   средний   средняя  
7-11   3-6   4-7   5-8   9-13  
высокая   высокая   высокая   медленный   низкая  
0-6   0-2   0-3   0-4   0-8  
очень   очень   очень   очень   очень  
высокая   высокая   высокая   медленный   низкая  
Интроверсия   Пластичность   Эмоцион. урав­          
        новешенность          

Нравственный опыт и представления

Нравственные представления и опыт — сфера личности, весьма сложная для диагностики. Требуется длительный период наблюдений над суждениями и поведением, поступками ребенка, чтобы проник­нуть в этот глубинный пласт личности. Очень часто только к концу смены вожатый может быть более или менее точную нравственную характеристику своих подопечных. Исходная информация о нравст­венной воспитанности прибывших детей необходима вожатому для осуществления индивидуального подхода, профилактики отклонений в поведении. Как же ее получить? Для этого можно использовать це­ленаправленное наблюдение за ребенком в первые дни его обустрой­ства в лагере, индивидуальные беседы, анкеты, а также специальные диагностические задания, которые мы и предлагаем вожатому ниже.

Мини-сочинение

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Инструкция. Детям предлагается написать краткое сочинение-размышление на тему о хороших и плохих поступках, которые они

наблюдали или совершали сами. Примерными темами для этого нравственного эссе могут быть следующие:

— доброе дело, свидетелем которого ты был;

— зло, причиненное тебе другими людьми;

— доброе дело, совершенное тобой в жизни;

— чей-то бесчестный поступок;

— справедливый поступок твоего знакомого;

— безвольный поступок твой и другого человека и т.д.

Методика «Незаконченные предложения»

Инструкция. Детям предлагается закончить начатые предложе­ния в соответствии со своими убеждениями и взглядами.

Я буду рад, если мой друг...

Я буду очень огорчен, если друг...

Я считаю, что говорить правду...

Когда меня «достают», я всегда…

Когда обижают в моем присутствии другого, я обычно...

Свое счастье я вижу в...

Если быть активным и инициативным, то...

Во взрослых я вижу...

Сверстники, которые меня окружают, чаще всего...

Успех в жизни я понимаю как...

Обработка полученных данных носит качественный характер. Так, данные сочинения — большая и содержательная информация о нравственном опыте ребенка, полученном в его маленькой жизни. Са­мое главное направление анализа для вожатого — увидеть и оценить пережитый детьми опыт добра и зла, с темчтобы выделить конкрет­ных детей, перенесших психотравму, пришедших в отряд из особо тя­желой, отрицательной нравственной среды. Дети с преждевременны­ми «взрослым» отрицательным опытом, а значит, как правило, и ис­каженными нравственными представлениями, нуждаются в индиви­дуальной опеке, поддерживающем режиме отношений, контроле и специальной коррекции искаженных нравственных взглядов.

Полученный текст законченных предложений поможет вожатому заглянуть в мир нравственных представлений детей, увидеть увидеть индивидуальность и разнообразие в осмыслении мира, человеческих отношений, норм поведения. Такая база данных — отличный повод и содержательная основа для проведения в дальнейшем дискуссий, бе­сед, зашиты мнений и т.д.

Самооценка

Для организации индивидуального подхода вожатому полезно иметь представление об особенностях самооценки каждого ребенка. Самооценка — важная часть самосознания личности, это эмоцио­нально-ценностное отношение к себе, которое во многом определяет и объясняет характер и поведение человека. Самооценка прямо влия­ет на переживание личностью своей ценности, определяет уровень притязаний. Особое внимание вожатый должен обратить на детей с неадекватной (заниженной или завышенной) самооценкой. Лица с за­вышенной самооценкой склонны к зазнайству, высокомерию, не ис­пытывают потребности к самокритике и самовоспитанию. Они имеют завышенный уровень притязаний, и поскольку он не всегда подтверж­дался успехом, это порождало конфликтный стиль отношений. Лица с заниженной самооценкой теряют веру в себя, свои силы, смиряются с неудачами и по этой причине также занимают пассивную позицию в самовоспитании. Имея очень низкий уровень притязаний, они укло­няются от трудных задач.

