Наука и нравственность. Этика науки.

Нравственность– лично-поведенческая реализация долженствования. Требования общества не будут действительно моральными, пока они не становятся требованиями личности к себе.

Самообязывание происходит через обобщенные моральные нормы, принципы + образцы должного поведения. Мораль императивна (ее требования безусловны: нравственный поступок ради самой нравственности). При ценностном конфликте мораль требует, чтобы высший принцип получил предпочтение.

Ценность науки (специфическая) – истина. Цель науки – получение достоверного (истинного) знания, наращивание эффективных средств для человеческой жизни. Наука развивает человеческие потребности → и возможности.

М. Вебер, История как призвание и профессия. (М., 1990).:

1) наука невозможна без стремления к истине;

2) наука производит продукт:

а) разрабатывает технику овладения жизнью (как внешними вещами, так и поступками людей) путем расчета (целерациональность);

б) разрабатывает методы мышления, рабочие инструменты и навыки обращения с ними;

в) вносит ясность: для достижения цели надо принять и соответствующие следствия деятельности по достижению это цели, + обнаружить границы науки.

Просветительская деятельность – одна из задач науки.

Цели науки – высокие, возможности растут. Малая наука (знание ради знания и просвещения) и большая наука (прикладная, сращенная с техникой, опережает малую). Несоответствие между ними опасно: чем больше результаты научных исследований влияют на жизнь людей, тем больше ответственность исследователя → необходима административная, правовая и нравственная регуляция научной деятельности, так как создается что-то по определению новое и неподконтрольное. Науку нельзя ограничивать искусственно, в науке много держится на доверии общества к науке и внутри научного сообщества.

Организационные и нравственные нормы срастаются → этика науки:

1) раздел этики (прикладная)

§ Профессиональная этика (врачебная, журналистская)

§ Корпоративная

§ Отраслевая (политическая, военная, интернет – классификация по сфере деятельности, роду активности в которой участвуют люди)

§ Этика открытых и пограничных проблем. Речь о тяжелейших проблемах, например, эвтаназия, смертная казнь и т.п. проблемы, касающиеся пограничных ситуаций человеческой жизни, между жизнью и смертью, благополучием и крахом. Они открыты, т.к. однозначного и окончательного решения у них в принципе быть не может.

Этика науки занимается вопросами соотношения ценности и цели науки и нравственности, нормативного этоса науки , определения содержания моральной ответственности в науке, этическое регулирование научной деятельности

2) нравственное осознание научной деятельности (учеными и обществом);

3) поведенческий аспект.

Преподавание этики в университетах – популяризация этики науки среди будущих ученых (инструкция ЮНЕСКО, комиссия по этике науки и техники). Вопросы о публикациях, отношениях со СМИ, государством и т. д. Цель преподавания этики – развитие способности будущего ученого распознавать и анализировать этические реалии, чтобы уметь принимать нравственно выверенные решения. Одна из задач – распознать, где социальная практика или право противоречат этическим задачам, и менять все в пользу этики.

В современном мире проблемы: технологические катастрофы, экологические проблемы, дисбаланс «богатые – бедные» приводит к росту недоверия к науке → часто общество против развития отдельных сторон науки; распространение исследований на заказ усугубляет скептицизм. Влияют дисциплинарное положение ученого и его ценности → особенно нужно преподавание этики.

Этико-организационное регулирование научной деятельности – с 1960-х гг., чтобы ограничить отрицательные последствия научной деятельности: этические кодексы (вырабатываются учеными) – свод требований, принимаемых профессиональным сообществом, ответственность (нравственная) перед собой + регулирование извне (санкции) → этическая экспертиза – проверка проекта или исследования на соответствие кодексу. Этические комитеты (проводят экспертизы), особенно в медицине. Все больше исследуют на стадии проекта, особенно то, что касается здоровья и достоинства человека. Принцип технологической предосторожности (технологический императив) – если есть средства, все будет сделано, науку не остановить, - предотвратить опасность (мораторий на определенные исследования, накладывают в том числе сами ученые). Для оценки последствий приглашаются независимые ученые, юристы, этики, священники, простые люди → этический комитет. Этика психолога основывается на общечеловеческих ценностях (Российское психологическое общество).

Наши рекомендации