ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА 1. Общие сведения о ребенке
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Лето — ответственная пора в жизни ребенка для его отдыха, его развития: физического, духовного, умственного. Ваш ребенок едет в лагерь. Он войдет в новый коллектив, в иные условия жизни.
Мы хотим, чтобы все члены коллектива участвовали в планировании и организации жизни в лагере: дети, воспитатели, вожатые, руководители кружков. И, конечно, родители.
Каждый ребенок уникален, неповторим. Этим он и интересен в первую очередь. Мы хотели бы, чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в коллективе, с уважением относился к другим, к самому себе, сохранил свою неповторимость.
Чтобы учесть Ваше мнение и желания, мы просим ответить на следующие вопросы:
1. Какие, по вашему мнению, особенности здоровья вашего ребенка мы должны учесть?______________________
2. Каковы особенности поведения, психологии ребенка?
3. Просим сообщить круг интересов вашего ребенка____
4. Что вы ждете от лагеря, каковы ваши пожелания к организации жизни в нем? ______________________
5. Фамилия, имя ребенка, возраст, место жительства
Директор лагеря _____________ (подпись)
Ожидания ребенка
Анкета для ребенка, прибывшего в лагерь
Дорогой друг!
Ты приехал в лагерь. Мы, организаторы этой смены, хотим сделать ее интересной и полезной для тебя. Твоя помощь — в ответах на вопросы этой анкеты. Не надо долго обдумывать каждый свой ответ. Очень важны твои мысли именно в момент заполнения этой анкеты: что ты считаешь важным для себя сейчас, то и интересует нас больше всего. Заранее благодарим тебя за ответы!
1. Кто ты: мальчик или девочка? (Нужное подчеркнуть)
2. Твой возраст ____
3. Я хотел бы, чтобы отряд состоял из ребят, которые__
4. Я предпочел бы активно участвовать в таких отрядных делах,
как___________________________
5. Мне будет скучно, если в отряде будут проводиться__
6. Я надеюсь, что наш вожатый будет ____________
7. Лагерная жизнь будет для меня полезной, если ____
8. Я хотел бы научиться в лагере _______________
9. Если мне предложат стать лидером-организатором в отряде, я
10. Я буду протестовать, если меня заставят ________
11. Если бы мне разрешили выбирать, остаться в лагере или уехать, я бы _________________________
12. Я хотел бы, чтобы режим дня в лагере включал в себя
Интересы ребенка
Карта интересов
Дорогой друг! Ты приехал в наш лагерь, Для организации досуга мы хотели бы узнать о твоих интересах и склонностях. Отметь, какие области знания и деятельности для тебя интересны. Используй следующую шкалу оценок:
очень интересно: ++
просто интересно; +
все равно: О
не интересно: скучно: —
Знания по предметам | Личное участие в делах |
история | техническое творчество |
литература | литературное творчество (сочинение стихов, сказок, |
языки | историй и т д.) |
химия | художественная самодеятельность (пение, танцы, игра |
физика | на муз инструментах, театр) |
техника | журналистика (радио, газета, |
искусство | устные журналы) |
архитектура | спорт (спортивные игры, военизированная игра, спорт- |
военное дело | секции, «Веселые старты») |
биология | рукоделие (шитье, вязание, вышивка и т п.) |
география | художественное ремесло (поделки резьба, выжигание и |
экология | т.п.) |
информатика | рисование |
экономика | уход и наблюдение за животными |
астрономия | уход и наблюдение за растениями |
право | туризм, турслеты |
философия | краеведение, фольклор |
еще? | занятия с младшими детьми, опека, игры |
просто чтение | |
интеллектуальные игры и соревнования («Брейн- | |
ринг», «Что? Где? Когда?», КВН и т.п. | |
коллекционирование | |
досуговое общение: «Огоньки», вечера отдыха, костер, | |
игровой час, праздник, телевизор, видео | |
выставки, музеи, поездки | |
трудовая деятельность | |
клубы, кружки, еще? |
Творческая направленность
Известная методика П. Торренса нацелена на определение уровня развитости творческого мышления. Методика может применяться практически для всех возрастов: от младшего школьного до юношеского. Информация о творческих возможностях и склонностях вновь прибывших детей важна для проектирования досуговых мероприятий, для получения представления о готовности контингента к творческим видам деятельности. Методика позволяет выявить такие характеристики творческого мышления, как гибкость и богатство идей, оригинальность. Кроме того, практика использования данного теста показала, что он очень выразительно определеляет направленность мышления (гуманитарную, предметно-бытовую, абстрактно-техническую, философскую), склонность личности к открытости, связям, контактам, единению с другими.
Инструкция. Ребенку дают бланк с 20 кругами диаметром 2,5 см и предлагают в течение 10 минут нарисовать любые изображения, используя круг как элемент изображения. Каждый рисунок подписать.
Обработка носит качественный характер. Гибкость мышления определяется по количеству групп изображений одной тематики, богатству выраженных идей. Группируются рисунки по темам:
«Природа», «Предметы быта», «Животные», «Декоративные фигуры», «Абстракции» и т.д. Чем больше тематических групп, тем больше богатство и гибкость мышления. Считается, что 1-2 группы
— показатель низкого уровня гибкости; 6 и выше — высокого. Оригинальность мышления отмечается, если в рисунках ребенка присутствуют редко встречающиеся образы. К ним относят: 1) нестандартные изображения, редкие, не встречающиеся у других детей обследуемой группы; 2) изображение несуществующих предметов или животных (неведомых планет, новых конструкций машин); 3) редкие образы (морской еж, изображение вулкана, щит римского воина, следы снежного человека), редкие ракурсы, то есть показ предмета с неожиданной точки зрения. Направленность мышления определяется по содержанию изображения. Абстрактное мышление — по наличию абстрактных символов, знаков, геометрических фигур; предметно-бытовое — по преобладанию предметов быта и технической деятельности; философское — по наличию высокообобщенных образов (колесо истории, злость, смерть, мысль в действии, печаль); образное — по эмоционально выразительным и богатым образам, детализованным, с выдумкой, юмором. Гуманитарная направленность видна в склонности к изображению человека, его лица, игрушек, животных. Открытость, коммуникабельность личности определяется по склонности выйти за пределы круга, объединить несколько кругов в одну композицию (велосипед с колесами, колеса танка, воздушные шары, очки, гроздья).
Ниже приводятся рисунки детей, иллюстрирующие указанные выше параметры творческого мышления.
Рис. 1. Образный, эмоционально насыщенный строй мышления;
яркая склонность к связям, объединению; оригинальность всей композиции в целом.
Рис. 2. Хорошо иллюстрирует гибкость мышления: автор создал 6 тематических групп: спорт — 2 рисунка, животное — 1, игрушки
— 2, техника — 5, объекты природы — 2, человек — 2.
Рис. 3. Насыщен оригинальными, редко встречающимися в быту объектами, несуществующими предметами, редкими ракурсами: свет от фар машины, вид конуса сверху, микробы, пень сверху, цифра 10, луноход.
Рис. 4. Иллюстрирует замкнутость, несклонность к контактам;
мышление предметно-бытовое, стандартное,неоригинальное, нет гибкости и богатства идей.