Наиболее благоприятна для развития личности адекватная са­мооценка с высоким и средним уровнем. Ребята с такой самооцен­кой испытывают потребность в достижениях, верят в свои силы, инициативны в самовоспитании.

Методика «Круг»

Рекомендуется для младшего и среднего подросткового возраста (5-7 классы). Доступность методики для данного возраста определяет­ся тем, что она опирается на визуально-образное выражение учащи­мися своей концепции Я, не требуя сложных вербальных и логиче­ских обобщений в процессе самоанализа.

Инструкция. 1. Оцени, насколько ты хотел бы развить у себя указанные качества. Для этого поставь крестик на соответствую­щем делении: чем дальше деление от центра круга, тем больше раз­вито качество. 2. Оцени, насколько эти качества развиты у тебя сейчас. Для этого поставь кружок на соответствующем делении (Табл. 1)

Обработка данных. Соединяются одной чертой сначала крестики, затем кружочки. Заштриховываются «зона расхождения» между иде­альным Я и реальным Я. Подсчитывается количество делений (на каждом ридиусе в зоне расхождения), затем суммируется общее коли­чество делений в зоне расхождения (Табл. 2)

Шкала оценки

Уровень самооценки   Количество делений (баллов)  
высокая   менее 50  
средняя   60-90  
низкая   более 100  

Методика «Лесенка»

Данный вариант диагностики самооценки ориентирован на уча­щихся младшего школьного и подросткового возраста. Доступность методики определяется использованием в ней наглядно-образной основы для самоанализа, простыми, описательными формулиров­ками черт характера.

Инструкция. Оцени, насколько развита в тебе та или иная черта лич­ности, поставив букву «Я» на соответствующую ступеньку.

Обработка. Каждая ступенька «стоит» определенное количество баллов. Первая — 0 баллов, вторая 1 балл и т.д., вплоть до последней ступеньки — 9 баллов. Суммируем баллы, полученные по каждому качеству и находим среднее арифметическое значение (Табл. 3)

Шкала оценки

Степень развития качества   Баллы  
высокая   7 и более  
средняя   3-6  
низкая   5 и менее  

Данной методикой можно воспользоваться при изучении дезадаптированиых младших подростков с конфликтным рассогласо­ванием со средой. Подростничество — период активного формиро­вания концепции Я. Важной составляющей этой концепции явля­ется осмысление своего «публичного Я», т.е. представления о том, как окружающие воспринимают личность подростка. У дезаптированных подростков,развивающихся в конфликтном контексте со средой, одним из сильных негативных переживаний является чув­ство непонимания, несправедливой, заниженной оценки со стороны мира взрослых. Степень данного переживания, рассогласования са­мо и внешней оценки можно выявить, введя в процедуру проведе­ния методики вторую инструкцию: «А теперь укажи, как, на твой взгляд, оценивают тебя взрослые, как ты выглядишь в их глазах. Для этого поставь букву «В» на соответствующей ступеньке».

Обработка. Подсчитывается, сколько ступенек-баллов разделя­ет -Я-оценку и взрослую оценку по каждому качеству. Количество баллов суммируется, находится среднее арифметическое значение.

Шкала оценки

Степень рассогласования Я-оценки и внешней оценки   Баллы  
высокая   6 и более  
средняя   3-5  
низкая   2 и менее  

ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА

Эмоциональное самочувствие

Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека. Она помогает внутренней регуляции поведения: через переживание положительной или отрицательной эмоции происходит оценка собы­тия явления. Эмоции могут служить способом познания мира, обще­ния с другими, кроме того, эмоции насыщают человеческую жизнь красотой и богатством переживаний, делают ее полифоничной.

