Институт физической культуры и спорта

Институт ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Кафедра хореографического искусства и спортивного танца

РЕФЕРАТ

на тему:

Особенности поэтической системы В. Набокова и Б. Пастернака

Работу выполнил:

студент 1 курса

заочного отделения

Иванова М.Л.

Научный руководитель:

кандидат филологических наук,

доцент Гарипова Г.Т.

Владимир-2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Формирование мировоззренческих и эстетических принципов поэтической картины мира в русской лирике ХХ века: Б. Пастернак и В. Набоков……………………………………………………..9

1.1. Философская насыщенность поэтической картины мира Б. Пастернака………………………………………………………………………….10

1.2. Особенности синтетического метода в построении поэтической картины мира В. Набокова……………………………………………………….16

ГЛАВА 2. Художественная концептосфера в поэзии Б. Пастернака и В. Набокова……………………………………………………………………….23

2.1.Экзистенциальная концептосфера лирики Б. Пастернака…………………………………………………………………23

2.2.Религиозно-христианская концептосфера лирики В. Набокова………..........................................................................................27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…37

ВВЕДЕНИЕ

В научной литературе под картиной мира понимается целостный глобальный образ мира, который является результатом всей духовной активности человека». Но это не есть зеркальное отображение мира и не открытое «окно» в мир, а именно картина, т.е. интерпретация, акт миропонимания. Существуют различные точки зрения в отношении толкования «картины мира». Но в настоящее время широкое распространение получил вопрос об образе мира, который воссоздаётся при функционировании языка в эстетической сфере, т.е. об индивидуально-авторской картине мира. Формирование мировоззренческих основ личностной картины мира во многом зависит от того духовного и культурного пространства, в котором происходит развитие человека. И в связи с этим изучение литературы, отражающей высшие духовные проблемы Человека и Бытия, особенно актуально, ибо литература и искусство являются эффективным средством влияния на сознание людей, приобщения их к богатым культурно-историческим и духовно-нравственным ценностям народа, сокровищам мировой цивилизации.

Картина мира художественного произведения понимается как проекция основных общечеловеческих категорий, но в своей личностной интерпретации. В авторской картине мира отражается реальность, прошедшая через призму творческой мысли, что А.А. Потебня в своих работах сформулировал как трехчленную связь «действительность… - поэтическая мысль… - художественное произведение»[1]. Это определение дает возможность рассматривать конкретные соотношения и различия между действительностью «обычной» и «художественно-поэтической» в картине мира автора.

Поэтическая картина в русской литературе ХХ века отражает в полной мере все те сложные катастрофические события, которые позволили Н. Лейдерману говорить об «эпохе катастроф». Особое место в этом плане занимают личные «катастрофы» русских поэтов и писателей, которые в силу историко-политических причин были отторгнуты, отчуждены, каждый по-своему, от родной страны и родной культуры. В этом ряду наиболее трагичными фигурами представляются Б. Пастернак и В. Набоков. Между ними много общего – оба относились к так называемому пласту «потайной», а потом «возвращённой» литературы, оба писали прозу и поэзию, оба включали свою лирику в структуру «романного пространства» (Б. Пастернак – роман «Доктор Живаго», В. Набоков – роман «Дар»). Это и привело к идее исследовать поэтическую картину мира двух писателей-поэтов, во многом определивших концептуальные линии развития русской литературы ХХ века. На наш взгляд, в их поэтической картине мира отражается не только синтетическое авторской поэтико-прозаическое мышление, но и тот образ мира, который отражает самые «потайные» сокровенные черты русской культурной модели ХХ века. В раскрытии этой модели и заключена актуальность данного исследования. Именно задачи понимания уровней пересечения двух авторских поэтических картин мира В. Набокова и Б. Пастернака и определили выбор темы данной работы.

Степень разработанности. В философии принято оперировать понятием «концептуальная картина мира». Философия традиционно признает отражательную основу концептуальной картины мира. Картина мира в концепции Л. Витгенштейна – это модель, изображение, отражение действительности; картина мира реальна, поскольку представляет собой факт[2]. В отличие от Л. Витгенштейна, разводящего понятия картины и представления, признавая за картиной большую степень обобщенности, М. Хайдеггер отождествляет их: картину мира он называет представлением. Картина мира, в понимании М. Хайдеггера, – это не простое изображение действительности, а некое системное ее представление, возникшее у субъекта на основе его опыта[3].

