Спортивного бального танца

Принципы построения и методы ведения урока

Принцип – ( от лат. начало, основа, происхождение, первопричина.) – основание некоторой совокупности факторов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям.

Метод – это способ достижения цели, способ решения конкретной задачи, это прием, образ действия, способ познания действительности, способ исследования природы, общественной жизни.

1. Принцип целостности личности ученика, его психосоматического, социокультурного единства, интегративного воздействия на него учебно-тренировочной и воспитательной деятельности. При этом приоритетными компонентами в процессе обучения должны выступать самореализация, саморазвитие, формирование патриотов Российской Федерации.

2. Принцип непрерывности и преемственности тренировочного процесса и образования.

3. Принцип дифференцированного подхода к организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса с учетом специфики и целевой установки:

- В первой ступени начальной подготовки: принцип учебно-тренировочной работы – универсальность; задачи – укрепление здоровья и повышение уровня общей физической подготовки, начальное обучение технике и тактике;

- В последующих ступенях среднего и старшего звена: принцип учебно-тренировочной работы – а именно, универсальность с элементами спортивной специализации; задачи – укрепление здоровья и повышение уровня общей физической подготовки, развитие специальных физических качеств, необходимых при совершенствовании техники и тактики.

4. Принцип психологической готовности. Данный принцип предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в коллективе и на занятиях такой общей атмосферы, которая комфортна и для детей и для взрослых.

5. Принцип социальной справедливости. Реализация данного принципа предусматривает такое управление коллективом учащихся, при котором каждый находится в равном положении с другими и все взаимодействие строится на основе понимания человека как цели управления, а не как его средства. Здесь предполагается и создание в коллективе таких условий и предпосылок, которые дают возможность подготовить не только «звездным личностям», но и всем остальным. Реализация принципа «социальной справедливости» позволяет избежать конфликтных ситуаций и создавать оптимальную рабочую атмосферу, способствующую достижению реальных результатов деятельности.

6. Принцип постоянного обновления предусматривает процесс непрерывного поиска новых путей, методов, способов и форм деятельности.

Целостный процесс обучения танцам можно разделить на 3 этапа: начальный этап – обучение (отдельному движению), этап углубленного разучивания, этап закрепления и совершенствования.

Начальный этап характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует движение, а дети пытаются воссоздать увиденное. Показ движения должен быть ярким, выразительным и понятным, в зеркальном изображении. Такой прием является наиболее существенным звеном процесса обучения, где восприятие движений в большей степени связано со зрительным анализатором. Правильный показ создает образ – модель будущего движения, формирует представление о нем и о способе его выполнения. Объяснение техники исполнения движения дополняет информацию, полученную наглядно. Объяснение должно быть образным и кратким, с использованием терминологии. При обучении сложному движению (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой танцевального характера), его можно разделить на составные части. Например: изучить сначала движение только ног, затем рук, далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение. При необходимости следует подобрать подводящие упражнения или, применяя подготовительные упражнения, создать основу для изучаемого движения. Например: при обучении равновесию на одной ноге для удержания тела в вертикальном положении, правильного и полного переноса веса, точной работы стопы, гармоничной позиции в паре, ведения в паре необходимо, чтобы сила мышц ног, разгибателей спины и брюшного пресса была достаточно хорошо развита. Для этого необходимо провести последовательную разработку всех основных групп суставов и мышц: кистей, предплечий, рук, шеи, плеч, корпуса, бедер, коленей, стоп. Количество каждого вида упражнений – 4-8 на 4, 16, 32 счета; общая продолжительность – 10-15 минут. Нагрузка регулируется в зависимости от возраста, степени подготовленности детей и насыщенности урока. Педагог, проводя урок, должен использовать разнообразные методические приемы обучения двигательным действиям. Так, образные сравнения, приводимые педагогом в объяснении того или иного движения, помогают детям правильно его осваивать, так как создают у детей особое настроение, что вызывает желание активно действовать, сопереживать. Положительные эмоции при игровом обучении, похвала активизируют работу сердца, нервной системы ребенка. Нельзя вести обучение на фоне отрицательных эмоций. Необходимо вовлекать, заинтересовывать ребят - только тогда обучение движениям будет эффективным. Успех начального этапа обучения зависит также от умелого и своевременного предупреждения и исправления ошибок. Это дополнительные и ненужные движения, несоразмерность мышечных усилий и излишняя напряженность основных мышечных групп, значительное отклонение от направления и амплитуды движений, искажение общего ритма упражнения. Данные ошибки являются характерными на стадии формирования умения. Исправлять ошибки необходимо, начиная с самых грубых. При удачном выполнении упражнения целесообразно повторить его несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Этап углубленного разучивания. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Количество повторений в одном занятии увеличивается по сравнению с предыдущим этапом. Процесс разучивания существенно ускоряется, если применить такие приемы, как: выполнение движений перед зеркалом, использование звуковых ориентиров (хлопков, отражающих ритмическую характеристику движения или специально подобранной музыки, музыкальный размер которой способствует лучшему исполнению движения). Успех на этапе углубленного разучивания движений зависит и от активности обучаемых. Повышению активности детей способствует изменения условий выполнения движений, постановка определенных двигательных задач. С этой целью применяется соревновательный метод с установкой на лучшее исполнение. Когда выполнение изучаемого движения отвечает характерным его особенностям, стилю исполнения, можно считать, что этап формирования основ двигательного навыка закончен. [3]

