Средняя оценка и зоны выраженности свойств темперамента
Экстраверсия | Ригидность | Эмоциональная возбудимость | Темп реакций | Активность |
22-26 | 16-23 | 18-20 | 20-22 | 24-26 |
очень | очень | очень | очень | очень |
высокая | высокая | высокая | быстрый | высокая |
17-21 | 12-15 | 14-17 | 14-19 | 21-23 |
высокая | высокая | высокая | быстрым | высокая |
12-16 | 7-11 | 8-12 | 9-13 | 14-20 |
средняя | средняя | средняя | средний | средняя |
7-11 | 3-6 | 4-7 | 5-8 | 9-13 |
высокая | высокая | высокая | медленный | низкая |
0-6 | 0-2 | 0-3 | 0-4 | 0-8 |
очень | очень | очень | очень | очень |
высокая | высокая | высокая | медленный | низкая |
Интроверсия | Пластичность | Эмоцион. урав | ||
новешенность |
Нравственный опыт и представления
Нравственные представления и опыт — сфера личности, весьма сложная для диагностики. Требуется длительный период наблюдений над суждениями и поведением, поступками ребенка, чтобы проникнуть в этот глубинный пласт личности. Очень часто только к концу смены вожатый может быть более или менее точную нравственную характеристику своих подопечных. Исходная информация о нравственной воспитанности прибывших детей необходима вожатому для осуществления индивидуального подхода, профилактики отклонений в поведении. Как же ее получить? Для этого можно использовать целенаправленное наблюдение за ребенком в первые дни его обустройства в лагере, индивидуальные беседы, анкеты, а также специальные диагностические задания, которые мы и предлагаем вожатому ниже.
Мини-сочинение
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Инструкция. Детям предлагается написать краткое сочинение-размышление на тему о хороших и плохих поступках, которые они
наблюдали или совершали сами. Примерными темами для этого нравственного эссе могут быть следующие:
— доброе дело, свидетелем которого ты был;
— зло, причиненное тебе другими людьми;
— доброе дело, совершенное тобой в жизни;
— чей-то бесчестный поступок;
— справедливый поступок твоего знакомого;
— безвольный поступок твой и другого человека и т.д.
Методика «Незаконченные предложения»
Инструкция. Детям предлагается закончить начатые предложения в соответствии со своими убеждениями и взглядами.
Я буду рад, если мой друг...
Я буду очень огорчен, если друг...
Я считаю, что говорить правду...
Когда меня «достают», я всегда…
Когда обижают в моем присутствии другого, я обычно...
Свое счастье я вижу в...
Если быть активным и инициативным, то...
Во взрослых я вижу...
Сверстники, которые меня окружают, чаще всего...
Успех в жизни я понимаю как...
Обработка полученных данных носит качественный характер. Так, данные сочинения — большая и содержательная информация о нравственном опыте ребенка, полученном в его маленькой жизни. Самое главное направление анализа для вожатого — увидеть и оценить пережитый детьми опыт добра и зла, с темчтобы выделить конкретных детей, перенесших психотравму, пришедших в отряд из особо тяжелой, отрицательной нравственной среды. Дети с преждевременными «взрослым» отрицательным опытом, а значит, как правило, и искаженными нравственными представлениями, нуждаются в индивидуальной опеке, поддерживающем режиме отношений, контроле и специальной коррекции искаженных нравственных взглядов.
Полученный текст законченных предложений поможет вожатому заглянуть в мир нравственных представлений детей, увидеть увидеть индивидуальность и разнообразие в осмыслении мира, человеческих отношений, норм поведения. Такая база данных — отличный повод и содержательная основа для проведения в дальнейшем дискуссий, бесед, зашиты мнений и т.д.