Эмоциональное самочувствие — не только фактор развития личности, оно выполняет ряд важных функций в организации вос­питательных отношений. Эмоциональные переживания определя­ют во многом отношение ребенка к воспитательной ситуации. Положительный настрой — мощный мотиватор деятельности: выпол­няется с особым энтузиазмом то, что привлекательно, приятно, на­сыщает радостью. Именно с учетом этого педагоги применяют спе­циальную группу «эмоциональных мотиваторов»: игру, романтику, соревнования, образы литературы и искусства, природу, оформле­ние интерьера и т.д.

Диагностику эмоционального самочувствия детей в лагере целе­сообразно отслеживать по двум направлениям: обследование эмо­ционального климата детского коллектива (в середине и конце сме­ны) и эмоциональное самочувствие каждого конкретного ребенка в разных жизненных зонах. Таким образом, будет «замерена» эмоци­ональная температура среды развития и эмоциональный настрой личности в этой среде.

Методика «Эмоционально-психологический климат отряда» (ЭПК)

Для исследования ЭПК отряда предлагается процедурно простая и психологически доступная для детей разных возрастов тестовая мето­дика. Детям раздаются бланки с обозначением положительных и от­рицательных показателей эмоциональной жизни отряда. Затем дается устная инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились

у нас в отряде. Попробуйте оценить их, для этого поставьте крестик ближе к тому качеству, которое, на ваш взгляд, есть у нашего кол­лектива». Полезно рассмотреть с детьми первую пару качеств для примера.

Бланк опроса

1. В нашем отряде всегда весело       В нашем отряде всегда скуч­но  
2. Все ребята в общем-то добрые       В отряде много злых. равно­душных  
3. Мы никогда не ссоримся   — — — — —   Мы часто ссоримся, конф­ликтуем  
4. Ребята в отряде вежливые, воспитанные   — — — — —   Ребята в отряде часто грубят, ругаются  
5. Мне в нашем отряде спо­койно, хорошо       Мне в нашем отряде неспо­койно, тревожно  
6. У нас все равны   — — — — —   Сильные ребята подавляют слабых, помыкают ими  
7. Мы все сплоченные, все дела делаем вместе       Несколько ребят дружат между собой, остальные са­ми по себе  

Обработка результатов. Каждая из черточек соответствует оп­ределенному баллу: крайняя правая — 0 баллов, крайняя левая — 4 балла. Находим индивидуальный максимальный индекс эмоцио­нального благополучия: 7х4 = 28 баллов. Далее находим макси­мальный групповой индекс ЭПК отряда. Для этого индивидуаль­ный максимальный индекс умножаем на число обследованных де­тей. После определения максимальных значений, которые прини­маются за 100%, вычисляем реальные показатели. Индивидуаль­ный эмоциональный индекс определяется суммой баллов, набран­ных конкретным членом отряда. Реальный групповой индекс — это сумма всех индивидуальных индексов. Конкретный уровень ЭПК отряда определяется по простой формуле:

Оценочная шкала

Уровень ЭПК Величина индекса Э в %
очень высокий   более 80  
высокий   71—80  
выше среднего   66—70  
средний   45—65  
ниже среднего   40-44  
низкий   менее 40  

Методика «Эмоциональная цветопись»

Для отслеживания эмоционального самочувствия ребенка в раз­личных зонах жизнедеятельности в лагере предлагаем модифика­цию методики цветописи (по А.Н. Лутошкину). Она основана на использовании языка цветовой символики, учитывающей некото­рые устойчивые аналогии между чувством, настроением и опреде­ленным цветом. Преимуществом данной методики является то, что цвет — невербальное (неязыковое) выражение эмоционального со­стояния; его использование опирается во многом на интуитивное, неосознаваемое личностью обобщение своего внутреннего состоя­ния, поэтому цвет может стать наиболее доступной, посильной и во многом эмоционально приятной формой выражения настроения.

