Коллективизм — индивидуализм

Игра «Мишени»

Данная игровая методика нацелена на определение коллективист­ской (индивидуалистической) направленности личности. Информа­ция о данной направленности поможет вожатому определить располо­женность ребенка к групповому взаимодействию, уровень его социабельности, т.е. развитости чувства МЫ, товарищества, ориентации на ценности группы, умение разумно соотнести, а иногда и подчинить личные интересы групповым.

Организация игры. Устанавливаются две мишени; между отря­дами и его членами организуется отрядное и личное первенство. Попадание в цель приносит одно очко: в личный счет — мишень слева, в счет — отряда — мишень справа. Каждый член отряда бро­сает мяч 10 раз в ту мишень, которую выбирает сам. Если мяч не попал в мишень, то соревнующийся должен указать жюри, за чей счет снять очко: за его личный счет или за счет отряда (решение со­общается жюри так, чтобы отряд не знал о нем).

Обработка данных. Подсчитывается число очков, набранных ребенком в личный счет и в счет отряда. По этим данным вожатый может судить о коллективистской или индивидуалистической на­правленности личности.

Лидер — ведомый

Теория лидерства еще складывается. На вопрос «Есть ли особые лидерские качества?» современные психологи отвечают неодно­значно. Одни считают, что лидер проявляет себя всегда и обладает строго определенными качествами (умом, волей, доминированием и т.д.). Другие психологи рассматривают лидера как функцию группы: лидер — это человек, которому в данной ситуации, в дан­ных обстоятельствах группа делегировала руководство. Мы при­держиваемся второй точки зрения: да, подросток, обычный в шко­ле, классе, дома, может стать в лагере — новой ситуации — лиде­ром отряда, принять на себя ценности и проблемы группы, про­явить скрытые в нем качества, актуализированные именно сейчас, в этой группе, которая признала его лидером. И наоборот: подро-

сток, привыкший командовать, властвовать, подавлять, «вдруг» оказывается в лагерной группе не у дел, поскольку группа не при­знала в нем вожака.

Если вы, вожатый, согласны с нами, значит, вам пригодится методика определения лидера в отряде, основанная на признании функционирования персоны лидера в зависимости от восприятия и позиции группы. Методика носит игровой характер и должна прово­диться примерно через неделю после заезда, когда дети в деятельности и взаимодействии узнают друг друга.

Инструкция. Представьте, что соседний колхоз позвал нас на полевые работы. Жарко. Работать в полдень неохота, но надо. Определите, кто из нашего отряда сможет убедить ребят остаться в поле и выполнить полностью норму? Кто придумает новый, оригинальный способ прополки, который заинтересует всех ребят и скрасит их работу? Кто попытается увести ребят с поля и кому это удастся? Кто молча выполнит свою норму без принуждения и понукания? Каждый член отряда вписывает фамилии ребят, отве­чая на каждый из четырех вопросов.

Обработка результатов. Подсчитывается, сколько раз названа та или иная фамилия в роли лидера организатора (вопрос № 1); ли­дера-идеолога (вопрос № 2); лидера-дезорганизатора (вопрос № 3);

исполнителя (вопрос № 4). Только тот, кто назван в конкретной роли не менее 4-5 раз, может претендовать на роль лидера. На него-то вожатый может опереться, поскольку данного ребенка лидером признала сама группа. Если в каждой из ролей не определился ли­дер (т.е. названы какие-то ребята, но не более одного-двух раз), то можно говорить о лидерском вакууме в отряде.

7. Общительность — замкнутость, эмоциональная возбудимость, активность — пассивность

Данные социально-психологические качества относятся к психо­динамическим характеристикам человека, определяющим черты его темперамента и достаточно хорошо отслеживаются методом наблюде­ния за поведением и способом общения ребенка в группе. Все же мы предлагаем вожатому известный опросник Г. Айзенка, который помо­жет ему подтвердить или опровергнуть личные наблюдения.

Общительность — коммуникативное качество, очень важное для успешной жизни подростка во временном коллективе. Для зам­кнутого ребенка ситуация принудительного общения мучительна, часто она становится базой для появления эмоционального напряже­ния вплоть до стресса. Своевременно выявленный некоммуникабель-

ный подросток должен стать предметом особо тактичного подхода со стороны прежде всего вожатого. Его нельзя принуждать к коллектив­ным формам деятельности — можно только приглашать, его нельзя на­значать на ту или иную роль в отрядном деле — только ставить в ситуа­цию свободного выбора; первые дни в лагере целесообразно дать ему оглядеться, побыть в роли пассивного наблюдателя.

Столь же важна для вожатого информация об эмоционально не­стабильных детях, неуравновешенных, возбудимых, с повышенной тревожностью. Такие дети с трудом уживаются в коллективе, пло­хо переносят режим лагеря, нередко являются источником ссор, не­стабильности детского сообщества. Кроме того, дети с выраженным нейротизмом нуждаются в оздоровлении своего психического здо­ровья. Лагерь — прекрасное место для оздоровления и стабилиза­ции эмоциональной сферы: природа, отдых, усиленное питание, пе­ремена обстановки, доброжелательность окружающих — вот сред­ства и источники такого оздоровления.

Наши рекомендации