Пространственно-временная организация бытия
К числу важнейших характеристик Бытия относится его пространственно-временная определенность. В обыденно-житейских представлениях пространство и время есть нечто очевидное, в какой-то мере известное каждому. Однако на протяжении всей истории философии и науки к проблеме пространства и времени мыслители и ученые- естествоиспытатели относились как наиболее сложной, неоднозначной. В настоящее время нельзя решать ее без опоры на достижения современной науки, причем не только на достижения естествознания, но и данных социальных, гуманитарных дисциплин, которые раскрывают различные аспекты пространственно-временных представлений, их роли, места в человеческой жизни и деятельности. В истории философии сложились два основных подхода к трактовке пространства и времени: субстанциальный и реляционный.
В различных версиях субстанциального подхода пространство и время понимались в качестве универсальных и абсолютных форм бытия. Они либо соотносились с духовным началом (Г. Гегель, И. Кант, Дж. Беркли), либо рассматривались в качестве вечных и неизменных вместилищ материальных предметов (И. Ньютон), не зависящих от них. Сторонники субстанциального подхода (Демокрит, Эпикур, Декарт, Ньютон, Бруно, Галилей) считали время и пространство отдельной самостоятельной реальностью (наряду с материей), самостоятельными субстанциями, особыми сущностями, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов, которые помещены в них как в «чистую протяженность». Отношение между материей и пространством и временем они рассматривали как межсубстанциальные.
Пространство понималось как пустота или однородный, изотропный эфир, неизменный в безграничном космосе.
Времясчиталосьравномерным, неизменным, с периодом, равным циклу обращения Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца.
В рамках реляционного подхода пространство и время трактуются как особые отношения между объектами, явлениями и процессами, обусловленные их природой. Сами по себе, вне этих отношений и их носителей и независимо от них пространство и время не существуют. Сторонники диалектического (реляционного) (от лат. Relatio — отношение) подхода (Платон, Аристотель, Лейбниц, Гегель, философия марксизма, Эйнштейн, Пуанкаре) воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. При этом пространство понимается как отношение между сосуществующими фрагментами бытия, а время – как отношение между сменяющими друг друга его проявлениями. В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, в которой:
• время— форма бытия материи, выражающая длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития;
• пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность (размеры), структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.
Время и пространство тесно между собой взаимосвязаны: то, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.
Теория относительности, открытая в середине ХХ в. А. Эйнштейном, подтвердила правильность реляционной теории — то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи – и перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины. Теория относительности обнаружила еще одну существенную сторону пространственно-временных отношений материального мира. Она выявила глубокую связь между пространством и временем, показав, что в реальности существует единое пространство-время как континуум отношений и разного рода взаимодействий в системах материальных образований. Отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые они по-разному расщепляются в зависимости от характера движения тел.
Абстрагирующая способность человеческого мышления разделяет пространство и время, полагая их существующими отдельно друг от друга. Но для описания и понимания мира необходима их совместимость, что легче установить, анализируя даже ситуации повседневной жизни. Специальная теория относительности раскрыла внутреннюю связь пространства и времени как форм бытия материи. С другой стороны, поскольку само изменение пространственных и временных интервалов зависит от характера движения тела, то выяснилось, что пространство и время определяются состояниями движущейся материи. Они таковы, какова движущаяся материя. Таким образом, философские выводы из специальной теории относительности свидетельствуют в пользу реляционного рассмотрения пространства и времени: хотя пространство и время объективны, но их свойства зависят от характера движения материи, связаны с движущейся материей. Идея специальной теории относительности получила дальнейшее развитие и конкретизацию в общей теории относительности. В этой теории было показано, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения.
С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.
Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.
Пространство–форма существования материи, выражающая:
• Протяженность – способность объектов занимать определенный объем (ширина, длина…);
• свойство объектов иметь определенную форму: внутреннюю – структуру и внешнюю – конфигурацию.
• структурность;
• сосуществование (взаимное расположение объектов – снизу, сверху, рядом и т.д.);
• взаимодействие элементов во всех материальных системах.
• такие свойства как трехмерность, разнонаправленность и обратимость.
Время – форма существования материи, выражающая:
• продолжительность существования предметов, процессов; длительность фаз, ступеней;
• последовательность состоянийобъектов, событий, процессов материальных систем;
• смену состояний в изменении и развитии всех материальных систем;
• скорость и ритм процессов изменения и развития (быстро, медленно…);
• такие свойства какодномерность, однонаправленность и необратимость.
В рамках этих концепций представления о пространстве и времени (т.е. их понятийное воспроизведение)называютконцептуальным пространством и временем.
В обеих концепциях пространство и время рассматриваются как независимые от человека объективные реальности:
Сегодня современная наука и философия обсуждают вопрос о специфическом многообразии пространственно-временных отношений в различных сферах бытия. Наряду с так называемым физическим пространством-временем, хорошо изученным современной физикой и космологией, особый интерес исследователей привлекает специфика биологического пространственно-временного континуума, а также особенности социального времени (времени человеческого бытия). Таким образом, выделяются следующие типы пространства и времени:
1. реальное (физическое) пространство и реальное (астрономическое) время.
3. биологическое пространство-время,которое определяется компоновкой вещества, последовательностью и характером биохимических и физиологических процессов;
4. социальное (социально-историческое) пространство-время, в соответствии с которым в определенные исторические эпохи воспроизводится образ жизни людей данной эпохи;
5. перцептуальное пространство-время,выражающее пространственно-временные отношения объектов и процессов через призму чувственно-эмоционального восприятия их в сознания человека.
Вопросы и упражнения
1. Дайте философскую характеристику следующим высказываниям:
А. Пространство, время и материя есть три самостоятельные сущности, независимые друг от друга.
Б. Пространство и время неразрывно связаны с материей.
В. Пространство и время предшествуют материальным процессам.
Г. Пространство и время находятся не в вещах, а в нашем способе воспринимать вещи.
Д. Время есть лишь субъективное условие нашего созерцания и само по себе, вне субъекта, есть ничто.
2. Почему необратимо время? Что такое объективное и субъективное время?
3. Что означает однонаправленность времени? Куда и откуда оно «направлено»?
4. Н.А. Бердяев, характеризуя философию экзистенциализма, писал, что «для нее проблема времени есть проблема человеческой судьбы». Определите собственную позицию по этому вопросу.
5. Проанализируйте специфику социально-исторического пространства и времени (Приложение 3)