В психологии используется эквивалентный «концептуальной картине мира» термин «образ мира». Проблема построения образа мира связывается с проблемой восприятия. В образе мира, согласно концепции А.Н. Леонтьева, значимы также и те свойства, которые не взаимодействуют с индивидом непосредственно. В результате этого образ мира становится универсальной формой организации знаний индивида[4].

Термин «художественная картина мира» активно употребляется в культурологии. Г.Д. Гачев, используя как синонимичные понятия образа мира, картины мира и модели мира, исходит из идеи Космо-Психо-Логоса, то есть специфического для каждой нации способа восприятия мира, национального характера и склада мышления. В понимании Г.Д. Гачева, «особый «поворот», в котором предстает бытие данному народу, и составляет национальный образ мира»[5].

Дискуссионным остается вопрос относительно художественной картины мира. Т.Ф. Кузнецова сближает понятия онтологии и картины мира, утверждая, что «труд писателя отливается в ‹...› философию жизни, которую мы можем назвать его художественной картиной мира, или онтологией»[6]. В отличие от Т.Ф. Кузнецовой, Л.А. Закс субстанциональной, сущностной характеристикой художественной картины мира считает то, что она закрепляется и существует «через конкретные произведения», в то время как «художественная модель мира, напротив, функционирует только в сфере художественного сознания как его имманентная и атрибутивная ментальная структура»[7].

Научная новизна данного научного исследования и заключается в исследовании и систематизации основных характеристик «образа мира» двух русских авторов Б. Пастернака и В. Набокова с целью определить ключевые аспекты «концептуальной картины мира» и «художественной картины мира» в их поэтическом сознании, а также в попытке определить типологические и дифференциальные аспекты личностных поэтических картин мира исследуемых авторов.

Цельюданного исследования является определение основных аспектов поэтической картины мира Б. Пастернака и В. Набокова в контексте основных мировоззренческих и эстетических особенностей развития русского литературного процесса ХХ века.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Систематизировать основные художественные аспекты развития поэтической картины мира в русской литературы ХХ века в контексте анализа поэтических систем Б. Пастернака и В. Набокова;

2. Обосновать возможность исследования поэзии Б. Пастернака и В. Набокова в одной сравнительно-типологической парадигме;

3. Исследовать основные философские и художественные составляющие поэзии Б. Пастернака, охарактеризовать специфику экзистенциальной концептосферы в лирике писателя;

4. Исследовать специфику синтетического поэтико-прозаического метода В. Набокова, выделить и проанализировать религиозно-христианские мотивы и образы в поэтической концептосфере писателя.

Предмет исследования – основные категории поэтической картины мира - картина мира, образ мира, модель мира, поэтический мир и картина поэтического мира, внутренний мир литературного произведения, художественный мир и мир писателя.

Материалом исследования стали поэтические произведения Б. Пастернака и В. Набокова.

Методологической основой исследования является системный подход, синтезирующий классический литературоведческий анализ, призванный к выявлению художественного своеобразия поэтической картины мира; сравнительно-типологический анализ - с целью выявления общих и дифференцированных черт поэзии исследуемых авторов.

Рабочая гипотеза.Целостная поэтическая картина мира в русской литературе ХХ века представлена в разных плоскостях литературного процесса – официальный поток и поток «потайной» литературы – и может быть выявлена в контексте сравнительно-типологического анализа разноуровневых авторов: например, Б. Пастернака и В. Набокова.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В основе поэтической картины мира Б. Пастернака и В. Набокова лежит «образ мира», соотносимый с традициями русской художественно-философской мысли.

2. Философская насыщенность лирики Б. пастернака становится основным способом раскрытия художественно-философских основ поэтической картины мира поэте.

3. Эстетической доминантой в построении поэтической картины мира в творчестве В. Набокова становится метод синтезирования лирической и прозаической поэтики.

4. В поэзии Б. Пастернака проявляются экзистенциальные мотивы и образы, что говорит о его включённости в экзистенциальную традицию русской литературы ХХ века.

