Глава ii. учение об иллюзорном теле

1. Второе учение, учение об иллюзорном теле, состоит из трех частей: осознание того, что нечистое иллюзорное тело есть майя, осознание того, что чистое иллюзорное тело есть майя, осознание того, что все вещи суть майя.

[ЧАСТЬ I. ОСОЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО НЕЧИСТОЕ ИЛЛЮЗОРНОЕ ТЕЛО ЕСТЬ МАЙЯ]

2. О первой части - осознании того, что нечистое иллюзорное тело есть майя, сказано:

Из созревшей кармы рождается иллюзорное тело.

3. Смотри на свое отражение в зеркале, прикрепленном к столбу или какой-либо другой опоре.

4. Так как отнесение к отраженному в зеркале телу таких приятных прилагаемых, как почести, слава и хвала, приносит удовольствие, а отнятие от него каких-нибудь его достоинств и употребление относительно его умаляющих и неприятных для него эпитетов, оказывает противоположное действие, употребляй по отношению к нему то, что ему приятно и неприятно, визуализируя его находящимся между тобой и зеркалом.

5. Затем, считая себя совершенно не отличающимся от своего отражения, применяй к нему шестнадцать аналогий, приучая таким образом свой ум рассматривать свое тело как майю, то есть нереальное.

[ЧАСТЬ П. ОСОЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО ЧИСТОЕ ИЛЛЮЗОРНОЕ ТЕАО ЕСТЬ МАЙЯ]

6. Вторая часть, осознание того, что чистое иллюзорное тело есть майя, состоит из двух разделов - майя состояния визуализации и майя совершенного состояния.

[МАЙЯ СОСТОЯНИЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ]

7. О первом, майе состояния визуализации, сказано:

Она должна быть похожа на отраженную в зеркале форму Искусно написанного образа Ваджрасаттвы, Видимого на чистой зеркальной поверхности Во время мистической передачи силы.

8. Следовательно, пусть отражается внешняя форма написанного изображения Ваджрасаттвы или какого-нибудь другого божества-хранителя.

9. При фиксации взора и сосредоточении на этом отраженном образе и медитации на нем этот образ будет казаться одушевленным.

10. Визуализируй его находящимся между зеркалом и тобой.

11. Затем визуализируй твое собственное тело как подобие отраженного в зеркале божества и, если этот визуализируемый образ материализуется настоль ко, что его можно будет пощупать, визуализируй любое другое тело, которое тебе случится увидеть, опять-таки как тело божества и, если этот визуализируемый объект также будет похож на живое существо, визуализируй тогда все видимые формы как тело этого бога-хранителя.

12. Во время этой практики все являющиеся феноменами объекты будут восприниматься тобой как игра [то есть многообразная манифестация] божества.

13. Это именуется "Постижение Таковости божества", также "Иллюзорная визуализация" или "Пресуществление всех объектов в Бога и Богиню".

[МАЙЯ СОВЕРШЕННОГО СОСТОЯНИЯ]

14. О втором, майе совершенного состояния сказано:

Она есть основание всеведения.

При вхождении в него цель становится ближе.

15. Поэтому прими семь поз, ассоциируемых с Вайрочаной, с помощью которых приходят к пониманию всех психофизических процессов.

16. Не позволяй уму заниматься анализом следа прошлого пути, не предопределяй будущее, не формируй настоящее и сфокусируй взгляд в одну точку в пустоте небесного пространства.

17. Затем умственная энергия и жизненная сила входят в срединный нерв, и мыслительный процесс делаетсяспокойным.

18. В таком состоянии видят Пять Знаков, которыми является дым и другие феномены [упоминаемые выше, в п. 123 Учения о психическом тепле].

19. Среди прочего йог должен иметь видение Будды на фоне безоблачного неба, подобное отражению луны в воде.

20. Или же он видит лучезарную Нирманакаю наподобие ясного отражения в зеркале [то есть чистое иллюзорное тело, в котором Будда воплощается на Земле], наделенную знаками совершенной красоты и грации.

21. Затем возникает Самбхогакая [невидимое гиперфизическое тело совершенных духовных качеств Будды], воспринимаемая как звук.

22. Об этом Арьядева сказал:

Все феномены подобны снам и магической иллюзии, Как утверждают все последователи Будды.

Но те последователи [Южной школы], которые против привлечения телепатических волн Не могут распознать призрачной иллюзорной природы вещей.

ная Мудрость, а кажущиеся истины воспринимаются как иллюзии самадхи.

25. Когда ум сосредоточен на этом познании и состояние совершенного спокойствия сохраняется, достигнутая таким путем Мудрость озаряется Ясным Светом полного знания [Окончательной] Истины.

[Здесь оканчивается Учение об иллюзорном теле.

Наши рекомендации