Самооценка
Для организации индивидуального подхода вожатому полезно иметь представление об особенностях самооценки каждого ребенка. Самооценка — важная часть самосознания личности, это эмоционально-ценностное отношение к себе, которое во многом определяет и объясняет характер и поведение человека. Самооценка прямо влияет на переживание личностью своей ценности, определяет уровень притязаний. Особое внимание вожатый должен обратить на детей с неадекватной (заниженной или завышенной) самооценкой. Лица с завышенной самооценкой склонны к зазнайству, высокомерию, не испытывают потребности к самокритике и самовоспитанию. Они имеют завышенный уровень притязаний, и поскольку он не всегда подтверждался успехом, это порождало конфликтный стиль отношений. Лица с заниженной самооценкой теряют веру в себя, свои силы, смиряются с неудачами и по этой причине также занимают пассивную позицию в самовоспитании. Имея очень низкий уровень притязаний, они уклоняются от трудных задач.
Наиболее благоприятна для развития личности адекватная самооценка с высоким и средним уровнем. Ребята с такой самооценкой испытывают потребность в достижениях, верят в свои силы, инициативны в самовоспитании.
Методика «Круг»
Рекомендуется для младшего и среднего подросткового возраста (5-7 классы). Доступность методики для данного возраста определяется тем, что она опирается на визуально-образное выражение учащимися своей концепции Я, не требуя сложных вербальных и логических обобщений в процессе самоанализа.
Инструкция. 1. Оцени, насколько ты хотел бы развить у себя указанные качества. Для этого поставь крестик на соответствующем делении: чем дальше деление от центра круга, тем больше развито качество. 2. Оцени, насколько эти качества развиты у тебя сейчас. Для этого поставь кружок на соответствующем делении (Табл. 1)
Обработка данных. Соединяются одной чертой сначала крестики, затем кружочки. Заштриховываются «зона расхождения» между идеальным Я и реальным Я. Подсчитывается количество делений (на каждом ридиусе в зоне расхождения), затем суммируется общее количество делений в зоне расхождения (Табл. 2)
Шкала оценки
Уровень самооценки | Количество делений (баллов) |
высокая | менее 50 |
средняя | 60-90 |
низкая | более 100 |
Методика «Лесенка»
Данный вариант диагностики самооценки ориентирован на учащихся младшего школьного и подросткового возраста. Доступность методики определяется использованием в ней наглядно-образной основы для самоанализа, простыми, описательными формулировками черт характера.
Инструкция. Оцени, насколько развита в тебе та или иная черта личности, поставив букву «Я» на соответствующую ступеньку.
Обработка. Каждая ступенька «стоит» определенное количество баллов. Первая — 0 баллов, вторая 1 балл и т.д., вплоть до последней ступеньки — 9 баллов. Суммируем баллы, полученные по каждому качеству и находим среднее арифметическое значение (Табл. 3)
Шкала оценки
Степень развития качества | Баллы |
высокая | 7 и более |
средняя | 3-6 |
низкая | 5 и менее |
Данной методикой можно воспользоваться при изучении дезадаптированиых младших подростков с конфликтным рассогласованием со средой. Подростничество — период активного формирования концепции Я. Важной составляющей этой концепции является осмысление своего «публичного Я», т.е. представления о том, как окружающие воспринимают личность подростка. У дезаптированных подростков,развивающихся в конфликтном контексте со средой, одним из сильных негативных переживаний является чувство непонимания, несправедливой, заниженной оценки со стороны мира взрослых. Степень данного переживания, рассогласования само и внешней оценки можно выявить, введя в процедуру проведения методики вторую инструкцию: «А теперь укажи, как, на твой взгляд, оценивают тебя взрослые, как ты выглядишь в их глазах. Для этого поставь букву «В» на соответствующей ступеньке».
Обработка. Подсчитывается, сколько ступенек-баллов разделяет -Я-оценку и взрослую оценку по каждому качеству. Количество баллов суммируется, находится среднее арифметическое значение.
