Тема: Склонение имён прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи.

Цель:учить распознавать имена прилагательные множест­венного числа в родительном и предложном падежах, правильно писать окончания таких прилагательных.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нор­мами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оцени­вание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Чем похожи тексты? (Темой. В обоих текстах рассказыва­ется о росе.)

— Чем они различаются? (Стилем. Первый текст научно-по­пулярный, второй — художественный.)

— Какой текст вы списали? Почему?

— Назовите в художественном тексте слова-синонимы. (Ма­ленькие — крошечные.)

— Чем отличаются эти слова? (Крошечный — очень маленький.)

— Назовите падеж выделенных имён прилагательных. Как вы определяли?

— Какие виды разборов вы выполнили?

— Как вы разобрали предложения по членам?

(Три ученика выполняют на доске разбор слов по составу.)

III. Актуализация знаний

— Выпишите слова с разделительным твёрдым знаком.

Всё кругом объято страхом:

Разъярённый людоед

Объявил, что съест сегодня

Замечательный обед.

В сверхъестественной тревоге

Всё зверьё уносит ноги.

Даже несъедобный ёжик

Съёжился от страха тоже.

Разъярённый людоед

Мигом съел мешок конфет,

Закусил печеньем плотно.

Он отъявленный злодей,

Но совсем не ест людей

И не трогает животных.

С. Бондаренко

— Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак? (По­сле приставок перед буквами е, ё, ю, я.)

— Обозначьте в словах орфограмму.

— Найдите слова с разделительным мягким знаком. (Зверьё, печеньем.)

— В чём разница в условиях написания разделительных твёр­дого и мягкого знаков?

— Назовите имена прилагательные, которые встретились в тексте. Определите их число и падеж.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложения. Много работы весной у перелети., птиц. Я с детства мечтал о дальн.. странствиях.

— Найдите имена прилагательные, определите их падеж и число.

— Как вы определили?

— Какие окончания будут иметь эти имена прилагательные? Почему?

— Сформулируйте задачи урока. (Научиться распознавать имена прилагательные множественного числа в родительном и предложном падежах, правильно писать окончания таких имён прилагательных.)

V. Работа по теме урокаРабота по учебнику Упр. 90 (с. 43).

(Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.)

— Сделайте вывод: какие имена прилагательные могут иметь окончания -ых, -их? (Имена прилагательные множественного числа в родительном, винительном и предложном падежах.)

Упр. 91 (с. 43).

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— О чём в нём говорится? (О красоте русской природы.)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Назовите имена прилагательные в родительном падеже. Почему они имеют разные окончания? (Разное число.)

— Назовите падеж остальных имён прилагательных. (Один ученик выполняет на доске разбор слова русского как

части речи.)

— Прочитайте слова из словаря. Назовите непроверяемые безударные гласные.

— Запишите в словарик слово богатство, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

— Что такое богатство? Объясните значение этого слова с по­мощью толкового словаря.

— Подберите к слову богатство однокоренные слова. (Бо­гатый, богатеть, разбогатеть, богатенький, богач, обога­титься.)

— Подберите однокоренные слова к слову хозяйство. (Хозяй­ский, хозяйка, хозяин, хозяйствовать, хозяйственный.)

(На данном этапе урока можно использовать школьный ор­фографический словарик.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материалаРабота по учебнику

Упр. 92 (с. 43).

— Прочитайте предложения.

— Что в них необычно? (Есть образные сравнения.)

— Какое предложение вам понравилось больше? Чем? (Отве­ты детей.)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

Наши рекомендации