5. Апокалиптические мотивы и образы «ангиологии» в лирике В. Набокова становятся способом отражения авторской поэтической картины мира.

Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшей разработке проблем понимания поэтической картины мира в русской литературе, а также в определении возможностей сравнительно-типологического анализа поэзии Б. Пастернака и В. Набокова.

Практическое значение исследования состоит в возможности учёта выводов исследования для дальнейшей разработки обозначенных проблем в работах историко-литературного и теоретического профиля, в исследованиях творчества Б. Пастернака и В. Набокова; кроме того, материалы можно использовать в процессе школьного и вузовского преподавания русской литературы, в частности, в курсе «возвращённая литература», спецкурсов.

Структура работы определена целью, задачами и методикой исследования. Исследование состоит из введения, двух глав с системой разделов, заключения и списка использованной литературы. Список литературы включает 40 наименований.

ВЫВОДЫ К 1 ГЛАВЕ

Поэзия Бориса Пастернака и Владимира Набокова не легка для восприятия. Дело тут не только в сложности их поэтики, но и в глубине и динамике мысли, в её сложной синтетической философско-поэтической природе. Философская традиция в русской лирике представлена такими именами, как Баратынский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев. В своем творчестве они размышляли о вопросах бытия, жизни и смерти, человеческого предназначения и духовности, взаимоотношениях человека и мира, человека и природы. В. Набоков и Б. Пастернак продолжают и развивают русские классические традиции философской лирики и определяют новации в контексте новой поэтической картины мира русской литературы ХХ века.

Идеалы Истины, Добра и Красоты находят свое выражение и в произведениях Б. Пастернака и В. Набокова, потому что именно эти ценности определяют человеческую жизнь в целом: они суть ее, первооснова.

Ключевыми темами лирики Б. Пастернака и В. Набокова становятся тема судьбы, «живой жизни», тема бытия, тема смысла человеческой жизни. Для Б. Пастернака и В. Набокова в равной степени поэзия и проза сосуществуют в единой системе авторской художественно-поэтической картины мира.

ВЫВОДЫ КО 2 ГЛАВЕ

1. Художественная картина мира писателяна основе сложившихся в литературоведении подходов может быть определена как художественное целое, включающее КОМПЛЕКС КОНЦЕПТОВ, организующих мировоззренческую и эстетическую парадигму поэтического мир.

2. В поэзии Б. Пастернака и В. Набокова выделяется ключевая концептосфера, образующая ценностное ядро авторского «образа мира» и осваивающая авторскую поэтическую картину мира в соответствии с художественным заданием автора, воплощенную («завершенную») в словесной ткани произведения.

3. Основными параметрами картины мира в поэзии Б. Пастернака и В. Набокова можно признать художественно- философскую онтологию (наука о бытии), предметный мир, систему действующих в ней героев и систему инвариантных мотивов и образов-метафор.

4. Доминантной в лирике Б. Пастернака становится экзистенциальная концептосфера, в призме составляющих категорий-концептов которой и разворачивается решение темы «внутренний человек».

5. Ключевой в лирике В. Набокова становится религиозно-христианская концептосфера, организованная на стыке двух парадигм – апокалиптической и ангиологии. В призме данной концептосферы раскрывается смысловая концепция «человека вне Родины».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ряду великих художественных открытий русской литературы XX века поэтические системы Бориса Пастернака и Владимира Набокова по праву занимают одно из первых мест наряду с творчеством Блока и Маяковского. У каждого поэта свой “образ мира, в слове явленный”. Зрительное ощущение всякого человека избирательно и отлично от восприятия других. В этом отношении художник — человек вдвойне, ибо ему предстоит не просто увидеть мир, но и представить его вновь, уже преображенным, пропущенным через призму творческого воображения. Поэтическая картина мира, таким образом, является собственностью самого автора, и происходящее в ней существует по его законам.

Б. Пастернаку пришлось пережить страшные времена: две мировые войны, революции, сталинский террор, разруху послевоенных лет. Ко всем годам жизни и творчества выдающегося поэта можно применить его слова: «А в наши дни и воздух пахнет смертью: открыть окно — что жилы отворить». Но стихи Б. Пастернака с их устремленностью к сути, с их утверждением жизни и гармонии противостояли времени и самим фактом своего существования служили возрождению культуры.