Шкала оценки
Степень рассогласования Я-оценки и внешней оценки | Баллы |
высокая | 6 и более |
средняя | 3-5 |
низкая | 2 и менее |
ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА
Эмоциональное самочувствие
Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека. Она помогает внутренней регуляции поведения: через переживание положительной или отрицательной эмоции происходит оценка события явления. Эмоции могут служить способом познания мира, общения с другими, кроме того, эмоции насыщают человеческую жизнь красотой и богатством переживаний, делают ее полифоничной.
Эмоциональное самочувствие — не только фактор развития личности, оно выполняет ряд важных функций в организации воспитательных отношений. Эмоциональные переживания определяют во многом отношение ребенка к воспитательной ситуации. Положительный настрой — мощный мотиватор деятельности: выполняется с особым энтузиазмом то, что привлекательно, приятно, насыщает радостью. Именно с учетом этого педагоги применяют специальную группу «эмоциональных мотиваторов»: игру, романтику, соревнования, образы литературы и искусства, природу, оформление интерьера и т.д.
Диагностику эмоционального самочувствия детей в лагере целесообразно отслеживать по двум направлениям: обследование эмоционального климата детского коллектива (в середине и конце смены) и эмоциональное самочувствие каждого конкретного ребенка в разных жизненных зонах. Таким образом, будет «замерена» эмоциональная температура среды развития и эмоциональный настрой личности в этой среде.
Методика «Эмоционально-психологический климат отряда» (ЭПК)
Для исследования ЭПК отряда предлагается процедурно простая и психологически доступная для детей разных возрастов тестовая методика. Детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни отряда. Затем дается устная инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились
у нас в отряде. Попробуйте оценить их, для этого поставьте крестик ближе к тому качеству, которое, на ваш взгляд, есть у нашего коллектива». Полезно рассмотреть с детьми первую пару качеств для примера.
Бланк опроса
1. В нашем отряде всегда весело | В нашем отряде всегда скучно | |
2. Все ребята в общем-то добрые | В отряде много злых. равнодушных | |
3. Мы никогда не ссоримся | — — — — — | Мы часто ссоримся, конфликтуем |
4. Ребята в отряде вежливые, воспитанные | — — — — — | Ребята в отряде часто грубят, ругаются |
5. Мне в нашем отряде спокойно, хорошо | Мне в нашем отряде неспокойно, тревожно | |
6. У нас все равны | — — — — — | Сильные ребята подавляют слабых, помыкают ими |
7. Мы все сплоченные, все дела делаем вместе | Несколько ребят дружат между собой, остальные сами по себе |
Обработка результатов. Каждая из черточек соответствует определенному баллу: крайняя правая — 0 баллов, крайняя левая — 4 балла. Находим индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия: 7х4 = 28 баллов. Далее находим максимальный групповой индекс ЭПК отряда. Для этого индивидуальный максимальный индекс умножаем на число обследованных детей. После определения максимальных значений, которые принимаются за 100%, вычисляем реальные показатели. Индивидуальный эмоциональный индекс определяется суммой баллов, набранных конкретным членом отряда. Реальный групповой индекс — это сумма всех индивидуальных индексов. Конкретный уровень ЭПК отряда определяется по простой формуле:
Оценочная шкала
Уровень ЭПК | Величина индекса Э в % |
очень высокий | более 80 |
высокий | 71—80 |
выше среднего | 66—70 |
средний | 45—65 |
ниже среднего | 40-44 |
низкий | менее 40 |
Методика «Эмоциональная цветопись»
Для отслеживания эмоционального самочувствия ребенка в различных зонах жизнедеятельности в лагере предлагаем модификацию методики цветописи (по А.Н. Лутошкину). Она основана на использовании языка цветовой символики, учитывающей некоторые устойчивые аналогии между чувством, настроением и определенным цветом. Преимуществом данной методики является то, что цвет — невербальное (неязыковое) выражение эмоционального состояния; его использование опирается во многом на интуитивное, неосознаваемое личностью обобщение своего внутреннего состояния, поэтому цвет может стать наиболее доступной, посильной и во многом эмоционально приятной формой выражения настроения.
