Принципы диалектики и их сущность.
Основные принципы диалектики:
1) Принцип универсальной взаимосвязи и взаимодействия. Связь - это такое отношение между двумя процессами, при котором изменение в первом сопровождается изменениями в другом. Все в мире взаимосвязано между собой; Всеобщая мировая связь непрерывна и вечна. Каждому структурному уровню материи соответствуют свои органы связи. Сущ. связи м/у основными структурными уровнями материи, м/у различными формами движения материи. Закон - существенная, необходимая, устойчивая, постоянно повторяющаяся связь м/у явлениями.
2) Принцип развития: Мир рассматривается не из готовых законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов. Предметы, кажущиеся неизменяемыми находятся в непрерывном изменении, возникают и уничтожаются. Из всех процессов складывается движение как атрибут материи. Хар-ки отдельных сторон движения:
- развитие- круговорот- прогресс- регресс- самодвижение
- саморазвитие
Черты развития:
? необратимость? обновление? преемственность? направленность
? цикличность? объективность? всеобщность? противоречивость
3) Принцип детерминизма
4) Принцип объективности рассмотрения
5) -//- конкретности истин.
Диалектика чувственного и рационального в познании.
Общее направление процесса познания выражается в формуле <От живого созерцания к абсолютно-
му мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины>. Тут выделяется
две ступени познания:
- чувственная
- логическая
В истории фил. было два направления абсолютизирующие ту или иную ступень познания:
- сенсуализм (чувственные познание абсолютизируется)
- рационализм (абсол-ция логической ступени познания)
Кант рассмотрел эти ступени познания в единстве, говорил о двух стволах познания: чувственности и рассудке. Генетически первой ступенью познания явл. чувственное.
Формы чувственного познания:
- ощущение
- восприятие
- представление
Формы логического познания:
- понятие
- суждение
- умозаключение
Понятие - форма мышления, в которой предметы отображаются в их общих существенных признаках. Понятия имеют разл. глубину и степень общности. Понятие первоначально всегда связано с процессом матем. практики.
Суждение - форма мышления в которой что-либо утверждается или отрицается. Отношения м/у суждениями и понятиями диалектичны. Суждение явл. истинным, если отображает действ-ую связь предметов.
Умозаключение - форма мышления, когда из двух или нескольких суждений с логической необходимостью получают новые суждения.
Различают три вида умозаключений:
- индивидуальное (от частного к общему)
- дедуктивное (наоборот)
- традуктивное (когда вывод идет от знания одной степени общности к знанию той же степени общности)
Чувственное и рациональное познания диалектически взаимосвязаны. Любое чувственное созерцание ч-ком мира предполагает, что ч-к меняет уже имеющиеся знания. Большую роль в познании играет интуиция.
Интуиция - прямое постижение истины без предварительного логического доказательства, когда промежуточные сведения аргументации отсутствуют. В интуиции проявляется единство чувственного и логического познания.
Категории диалектики.
Категории - наиболее общие понятия в которых отражаются всеобщие существенные связи, стороны действительности. Категории выполняют методологическую роль в познании. Они формируются в процессе общественно-исторической практики, явл. развивающимися и отражают разные ступени познания. Отдельный ч-к находит категории налично-существующими, как результат деятельности прежних поколений людей. Он усваивает их процессе воспитания и обучения. Категории - основа всякой ч-кой разумности. На каждом этапе развития категории задают способ видения и преобразования мира.
49. Категории <всеобщего>, <особенного>, <единичного> и <отдельного>. Единичное - философская категория для выражения индивидуальных уникальных черт признаков предметов.
Общее - философская категория, кот. выражает сходство признаков предметов. Всеобщее - общее присущее всем без исключения классам.
Категории фил. - формы всеобщего.
Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи:
1) Предметы - всегда единство всеобщего, общего, обособленного и единичного.
2) Разграничение на единичное и общее относительно.
3) В процессе развития общее может превратиться в единичное и наоборот.
Превращение единичного в общее и обратно хорошо прослеживается в процессе социализации ч-ка.
Противоположность индивидуальному - типовое.