Профессиональная ответственность ученого

Ответственность – обязательство кого-то (обязанного) перед кем-то (обязывающим) или чем-то (обязывающей инстанцией) за что-то (предмет обязанности). Обязывающая инстанция предъявляет требования, оценивает и применяет санкции (могут быть и положительными) по отношению к обязанному в соответствии с качеством выполнения обязательств.

Виды:

1) Моральная- происходит частичное совпадение обязывающего и обязываемого. Обязывающая личность предъявляет себе требования различного рода. Обязанность – моральный долг – обязательство личности перед своей совестью (высшее начало, за которым стоят идеалы Я) следовать принятым этой личностью к исполнению обобщенно-ценностным нормам, идеалам. Личная свобода реализуется именно в сфере моральной ответственности. Моральная ответственность опирается на личное достоинство. Стыд, угрызения совести – свидетельства нанесения ущерба личному достоинству.

2) Межличностная- Инстанция – партнер личности по межличностным неформальным отношениям. соблюдаем обязательства, чтобы сохранить наши отношения

3) Традиционно-обычная- Инстанция – само неинституциализованное(неформализованное) сообщество, предъявляющее своим членам требование соблюдать принятые им нормы (традиции, обычаи, эталонное поведение)

4) Организационная- Корпорации регулируют деятельность своих членов с помощью определенных органов и правил

5) Юридическая- государственный институт, особая правовая система с привилегированной силой воздействия в виде принуждения

6) Сакральная- у верующих высшая инстанция

7) Этическая - существует на пересечении нескольких видов ответственности, в первую очередь - моральной и организационной

Этическое регулирование должно развиваться в культуре самоорганизации. Иначе происходит вырождение, смерть этического регулирования, оно превращается в административное

Этика науки:

ü внутренняя – реализует профессиональную ответственность внутри научного сообщества

ü внешняя – реализация ответственности перед большим обществом, социальной

взаимосвязаны.

I. Внутренняя этика сообщества. Научное сообщество – профессиональное объединение людей, занятых преумножением, сохранением и передачей знания, защитой автономной научной деятельности, поддержанием положительного отношения общества к науке, вознаграждением или наказанием ученых (оценка научной деятельности человека), проверка на соответствие этическому кодексу.

нс – профессиональное объединение людей в науке, основными задачами кот являются:

1. исследование действительности, поиски нового знания и его систематизация

2. сохранение и передача знания, популяризация науки и научного подхода к пониманию жизненных реалий

3. нахождение новых способов повышения эффективности человеческой деятельности

4. подготовка научных кадров,

5. защита автономии науки

6. поддержание положительного отношения общества к науке

7. оценка научных достижений и определение статуса своих членов в зависимости от их вклада в науку

8. нормативное , в т.ч. и этическое, регулирование поведения людей науки

9. содействие решению общественных проблем и гуманизации общества

нс организовано многослойно (академии наук, научные объединения, фонды, издания, неформальные объединения)

Концепция Р. Мертона: нормативный этос науки (ценностно-нормативный строй науки). В науке необходимо и соперничество и сотрудничество, и стремление к истине, и к признанию. Сейчас еще стремятся к выгоде, все сталкивается, → результаты:

1) универсализм – руководствоваться в исследованиях и оценках общими критериями обоснованности и доказательности, т. о. единые требования к себе и к другим;

2) всеобщность – результат исследования принадлежит всему сообществу;

3) незаинтересованность – принимать результаты исследования при их обоснованности, даже если они противоречат концепции ученого;

4) организованный скептицизм – последовательная критичность к себе и к другим.

Последователи Мертона добавили оригинальность, эмоциональную нейтральность, интеллектуальную скромность, независимость, рациональность.

Проблемы: плагиат, сокрытие результатов и т. д. Реально – компромисс с идеалом.

Исследователь должен оценить сделанное до него → продолжение. Не дискредитировать коллег. Результаты исследования: проблемы – установление авторства, плагиат, момент публикации нового (доказано, но раньше другого), соавторство, публикация неудачного исследования.

Экспертиза – ответственность за оценку.

Преподавание – обязанность ученого. Последние достижения, объективно и понятно, указывать, где личная точка зрения, без необоснованных осуждений, показывать и неудобные факты.

Консультирование – проблема: показать границы возможностей консультанта.

Популяризация знания – повышает статус научного сообщества в обществе, продвигает открытия. Популяризация – участие журналиста (ищет сенсацию), + указывать границы применимости нового. Консультирование и популяризация близки к социальной ответственности.

II. Социальная ответственность ученого – перед обществом. Мораль активизируется в момент конфликта. Ответственность за последствия научной деятельности для благополучия общества; цель – предотвратить отрицательное.

Три столкновения:

1) логика науки и социальная ответственность ученого: или наука сама развивается (и все что там делается – нейтрально или вообще благо), или ответственность ученого;

2) внешние социальные силы по отношению к науке (все сделанное учеными может быть использовано во вред или во благо) или ответственность ученого;

3) свобода исследования или социальная ответственность ученого (можно свести к тому, что исследователь свободен, когда в результате все будут счастливы).

По лекции:

1) Могут ли ученые предотвращать опасные для общества последствия их деятельности

- предвидеть их

- в состоянии ли предотвратить

2) если могут, должны ли они этим заниматься

3) если могут предвидеть, могут ли они сделать это лучше, чем кто-то другой

Ответ – да, нужно стараться.

Манифест Рассела – Эйнштейна. Люди у власти должны ответственно относиться к применению ядерного оружия, необходимо искать мирное решение проблем. Создается международное Пагуожское движение

Средства этического регулирования (этическая инфраструктура):

· Кодексы

· Организации ( комитеты, комиссии, которые принимают эти своды правил)

· Процедуры ( экспертизы, консультирование, мониторинг, создание баз данных)

· Этическиориентированное зак-во

· Этическиориентированные традиции

По сути, гуманистическая ориентация

Общие этические требования:

1. Следовать принципам общечеловеческой нравственности, соблюдать права человека («культивировать профессионализм, социальную солидарность, гуманное отношение к людям, реальное содействие их благу»)

2. Способствовать прогрессу науки вообще и своей науки в частности, в исследованиях, практической деятельности, передаче знаний

3. Соответствие принципам этоса науки

Проведение исследований:

1. Запрет на причинение вреда людям. Гиппократовский принцип ненанесения ущерба (в т.ч. психического), принцип информированного согласия, конфиденциальности и др

2. Принцип гуманности в опытах над животными. Стремиться свести боль, стресс и лишения к минимуму

3. Уважительное отношение к сотрудникам, коллегам, своим предшественникам и последователям

Представление результатов исследований:

Запрет на фальсификацию, фабрикацию, требование соблюдать авторские права и запрет на плагиат.

Ответственность экспертов. От оценки эксперта зависит определение значимости научной работы.

См. «корчеватель»

Преподавание. Требования:

1. Относиться к преподавательской деятельности как к главной профессиональной обязанности

2. Поддерживать компетентность

3. Честно и объективно оценивать

4. Не допускать дискриминации

5. Обязательно обозначать свои собственные позиции как свои собственные (говорю не от имени науки, а от своего)

6. И т.д.

Обращение к широкой общественности.Должно служить задачам просвещения, популяризации научных знаний, информирования, повышения доверия к науке, предупреждения о рисках для общества. Недопустимо использовать для саморекламы, очернения конкурентов и в иных корыстных целях.

Наши рекомендации