В. Набоков-поэт — творец особого мира, созданного его воображением. Он волен распоряжаться этим миром и его героями, «своими представителями», по личному усмотрению. Конечная цель — увековечение творческой личной победой над забвением и смертью. И память художника — главный его помощник в осуществлении этой цели. Она — сокровищница, откуда он черпает материал для своего «нерукотворного памятника».

«Образ мира», открытый в поэзии Б. Пастернака и В. Набокова представляют собой поэтическую картину мира, в контексте которой постигаются не только закономерности развития русской литературы ХХ века, но и раскрываются социально-исторические «катастрофические» картины действительности ХХ века.

И для Б. Пастернака, и для В. Набокова основными мотивами их поэзии становятся проблемы и образы онтологического плана – в их призме решается и образ человека ХХ века.

В художественной системе Б. Пастернака и В. Набокова в равной степени поэзия не просто сосуществует с прозой писателей, но и синтетически органично формирует единую концептуально-художественную картину мира русской поэтической системы ХХ века.

Список использованной литературы:

1. Баевский B.C. Б. Пастернак - лирик: Основы поэтической системы. - Смоленск, 1993.

2. Баевский B.C. К поэтике пространственно-временных отношений у Фета, Блока и Пастернака // Пространство и время в литературе и искусстве. Конец XIX - XX век. - Даугавпилс, 1987.

3. Баевский B.C. Лирика Б. Пастернака в историко-культурном контексте // Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз. - 1988 .- т. 47. - № 2. - С. 130-141.

4. Баевский B.C. Миф в поэтическом сознании и лирике Пастернака // Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз. - 1980. - т. 39. - № 2 - С. 116-127

5. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

6. Витгенштейн Л. Философские работы / Пер. с нем. - М., 1994. - Ч. 1.

7. Гаспаров М. Л., Поливанов К.М. Из комментария к «Близнецу в тучах» Б.Пастернака // Изв. АН. Сер. лит. и яз. - Т 57. - 1998. - №4 - С. 22-29.

8. Гаспаров М.Л. «Близнец в тучах» и «Начальная пора» Б. Пастернака: от композиции сборника к композиции цикла. // Изв. АН Сер. лит. и яз. - 1990. - Т 49. - № 3 - С. 218-222.

9. Гачев Г. Национальные образы мира. - М., 1988.

10. Горелик Л.Л. Эволюция темы творчества в лирике Пастернака («Близнец в тучах» и «Начальная пора») // Изв. АН. Сер. лит. и яз. - Т 57. - 1998. - №4. - С. 12-21

11. Интервью Николаю Аллу.// Набоков о Набокове и прочем. Интервью. Рецензии. Эссе. - М., 2002.

12. Интервью Олвину Тоффлеру // Набоков о Набокове и прочем: Интервью, рецензии, эссе. / Сост., предисловие, комментарии, подбор иллюстраций Н.Г. Мельникова. - М.: Издательство Независимая газета, 2002.

13. Исаев С.Г. Композиция текста в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Филологические науки. – 2005. – № 3.

14. Кузнецова Т.Ф., Межуев В.М., Шайтанов И.О. и др. Картина мира и образы культуры // Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие. - М., 1995.

15. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения: В 2 т. - М., 1983. - Т. 2. - С.251–261.

16. Лихачев Д.С. Внутренний мир литературного произведения // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 74–87.

17. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. - М., 1996.

18. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М., 1988.

19. Минералова И. Г. Поэзия Серебряного века. Учебно-методическое пособие. – М.: Флинта, 2007.

20. Набоков В. В. Дар. Роман. – М., 2008.

21. Набоков В. В. Избранное. В 2-х т. – Т1. «Поэзия». – Спб.: Искусство-Спб, 2003.

22. Набоков В. В. Подвиг. Роман. – М., 2006.

23. Набоков В.В. Письма к Глебу Струве // Звезда. - № 4. - 1999. - С. 35 – 45.

24. Набоков В.В.Литературный смотр. Сводный сборник. – Париж, 1939. - Т.V.

