Тема 1. Философия античного мира

Рабочая тетрадь

По философии

Для самостоятельной

Работы

студентов

Южный федеральный университет

Рабочая тетрадь

По философии

Для самостоятельной работы

студентов

Ростов-на-Дону

УДК 101 (075.8)

ББК 87.3я73

Р13

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор кафедры истории философии ЮФУ Золотухина Е.В.

кандидат философских наук, доцент кафедры философии, религиоведения и теологии ЮФУСубботин А.И

Составитель:

кандидат философских наук, доцент кафедры

истории философии Богданова М.А.

Богданова М.А. «Рабочая тетрадь по философии». Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса. – Ростов н/Д: 2015

«Рабочая тетрадь по философии» содержит задания и методические рекомендации для самостоятельной работы с литературой и Интернет-ресурсами студентов нефилософских факультетов. Рабочая тетрадь представляет собой папку заданий, в которой содержатся проблемные и контрольные вопросы, поисковые задания, материалы, по которым студентам надо дать самостоятельные оценки и суждения.

УДК 101 (075.8)

ББК 87.3я73

© Богданова М.А.

Пояснительная записка

в изучении философской науки история философии занимает особое место. Функционально история философии призвана не только изложить ход развития философской мысли, но и преподать урок формирования мышления.

современная жизнь с ее сложными проблемами, наука и культура с их гигантскими достижениями и противоречиями требуют от каждого пытливой самостоятельной мысли, энергичной любознательности, тонкой интуиции, творческого воображения и креативности.

для каждого человека важно знать, что такое мир и как он устроен, имеют ли цель и смысл происходящие вокруг нас события, что в этом мире от нас зависит, а что нет, какова природа добра и зла, справедливости и несправедливости. все эти и другие вопросы задавались на всем протяжении длительной и драматичной истории философии. Эти же вопросы волнуют и нас.

ответы на эти вопросы лежат в области философского мышления. Для того чтобы научиться видеть проблему, понять ее и находить способы и средства ее решения стоит посмотреть, как это делали философы разных времен, получившие звание мудрецов.

Введение

Философия неизбежна. Даже если вы думаете, что у вас нет своей философии, будьте, уверены: она у вас есть. Как и любой человек, вы живете в соответствии с какими-то идеями и мыслями о мире и вашем месте в нем.

Если вы не удовлетворены тем, что находится вокруг вас и кто есть вы сами, – у вас, возможно, появится желание переосмыслить что-то об окружающей действительности и о себе.

Изучение философии – это процесс, похожий на установку нового «программного обеспечения» в вашем сознании, позволяющего вам развивать ваше мышление, чтобы осмыслять встающие перед вами проблемы – личные, экономические, социальные, политические – и решать их – конструктивно и продуктивно.

Вопрос о происхождении философии является достаточно сложным. Можно выделить, по крайней мере, два подхода к рассмотрению данной проблемы. Первый подход связан с пониманием философии как универсального явления человеческой культуры, по мере развития которой происходит переход от мифологического мировоззрения к философскому (от мифа к логосу___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________что означает греческий термин «логос» и кем он впервые был использован?) Философия появляется в так называемое «осевое время» (К.Ясперс) – это ориентировочно VIII – II века до нашей эры, в нескольких точках мира (Греция, Индия, Китай). Появление философии знаменует собой рождение новой интеллектуальной традиции и новой познавательной практики.

Второй подход рассматривает философию как уникальное явление культуры, возникшее лишь однажды и в одном месте – в древнегреческом мире. То, что считается западноевропейской философией (начиная со средних веков и вплоть до сегодняшнего дня) представляет собой отход от подлинной философии, философии как таковой. Что же касается Востока, то здесь мы имеем дело вообще не с философией, а с особым типом мысли, часто реализующей себя в религиозной форме.