При помощи данной методики можно выявить эмоциональные переживания ребенком таких зон, как: отряд, отрядные дела, режим дня, отношения с вожатым, я один, занят своим делом, купание, посещение столовой, кружок и т.д. Вожатый может сам составить список этих зон. Оформление бланка опроса зависит от фантазии и выдумки самого вожатого. Мы предлагаем использовать бланк в виде «ромашки» (см. рис. 5)
Инструкция. Вожатый предлагает детям игру-задание «Какое у меня настроение». Сначала вместе с детьми обсуждается, какое у человека может быть настроение, записываются оттенки настроения. Затем предлагается обозначить настроение цветом, например:
радостное — красный
спокойное — зеленый
безразличное — белый
скучное — серый
Схема кодировки настроения цветом также записывается. Далее детям предлагается вставить в прорези ромашки цветные полоски, причем для отражения богатства эмоциональных переживаний возможно вставлять в одну прорезь-зону две полоски разного цвета.
Обработка результатов
Для анализа эмоционального состояния ребенка достаточно записать цвета, выбранные им для каждой зоны. Для составления обобщенной картины эмоционального поля отряда возможны следующие варианты обработки. Количественный: каждой цветополоске присваивается один балл, подсчитывается, сколько баллов набрал отряд по каждому оттенку настроения в каждой зоне. Качественный: каждая зона представлена в виде поля, на которое наклеиваются цветополоски, «выданные» отрядом данной зоне. В итоге получается эмоциональный ковер — образ лагерной жизни. Очень
важно не эпизодически, а ежедневно иметь представление о настроении ребенка, о том, что влияло на его самочувствие.
Я в лагерь приехал,
Где море и речка.
Где дом меня ждал
И мой друг на крылечке.
Мне было по-разному
В лагере этом:
Был пасмурный день
И был солнцем согретый.
Бывало, я прыгал
От радости дикой,
Бывало, ходил
Целый день совсем тихий.
Бывало, я злился
И даже нередко.
И каждому дню
Выставлял я отметку.
И каждый свой день
Я на память о лете
Представил в каком-то
Особенном цвете.
Предлагаем еще один вариант цветописи. У каждого ребенка есть личная карточка. В нем он перед сном фиксирует преобладающее сегодня настроение через цвет. Красный — восторженное, оранжевый — радостное, желтый — спокойное, зеленый — уравновешенное, синий — грустное, фиолетовый — тревожное, черный — унылое. Но главное не цвет настроения, а что повлияло на него, насколько оно стабильно. Что же может повлиять?
1. Состояние здоровья
2. Очень личное
3. Погода
4. Жизнь дома
5. Жизнь группы (семьи)
6. Мастерская
7. Общеколлективное дело
8. Отношения с детьми
9. Отношения со взрослыми
10. Успехи (неуспехи)
11. Не было ничего нового
12. Не было свободы и раскованности
13. Просто устал
14. Скучаю по дому
15. Недовольство собой
16. Мне здесь интересно
17. Чему-то научился, узнал новое
18. Походы, спорт
19. Хорошо (плохо) кормят
20. Что еще?
Технология проста. День обозначается сначала в цвете (некоторые дети модифицировали наш вариант и заполняли его в несколько цветов). А на цвете ставится цифра (одна или несколько) — обозначение причин, повлиявших на настроение. Вожатый переносит данные в сводную карточку отряда, и утром на планерке уже есть картина по всему отряду.
Всех обычно волнуют выпадающие, «сидящие в черном или фиолетовом», или, наоборот, те, что «в красном» надолго — жди срыва. Бесконечное ровное настроение — не занудили ли детей в отряде? Подчеркиваем: цветопись — это материал к размышлению, осмыслению, а не приговор вожатому. Методики никто не должен бояться. Она должна быть значима и для ребенка, и для педагога. Это своеобразная рефлексия дня.