Кафедра хореографического искусства и спортивного танца
РЕФЕРАТ
на тему:
Особенности поэтической системы В. Набокова и Б. Пастернака
Работу выполнил:
студент 1 курса
заочного отделения
Иванова М.Л.
Научный руководитель:
кандидат филологических наук,
доцент Гарипова Г.Т.
Владимир-2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Формирование мировоззренческих и эстетических принципов поэтической картины мира в русской лирике ХХ века: Б. Пастернак и В. Набоков……………………………………………………..9
1.1. Философская насыщенность поэтической картины мира Б. Пастернака………………………………………………………………………….10
1.2. Особенности синтетического метода в построении поэтической картины мира В. Набокова……………………………………………………….16
ГЛАВА 2. Художественная концептосфера в поэзии Б. Пастернака и В. Набокова……………………………………………………………………….23
2.1.Экзистенциальная концептосфера лирики Б. Пастернака…………………………………………………………………23
2.2.Религиозно-христианская концептосфера лирики В. Набокова………..........................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…37
ВВЕДЕНИЕ
В научной литературе под картиной мира понимается целостный глобальный образ мира, который является результатом всей духовной активности человека». Но это не есть зеркальное отображение мира и не открытое «окно» в мир, а именно картина, т.е. интерпретация, акт миропонимания. Существуют различные точки зрения в отношении толкования «картины мира». Но в настоящее время широкое распространение получил вопрос об образе мира, который воссоздаётся при функционировании языка в эстетической сфере, т.е. об индивидуально-авторской картине мира. Формирование мировоззренческих основ личностной картины мира во многом зависит от того духовного и культурного пространства, в котором происходит развитие человека. И в связи с этим изучение литературы, отражающей высшие духовные проблемы Человека и Бытия, особенно актуально, ибо литература и искусство являются эффективным средством влияния на сознание людей, приобщения их к богатым культурно-историческим и духовно-нравственным ценностям народа, сокровищам мировой цивилизации.
Картина мира художественного произведения понимается как проекция основных общечеловеческих категорий, но в своей личностной интерпретации. В авторской картине мира отражается реальность, прошедшая через призму творческой мысли, что А.А. Потебня в своих работах сформулировал как трехчленную связь «действительность… - поэтическая мысль… - художественное произведение»[1]. Это определение дает возможность рассматривать конкретные соотношения и различия между действительностью «обычной» и «художественно-поэтической» в картине мира автора.
Поэтическая картина в русской литературе ХХ века отражает в полной мере все те сложные катастрофические события, которые позволили Н. Лейдерману говорить об «эпохе катастроф». Особое место в этом плане занимают личные «катастрофы» русских поэтов и писателей, которые в силу историко-политических причин были отторгнуты, отчуждены, каждый по-своему, от родной страны и родной культуры. В этом ряду наиболее трагичными фигурами представляются Б. Пастернак и В. Набоков. Между ними много общего – оба относились к так называемому пласту «потайной», а потом «возвращённой» литературы, оба писали прозу и поэзию, оба включали свою лирику в структуру «романного пространства» (Б. Пастернак – роман «Доктор Живаго», В. Набоков – роман «Дар»). Это и привело к идее исследовать поэтическую картину мира двух писателей-поэтов, во многом определивших концептуальные линии развития русской литературы ХХ века. На наш взгляд, в их поэтической картине мира отражается не только синтетическое авторской поэтико-прозаическое мышление, но и тот образ мира, который отражает самые «потайные» сокровенные черты русской культурной модели ХХ века. В раскрытии этой модели и заключена актуальность данного исследования. Именно задачи понимания уровней пересечения двух авторских поэтических картин мира В. Набокова и Б. Пастернака и определили выбор темы данной работы.
Степень разработанности. В философии принято оперировать понятием «концептуальная картина мира». Философия традиционно признает отражательную основу концептуальной картины мира. Картина мира в концепции Л. Витгенштейна – это модель, изображение, отражение действительности; картина мира реальна, поскольку представляет собой факт[2]. В отличие от Л. Витгенштейна, разводящего понятия картины и представления, признавая за картиной большую степень обобщенности, М. Хайдеггер отождествляет их: картину мира он называет представлением. Картина мира, в понимании М. Хайдеггера, – это не простое изображение действительности, а некое системное ее представление, возникшее у субъекта на основе его опыта[3].
В психологии используется эквивалентный «концептуальной картине мира» термин «образ мира». Проблема построения образа мира связывается с проблемой восприятия. В образе мира, согласно концепции А.Н. Леонтьева, значимы также и те свойства, которые не взаимодействуют с индивидом непосредственно. В результате этого образ мира становится универсальной формой организации знаний индивида[4].
