Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания в истории философии.
Философская дисциплина, занимающаяся исследованием проблем познания, называется гносеологией. К таким проблемам относятся сущность, закономерности, возможности и границы познания, его критерии, формы существования полученных в результате познания знаний. Проблема познания занимает важное место в системе «человек – мир», т.е. в предмете философии, а также – в решении второй стороны основного вопроса философии: вопроса о познаваемости мира.
Познание – это всегда субъект-объектные отношения. Субъектом познания может выступать как индивид, так и различные социальные общности, вплоть до человечества. Объект – то, на что направлено наше познание. Даже когда человек занимается самопознанием, эти отношения не исчезают. Просто человек в этом случае выступает и субъектом и объектом познания.
Хотя большинство философов признавали познаваемость мира, это не означает, что они одинаково рассматривали этот процесс. При рассмотрении познания возникает целый ряд вопросов, ответы на которые помогают понять всю сложность стоящей перед философами задачи. К таким вопросам относится исторически оспариваемый философами разных школ и направлений вопрос о роли в процессе познания чувств и разума, об их приоритете. Древнеиндийские философы, принадлежавшие к школе чарваков, утверждали, что важнейшую роль в познании играют чувства, а разум – только мешает. Это – сенсуализм, имеющий многовековую историю. Демокрит, Платон, элеаты, Декарт и многие другие, утверждавшие, что главную роль в познании играет разум, принадлежат к отряду рационалистов. Но уже Аристотель считал, что в процессе познания функционируют две ступени: чувственная и умственная (т.е. рациональная). При этом познание начинается с чувственного восприятия мира, а сущность постигается разумом.
Но здесь речь идет о тех философах, которые так или иначе признавали познаваемость мира человеком. Но ведь история знает немало таких философов, которые считали, что мы можем познать только свои ощущения, что мир – это только комбинация ощущений, что нельзя утверждать о существовании чего бы то ни было за пределами наших ощущений, что внешний мир непознаваем. Это – агностицизм(греч. а – не, gnosis – знание), присущий представителям субъективного идеализма.
Агностицизм вырос из скептицизма древнегреческого философа Кратила, сомневавшегося в возможностях познания постоянно изменяющего- ся мира. В Новое время в философии Д.Юма, а затем и И.Канта скептицизм был доведен до предела и перерос в полное отрицание познаваемости мира – в агностицизм. Он характерен для представителей субъективного идеализма. Об этих философах речь шла более подробно в лекциях по истории философии.
Конечно, определенная доля скептицизма в научном познании должна иметь место, чтобы избежать догматизма. Не случайно, в ХХ веке возникла фальсификационная модель развития науки, предлагающая не превращать в догму прежние знания в изменившихся условиях.
Познание, как и сознание, связано со способностями нашего мозга отражать в виде субъективных и идеальных образов все то, что мы воспринимаем от действительности с помощью наших чувств. Этих чувств (академик И.П.Павлов называл их анализаторами) у человека пять: слух, зрение, обоня-ние, осязание, вкус. Эти чувства и служат проводниками информации от пред-метов и процессов действительности к соответствующим участкам коры головного мозга, где и возникают образы объективной действительности. Отражение вообще это – фиксация свойств одних предметов в свойствах других предметов при их взаимодействии. Адекватное отражение субъектом объекта и составляет суть процесса познания. Но на процесс познания оказывают существенное влияние потребности и интересы субъекта, система его ценностей, жизненный опыт, имеющиеся знания. Поэтому познание выступает как обобщенное отражение, итог всей предшествующей жизни человека, да и истории всего человечества.
Таким образом, можно сказать, что субъектом познания, носителем активности, направленной на объект, выступает человеческое общество, которое через своих индивидов адекватно отражает действительность. Отсюда ясно, что процесс познания носит общественно-исторический характер.
Объектом же познания человечества является весь объективный, субъективный и трансцендентный мир – природа, общество, человек, его психические сознательные и бессознательные процессы. Но так как мир в целом бес-конечен, то бесконечен и процесс познания.
Познавая мир, человек использует эти знания для практического преобразования действительности. Если сознание – отражение мира в виде субъективных и идеальных образов, то познание – это чувственная и логическая обработка человеком поступившей в мозг в виде образов информации с целью приспособления окружающей его действительности или изменения ее в соответствии с его потребностями и интересами.