Вопросы:

1. Что означает слово «философия»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, т.е. философом, был: ____________________________________________________________

3. Дайте определение философии и ее предмета:

________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

5. Философия возникла и развивалась в соответствии с потребностями общественно-зкономического и духовного развития общества, в силу чего она всегда играла существенную роль в его жизни. В чем же ее назначение, какие функции выполняет философия в обществе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Структура философии. Подберите из правой колонки понятие, соответствующее суждению (определению) в левой колонке

1. Анализ всеобщих форм, законов и принципов мышления · Аксиология · Гносеология · Логика · Философия истории · Онтология · Философская антропология
2. Философское учение о ценностях · Аксиология · Гносеология · Логика · Философия истории · Онтология · Философская антропология
3. Выявление всеобщих принципов, форм и законов познавательной деятельности · Аксиология · Гносеология · Логика · Философия истории · Онтология · Философская антропология
4. Философское учение о человеке · Аксиология · Гносеология · Логика · Философия истории · Онтология · Философская антропология
Исследование всеобщих форм, законов и принципов бытия · Аксиология · Гносеология · Логика · Философия истории · Онтология · Философская антропология
Раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания · Аксиология · Гносеология · Логика · Философия истории · Онтология · Философская антропология

Вопросы, требующие самостоятельного размышления

1. Проанализируйте следующее рассуждение Р.Декарта: «...философия (поскольку она распространяется на всё доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как Вы понимаете слова русского мыслителя В.Соловьева о сущности философии: «Философия появляется лишь тогда, когда прежний общественный организм начинает разлагаться. Коренясь, таким образом, в раздвоении между отдельным лицом и обществом, философия тем самым есть начало распадения между теорией и практикой, между школой и жизнью»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этика Канта является важнейшей частью философской системы Канта. Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваются с позиций категорий добра и зла.

Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала. Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант предлагает свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми (напишите его наименование и формулировку).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.4. Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770 г. в семье крупного чиновника. Изучал философию и теологию в Тюбингенском университете. После его окончания некоторое время работал домашним учителем. В 1801 году защитил докторскую диссертацию и стал профессором Иенского университета. Первым выдающимся трудом Гегеля является его "Феноменология духа" (1806).

Великая заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Но процессы движения, развития, изменения осуществляются не хаотично, но подчиняются объективным законам – законам диалектики. (Сформулируйте, в версии Фридриха Энгельса.)

1. __________________________________________________________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________________________________________________________

Г. Гегель подверг пересмотру логику, идущую от Аристотеля. Он выдвинул самый смелый за всю историю философии принцип: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения» (поясните).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.5. Людвиг Фейербах (_________________гг.)

Концепция, созданная Л. Фейербахом, стоит особняком среди учений немецкой классической философии. Одной из центральных тем его произведений было противопоставление философии и ___________________ как несовместимых между собой типов воззрения на мир. Философ полагал, что их смешение являлось ошибкой предшествовавших ему философских представлений, которая в свою очередь порождала теоретические и практические просчеты в решении основных философских проблем.

Истоки религиозных чувств людей мыслитель видел в ___________________________________________________________________________________________________Как следствие, Бог представляет собой создание человеческого духа, которое в сознании людей превратилось в Творца и стало довлеть над ними. Он есть лишь отраженная в сознании людей проекция их собственной природы. Л. Фейербах полагал, что религия носит античеловеческий характер, поскольку, направляя стремления индивида за пределы действительного мира, мешает его самореализации и социальному успеху. В качестве высших сил он предлагал мыслить самого человека, провозглашая лозунг «человек человеку Бог».

Всякая философия берет свое начало в определенном, конечном, реальном. Она должна строиться на примате чувственного познания по отношению к теоретическому. Чувственность предстоит сознанию. Ощущения и эмоции, предоставляя опытный материал, формируют сознание человека. Человек же является высшим творением природы, поэтому он должен стоять в центре философских и научных теорий. Удостоверяет индивида в его существовании любовь. Она лежит в основе всех видов отношения к жизни.

· Почему философия Л. Фейербаха называется антропологическим материализмом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· За что Л. Фейербах подверг критике философию Г. Гегеля? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы, требующие самостоятельного размышления.

1. Как вы понимаете слова И. Канта: «Просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом»? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Объясните афоризм Л.Фейербаха «Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить – одно и то же».________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. К. Маркс, критикуя Л. Фейербаха, писал: «Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Как вы это понимаете?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 7. Философия 19-20 вв.

7.1. Заполните пропуски.

А. Шопенгауэр (___________________гг.) предлагает синтезировать рациональное и интуитивное мышление, так как это единые составляющие человеческого познания. Кроме внешнего опыта и основанного на нём рационального познания существует внутренний опыт, причем интуитивное познание возникло раньше логического, поэтому разум должен основываться на интуиции (интуиция – это __________________________________________________) и должен быть дополнен ею.

