V3: Учение о бытии, сознании и познании
I:
S: Совокупность взаимодействующих объектов, образующих определенную целостность, в которой в результате взаимодействия возникают новые интегративные свойства целого, отсутствующие у отдельных частей, называется
-: интеграция
-: организация;
-: система.
I:
S: Воззрение, считающее, что всякое развитие в мире служит осуществлением заранее предопределенных целей, называется
-: креационизм;
-: телеология;
-: детерминизм.
I:
S: Термин, обозначающий оправдание Бога в отношении допускаемого им на земле зла
-: свобода
-: апологетика
-: теодицея
-: анафема
I:
S: Философское учение, отождествляющее Бога и мир
-:теизм;
-:фидеизм;
-:пантеизм.
I:
S: Философское учение и онтологический принцип, утверждающий равноправие двух начал в мироздании
-: теизм
-: дуализм
-: аксиология
-: агностицизм
I:
S: Пространство и время - это
-: субъективные понятия
-: социальные конструкты;
-: всеобщие формы бытия материи;
-: субстанции, существующие вне и независимо от материи:
-: субстанции, существующие вне и независимо от субъекта (сознания)
I:
S: Психологическое пространство отличается от физического пространства
-:субъективностью;
-:абстрактностью;
-:конкретностью;
-:недостоверностью;
-:активностью.
I:
S: Лишнее понятие в данном перечне
-: Я
-: Оно
-: Сверх-Оно
-: Сверх-Я
I:
S: Идею бессознательной мотивации сознания впервые выдвинул
-:Дж. Локк;
-:Платон;
-:Ницше;
-:Фрейд.
I:
S: Сознание
-: существует у человека с момента рождения;
-: формируется в обществе;
-: формируется спонтанно, согласно законам природы.
I:
S: Трактовка идеального как мимолетных психических состояний отдельной личности, не имеющих всеобщего значения, называется
-:субъективистской;
-:релятивисткой;
-:объективистской.
I:
S: Сознание – это…
-: функция головного мозга, свойственная животным и человеку;
-: мышление;
-: материальное воспроизведение действительности;
-: активное, избирательное, опережающее отражение реальности в идеальной форме.
I:
S: Гносеология – это
-: раздел философии, в котором изучаются проблемы познания и возможности разума;
-: совокупность религиозных доктрин о сущности Бога;
-: раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.
I:
S: Догматизм означает
-: слепую веру в авторитеты;
-: схематический, окостеневший способ мышления;
-: доктрину или ее отдельные положения;
-: доказательство бытия Бога.
I:
S: Направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему
-: реализм;
-: рационализм;
-: эмпириокритицизм;
-: эмпиризм.
I:
S: Философское понятие, обозначающее знание, предшествующее опыту и существующее независимого от него:
-: априори;
-: идея;
-: апостериори;
-: апперцепция.
I:
S: Гносеологическая позиция автора высказывания «Нет ничего в разуме, чего прежде бы не было в чувствах»
-: рационализм;
-: сенсуализм;
-: реализм;
-: скептицизм;
-: фидеизм.
I:
S: Немецкий философ, преодолевший в гносеологии разрыв объекта и субъекта посредством обоснования тождества бытия и мышления
-:Фихте;
-:Маркс;
-:Гегель;
-:Лейбниц;
-:Фейербах.
I:
S: Способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без обоснования с помощью доказательства называется
-: откровение
-: интуиция
-: умозрение
-: эврика
I:
S: Философское течение, трактующее истину как утверждение, способствующее достижению жизненного успеха
-: гедонизм
-: прагматизм
-: философия жизни
-: картезианство
I:
S: Прием научного мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части
-: синтез
-: идеализация
-: абстрагирование
-: анализ
I:
S: Автор эпистемологической концепции, провозглашающий плюрализм рациональностей
-: Т. Кун;
-: К. Поппер;
-: Б. Рассел;
-: П. Фейерабенд
I:
S: Принцип фаллибилизма, с точки зрения К. Поппера, означает
-: погрешность всякого знания
-: опровержение опытом
-: непрерывность научного исследования
-: сбор фактов
I:
S: Принцип, используемый в неопозитивизме и означающий проверку истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности
-: фальсификация
-: верификация
-: опыт
-: логика
I:
S: Кумулятивизм в философии науки – это признание
-: неизбежности смены одной научной теории на другую
-: постоянной смены исследовательских программ
-: преемственного характера процесса развития научных теорий
-: несоизмеримости научных теорий
I:
S: Философ, предложивший понятие парадигмы как «набора предписаний для научной группы»
-: К. Поппер
-: О. Конт
-: И. Лакатос
-: Т. Кун
I:
S: Объяснение и предсказание являются главными функциями
-: гипотезы
-: закона
-: теории
-: метода
I:
S: Основа познания и критерий истины в рамках диалектико-материалистической гносеологии
-:опыт;
-:практика;
-:наука;
-:мышление.
I:
S: Гносеологическая позиция автора этих строк: «Так как истина вечно уходит из рук –/ Не пытайся понять непонятное, друг…»
-: скептицизм;
-: реализм;
-: эмпиризм;
-: рационализм;
-: солипсизм.
I:
S: Автор концепции исторической динамики научного знания, разработанной в книге «Структура научных революций»
-:М. Полани
-:Х.-Г. Гадамер;
-:Т. Кун;
-:Л. Витгенштейн;
-:О. Шпенглер.
I:
S: «Научное познание» - это
-: деятельность, направленная на познание мира и опирающаяся на эксперимент;
-: создание научных теорий;
-: высокоспециализированная форма целеполагающей деятельности человека по расширенному воспроизводству объективно истинного знания.
I:
Q: Хронологическая последовательность типов революций в истории культуры
1неолитическая революция;
2промышленная революция;
3научно-техническая революция.
Цифры указывают правильное расположение, независимо от того, как эти понятия будут расположены в конкретном задании.
I:
S: Неклассическая наука 20 в. характеризуется прежде всего
-: отрицанием объективизма классической науки и активным исследованием связей между знанием объекта и характером средств и операций деятельности исследующего его субъекта;
-: стремлением к исчерпывающему описанию и теоретическому объяснению объекта;
-: строгой доказательностью, обоснованностью полученных результатов, достоверностью выводов;
-: математизацией и компьютеризацией.
I:
S: Модель постановки и решения проблем, принятая в качестве образца на конкретном историческом этапе развития науки называется
-:гипотезой;
+:парадигмой;
-:концепцией;
-:установкой.
I:
S: Наблюдение отличается от созерцательного восприятия
-: заданностью объекта наблюдения и методичностью процесса;
-: использованием различных технических средств;
-: эмоциональной включенностью субъекта исследования.
I:
S: Гипотеза – это…
-: способ построения и обоснования системы знания;
-: комплекс взглядов, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления;
-: основополагающее утверждение в некой концепции;
-: научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно.
I:
S: Установите соответствия между разделом философии и категорией
онтология
гносеология
этика
эстетика
бытие
истина
нравственность
красота
Ответы:
Онтология - бытие
Гносеология - истина
Этика - нравственность
Эстетика - красота
I:
S: Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, называется
-:рационализмом;
-:сциентизмом;
-:корпоративностью;
-:эпистемологией.
I:
S: Структура индивидуального сознания
-: интеллект, воля, мотивация, самосознание, чувства, эмоции, бессознательное;
-: интеллект, воля, мотивация, самосознание, чувства, эмоции;
-: самосознание, бессознательное;
-: воля, самосознание, эмоции, интуиция.