Американская трагедия» как реалистический роман
Наивысшим достижением творческого гения Драйзера явилась изданная в 1925 году «Американская трагедия», одно из лучших произведений американской литературы XX века, которое выдающийся советский режиссер С.М. Эйзенштейн назвал «эпикой космической правдивости и объективности».
Основанная на реальных фактах история преступления и наказания Клайда Гриффитса, любимая которого работница Роберта Олден гибнет из-за его трусости и эгоизма. Типично американская история рассказана Драйзером весьма просто и не торопясь, без сгущения красок, без всяких намеков на возможные преступные помыслы главного героя.
Сам автор рассказывал, что долго вынашивал эту историю, поскольку ему казалось, что она тотальна, что только она может охватить все стороны американской национальной жизни, такие как политические махинации, социальные, религиозные, экономические отношения, бизнес, отношения полов. К тому же, по мнению писателя, это была история, очень хорошо знакомая каждому мальчишке, который вырос в маленьких провинциальных городках Америки. И, главное, это была правдивая история о том, как наша американская реальность расправляется с отдельно взятой личностью и насколько бессильной оказывается эта самая личность против таких зловещих сил.
Молодые люди в Америке никогда особо не жаждали стать известными учеными, знаменитыми философами, государственными деятелями, они скорее мечтали об удачной выгодной женитьбе, с помощью которой можно было бы совершить свой путь наверх, добиться социального благополучия.
Американский классик увидел в этом типичное для американского социума явление и на этом выстроил свой роман. Специфика национального колорита книги, по свидетельству известного английского критика У. Аллена, заключается в подчеркивании контраста между американской мечтой о достатке и даже роскоши, доступной немногим, и той нищетой, в которой живут миллионы американцев. Нищета рассматривается достаточно широко и трактуется как не просто безденежье, а скорее как нищета духа.
Много лет проработав журналистом, Драйзер прекрасно знал американские нравы, знал их изнутри и блестяще отразил их в своем шедевре. Достаточно большое количество молодых мужчин стремилось разбогатеть любым, по возможности более легким путем, путем биржевых спекуляций или путем брака по расчету с богатой наследницей.
Драйзер не создавал трагедию традиционную и все же исходил из трагического смысла человеческой судьбы. Трагизм истории молодого человека Клайда Гриффитса сосредоточен в тотальном подчинении его мыслей и желаний стандартам американского образа жизни, насквозь лицемерным и ханжеским.
К тому же рассказанный писателем сюжет не замыкается только в рамках личной трагедии Клайда.
Огромная заслуга Драйзера заключена в том, что он нарисовал яркими красками портрет типичного американского юноши в типичных обстоятельствах американской повседневной жизни и резюмировал, к каким трагичным финалам приводят такие типичные будни. В данном ракурсе главное действующее лицо романа – образ собирательный, и поэтому судьба его отмечена чертами всеобщности и характерности.
«Американская трагедия» обязана своим рождением, как некогда стендалевский роман «Красное и черное», нескольким строкам из уголовной хроники. В начале века американские газеты сообщали об убийстве неким Джиллетом своей беременной возлюбленной, которая оказалась непреодолимым препятствием на его пути к выгодной женитьбе. Убийцу казнили. Такого типа страшные сенсации время от времени появлялись в газетах: писатель, работая репортером в Сент-Луисе, описал подобный случай.
Роман выдержан в сугубо реалистической методологии и стилистике, где главный термин при его анализе «типичность»: типичен образ главного героя, типичны обстоятельства, в которые он попал. Эта типичность передается не документальной натуралистичной фактографичностью, а описанием самого духа эпохи, тенденциями общественного развития и их влияния на отдельно взятую личность. Писателю удалось на примере истории Клайда и Роберты нарисовать национальную трагедию Америки. И если бы он создал только этот роман, то уже обеспечил бы себе бессмертие в американском искусстве.
В сочетании слов «американская трагедия» Драйзеру отразил не просто заглавие романа, в них выражена новая суть трагического и трагедийного в жизни США. Выдающийся реалист прозорливо уловил исторический смысл в тех бесконечных изменениях, которые испытывала жизнь новых американских городков, и довел его до сознания своих сограждан.