За что А. Шопенгауэр получил прозвище «философа пессимизма»?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.2. Фридрих Ницше(1844-1900). Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка — не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.

Прочтите отрывок из произведения Ф. Ницше. Как Вы думаете, что хотел показать философ?

Рабочая тетрадь

По философии

Для самостоятельной

Работы

студентов

Южный федеральный университет

Рабочая тетрадь

По философии

Для самостоятельной работы

студентов

Ростов-на-Дону

УДК 101 (075.8)

ББК 87.3я73

Р13

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор кафедры истории философии ЮФУ Золотухина Е.В.

кандидат философских наук, доцент кафедры философии, религиоведения и теологии ЮФУСубботин А.И

Составитель:

кандидат философских наук, доцент кафедры

истории философии Богданова М.А.

Богданова М.А. «Рабочая тетрадь по философии». Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса. – Ростов н/Д: 2015

«Рабочая тетрадь по философии» содержит задания и методические рекомендации для самостоятельной работы с литературой и Интернет-ресурсами студентов нефилософских факультетов. Рабочая тетрадь представляет собой папку заданий, в которой содержатся проблемные и контрольные вопросы, поисковые задания, материалы, по которым студентам надо дать самостоятельные оценки и суждения.

УДК 101 (075.8)

ББК 87.3я73

© Богданова М.А.

Пояснительная записка

в изучении философской науки история философии занимает особое место. Функционально история философии призвана не только изложить ход развития философской мысли, но и преподать урок формирования мышления.

современная жизнь с ее сложными проблемами, наука и культура с их гигантскими достижениями и противоречиями требуют от каждого пытливой самостоятельной мысли, энергичной любознательности, тонкой интуиции, творческого воображения и креативности.

для каждого человека важно знать, что такое мир и как он устроен, имеют ли цель и смысл происходящие вокруг нас события, что в этом мире от нас зависит, а что нет, какова природа добра и зла, справедливости и несправедливости. все эти и другие вопросы задавались на всем протяжении длительной и драматичной истории философии. Эти же вопросы волнуют и нас.

ответы на эти вопросы лежат в области философского мышления. Для того чтобы научиться видеть проблему, понять ее и находить способы и средства ее решения стоит посмотреть, как это делали философы разных времен, получившие звание мудрецов.

Введение

Философия неизбежна. Даже если вы думаете, что у вас нет своей философии, будьте, уверены: она у вас есть. Как и любой человек, вы живете в соответствии с какими-то идеями и мыслями о мире и вашем месте в нем.

Если вы не удовлетворены тем, что находится вокруг вас и кто есть вы сами, – у вас, возможно, появится желание переосмыслить что-то об окружающей действительности и о себе.

Изучение философии – это процесс, похожий на установку нового «программного обеспечения» в вашем сознании, позволяющего вам развивать ваше мышление, чтобы осмыслять встающие перед вами проблемы – личные, экономические, социальные, политические – и решать их – конструктивно и продуктивно.

Вопрос о происхождении философии является достаточно сложным. Можно выделить, по крайней мере, два подхода к рассмотрению данной проблемы. Первый подход связан с пониманием философии как универсального явления человеческой культуры, по мере развития которой происходит переход от мифологического мировоззрения к философскому (от мифа к логосу___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________что означает греческий термин «логос» и кем он впервые был использован?) Философия появляется в так называемое «осевое время» (К.Ясперс) – это ориентировочно VIII – II века до нашей эры, в нескольких точках мира (Греция, Индия, Китай). Появление философии знаменует собой рождение новой интеллектуальной традиции и новой познавательной практики.

Второй подход рассматривает философию как уникальное явление культуры, возникшее лишь однажды и в одном месте – в древнегреческом мире. То, что считается западноевропейской философией (начиная со средних веков и вплоть до сегодняшнего дня) представляет собой отход от подлинной философии, философии как таковой. Что же касается Востока, то здесь мы имеем дело вообще не с философией, а с особым типом мысли, часто реализующей себя в религиозной форме.

