Методология научного познания Ф. Бэкона.
Ф. Бэкон английский мыслитель, писатель, государственный деятель (1561 – 1626). Является основателем эмпиризма. Эмпиризм – философская позиция согласно которой чувственный опыт (данные наблюдения)) является первоисточником научного знания.
Идея классификации наук и задача великого восстановления наук. Бэкон считал, что обладание истиной эта гарантия практического могущества человека. Именно Бэкон провозгласил принцип «Знание – сила».
Теория индукции.
Индукция– наведение. Ее суть заключается в непрерывном и постепенном обобщении, т.е. в восхождении от частных факторов к общим положениям.
Предпосылки индукции:
у каждой наличной природы (изучаемого свойства) имеется вызывающая его форма 9причина, сущность). Как само изучаемое свойство, так и его причина могут быть установлены эмпирически (на основе анализа данных наблюдения)
число элементарных форм конечно и неизменно
при реальном наличии данной формы, непременно появляются и свойственная ей природа
индукция направлена на познание сущности чего-либо, какого-либо явления путем группировки и анализа случаев проявления этой сущности.
достоверный вывод требует анализа примеров не только подтверждающих, но и опровергающих исходное предположение.
Рационалистическая методология Декарта (1596 – 1650)
Рационализм: Разум является первоосновой поведения людей. Первичное знание разум приводит в самом себе. Систему наук Декарт представляет в виде всеобщей математики.
Разум познает природу путем анализа своего внутреннего содержания.
Факт сомнения есть факт мышления, он очевиден, следовательно, самоочевидно существование мыслящей вещи. Т.е. мышление совпадает со своим субъектом.
Правило анализа. Разделить конкретную проблему, избранную для изучения на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения.
Правило синтеза (собственно дедукция). Располагать своей мыслью в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых и выходить поэтапно до познания наиболее сложных, допуская существования порядка даже там, где объекты мышления не даны в их естественной связи.
Правило контроля (эпумирация) Делать всюду перечни настолько полные, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
Бытие и сущность. Соотношение сущности и явления.
Виды явления
Сущность - это:
а) основное, определяющее содержание с\мы, заключенное в предмете основание всех происходящих с ним изменений при взаимосвязи с др. предметом.
б) сумма таких свойств и отношенй предмета, кот. определяют все другие его свойства и отношеня.
Явление – внешнее обнаружение сущности или внеш. формымы существования предмета.
Гегель показал, что сущ-ть и явл-е:
1) Подвижны в своем соотн-ии; 2) Сущность – активна, проявляет себя , а явл-е выступает как чувственно-конкретное выраж-е сущности. 3). Сущность рефлексивна(т.е. сущность – внутренне расчлененное, дифференцированное бытие; сущность отражается в самой себе по средством отношения данного нечто у иному: н-р, человек в своем непосредственном бытии в качестве изолированного индивида не обнаруживает своей сущности, он обнаруживает её только тогда, когда он каким-л. образом относится к др. индивиду).
Виды явл-й:
1) адекватные: не искажают сущность, 2) неадекватные (искажающие сущ-ть, «видимости»).
Виды «видимостей»:
1) Субъективноно обусловленные - отраж-е мнимой сущ-ти (обман органов чувств).
2) Объективноно обусловленные – «кажимости» - имеют основания внутренней структуры действит-ти сущности.
2 вида кажимостей (Никитин):
а) внутрисущностные, б) внесущностные
Соотн-е сущности и явл-я м.б. рассм-но в онтологич. аспекте:
1) явл-е – формама раскрытия сущности данной с\мы, при её взаимодействии с др. системами.
2) взаимодействияя с множеством др. с\м данная с\ма приобретает и множ-во проявл-й свонго бытия. Соотн-е сущности и явл-я м.б. рассм-но в гносеологич. аспекте: сущность явл-я выражают переход от многообразных, наличных чувственно данных форм предмета её внутр. Содерж-ю и единстве, т. е. к его понятию.
Наукологика: 1 ступень: на бытие надстраивается сущность, 2 – сущность, 3 – понятие.
Ленин: человеч. Мысль постоянно углубляется от явл-я к скщности, от сущности 1-го порядка к сущности 2-го порядка.
Сущность многоступенчата.
В мышлении категории сущности и явления выражают потребность перехода и сам переход от многообразия наличных форм бытия предмета к его внутр. содержанию и единству – к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.