Будуновой Зулейхи Сагитмагомедовны

Проблема бессознательного

В романе Теодора Драйзера «Американская трагедия»

Нормоконтролер: Научный руководитель:

доцент, к.ф.н. Алахвердиева Л.Г. доцент, к.ф.н. Плохарский А.Е.

«___» _________________2017 г.

Работа допущена к защите: Рецензент:

зав. кафедрой русской литературы доцент кафедры литератур

проф., д.ф.н. Мазанаев Ш.А. народов Дагестана, к.ф.н.

_________________________ Гаджиахмедова М.Х.

«____» ___________2017 г.

Махачкала − 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
   
ГЛАВА I. Поэтика романа Т. Драйзера «Американская трагедия»: некоторые аспекты……………………………………………….  
1.1. «Американская трагедия» как реалистический роман……………… 1.2. Система образов романа. Образ Клайда Гриффитса……………….. 1.3. Развенчание мифа об «американской мечте» в романе……………..    
   
ГЛАВА II. Проблема бессознательного и роман Драйзера «Американская трагедия» ………………………………………  
2.1. Психоаналитическая теория Фрейда и Юнга и американская литература начала ХХ века…………………………………………….. 2.2. Проблемы психологии в творчестве Т. Драйзера…………………….. 2.3. Проблема бессознательного и роман «Американская трагедия»……      
   
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
   
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

ВВЕДЕНИЕ

Теодор Драйзер (1871-1945) выделяется в американской литературе многообразием и универсальностью таланта. Он был великим писателем, публицистом и общественным деятелем. Смелость в поисках правды жизни сделала Драйзера вождем американской реалистической литературы ХХ века. Драйзер открыл миру американскую трагедию, и в этом его величие, его новаторство.

Драйзеру близки идеи натуралистов, хотя чистым натуралистом его не назовешь, да и ни к какой школе он не принадлежал и свой путь в искусство прокладывал самостоятельно. Его кумиром был Бальзак: главное, чем он обязан Бальзаку, это открытием доминанты характера молодого человека, бросающего вызов жизни, одержимого мечтой об успехе. Вопреки натуралистическому тезису о подчиненности характера среде, персонажи Драйзера – слишком индивидуалисты и не во всем подчинены законам детерминизма.

Убедившись в том, что интерес к жизни у американцев связан с нетерпеливым ожиданием успеха, Драйзер решает исследовать психологию обделенного и честолюбивого «солдата удачи» и объект его честолюбивых устремлений – американское общество. Первым шагом на этом пути стал роман «Сестра Керри» (1900), который был встречен в штыки и тут же запрещен за «безнравственность». Несколько иначе расставлены акценты в «Трилогии желания» («Финансист», «Титан», «Стоик»). На этот раз перед читателем не «солдат удачи», а подлинный Наполеон финансового мира. В отличие от персонажа «Сестры Керри» Герствуда у Каупервуда нет никакого комплекса вины, ему незнакома раздвоенность: он хищник по призванию.

«Американская трагедия» – роман Драйзера, в стилистике которого отразились новые увлечения писателя в 20-ые годы ХХ века: политический радикализм и психоанализ. В это время психология бессознательного тесно переплетается с литературой и культурой США. Распространенные интуитивистские концепции постепенно разворачивают литературу к отказу от детерминированности характера социальной средой и обстоятельствами.

Учения З. Фрейда, К.-Г. Юнга, А. Бергсона способствовали более глубокому проникновению писателей в сферу сознания и подсознания. Проблемы психологии и подсознания занимают важное место в произведениях Т. Драйзера, Ш. Андерсона, Ю. О’Нила, У. Фолкнера. Заметим, что интерес к психологии личности в американской литературе имеет давнюю традицию. Это восходит к американскому романтизму, к творчеству Э.А. По.

В данной работе были проанализирован роман Т. Драйзера «Американская трагедия»; статьи и монографии о творчестве Драйзера Я.Н. Засурского, С.С. Батурина, Ф.О. Маттисена, В.М. Толмачева, Г. Ионкиса, Е.А. Морозкиной и Н.Э. Кутеевой, а также работы основателей психоанализа З. Фрейда и К.-Г. Юнга.

Объект исследования – творчество Теодора Драйзера.

Предмет исследования – драйзеровский шедевр «Американская трагедия» и основная его проблематика.

Целью работы явилось изучение проблем бессознательного в творчестве Т. Драйзера, в первую очередь в его романе «Американская трагедия».

Цель определила задачи – выявление не столько факта влияния психоаналитических теорий на творчество Драйзера, сколько обнаружение моментов, сближающих его с концепцией основоположников психоанализа.

Актуальность исследования. Несмотря на то, что о романе Драйзера написано большое количество исследований, специальных работ по теме «Американская трагедия» и проблема бессознательного» нет.

Методологическая основа. В работе используется метод комплексного филологического описания, элементы контекстологического анализа, элементы сравнительно-типологического метода, устанавливающего общность и трансформацию систем психоанализа драйзеровской прозы.

Практическая значимость.Материалы исследования могут быть использованы при написании рефератов и курсовых работ.

Структура работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Объем исследования – 47 страниц.

ГЛАВА I.

Наши рекомендации