Термин «художественная картина мира» активно употребляется в культурологии. Г.Д. Гачев, используя как синонимичные понятия образа мира, картины мира и модели мира, исходит из идеи Космо-Психо-Логоса, то есть специфического для каждой нации способа восприятия мира, национального характера и склада мышления. В понимании Г.Д. Гачева, «особый «поворот», в котором предстает бытие данному народу, и составляет национальный образ мира»[5].
Дискуссионным остается вопрос относительно художественной картины мира. Т.Ф. Кузнецова сближает понятия онтологии и картины мира, утверждая, что «труд писателя отливается в ‹...› философию жизни, которую мы можем назвать его художественной картиной мира, или онтологией»[6]. В отличие от Т.Ф. Кузнецовой, Л.А. Закс субстанциональной, сущностной характеристикой художественной картины мира считает то, что она закрепляется и существует «через конкретные произведения», в то время как «художественная модель мира, напротив, функционирует только в сфере художественного сознания как его имманентная и атрибутивная ментальная структура»[7].
Научная новизна данного научного исследования и заключается в исследовании и систематизации основных характеристик «образа мира» двух русских авторов Б. Пастернака и В. Набокова с целью определить ключевые аспекты «концептуальной картины мира» и «художественной картины мира» в их поэтическом сознании, а также в попытке определить типологические и дифференциальные аспекты личностных поэтических картин мира исследуемых авторов.
Цельюданного исследования является определение основных аспектов поэтической картины мира Б. Пастернака и В. Набокова в контексте основных мировоззренческих и эстетических особенностей развития русского литературного процесса ХХ века.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Систематизировать основные художественные аспекты развития поэтической картины мира в русской литературы ХХ века в контексте анализа поэтических систем Б. Пастернака и В. Набокова;
2. Обосновать возможность исследования поэзии Б. Пастернака и В. Набокова в одной сравнительно-типологической парадигме;
3. Исследовать основные философские и художественные составляющие поэзии Б. Пастернака, охарактеризовать специфику экзистенциальной концептосферы в лирике писателя;
4. Исследовать специфику синтетического поэтико-прозаического метода В. Набокова, выделить и проанализировать религиозно-христианские мотивы и образы в поэтической концептосфере писателя.
Предмет исследования – основные категории поэтической картины мира - картина мира, образ мира, модель мира, поэтический мир и картина поэтического мира, внутренний мир литературного произведения, художественный мир и мир писателя.
Материалом исследования стали поэтические произведения Б. Пастернака и В. Набокова.
Методологической основой исследования является системный подход, синтезирующий классический литературоведческий анализ, призванный к выявлению художественного своеобразия поэтической картины мира; сравнительно-типологический анализ - с целью выявления общих и дифференцированных черт поэзии исследуемых авторов.
Рабочая гипотеза.Целостная поэтическая картина мира в русской литературе ХХ века представлена в разных плоскостях литературного процесса – официальный поток и поток «потайной» литературы – и может быть выявлена в контексте сравнительно-типологического анализа разноуровневых авторов: например, Б. Пастернака и В. Набокова.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В основе поэтической картины мира Б. Пастернака и В. Набокова лежит «образ мира», соотносимый с традициями русской художественно-философской мысли.
2. Философская насыщенность лирики Б. пастернака становится основным способом раскрытия художественно-философских основ поэтической картины мира поэте.
3. Эстетической доминантой в построении поэтической картины мира в творчестве В. Набокова становится метод синтезирования лирической и прозаической поэтики.
4. В поэзии Б. Пастернака проявляются экзистенциальные мотивы и образы, что говорит о его включённости в экзистенциальную традицию русской литературы ХХ века.
5. Апокалиптические мотивы и образы «ангиологии» в лирике В. Набокова становятся способом отражения авторской поэтической картины мира.
Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшей разработке проблем понимания поэтической картины мира в русской литературе, а также в определении возможностей сравнительно-типологического анализа поэзии Б. Пастернака и В. Набокова.
Практическое значение исследования состоит в возможности учёта выводов исследования для дальнейшей разработки обозначенных проблем в работах историко-литературного и теоретического профиля, в исследованиях творчества Б. Пастернака и В. Набокова; кроме того, материалы можно использовать в процессе школьного и вузовского преподавания русской литературы, в частности, в курсе «возвращённая литература», спецкурсов.
Структура работы определена целью, задачами и методикой исследования. Исследование состоит из введения, двух глав с системой разделов, заключения и списка использованной литературы. Список литературы включает 40 наименований.