Этап закрепления и совершенствования. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа – соревновательный и игровой. По мере многократного повторения упражнения формируется двигательный навык. Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня. Здесь необходимо, совершенствуя качество исполнения движений, формировать индивидуальный стиль. Этап совершенствования движений можно считать завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное движение можно применить с другими, ранее изученными движениями в различных комбинациях, комплексах и танцах.

Направляющая и воспитывающая роль педагога состоит в формировании «школы движений», определенного стиля их выполнения, сознательного отношения к обучению. Это повышает интерес к занятиям любой сложности, стимулирует к активному и творческому труду.

Построение урока.

Большое значение в музыкально – ритмической деятельности имеет качество учебного материала, на основе которого ведутся занятия. В данном случае – это используемый танцевальный и музыкальный репертуар. Подбор репертуара должен соответствовать трем главным требованиям: идейности, художественности и доступности. На самом первом занятии в краткой беседе происходит знакомство детей с организационными моментами: распорядок урока, требования к одежде, обуви, внешнему виду и т.д. Непременным условием правильной организации учебного процесса является тщательно продуманное планирование учебной работы. Условно каждое занятие можно разделить на пять связанных между собой частей.

1. Вводная часть

2. Количественно – порядковые и ритмические упражнения

3. Упражнения для развития техники танца

4. Элементы танца, танцевальные комбинации.

5. Заключительная часть

Особенности музыкального оформления. В спортивном бальном танце в группах дети 1 в тренировочном процессе и на соревнованиях используется только инструментальная музыка, без вокала. На занятиях таких возрастных групп, музыкальный носитель должен иметь функцию замедления темпа, либо изначально использовать учебный музыкальный материал в медленном темпе. В бальных танцах может быть использована самая разнообразная музыка. Классическая музыка, используемая в стандартных танцах, имеет основные требования – это ритмичность и эмоциональность. Выбор музыки зависит от того, для какого танца она предназначена. Музыка является сильнейшим средством эстетического воспитания.