Вопросы:

1. Что означает слово «философия»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром, т.е. философом, был: ____________________________________________________________

3. Дайте определение философии и ее предмета:

________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

5. Философия возникла и развивалась в соответствии с потребностями общественно-зкономического и духовного развития общества, в силу чего она всегда играла существенную роль в его жизни. В чем же ее назначение, какие функции выполняет философия в обществе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Структура философии. Подберите из правой колонки понятие, соответствующее суждению (определению) в левой колонке

1. Анализ всеобщих форм, законов и принципов мышления · Аксиология · Гносеология · Логика · Философия истории · Онтология · Философская антропология
2. Философское учение о ценностях · Аксиология · Гносеология · Логика · Философия истории · Онтология · Философская антропология
3. Выявление всеобщих принципов, форм и законов познавательной деятельности · Аксиология · Гносеология · Логика · Философия истории · Онтология · Философская антропология
4. Философское учение о человеке · Аксиология · Гносеология · Логика · Философия истории · Онтология · Философская антропология
Исследование всеобщих форм, законов и принципов бытия · Аксиология · Гносеология · Логика · Философия истории · Онтология · Философская антропология
Раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания · Аксиология · Гносеология · Логика · Философия истории · Онтология · Философская антропология

Вопросы, требующие самостоятельного размышления

1. Проанализируйте следующее рассуждение Р.Декарта: «...философия (поскольку она распространяется на всё доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как Вы понимаете слова русского мыслителя В.Соловьева о сущности философии: «Философия появляется лишь тогда, когда прежний общественный организм начинает разлагаться. Коренясь, таким образом, в раздвоении между отдельным лицом и обществом, философия тем самым есть начало распадения между теорией и практикой, между школой и жизнью»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 1. Философия античного мира

1.1. Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом:

1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божественен).

2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира (у Фалеса — это _______, у Гераклита — ______, у Демокрита — ________ и т. д.).

3. В античной философии были заложены основы диалектики, ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (Гераклит, Зенон и другие).

4. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область — лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

5. Была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он — центр культуры, ее творец (софисты); его призвание — познавать и творить добро (Сократ).

6. Значительное внимание уделялось проблемам нравственности. Источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался ___________ — умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.

7. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон считал, что наиболее совершенным государством является ____________________________________, в которой правят философы, а государство охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. Только последние могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду.

Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира.

1.2. Какое значение для развития философии имел поиск древними мыслителями (Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром, Гераклитом, Парменидом) первоначала и первопричины мира

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.3. Сократиз Афин (469–399 до н.э.) – знаменитый античный философ, учитель Платона. Учение Сократа было устным; все свободное время он проводил в беседах с приезжими софистами и местными гражданами, политиками и обывателями, друзьями и незнакомыми на темы, ставшими традиционными для софистической практики: что есть добро и что – зло; что прекрасно, а что безобразно; что добродетель и что порок, можно ли научиться быть хорошим и как приобретается знание. Дельфийским оракулом он был провозглашен «мудрейшим из людей» (об этом повествует Платон в «Апологии Сократа»). Но его собственное убеждение заключалось в том, что сам он «ничего не знает» и, чтобы стать мудрым, расспрашивает других людей, считающимися мудрыми. Сократ пришел к выводу, что это убеждение в собственном незнании и делает его мудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого. Свой метод собеседования Сократ называл майевтикой_____________________________________________________________________________________________________________Обычные приемы ведения диалога у Сократа: опровержение через приведение к противоречию и ирония – притворное неведение, уход от прямых ответов. Согласно платоновской Апологии, на самом деле Сократ, говоря «чистую правду» о своем незнании, хотел указать на ничтожность человеческого знания по сравнению с божественной мудростью; сам не скрывая своего незнания, он хотел привести к такому же состоянию своих собеседников.

Постоянная мысль Сократа – об абсолютной ценности добра и знания, которые не могут быть отделены друг от друга: невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие. Поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осознанно и по внутреннему убеждению. Если же он ведет себя хорошо только потому, что, например, «все так делают» – то, если «все» станут вести себя плохо – не будет причин быть добродетельным. Норма нравственности должна быть автономной, и нельзя в вопросах истины и добра полагаться на мнение большинства. Прежде всего, с недоверием к мнению большинства связаны критические замечания Сократа об афинской демократии и принятой практике решения государственных вопросов большинством голосов; эти критические настроения были в полной мере учтены при судебном разбирательстве, закончившемся для Сократа казнью.

