Когда щит бремя. Часть вторая

Часть вторая. Бытийность.

Пауль Тиллих писал, что тревога – есть осознание тройной угрозы бытию человека. Тревогу небытия он рассматривал как: тревога физической смерти, тревога духовной смерти и тревога нравственной смерти (вина). Ирвин Ялом бытийную (экзистенциальную) тревогу рассматривает как осознание четырех конечных данности: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Другие авторы также так или иначе касаются таких фундаментальных тем. Если упростить и попробовать обобщить все рассуждения, то можно высказать некую сентенцию: тревога – осознание смерти в чем-то. От явной угрозе существования, до смерти себя как специалиста какого-то дела, до осознания «смерти» отношений между любимыми, до прочувствования завершения чего-то значимого в твоей жизни (ощущение опустошенности). Это утверждение резонирует со словами Сальваторе Мадди. Мадди отмечает, что в жизни, помимо реальных ситуаций смерти, нам приходится сталкиваться со многими «малыми смертями». Смертью в каком-то смысле являются все те случаи, когда что-то прекращает свое существование внезапно и нежелательно для нас, когда внезапно прекращаются какие-то значимые отношения, когда неожиданно прекращаются какие-то события, дела, не обязательно связанные с гибелью человека. Самый типичный пример — несчастливая любовь, разрыв отношений. Это переживание оказывается во многом подобно переживанию смерти. Именно в таких «малых смертях», говорит Мадди, прежде всего, отрабатывается отношение человека вообще к жизни в целом, его жизненная философия… И в соответствие с нашей парадигмой, которую мы приняли за основу в первой части как то, что в основе манипуляций лежат наши защиты от тревоги, давайте рассмотрим их в отдельности…

Пустота или духовность.

Мы как-то привыкли пренебрегать значением духовности в жизни человека, считая ее нечто поэтическим измышлением теологов. Напротив – я убежден в этом – духовность играет в нашей жизни крайне важную роль. Из чего я исхожу? Тревога духовного небытия (по Тиллиху) или бессмысленности жизни (по Ялому) – чуть ли не основная цель манипуляторов. По существу, это тревога осмысления жизни, какими смыслами человек наполняет свою жизнь. Для кого-то смысл жизни в служении Богу, для кого-то семья и дети, для кого-то творчество и т.д. Человек потерявший смыл жизни (надежду, ради чего живет) деградирует, утрачивает способность быть человеком. Все мы знаем, как тяжело переживается кризис среднего возраста, смысловой кризис. И на тревоги смысла жизни манипулируют почти все. Пожилая мать манипулирует сыном тридцати пяти лет, чтобы он наконец-то женился. Ее тревога близкой смерти, заставляет ее поддерживать архетипичный бессознательный миф о продолжение рода как о отрицании смерти. Ее энергия попадает в тревогу сына, его тревога бессмысленности – как вакуум хочет втянуть смысл жизни, и в том же мифе он его находит.

Свидетели Иеговы и другие всевозможные секты манипулируют этой тревогой духовного небытия. Они предлагают «безопасность» от тревоги, в то время когда рушатся все устои цивилизации, переоцениваются взгляды, и все ценности уничтожаются. Человек ощущает боль утраты смысла жизни, пустоту – во имя чего жить и страдать. И в отличии от традиционных течений религии, где основа диалог – человеку говорят о возможном обретении смысла жизни, -сектанты «навязывают» его давлением усиления тревоги (такая же двойная связка, выбор без выбора). Патриотизм – такая же «игра» на защите от тревоги духовного небытия. Поглядите сейчас, что происходит в России, народ «как с ума посходил» в сплоченность против… кого? Не важно, но есть сплоченность, национальная идея – а значит, смысл жизни. Пустота, вакуум очень быстро втягивает всё. Незаполненность долгое время было болезненным чувством, и оно ждало. Ждало чем бы заполнить. У каждого патриота есть это чувство – безопасности от тревоги, патриотизм дал эту защиту. Но как мы помним, за все необходимо платить, и за эту защиту. Человек не готов вновь «упасть» в тревогу, он будет цепляться, чтобы остаться в безопасности. Как же сектанта невероятно трудно вывести из-под воздействия гуру. Так и патриот. Я долгое время не мог найти объяснения подвигам, например Александра Матросова или Кабо. А подвиг – это высшая цена за смысл жизни. Цена за идею. Будет ли это звучать как обесценивание, не знаю, но подвиг за жизнь другого человека мне значим, за идею – нет. Но это вопрос этики, а я психолог, человек работающий с фактами, а не моралью. Увы и да, патриотизм всего лишь заменитель духовности.

Манипуляция идеями – кто ты, теист или атеист, марксист или кейнсианец, экзистенциалист или фрейдист –в итоге все деления на наших и ваших играют смыслами жизни. Каждый наполняет пустоту бессмысленности жизни так, как ему ближе, что ему кажется истинным. И в этом есть львиная доля защиты. Согласитесь, то что мы выбрали играет огромную роль в нашей жизни. Если я марксист, я буду жить в протесте с капитализмом, и выступать в стачках антиглобалистов. И мной соответственно будут манипулировать идеологи движения, я буду делать теракты или устраивать пикеты во имя идеи. Нужно ли это лично мне – вопрос не из легких. Это нужно миру! Это смысл жизни! И пусть он – очередной суррогат… какой есть в наличии, однако.

Да, не нужно все же забывать, что мы в первую очередь – духовные существа. Стремление к истине, к осмыслению жизни для нас очень важно. Отвергать это в себе, низводить человека только к физиологии и психологии, значит смотреть одним глазом, и позволять использовать наше отвержение себя как духовных существ, жуликам всех родов.

Экзистенциальная вина.

