Предмет философии. Основные функции философии в культуре.
Философия - духовное рационально-теоретическое освоение действительности; это теоретически оформленное системно-рациональное мировоззрение.
Важнейшими функциями философии являются следующие:
1.Онтологическая. Онтология – учение о мире. Определяет философию со стороны её интереса к миру. Она требует ответа на вопрос: «Что такое мир как некая цельная система, не зависимая от человека со своими внутренними законами и характеристиками?»
2.Гносеологическая. Гносеология – учение о познании, теория познания. Эта функция позволяет раскрыть сущность познания человеком окружающего его мира. Здесь философия, прежде всего, отвечает на вопрос: «Познаваем ли мир?» и, если познаваем, то как его можно познать? Каковы особенности процесса познания? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина и каковы её критерии? На каких путях человек может её постичь?
3.Идеологическая. Отражает идеалы и интересы той или иной группы людей (классов, слоев), представляющих социальную структуру определенного общества.
4.Аскиологическая. Аксиология – учение о ценностях, об оценке отношения человека к окружающему миру и другим людям. Здесь разрабатываются такие критерии как Добро, Справедливость, Свобода, Правда, Красота.
5.Методологическая. Эта функция выражается в поисках методов, путей познания и преобразовании мира. По отношению к миру – это поиск путей преобразования мира на основах справедливости, равенства всех людей перед законом, свободы и благополучия каждого человека. По отношению к науке это проявляется в содействии прироста научных знаний в частных науках, координировании методов в процессе научного исследования, объединение в целое различных частей научного знания, добытого различными науками.
6.Антропологическая. Эта функция обращает внимание философов на проблему человека. «Что такое человек?», «Есть ли смысл жизни у человека, и если есть, то в чем он состоит?». Решаются проблемы жизни и смерти, определяется место человека в мире, его роль как созидательного соучастника мировой эволюции, выявляется его ответственность за результаты своей деятельности.
7.Практическая. Эта функция показывает, что философия не есть чисто умозрительное, оторванное от жизни учение, доступное кругу избранных философов.
Вопрос 3
Милетская школа философов и ее основные идеи.
Одной из первых философских школ считается милетская (VII-VI вв. до н.э.). Мыслители из города Милета - Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. "Из чего всё?" - вот вопрос, который интересовал милетцев в первую очередь. Фалес считал источником всего воду, Анаксимен - воздух, Анаксимандр - некоторое беспредельное и вечное начало, апейрон. Согласно милетцам, в основе всего находится первичная субстанция.
Фалес полагал первопричиной всего воду. Его вода соотносилась с божественным началом, она "разумна". Фалес - гилозоист, поскольку считает мир одушевлённым, пронизанным жизнью.
Анаксимандр был учеником Фалеса. Анаксимандр отвечает на вопрос, как из первоначала происходят все вещи. Хотя основа едина, но из неё рождаются противоположности. Поскольку же элементы мира вода, земля, воздух, огонь должны находиться в пропорции, гармонии, то некоторого рода необходимость постоянно восстанавливает равновесие. Космогония Анаксимандра связана с учением о выделении противоположностей из апейрона. Из него возникают первые две противоположности: холодное и горячее. Холодное вначале является жидким, под воздействием горячего, огня, оно образует воздух. Огненная сфера рождает солнце, луну, звёзды. Жидкий элемент, собираясь в земных впадинах, образует моря. Из жидкого элемента под воздействием солнца рождаются первые элементарные живые организмы, из которых развиваются всё более сложные организмы.
Анаксимен, ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух, свойством которого является апейрон. Порождение всего многообразия явлений из воздуха объясняется Анаксименом через динамический механизм его "разряжения" и "уплотнения". Огонь - это разряженный воздух, сгущаясь, воздух последовательно становится ветром, облаком, землей, и при дальнейшем сгущении камнем. Разряжение связано с нагреванием, а сгущение - с охлаждением.
Вопрос 4