· Что вы знаете о софистах?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Был ли метод Сократа софистическим или он имел другой смысл?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Почему свой метод философствования Сократ назвал майевтикой?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Каковы были пункты обвинения против Сократа?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.4. Чему посвящена «Апология», произведение о Сократе, написанное Платоном?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.5. Заполните пропуски:

Формирование Платона как мыслителя связано, прежде всего, с Сократом, трагическая смерть которого была своего рода первотолчком к самостоятельному занятию философией.

По Платону, основу сущего составляют идеи (бытие как идея). Чувственно воспринимаемый мир – лишь отражение идеального мира. Человек в акте мышления (умозрение) совершает восхождение к миру идей, центральной из которых является идея блага. Именно идея блага задаёт возможность познания. Идеи изначально присутствуют в человеческой душе (душа бессмертна; пребывая до своего телесного воплощения в потустороннем мире, она созерцает идеи во всей их чистоте, отсюда и вытекает представление о знании как ________________________________) и представлены в телесном мире как эйдосы (внешнее явление того или иного сущего).

Аристотель – древнегреческий философ и педагог, родился в Стагире в 384 или 383 до н.э., умер в Халкиде в 322 до н.э. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона.

Философия, по Аристотелю, делится на теоретическую, цель которой – знание ради знания; практическую, цель которой – знание ради деятельности; и пойетическую (творческую), цель которой – знание ради творчества. Теоретическая философия разделяется на ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________. К практической философии относятся _____________________; к пойетической – __________________________Логика не является самостоятельной областью знания, а представляет собой пропедевтику ко всему комплексу наук (неслучайно корпус логических сочинений Аристотеля в дальнейшем получил название «Органон», т. е. орудие, инструмент). Надо отметить, что Аристотель затронул все эти сферы, создав нечто вроде первой философской системы. Вершиной философии является первая философия – метафизика, которая подразделяется на общую метафизику и частную метафизику. Общая метафизика изучает сущее и его атрибуты, а также высшие принципы и (или) причины бытия. Частная метафизика изучает особый вид бытия – неподвижную субстанцию, или неподвижный вечный Перводвигатель.

Аристотелю принадлежит создание стройной эстетической теории в античной философии, им осмыслены многие эстетические категории. Остановимся на анализе некоторых из них.

Калокагатия _______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________

В книге «Политика» Аристотель выдвинул теорию «мимезиса» _______________связывающую функции искусства с его способностью воспроизводить реальный мир таким, каков он есть.

На долю художника приходилась роль нравственного воспитателя и политического манипулятора поведением свободнорожденных граждан общества. Искусство, по мнению философа, непосредственно воспроизводит определенные этические качества и служит средством воспитания элиты, аристократов с целью подготовки из них правителей общества, способных постигать и реализовывать высшие добродетели. В воспитании демоса — ремесленников, торговцев, земледельцев — перед государством стоят другие задачи. Ему необходимо было овладеть стихийными страстями народа, подчинить их своей воле, направить их в нужное русло. Это с наибольшим эффектом может сделать _________________. Поэтому кульминацией в восприятии произведения искусства было ощущение катарсиса, ______________________________________________________________________________________________________. Именно в этом Аристотель увидел огромную гуманистическую сущность искусства. Катарсис мыслился Аристотелем не как конечный результат, а как процесс очищения и приобщения к высоким этическим принципам. Катарсис возникал не просто из сопереживания, а из просветления. В этом Аристотель видел ценность трагедийных произведений искусства.

Вопросы, требующие самостоятельного размышления

1. Какую мировоззренческую установку своего времени выразил поэт в следующем стихе? Кто автор? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Ныне не стрелами яркого дня и не солнца лучами

Надо рассеивать ужасы и помрачения духа,

Но изученьем и толкованьем законов природы…»

2. Тезис о том, что «движение и покой – одно и то же», придумал Гераклит. Почему и зачем он это сделал?

________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

3. Главный постулат философии софистов был выдвинут Прота­гором: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Что это означает и предполагает? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Фразой Цицерона «Ведь вся за­слуга доблести состоит в деятельности» можно охарактеризовать своеобразие римской философии. Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Платон считал, что большинство людей подобны узникам в пещере – они связаны, сидят спиной ко входу и видят только тени того, что происходит снаружи, в подлинном мире. И эти тени на стене люди считают за единственно возможный мир. На ваш взгляд, прав Платон или это художественное преувеличение?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации