Предмет философии.Cтруктура философского знания.
Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека - задача достаточно сложная и неоднозначная. Это связано с тем, что:
1) отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры;
2) философия в начале своего развития охватывала практически все теоретические знания о мире (в т.ч. и те, которые позже стали объектом специальных наук - о Вселенной, строении вещества, природе человека и др.), что предельно расширяло ее предмет;
3) многообразные философские школы и направления по-разному понимают предмет философии, поэтому ей трудно дать такое определение, которое устраивало бы всех мыслителей;
4) в историко-философском процессе наблюдается эволюция ее предмета, отражающая классические и постклассические ориентации самой философии.
Вместе с тем наличие разных взглядов на предмет философии, а порой и принципиальное их расхождение, не отменяет диалог разных подходов, поскольку любая постановка конкретной философской проблемы затрагивает в той или иной мере фундаментальные смыслы бытия человека, его присутствия в мире. Таким образом, философия идет от человека к миру, а не наоборот (как наука), и тем самым ее предметная направленность так или иначе связана с выяснением целого спектра отношений человека с миром - природой, обществом, культурой.Разумеется, из этого спектра отношений философию интересуют прежде всего наиболее общезначимые и существенные характеристики этих отношений и особенно- принципы и основы бытия человека в мире. Именно эта специфика философии позволяет представить ее в историко-философском процессе как целостное теоретическое знание, сохраняющее на всех этапах своей эволюции общие темы исследования (Универсума, человека, сущности их взаимоотношения, смысла отношений человека к другому человеку и обществу) и многообразные способы их осмысления. Поэтому предметом философии в самом общем виде можно полагать целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.
Конечно, это не означает, что каждый философ исследует эти проблемы в столь широкой формулировке: предметом философского анализа могут выступать их конкретные аспекты - например, проблема реальности, проблема смысла человеческого существования, проблема понимания, проблема языка и т.д.
Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела:
собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия;
логика - учение о формах умозаключения и доказательства;
эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном;
этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни.
Соответственно специфике анализируемых проблем в структуре философского знания традиционно выделяются его основные разделы, отражающие историческую динамику предметной ориентации философии. Сегодня в философии могут быть зафиксированы следующие основные разделы:
• онтология - философия бытия, учение о наиболее общих принципах и основаниях всего сущего;
• гносеология - философия познания, учение о принципах, закономерностях и механизмах познавательной деятельности;
• эпистемология - философия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследования;
• философская антропология - философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;
• аксиология - философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии;
• праксеология - философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру;
• социальная философия - философия общества, учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития.
Данные разделы философского знания - при всей их автономности - связаны друг с другом, составляют в своей совокупности современную философскую картину мира и представляют философию как сложноорганизованный феномен духовной культуры.