При помощи данной методики можно выявить эмоциональные переживания ребенком таких зон, как: отряд, отрядные дела, ре­жим дня, отношения с вожатым, я один, занят своим делом, купа­ние, посещение столовой, кружок и т.д. Вожатый может сам соста­вить список этих зон. Оформление бланка опроса зависит от фанта­зии и выдумки самого вожатого. Мы предлагаем использовать бланк в виде «ромашки» (см. рис. 5)

Инструкция. Вожатый предлагает детям игру-задание «Какое у меня настроение». Сначала вместе с детьми обсуждается, какое у человека может быть настроение, записываются оттенки настрое­ния. Затем предлагается обозначить настроение цветом, например:

радостное — красный

спокойное — зеленый

безразличное — белый

скучное — серый

Схема кодировки настроения цветом также записывается. Далее детям предлагается вставить в прорези ромашки цветные полоски, причем для отражения богатства эмоциональных переживаний воз­можно вставлять в одну прорезь-зону две полоски разного цвета.

Обработка результатов

Для анализа эмоционального состояния ребенка достаточно за­писать цвета, выбранные им для каждой зоны. Для составления обобщенной картины эмоционального поля отряда возможны сле­дующие варианты обработки. Количественный: каждой цветополоске присваивается один балл, подсчитывается, сколько баллов на­брал отряд по каждому оттенку настроения в каждой зоне. Качест­венный: каждая зона представлена в виде поля, на которое наклеи­ваются цветополоски, «выданные» отрядом данной зоне. В итоге получается эмоциональный ковер — образ лагерной жизни. Очень

важно не эпизодически, а ежедневно иметь представление о настро­ении ребенка, о том, что влияло на его самочувствие.

Я в лагерь приехал,

Где море и речка.

Где дом меня ждал

И мой друг на крылечке.

Мне было по-разному

В лагере этом:

Был пасмурный день

И был солнцем согретый.

Бывало, я прыгал

От радости дикой,

Бывало, ходил

Целый день совсем тихий.

Бывало, я злился

И даже нередко.

И каждому дню

Выставлял я отметку.

И каждый свой день

Я на память о лете

Представил в каком-то

Особенном цвете.

Предлагаем еще один вариант цветописи. У каждого ребенка есть личная карточка. В нем он перед сном фиксирует преобладаю­щее сегодня настроение через цвет. Красный — восторженное, оранжевый — радостное, желтый — спокойное, зеленый — уравно­вешенное, синий — грустное, фиолетовый — тревожное, черный — унылое. Но главное не цвет настроения, а что повлияло на него, на­сколько оно стабильно. Что же может повлиять?

1. Состояние здоровья

2. Очень личное

3. Погода

4. Жизнь дома

5. Жизнь группы (семьи)

6. Мастерская

7. Общеколлективное дело

8. Отношения с детьми

9. Отношения со взрослыми

10. Успехи (неуспехи)

11. Не было ничего нового

12. Не было свободы и раскованности

13. Просто устал

14. Скучаю по дому

15. Недовольство собой

16. Мне здесь интересно

17. Чему-то научился, узнал новое

18. Походы, спорт

19. Хорошо (плохо) кормят

20. Что еще?

Технология проста. День обозначается сначала в цвете (некото­рые дети модифицировали наш вариант и заполняли его в несколь­ко цветов). А на цвете ставится цифра (одна или несколько) — обозначение причин, повлиявших на настроение. Вожатый переносит данные в сводную карточку отряда, и утром на планерке уже есть картина по всему отряду.

Всех обычно волнуют выпадающие, «сидящие в черном или фио­летовом», или, наоборот, те, что «в красном» надолго — жди срыва. Бесконечное ровное настроение — не занудили ли детей в отряде? Подчеркиваем: цветопись — это материал к размышлению, осмыс­лению, а не приговор вожатому. Методики никто не должен боять­ся. Она должна быть значима и для ребенка, и для педагога. Это своеобразная рефлексия дня.

Наши рекомендации