25. Набокова Вера. Предисловие к сборнику: В. Набоков. Стихи (1979).// В.В. Набоков: Pro et contra. - СПб.,1999. - Т.I.

26. Осоргин М. В.Сирин. «Камера Обскура», роман. Книгоиздательства «Современные записки» и «парабола». Берлин, 1934 // В.В. Набоков: Pro et contra. - СПб.,1999. - Т.I.

27. Пастернак Борис. Избранное. – М.: Прометей, 2006.

28. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. – М.: Искусство, 1976.

29. Старк В.П. А.А.Блок в художественных отражениях В.В.Набокова//Набоковский вестник. Вып. 4. - СП6., 1999.

30. Струве Г.Набоков-Сирин.// В.В. Набоков: Pro et contra. - СПб.,1999. - Т.I.

31. Фарыно Е. К проблеме кода лирики Пастернака // Russian Literature. - 1978. - № 6(1). - P. 69-101.

32. Фатеева Н.А. Поэт и проза: Книга о Пастернаке / Предисл. И. П. Смирнова. – М., 2003.

33. Филимонов А.О.. Набоковский вестник. Вып.6 (Набоков и Серебряный век). - СПб., 2001.

34. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. - М., 1993.

35. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., Высшая школа, 2002.

36. http://www.litra.ru/

37. http://www.studenty.ru/

38. http://ddtl.virtbox.ru/dejavu4/library

39. http://www.lib.aldebaran.ru/

40. http://rema.ru/philologica/04rus/04rus_ dobricyn.htm.

[1] Потебня А. А. Эстетика и поэтика. – М.: Искусство, 1976. – С.146.

[2] Витгенштейн Л. Философские работы / Пер. с нем. - М., 1994. - Ч. 1.

[3] Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. - М., 1993.

[4] Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения: В 2 т. - М., 1983. - Т. 2. - С.251–261.

[5] Гачев Г. Национальные образы мира. - М., 1988. - С. 44.

[6] Кузнецова Т.Ф., Межуев В.М., Шайтанов И.О. и др. Картина мира и образы культуры // Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие. - М., 1995. - С. 148.

[7] Там же, С. 75.

[8] Хализев В.Е. Теория литературы. - М., Высшая школа, 2002. – С.115.

[9] Пастернак Борис. Избранное. – М.: Прометей, 2006. – С.12. – (в дальнейшем цитируется данное издание с указанием в тексте в скобках страниц).

[10] Минералова И. Г. Поэзия Серебряного века. Учебно-методическое пособие. – М.: Флинта, 2007. – С.45.

[11] Набоков В. В. Избранное. В 2-х т. – Т1. «Поэзия». – Спб.: Искусство-Спб, 2003. – С.15. – (В дальнейшем цитируется данное издание с указанием в тексте в скобках страниц).

[12] Набоков В. В. Дар. Роман. – М., 2008. – С.234.

[13] Набоков В. В. Подвиг. Роман. – М., 2006. –С.47.

[14] Струве Г.Набоков-Сирин.// В.В. Набоков: Pro et contra. - СПб.,1999. - Т.I. - С. 272.

[15] Poems and Problems New York, Toronto: McGraw-Hill, 1971. – (В сборник входят: предисловие автора, 39 русских стихотворений и с переводом на английский, 13 английских стихотворений (все из сб. "Poems"), 18 шахматных задач с решениями и библиография) - Цитируется по: Набокова Вера. Предисловие к сборнику: В. Набоков. Стихи (1979).// В.В. Набоков: Pro et contra. - СПб.,1999. - Т.I. - С. 349.

[16] Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.,1997. - С.12-14.

[17] Фатеева Н.А. Поэт и проза: Книга о Пастернаке / Предисл. И. П. Смирнова. – М., 2003. – С.45.

[18] Там же, С. 62-63.

[19] Исаев С.Г. Композиция текста в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Филологические науки. – 2005. – № 3.- С.56.

[20] Исаев С.Г. Композиция текста в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Филологические науки. – 2005. – № 37.

[21] Розанов В. В. Уединенное. – М.: Республика, 2003. – С.134.

Институт ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Наши рекомендации