Бытийной виной (Тиллих), которая отличается от обычной невротической тем, что «ни за что-то сделанное», а тем, «что-то, что я не сделаю». То есть вина за упущенные возможности. «Народные мудрости» - еще один мало обсуждаемых (или почти не обсуждаемых, впрочем, я еще не встречал до меня таких обсуждений) видов манипуляций. Поговорка «лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть» явно манипуляция бытийной виной. По существу, все «истины», которые мы расцениваем как цитаты – тоже некоторые манипуляции, они призваны как-то и на что-то мотивировать, подменять свои потребности потребностями общества. «Готовь сани…» ни хитрость ли: общество как бы обличает виной лентяя, когда ему необходим «удобный» член. Давайте рассмотрим какой-нибудь пример игры на бытийной вине. Человеку очень не хочется упускать возможности, и манипулятор зная это, может предложить так называемый «выбор без выбора» - сказав: «у тебя есть право на выбор, оставаться нищим, от которого уйдет женщина, или сейчас принять предложение начать дело».

Человек и сам собою манипулирует и тревогой смысла жизни и бытийной виной. Я как поэт, сейчас это хорошо осознаю. Я ясно понимаю, что поэзия только для меня имеет значение. Ни будь Есенина, Маяковского, Глеба Самойлова, мир бы не заметил, что их нет, как нет их стихов. Я тоже питаю иллюзию, что после моей смерти мои стихи будут востребованы. Я защищаюсь от тревоги тем, что занимаясь творчеством, создаю некую иллюзию смысла жизни в этом. Бросить писать, для меня значит утратить часть смыслов, и тогда я «выйду» на тревогу и боль. Именно боль «заставляет» меня писать. И это очень добротная пища для манипуляторов. Похвала творчества – создает безопасности от смысловой тревоги, и хвалящий человек становиться для поэта (меня) человеком, имеющим значительный статус. По сути, я многое готов сделать для него. Но и критика – жесткая стратегия манипулятора, тоже эффективная игра. «Поверив» в критику, я как поэт могу изменить образ и стиль жизни, чтобы ожидать от критикана будущей безопасности. Думаю, в кругах бомонда критика один из методов в конкурентной борьбе.

Бытийная вина может использоваться в молодежных кругах как манипуляция. «Слабо Вальдемару нырнуть». То есть можно давить на инфантильные или нарцистические защиты. Последние как раз о потребности контроля. Еще хорошие объяснение этим манипуляциям мы обсудим в подглаве о тревоги свободе (неопределенности), о том, как «играют» на желании контролировать.

10.06.14

Духовность

моим любимым друзьям,
Наташе Макаровой и Марине Шведовой

…кто меня знает очень близко, знает меня как человека, который с юных лет стремиться познать Истину. Истину о себе, о мире, о Боге, о другом человеке. Бывали времена, когда я отказывался от этих поисков, как от «детского», обесценивал самого себя. Теперь же я понимаю, как я жажду наполнить свою жизнь смыслом, и больше не отвергну это в себе. Я часто писал о том, что это желание рождает страх. Да, я не отказываюсь от всего сказанного мной, но сказанное не есть истинное. Быть может, и это верно, но это лишь ступеньки к Познанию.

Истина? Что же это? Размышляя об этом недавно, вдруг я ухватил одно чувство. Оно присутствовало всегда в том месте, где мне казалось, я близок к Пониманию. Удивительно, но это чувство часто приходило ко мне в храме Господнем и в любви к женщине. Это чувство духовности. Да, я искал и ищу духовность. Я искал ее всюду, бывало в заблуждении я путал ее, занимаясь восточными практиками. Какое-то время в этих потугах приходило это чувство, но со временем ты понимаешь – это всего лишь дурман. Мозг в медитациях не получает воздуха, и в панике пьянит себя, чтобы не было больно. Увы, это суррогат.

И лишь сейчас, два дня назад, в кафе разговаривая с Мариной Шведовой, моим любимым другом и коллегой, вдруг я осознал, что такое Духовность. Оказалось это так просто. Оказалось, что Истина так проста… Духовность – это общение, но особое… самое дорогое, самое высокое общение… общение и с Богом, и с другим человеком. Это возможность сказать о самом искреннем, самом интимном, самом светлом переживании другому человеку или Богу. Предстать перед другим беззащитным и уверенным, что это безопасно. Что эти переживания, не отвергнут, а примут как свои, как будто нет ничего более ценного здесь и сейчас. Это радость от открытия, что нечто, что до этого было недоступно никому обретает откровение. Духовность – откровение и человеку, и Богу. О! как проста эта истина! И как важно это знать, и как важно знать, что есть на свете другой человек, с которым ты не боишься быть открытым. Когда слетает налет говорения о всех несчастьях и вдруг открывается самое светлое чувство, от которого текут слезы. И ты вдруг понимаешь, что оно было всегда в тебе, но ты его не осознавал. И оно ждало Собеседника, кто бы открыл его в тебе. И оно расцветает во всей своей красоте нежности, наивности, чистоты…

…и как важно беречь эту возможность давать распускаться бутону духовности, не разрезать нить общения с этим дорогим тебе человеком и Богом. Всё самое прекрасное в нас, никакими успехами не открыть это, не достичь, не взять за пределы бытия. Лишь общение с тем, кто готов и может стать трепетным и бережливым садовником твоего духа, может вырастить средь сорных трав ненависти, обид и горя этом божественный цветок. И нам невероятно больно, когда мы теряем эту связь, закрывая бутон, не надеясь, что он снова распуститься. И нужно быть мужественным, чтобы верить в надежду, верить, что сквозь потери грядет и обретение. Что Истина вновь коснется тебя…

17.06.14

Наши рекомендации