V3: Учение о бытии, сознании и познании

I:

S: Совокупность взаимодействующих объектов, образующих определенную целостность, в которой в результате взаимодействия возникают новые интегративные свойства целого, отсутствующие у отдельных частей, называется

-: интеграция

-: организация;

-: система.

I:

S: Воззрение, считающее, что всякое развитие в мире служит осуществлением заранее предопределенных целей, называется

-: креационизм;

-: телеология;

-: детерминизм.

I:

S: Термин, обозначающий оправдание Бога в отношении допускаемого им на земле зла

-: свобода

-: апологетика

-: теодицея

-: анафема

I:

S: Философское учение, отождествляющее Бога и мир

-:теизм;

-:фидеизм;

-:пантеизм.

I:

S: Философское учение и онтологический принцип, утверждающий равноправие двух начал в мироздании

-: теизм

-: дуализм

-: аксиология

-: агностицизм

I:

S: Пространство и время - это

-: субъективные понятия

-: социальные конструкты;

-: всеобщие формы бытия материи;

-: субстанции, существующие вне и независимо от материи:

-: субстанции, существующие вне и независимо от субъекта (сознания)

I:

S: Психологическое пространство отличается от физического пространства

-:субъективностью;

-:абстрактностью;

-:конкретностью;

-:недостоверностью;

-:активностью.

I:

S: Лишнее понятие в данном перечне

-: Я

-: Оно

-: Сверх-Оно

-: Сверх-Я

I:

S: Идею бессознательной мотивации сознания впервые выдвинул

-:Дж. Локк;

-:Платон;

-:Ницше;

-:Фрейд.

I:

S: Сознание

-: существует у человека с момента рождения;

-: формируется в обществе;

-: формируется спонтанно, согласно законам природы.

I:

S: Трактовка идеального как мимолетных психических состояний отдельной личности, не имеющих всеобщего значения, называется

-:субъективистской;

-:релятивисткой;

-:объективистской.

I:

S: Сознание – это…

-: функция головного мозга, свойственная животным и человеку;

-: мышление;

-: материальное воспроизведение действительности;

-: активное, избирательное, опережающее отражение реальности в идеальной форме.

I:

S: Гносеология – это

-: раздел философии, в котором изучаются проблемы познания и возможности разума;

-: совокупность религиозных доктрин о сущности Бога;

-: раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.

I:

S: Догматизм означает

-: слепую веру в авторитеты;

-: схематический, окостеневший способ мышления;

-: доктрину или ее отдельные положения;

-: доказательство бытия Бога.

I:

S: Направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему

-: реализм;

-: рационализм;

-: эмпириокритицизм;

-: эмпиризм.

I:

S: Философское понятие, обозначающее знание, предшествующее опыту и существующее независимого от него:

-: априори;

-: идея;

-: апостериори;

-: апперцепция.

I:

S: Гносеологическая позиция автора высказывания «Нет ничего в разуме, чего прежде бы не было в чувствах»

-: рационализм;

-: сенсуализм;

-: реализм;

-: скептицизм;

-: фидеизм.

I:

S: Немецкий философ, преодолевший в гносеологии разрыв объекта и субъекта посредством обоснования тождества бытия и мышления

-:Фихте;

-:Маркс;

-:Гегель;

-:Лейбниц;

-:Фейербах.

I:

S: Способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без обоснования с помощью доказательства называется

-: откровение

-: интуиция

-: умозрение

-: эврика

I:

S: Философское течение, трактующее истину как утверждение, способствующее достижению жизненного успеха

-: гедонизм

-: прагматизм

-: философия жизни

-: картезианство

I:

S: Прием научного мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части

-: синтез

-: идеализация

-: абстрагирование

-: анализ

I:

S: Автор эпистемологической концепции, провозглашающий плюрализм рациональностей

-: Т. Кун;

-: К. Поппер;

-: Б. Рассел;

-: П. Фейерабенд

I:

S: Принцип фаллибилизма, с точки зрения К. Поппера, означает

-: погрешность всякого знания

-: опровержение опытом

-: непрерывность научного исследования

-: сбор фактов

I:

S: Принцип, используемый в неопозитивизме и означающий проверку истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности

-: фальсификация

-: верификация

-: опыт

-: логика

I:

S: Кумулятивизм в философии науки – это признание

-: неизбежности смены одной научной теории на другую

-: постоянной смены исследовательских программ

-: преемственного характера процесса развития научных теорий

-: несоизмеримости научных теорий

I:

S: Философ, предложивший понятие парадигмы как «набора предписаний для научной группы»

-: К. Поппер

-: О. Конт

-: И. Лакатос

-: Т. Кун

I:

S: Объяснение и предсказание являются главными функциями

-: гипотезы

-: закона

-: теории

-: метода

I:

S: Основа познания и критерий истины в рамках диалектико-материалистической гносеологии

-:опыт;

-:практика;

-:наука;

-:мышление.

I:

S: Гносеологическая позиция автора этих строк: «Так как истина вечно уходит из рук –/ Не пытайся понять непонятное, друг…»

-: скептицизм;

-: реализм;

-: эмпиризм;

-: рационализм;

-: солипсизм.

I:

S: Автор концепции исторической динамики научного знания, разработанной в книге «Структура научных революций»

-:М. Полани

-:Х.-Г. Гадамер;

-:Т. Кун;

-:Л. Витгенштейн;

-:О. Шпенглер.

I:

S: «Научное познание» - это

-: деятельность, направленная на познание мира и опирающаяся на эксперимент;

-: создание научных теорий;

-: высокоспециализированная форма целеполагающей деятельности человека по расширенному воспроизводству объективно истинного знания.

I:

Q: Хронологическая последовательность типов революций в истории культуры

1неолитическая революция;

2промышленная революция;

3научно-техническая революция.

Цифры указывают правильное расположение, независимо от того, как эти понятия будут расположены в конкретном задании.

I:

S: Неклассическая наука 20 в. характеризуется прежде всего

-: отрицанием объективизма классической науки и активным исследованием связей между знанием объекта и характером средств и операций деятельности исследующего его субъекта;

-: стремлением к исчерпывающему описанию и теоретическому объяснению объекта;

-: строгой доказательностью, обоснованностью полученных результатов, достоверностью выводов;

-: математизацией и компьютеризацией.

I:

S: Модель постановки и решения проблем, принятая в качестве образца на конкретном историческом этапе развития науки называется

-:гипотезой;

+:парадигмой;

-:концепцией;

-:установкой.

I:

S: Наблюдение отличается от созерцательного восприятия

-: заданностью объекта наблюдения и методичностью процесса;

-: использованием различных технических средств;

-: эмоциональной включенностью субъекта исследования.

I:

S: Гипотеза – это…

-: способ построения и обоснования системы знания;

-: комплекс взглядов, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления;

-: основополагающее утверждение в некой концепции;

-: научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно.

I:

S: Установите соответствия между разделом философии и категорией
онтология

гносеология

этика

эстетика

бытие

истина

нравственность

красота

Ответы:

Онтология - бытие

Гносеология - истина

Этика - нравственность

Эстетика - красота

I:

S: Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, называется

-:рационализмом;

-:сциентизмом;

-:корпоративностью;

-:эпистемологией.

I:

S: Структура индивидуального сознания

-: интеллект, воля, мотивация, самосознание, чувства, эмоции, бессознательное;

-: интеллект, воля, мотивация, самосознание, чувства, эмоции;

-: самосознание, бессознательное;

-: воля, самосознание, эмоции, интуиция.

Наши рекомендации