Продолжительность каждой части урока и распределение учебного материала изменяются в зависимости от подготовленности, возраста, способностей детей, сложности материала. Если занятия проводятся с детьми, не имеющими подготовки, то больше времени необходимо уделить вводной части и тренировочным упражнениям. По мере увеличения количества разучиваемых танцев появляется необходимость уделять больше времени повторению танцевального материала и совершенствованию стиля и манеры исполнения. Вводная часть помогает лучше организовать и подготовить детей к основной танцевальной части занятий. Занятия начинаются с организационного входа детей в танцевальный зал и поклон педагогу. Затем в краткой беседе дети знакомятся с содержанием и основными задачами предстоящего занятия.

Коллективно – порядковые и ритмические упражнения содействуют выработке навыков передвижения и перестроения, дети знакомятся с такими понятиями, как «шеренга», «колонна», «дистанция», а также учатся перестраиваться в круг, квадрат, змейку, спираль и т.д. Эти упражнения выполняются на месте и в движении (по одному, парами, четверками). При этом следует уделять внимание осанке детей, походке, умение держать голову и руки. Ритмические упражнения помогают детям воспринимать музыку в движении (начинать движение вместе с музыкой, двигаться в характере и темпе музыки, заканчивать движение с концом музыкальной фразы). Упражнения для техники танца необходимы для приобретения детьми легкости, танцевальности и грациозности. Дети знакомятся с основными положениями корпуса, головы, позициями рук, ног, которые исполняются в естественной позиции, т.е. полувыворотно, в соответствии с требованиями бального танца.

Все упражнения тренажа разучиваются и выполняются в построении колоннами или в шахматном порядке.

Основная часть занятия – разучивание элементов, комбинаций и фигур; исполнение бальных танцев. Освоение элементов танца, танцевальных комбинаций и фигур, из которых состоят композиции бальных танцев, являются началом их разучивания. Разучиваемые элементы танца исполняются в начале в медленном темпе, а по мере усвоения материала темп ускоряется. Следует чередовать быстрые и медленные движения. Новые движения вводятся постепенно (не более 2-3 на одном занятии). Элементы танца целесообразно разучивать в построении колоннами (по 4 человека в ряд – девочка, мальчик и т.д.) на месте. По мере усвоения материала они исполняются с продолжениями в разных направлениях: вперед, в сторону, в повороте направо и налево, по кругу, по одному и парами. Необходимо постепенно добиваться координации ног, рук, корпуса, головы. На каждом занятии нужно отдавать предпочтение элементам того танца, который предусматривается программой данного урока.

Повторяя на следующих уроках выученный танцевальный материал, желательно разнообразить сочетание движений, чтобы тренировать сообразительность и быстроту реакции восприятия у детей.

При разучивании каждого танца, проводится беседа, в которой детям сообщаются необходимые сведения о характере, стиле и манере исполнения танца, делается акцент на связь движения с музыкой, подкрепляется это непосредственной демонстрацией танца. От детей следует постепенно добиваться верного характера и стиля, выразительности и непринужденности в исполнении танца.

При обучении необходимо помнить, что ряд бальных танцев имеет зафиксированную композицию – определенное чередование движений, фигур. Поэтому, в начале следует усвоить ряд основных движений определенной последовательности, а затем их можно исполнять в различных вариациях.

Заключительная часть урока длится от 3% до 7% общего времени. В том случае, если в основной части урока имеет место большая физическая нагрузка, время заключительной части увеличивается. Это создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. Используются упражнения на расслабление мышц, укрепление осанки, дыхательные упражнения, игровой самомассаж.

Если урок направлен на преимущественное разучивание нового материала и требует от детей максимального внимания, то необходима эмоциональная разрядка. В том случае следует проводить подвижные игры малой интенсивности (ходьба с речитативом, с песней, полюбившиеся детям ритмические танцы).

Заканчивая урок, следует говорить детям о результате проведенного занятия. Осторожно и очень корректно указываются недостатки (несовершенство движений, неправильное понимание характера танца и т.д.). При необходимости следует похвалить за поведение на уроке и усвоение пройденного материала. Прощаясь, дети исполняют поклон, благодарят учителя.

Наши рекомендации